Источник

III. О Священном Предании

Священное Предание древнее Священного Писания: до Моисея люди руководились одним Священным Преданием. Христианство распространяемо было вначале только устно. Апостолы сначала учили устно: Мф.10 гл. Писание оставили только некоторые из них. Писания эти были писаны по поводу разных случайных обстоятельств: 2Кор.13:10; Флм.1:21 и они не имели своей задачей представить в систематически полном виде установлений христианских: 1Кор.11:34, так что без Священного Предания мы не знаем даже, как нужно совершать святые таинства Причащения, Крещения и друг. Таким образом, в Священном Писании не всё необходимое для нашего спасения записано с надлежащей полнотой: 2Ин.1:12; Ин.21:25. Поэтому апостол Павел даёт наставление держаться твёрдо и устных наставлений, т.е. Священного Предания: 2Фес.2:15; 1Кор.11:2; 1Тим.6:20; 2Тим.1:13:2:2; Тит.1:5.

Что же, собственно, разумеется под Священным Преданием?

1) Древние символы первых веков христианства.

2) Правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов, собранные в книге, которая называется «Кормчая».

3) Древние литургии и акты, или сказания о страданиях древнейших мучеников.

4) Древние церковные истории.

5) Творения святых отцов и учителей Церкви.

6) Наконец, вся древняя церковная практика (посты, праздники, устройство храмов, священнодействия и т.д.).

Где хранится Священное Предание?

Оно хранится в Церкви: Деян.20:31 (спроси Ефесян); Гал.1:8–9 (ищи в Галат. церкви); 2Сол.2:5–7 (узнай от Солунян); 1Кор.11:32 (спроси в Коринфе); 3Ин.1:13–14 (узнай от Гаия); Тит.1:5 (узнай от Тита). – Варнава (Деян.12:25), Тит (2Кор.8:23), Тимофей (Рим.16:21), Силуан (2Кор.1:19), Гаий, Аристарх, Секунд, Техик, Сосипатр (Деян.20:4), Урбан (Рим.16:9), Сила (Деян.15:22), Епафраст (Кол.1:7) и другие были спутниками апостолов, слушали их проповедь, видели порядки их и сами проповедовали и устроили Церковь, были пастырями целых стран и судьями пресвитеров и диаконов (1Тим.1:3:3:14–15:5:17–20; Тит.1:5), их и надо спрашивать, чему учили и чего не записали апостолы, т.е. спрашивать о Предании. Они передали это пастырям Церкви и частью сами записали (2Тим.2:2).

Признак апостольских Преданий

а) Апостольские Предания идут от апостолов: 2Сол.3:6.

б) Они согласны с апостольскими писаниями и вообще со Словом Божиим: Тит.1:7–9.

в) Апостольские Предания содержит вся Христова Церковь, ибо она устроена на основании, положенном апостолами: 1Кор.3:10; Еф.2:20.

Жизнеописания святых тоже есть Предание, и оно хранится потому, что Слово Божие велит записывать о Божиих милостях праведникам: Пс.43:2–4:77:3–7. В Библии описана жизнь и ветхозаветных, ещё не искупленных праведников.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Священного Предания

Лк.1:2–4. «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен».

Объяснение. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды апостолу Луке по их образцу писать ещё своё повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20; 2Фес.2:15:3:6; 2Тим.1:13:2:2, иногда они предпочитали устную передачу – писанию: 2Ин.1:12; 3Ин.1:13; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2.

Деян.1:1–2. «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала.

До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал».

Объяснение. Святой апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лк.1:2, а очевидец Иоанн Богослов пишет, что именно не всё учение Иисуса Христа в книгах записано: Ин.20:30:21:25. Где, наприм., писано в Евангелии, о чём потом говорили и учили апостолы: Деян.15:24; 1Тим.4:14; Тит.1:5.

Деян.13:46. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

Объяснение. По божественному плану спасения рода человеческого, учению о Христе Спасителе мира надлежало быть проповедану сначала еврейскому народу: Деян.3:26; Рим.1:16; но как они в лице фарисеев и законников отвергли волю Божию: Лк.7:30, то проповедь перенесена была к язычникам. Но эта проповедь не могла заключаться в одних писанных Евангелиях и посланиях, а была главным образом в устных наставлениях, так как в это время не было ещё ни одного послания написано, да и Евангелия не всех 4-х евангелистов существовали в первое время по вознесении Иисуса Христа.

Деян.16:4. «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме».

Объяснение. Отсюда видно, что определениям собора апостолов и пресвитеров: Деян.15:6:22, приписывалась общеобязательная сила, а также видно и то, что эти определения предавались для соблюдения, становились преданием церкви, так как постановления собора письменно передавались в то время в одну только Антиохийскую церковь, в прочие же церкви приходили через апостольское предание: Деян.15:27:20:31; 1Фес.2:13; 2Фес.2:15.

Деян.17:11. «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».

Объяснение. Здесь и речи нет о том, – нужно, или не нужно признавать Предания, а говорится лишь о том, что Солуняне возмутились против апостола Павла и заставили его ночью покинуть город, после чего он свою проповедь перенёс в Верию (ст.1–10); жители последней оказались благомысленнее Солунян, разбирали ветхозаветные Писания (новозаветных тогда ещё мало было), сопоставляя их со случившимися евангельскими событиями. О необходимости же Предания свидетельствует тот же апостол Павел: 2Фес.2:15:3:6; 1Тим.6:20.

2Пет.1:16:19. «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».

Объяснение. Апостол Пётр был очевидцем Преображения Господня и Вознесения: Мф.17:1–2; Лк.24:50; подробностей об этих великих событиях апостол не описывал, стало быть, «силу и пришествие Господа» передавал главным образом устно, отсюда необходимо соблюдать не только Священное Писание, но и Священное Предание: 2Ин.1:12; Деян.13:5:20:31.

Чтобы понимать слова апостола, сказанные в 19 ст., нужно обратить внимание на 20 ст. сей главы. Очевидно, под пророческим словом здесь разумеются ветхозаветные пророчества о Христе: Деян.8:30–32; если бы мы стали обращаться к одним ветхозаветным пророчествам, то тогда мы должны будем отвергать весь Новый Завет, заключающийся не в одних Писаниях, но и в Священном Предании: Ин.21:25; 2Фес.2:15:3:6.

Рим.1:16–17. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет» (Авв.2:4)».

Объяснение. Под «благовествованием» нельзя разуметь одно Священное Писание, ибо и сам апостол под благовествованием разумел и письменное, и преданное устно им учение Христово: 2Фес.2:15:3:6; 1Кор.11:1–2.

В 17 ст. также не об одном писанном благовествовании говорится, в котором открывается правда Божия, но и об устном, и чрез него открылась правда Божия сотнику Корнилию: Деян.10:32–44; сам апостол Павел не всё записал, о чём проповедовал «три года день и ночь непрестанно со слезами»: Деян.20:31, да и учение Христово далеко не всё записано: Ин.20:30:21:25.

1Кор.4:6. «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим».

Объяснение. Здесь апостол Павел внушает коринф. Христиан., чтобы они брали пример с него и Аполлоса и не мудрствовали сверх того, что написано, т.е., чтобы каждая коринф. партия не превозносилась своими учителями, как это они делали, называясь – одни Павловы, другие Аполлосовы. Вот это обстоятельство и заставило апостола Павла писать, чтобы Коринфяне так не мудрствовали, ибо это уже будет сверх написанного: 1Кор.3:21–22; но чтобы все одинаково хвалились только Богом, как написано: 1Кор.1:12–31. Этим местом апостол также нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростью из разных наук, помимо сказанного в Священном Писании: 1Фес.5:21; Деян.17:28; Тит.1:12. Апостол здесь предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим».

1Кор.11:2. «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам».

Объяснение. Отсюда видно, что Предание было раньше Писания; первоначальная обязанность христиан состояла не в сохранении писанного апостольского слова, которое явилось не вдруг, а в сохранении устного апостольского Предания, за что апостол и хвалит и умоляет держаться Предания: 2Фес.2:15; 1Кор.15:1.

1Кор.14:37. «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни».

Объяснение. Здесь нисколько не говорится о том, что должно руководствоваться одним только Священным Писанием в делах веры и благочестия, а раскрывается лишь истинное понятие о дарах Святого Духа и восстановляется порядок в Коринф. церкви, так как Коринфяне дозволяли даже женщинам учить в церкви – ст.34–35.

Гал.1:8–9. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

Как и прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Объяснение. Отсюда правильнее можно заключить, что апостол говорит об устном благовестии: ст.9, а потому лишь защищает, а не опровергает Священное Предание. В этой же главе ст.11–12 апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать Предания: 2Фес.2:15; 1Тим.6:20; 1Кор.11:2, и сам пользовался устным Преданием: Деян.20:35 (слов, сказанн. здесь: «блаженнее давать...», нигде в Евангелии нет). Предавая анафеме людей, благовествующих не то, что благовествовал он, апостол, очевидно, разумел еретиков всех времён, отвергающих Предание.

2Фес.2:15:3:6. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим.

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас».

Объяснение. Здесь разумеется предание не только устное, но и письменное. Отсюда можно заключить, что апостолы не всё передали верующим чрез послания, но многое сообщили и без письмен: 2Ин.1:13–14; 2Тим.2:2; слово и послание ясно разграничиваются: 2Тим.1:13; Кол.4:16. В устной проповеди передано было христианам не только вероучение и нравоучение, но и правила благочестия, против которых грешили те, которые поступали бесчинно.

1Тим.1:3–4. «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере».

Объяснение. Если рассмотреть эти стихи в связи с последующими 5–6 ст. этой же главы, тогда увидим надлежащий смысл. Здесь апостол Павел напоминает апостолу Тимофею убеждать заблуждающихся, которые любят больше споры, чем назидание в вере. Под баснями и родословиями: ст.4, как видно из сличения с послан. Тит.3:6, разумеются глупые состязания, споры и распри о законе; следовательно, к Священному Преданию, заповеданному апостолом хранить: 1Тим.6:20, это место не имеет никакого отношения.

1Тим.3:15. «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины».

Объясн. Отсюда усматривается значение устного апостольского Предания, так как Писание употреблялось только в случае невозможности личного свидания и личной беседы: 2Ин.12; 3Ин.13–14. Далее говорится о Церкви, наименованной домом Божиим и столпом истины. Правила, о которых здесь говорит апостол, всецело касались священноначалия, иерархии; отсюда следует, что столпом и основанием истины, домом Божиим была и есть не какая-либо иная, иначе устроенная Церковь, а Церковь, управляемая архиереями и пресвитерами при служении диаконов: 1Кор.12:28–29; Еф.4:11.

1Тим.6:3–4. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения».

Объяснение. Здесь под возгордившимися, ничего не знающими, как видно из связи 5–6 стиха, разумеются те, кто учит иначе, т.е. различно от преданной прежде веры: Тит.1:3; кто хвалится своим знанием: 1Кор.8:2. Таковы были еретики времён апостольских – гностики (называвшие сами себя разумными), которые вступали в бесконечные споры и состязания и извращали учение Иисуса Христа; подобны им и современные извратители Священ. Писания: 2Пет.3:16. К Священному Преданию это место отнюдь не относится.

2Тим.3:15–17. «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Объясн. Апостол Тимофей родился в 30-й год по рожд. Христове. С 58 года он стал спутником апостола Павла. Писания последнего появились в период 53–67 года. Отсюда видно, что с детства апостол Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф.5:43–44. Если принять во внимание ст.14 этой же главы, то увидим, что, по словам апостола Павла, источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Следовательно, ссылка на 2Тим.3:15–17 не только не оправдывает отвержение церковного Предания, но прямо обличает тех, кто не признаёт его: Ин.12:48.

Откр.22:18–19. «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей».

Объяснение. Здесь говорится не о всей Библии, а только об Откровении, о Предании же и речи нет, между тем тот же апостол даже предпочитает устную передачу – Писанию: 2Ин.1:12; 3Ин.1:13–14. Если понимать слова Тайновидца в смысле запрещения принимать всё то, чего нет в книге Откровения, то пришлось бы отвергать и Евангелие, и Послания того же апостола. Отсюда понятно, что эти слова апостола (в ст.18–19) относятся только к одной книге Откровения и к Священному Преданию никакого отношения не имеют, так как оно имеет свои основания во многих местах Священного Писания, например: Ин.20:20:21:25; 1Кор.11:2; 1Фес.2:13; 2Фес.2:15.

Втор.4:2. «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую».

Объяснение. Этими словами Бог, повелевая твёрдо держаться закона, данного через Моисея, предостерегает евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам: Лев.18:21; ср. Деян.7:43; а потому к Священному Преданию они не относятся.

Можно ли утверждать, что ветхоз. пророки проповедовали буквально так же, как и Моисей? Нет, эти пророки даже вводили новые уставы, например о певцах: 1Пар.25–26 и 2Пар.29:25.

Нав.1:7–8. «Только будь твёрд и очень мужествен; и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано».

Объяснение. Как видно из контекста (предыдущих и последующих к ст.7–8 мест), этими словами Бог, повелевая твёрдо держаться закона, данного чрез Моисея, предостерегал евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам, как, например, Ваал-Фегору: Втор.4:3; Молоху, Астарте и др.: Лев.18:21; Суд.2:13; Деян.7:43, которыми идолопоклонники приносили в жертву даже своих детей: Втор.12:31; Пс.105:37. К Священ. Преданию Православной Церкви эти слова не имеют никакого отношения.

Пс.118:5. «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!».

Объяснение. Что не все уставы или правила религиозной жизни записаны были и в Ветхозаветных книгах, видно из Пс.77:3–4, а в Новом Завете заповеди далеко не все содержатся: Ин.20:30:21:25, отсюда и является необходимость пользования Священным Преданием, за что апостол Павел хвалил первых христиан: 1Кор.11:2, и называл Предание так же, как и Писание, Словом Божиим: 1Фес.2:13. Наконец, как же можно утверждать, что будто бы только в Писании заключены все уставы или заповеди Божии, когда они сообщались людям устно, или, что то же, чрез Предание?

Священное Предание есть Слово Божие

Мк.7:7–8:13. «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Ис.29:13).

Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное... устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное».

Объяснение. Господь осуждает здесь предание человеческое, порождаемое сердцем, далеко отстоящим от Господа (ст.6), не согласное с божественной истиной: Тит.1:9. Под именем Священ. Предания разумеется Слово Божие: Гал.1:11–12; 1Фес.2:13; 2Фес.3:6; 1Тим.6:20, проповеданное по повелению Господа: Мф.28:19–20.

1Пет.1:25. «Но слово Господне пребывает вовек (Ис.40:6–8); а это есть то слово, которое вам проповедано».

Объяснение. Отсюда видно, что словом Господним называется не одно писанное, но и проповеданное устно, так как изустное учение и проповедь были первой обязанностью апостолов: – Мк.16:15; Рим.10:14–17. Священное Предание имеет равную силу со Священным Писанием, а потому оно есть то же Слово Божие, не записанное в книгах: 1Кор.11:2; Деян.13:5.

1Фес.2:13. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих».

Объяснение. Отсюда видно, что Словом Божиим является не только слово, написанное апостолами и доныне читаемое, но и слово, проповеданное ими устно и слышанное их учениками и последователями. Апостол показывает нам, как слово Божие соблюдается в Предании, говоря: «которое действует в вас верующих». Оно не может затеряться и забыться, потому что по нему постоянно устраивается жизнь верующих всей Церкви, именуемой столпом и утверждением истины: 1Тим.3:15. Не напрасно поэтому апостол усиленно просил хранить Предание: 1Тим.6:20; 2Фес.2:15:3:6, так как далеко не всё то записано, чему учил Сам Иисус Христос: Ин.20:30:21:25.

Священное Предание не то же, что басни Иудейские или предание фарисейское

Мф.15:3:9. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Ис.29:13).

Объяснение. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание, не от старцев, но от отцов: Ин.7:22; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Мк.7:3–8. Смешивать это предание с Священным Преданием нельзя, ибо оно есть Слово Божие: Гал.1:11–12; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит: 1Кор.11:2–3; и просит держаться его: 2Фес.2:15; 2Тим.1:13; и передавать другим: 2Тим.2:2.

По Преданию апостол Лука писал Евангелие: Лк.1:1–4. Есть новозаветные наставления святого Евангелиста Иоанна Богослова: 2Ин.1:1; но все они совершенно не сходны с фарисейским преданием: Мф.15:5–6; Мк.7:3–4.

Кол.2:8. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

Объяснение. Апостол убеждает не всякое предание принимать к руководству и особенно не увлекаться мудростью века сего: ст.4; 1Кор.2:5–6; Деян.17:18. Священное Предание не есть измышленная философия по стихиям мира, по нему первоначально научились люди познанию о Христе: Лк.1:2; по нему была устроена Церковь: Деян.16:4; в этом Предании апостол заповедал нам стоять и его держаться: 2Фес.2:15.

1Тим.4:7. «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии».

Объяснение. Негодные басни содержатся не в Священном Предании, сохраняемом Православной Церковью, а в еретических общинах, извращающих Священное Писание к собственной своей погибели: 2Пет.3:15–17; от таких-то именно превратных толкователей предостерегает апостол: 2Фес.2:2.

Тит.1:13–14. «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины».

Объяснение. В этих словах апостола Павла к Титу ничего не говорится против Предания. Иудейские басни, о которых говорит здесь апостол, – это иудейские толкования закона, которые и у Спасителя названы преступными преданиями: Мф.15:3; Мк.7:3–4. О Священном Предании апостол учил: 2Фес.2:15:3:6.

Ис.29:13. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих».

Объяснение. Здесь разумеются предания старцев, – древних мужей, не согласные с Божественной истиной или учением: Тит.1:9. Господь говорит книжникам и фарисеям – иудейским старцам: «преступаете» заповедь Божию... Мф.15:3:6; Мк.15:6, но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов: 2Ин.1:1; 3Ин.1:1; Ин.7:22. Смешивать одно предание с другим нельзя, так как под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: 1Фес.2:13.

Не всё то записано в Евангелии, что необходимо для нашего спасения

Лк.9:11. «Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял».

Объяснение. Здесь подтверждается, что далеко не всё записано евангелистами, чему учил Господь: Ин.20:30:21:25; очевидно, в беседе о Царствии Божием Господь многие такие наставления давал, которые впоследствии и другим людям передавались устно апостолами: 1Фес.2:13.

Ин.20:31. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

Объяснение. Что не вполне достаточно для спасения рода человеческого одного писанного, можно видеть и из предыдущего 30 стиха, и особенно из Ин.21:25; из этих мест видно, что далеко не всё то записано, что творил и чему учил Иисус; значит, этими словами не имелось в виду отвергнуть Священное Предание: 2Фес.3:6, а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий. По Преданию писал апостол Лука своё Евангелие: Лк.1:2–3; учили соблюдать и хранить Священное Предание прочие святые апостолы: 1Кор.11:2; 1Ин.2:24.

2Ин.1:12. «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна».

Объяснение. Отсюда видно, что многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена: Деян.20:31; а что заключено туда, то заключено по нужде: 3Ин.13–14; при невозможности иного лучшего способа сообщения устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, хранить которое настойчиво умоляет нас апостол Павел: 2Фес.3:6; 1Тим.6:20.

Ин.21:25. «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь».

Объяснение. Здесь опять ясное доказательство того, что не всё то записано, что творил и чему учил Иисус Христос, особенно мало записано из того, чему учил Он в течение 40 дней по воскресении, являясь ученикам и говоря о Царствии Божием: Деян.1:3; не напрасно и апостол говорит: вера от слышания: Рим.10:17; к тому же в самом Священном Писании есть такие тайны, постижение которых и для ангелов является делом только желательным: 1Пет.1:12; 1Тим.3:16; 2Пет.3:15–16. Вот почему в деле веры нельзя полагаться на один свой разум, но необходимы духовные руководители такие, коим дано знать тайны Царствия Божия: Мф.13:11; 2Пет.1:20; Евр.4:12; 2Кор.2:15–16.

Основные места Священного Писания в учении о Священном Предании, которые необходимо заучить наизусть

Ин.21:25. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Мф.28:19–20. Идите, научите все народы... уча их соблюдать всё, что Я повелел вам.

1Кор.11:2. Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам.

1Тим.6:20. О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания.

2Тим.2:2. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

2Фес.2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle