Источник

II. О соборах Церкви

На Вселенских Соборах святые отцы не проповедовали ничего нового. Они проповедовали то же, чему учили Господь Иисус Христос и апостолы, они не сочиняли догматов, а брали их готовыми из Святого Писания.

Возьмём, для примера, Символ веры.

Не только догматы, заключающиеся в Символе веры, заимствованы из Священного Писания, но и самый текст Символа веры изложен словами, заимствованными из новозав. писаний. Рассмотрим же это тщательно. 1-й член Символа веры читается так: «верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Здесь говорится о Первом Лице Святой Троицы, о Боге Отце. Но ведь Богом Своего Отца Христос Спаситель Сам называл (Ин.3:16 ср. Ин.17:1–2). Он же называл Его Единым (Ин.17:3), Вседержителем (Кол.11:6–17), Творцом (Мф.19:4; ср. Быт.1:27; Мк.10:6). Также и апостолы называли Первое Лицо Богом Отцом (Рим.1:4; 2Кор.1:3), Богом Единым (1Кор.8:6; Еф.4:6), сотворившим небо и землю и вообще всё, существующее в мире (Деян.4:24; 17:24). 2-й член читается: «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Сыном Божиим называет Господа Христа всё Святое Писание, пророки, апостолы и Сам Он (Ин.3:16; 17:1). Единородным назвал Он Сам Себя (Ин.3:16:18), называет Его так и святой Иоанн Богослов (Ин.1:14:18; 1Ин.4:9). Рожденным прежде всех век Христос назван на основании Его же собственных слов (Ин.17:5; 8:25). Выражение «Света от Света» заимствовано из Прем.7:26 (ср. Лк.2:32; Ин.1:4:9, 8:12; 1Ин.1:15 и др.). «Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу» – эти слова вставлены в Символ на основании учения Самого Иисуса Христа (Ин.10:30:14:9; Мф.11:27). Слова «Имже вся быша» представляют собою сокращение евангельских слов: Ин.1:3. Учение о воплощении в 3-м члене основано на учении Христа и евангелистов (Ин.3:13:4:38:16:28:3:17:4:51; Мф.1:20:23; Лк.1:30–31). – Учение о распятии, страдании и погребении Христа заимствовано в 4-й член из Мф.16 и 17 глав, Мк.14 и 15 гл., Лк.22 и 23 гл., Ин.18 и 19 гл. О воскресении Господа (5-й член) неоднократно говорил Сам Спаситель (Мф.16:21:26:32; Мк.14:28), евангелисты (Мк.16:9; Ин.20:19:20) и апостолы (1Кор.15:3–5). – О вознесении (6-й член) говорил Христос Спаситель (Ин.16:28) и апостолы (Еф.4:10; Евр.8:1), а выражение «седяща одесную Отца» почти буквально взято из слов Христа: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк.22:69). О втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю, всеобщем суде и бесконечном царстве Христовом (7-й член) Спаситель говорил неоднократно (Мф.24:27:25:31–32:46; Ин.5:28–29). О Божестве Духа Святого и Его исхождении от Бога Отца (8-й член) также учил Сам Господь Иисус Христос (Ин.15:26:14:16–17) и Его апостолы (Деян.5:3–4). – Вероопределение о Церкви (9-й член) отцы Соборов также излагают на основании учения о ней Иисуса Христа (Мф.6:18:28:20:18:17; Ин.15:5–6; ср. Еф.3:10; 1Тим.3:15 и др.). Единою названа она на основании Еф.4:4–5; святою: Ин.17:17–20; Еф.5:25–37; соборною: Кол.3:11; апостольскою: Еф.2:19–20. О Крещении (член 10-й) говорил Иисус Христос (Ин.3:5; Мк.16:16) и апостолы (Деян.2:38 и мн. др.). – О воскресении мертвых (член 11-й) учили Христос (Ин.6:54:5:25) и апостолы (1Кор.15:12–14:19–20). – О жизни вечной, которая настанет по всеобщем воскресении (член 12-й), также говорил Спаситель (Лк.20:34–38).

Святые отцы Соборов вводили различные правила не по произволу, а руководясь существенными нуждами в церкви, и притом они никогда не вводили правил, противных учению Слова Божия. Правила свои они основывали именно на Слове Божием, и в сем деле они следовали примеру как ветхозаветной церкви, так и апостолов. Так, например, апостол Павел установил правило, по коему жена должна учиться в безмолвии, а не учить других в церкви и не властвовать над мужем (1Тим.2:11–12; 1Кор.14:35). Между тем этого правила нигде нет в 4-х Евангелиях. Это право благоустроить порядок в Церкви собственными законами апостолы дали и своим преемникам, которые, по примеру апостолов (Деян.15) и собираются на соборы для защиты истинной веры Христовой от еретиков, извращавших её, и составляют правила к раскрытию и утверждению истинной веры, поддержанию нравственности, церковного благочиния и управления.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о Соборах Церкви

Деян.15 глава повествует об апостольском соборе.

Объяснение. В Иерусалиме было собрание и рассуждение на нём апостолов и пресвитеров со всею церковью (ст.6–22), так чтобы и миряне знали основания постановленного решения и следовали ему разумно и по убеждению. На собрании говорил сначала апостол Пётр (ст.7–11), потом апостол Иаков (13–21), но решение постановлено всеми и послание к антиохийцам написано от лица апостолов, пресвитеров и братий (22–23). В этом послании мнение об обязательности обрезания для обращающихся ко Христу язычников отвергнуто, как вышедшее не от апостолов (24), – решение собора изложено в словах: Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (ст.28–29). Что же усматривается из этой истории? 1) Вопросы о предметах веры, возбуждающие разногласие в отдельных церквах, разрешаются собором. 2) В Иерусалимском Соборе участвуют пресвитеры, так что Соборы могут собираться и по отшествии апостолов их преемниками из епископов и пресвитеров при участии мирян. 3) Решение Собора есть решение Святого Духа, наставляющего на истину предстоятелей Церкви. Вот основания, по которым мы должны считать вселенские соборы высшей видимой властью в Церкви и постановления их как обязательные для христиан правила веры. Итак, в апостольской церкви было положено начало соборов. Другие примеры соборного рассмотрения и решения церковных дел можно находить в Деян.1:15–26:6:1–5:8и др.

Откр.10:3–4. «И воскликнул громким голосом, как рыкает лев: и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.

И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего».

Объяснение. Здесь пророчески предсказано, что «громы» – вселенские соборы; вероопределения их прогремели и доныне гремят во все концы земли. Если бы Иоанн записал их (громов слова), то не нужны были бы потом соборы. Определения соборов не скрыты ни для кого, но кто имеет уши и не слышит и, имея очи, не видит (Мф.13:14–15), тот не слышит и не желает знать этих определений, а между тем соборы эти установлены Священ. Писанием и определения их должны быть святы и ненарушимы: Деян.1:15–16:6:1–2:16:4.

Притч.9:1. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его».

Объяснение. Под «семью столбами» должно разуметь не одни таинства, но и число вселенских соборов. Основанием веры православной служит исповедание веры, высказанное апостолом Петром: Мф.16:13–18. Это исповедание точно выражено в определениях семи вселенских соборов. Постановления соборные обязательны для всех верующих: Деян.16:4, ибо они согласны с волею Божиею: Деян.15:22.

2Тим.1:13. «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе».

Объяснение. Что же разуметь под образцом здравого учения? Здравое учение уже содержится апостолом Тимофеем: 2Тим.3:14–15, держаться же ещё образца этого учения значит не что иное, как соблюдать преданное апостолом точное, образцовое изложение его. Из этого усматривается, что в апостольской Церкви существовали точные изложения веры, с которыми должны были сообразоваться проповедники. Это так называемые символы веры, сохраняющиеся до наших дней и ведущие своё начало от апостолов: Деян.15:2–4. Никео-цареградский Символ веры весь изложен на основании Новозаветных Писаний, так, например, 1-й член подтверждают: Ин.3:16:17:1–3; Кол.1:16–17 и др.; 2-й – Ин.3:8:17:5; 3-й – Ин.3:13:6:38 и т.д.

Основные места священ. Писания в учении о Соборах Церкви

Деян.1:15–16. В те дни Пётр, став посреди учеников, сказал, – было же собрание человек около ста двадцати...

Деян.6:2–3. Тогда двенадцать апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу.

Деян.15:6–7. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали...

Деян.16:4. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.

Деян.15:22:28. Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей...

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle