Источник

I. О Церкви Христовой

Все вообще члены, составляющие Церковь, именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры, называются внутри своего общества:

Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным (1Пет.1:1).

Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян.11:26).

Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф.2:20).

Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов:

«Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос (Кол.3:11).

И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа:

«Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр.3:1).

Единство способа оправдания, единство упования:

«И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых.

О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:42–43).

Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна (Еф.2:19–20).

Созидание истинной Церкви, имеющей главою Самого Иисуса Христа, происходило через посредство апостолов и их преемников:

«Проходя же по городам, они (апостолы) предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме; и Церкви утверждались верою, и ежедневно увеличивались числом» (Деян.16:4–5).

«Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:20–21).

«Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

Церковь едина, как одно тело и один дух... Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:4–5).

Свята: «Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин.17:17:19). Она будет существовать до скончания века: «Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20).

«Чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:27).

Сия то Церковь возлюблена Господом Богом:

«Как Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за неё...» (Еф.5:25).

Только этой Церкви учение и действия святы: (Еф.5:26–27).

И дабы сподобиться вечного блаженства, к ней надо принадлежать, оказывая полное послушание ей:

«Если и церкви не послушает; то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).

Отпадшие от Богоучреждённого единения в Церкви и к тому же соблазняющие других называются лжеучителями, вводящими пагубные ереси:

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении... Ибо, если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2Пет.2:1–2:20).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью

а) О составе Церкви

Мф.16:18. «И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

Объяснение. Чтобы быть членом Церкви, созданной «на сем камне», должно соблюдать всё, что заповедано Господом: Мф.28:20; утверждать в этом должен был и сам «камень» Пётр: Лк.22:32; здание Церкви должно быть полно и законно: Еф.1:23; 2:20–22; а не самочинным сборищем: Откр.3:9.

Мф.18:19–20. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Объяснение. Что Церковь составляется не из 2 или 3 челов., это видно из: Мф.18:16–18; 1Кор.12:28–29; Еф.4:11–12. Чтобы составить Церковь, недостаточно только «собраться» 2 или 3, но должно исполнять слова Господа: Ин.15:4–7; внутреннее единение со Христом Церкви достигается: Еф.1:22–23; 2:19–20; чтобы быть добрым членом истинной Церкви, нужно соблюдать учения предстоятелей её: Мф.28:20; Деян.16:4–5.

Деян.13:23. «Из его-то (Давидова) потомства Бог, по обетованию, воздвиг Израилю Спасителя Иисуса».

Объяснение. Бог по обетованию воздвиг Спасителя Иисуса: Деян.2:30; Рим.1:3. Господь Иисус Христос, возносясь на небо, не оставил Церковь Свою неустроенной, но поставил в Церкви пастырей и учителей: Еф.4:11–12, обещаясь быть с ними до скончания века: Мф.28:20.

1Пет.2:9. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

Объяснение. Здесь апостол Пётр, очевидно, называет всех верующих во Христа священством вовсе не в том смысле, в каком эти названия принадлежат пастырям Церкви Христовой, но в том именно, что верующие и освященные в таинствах Церкви имеют дерзновение священнодействовать пред Богом каждый за себя духовно, принося в жертву молитву, прошения, благодарения, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно и проч. добродетели: Рим.12:1; 2Кор.6:4. А что не все могут быть в Церкви вообще царями, иереями, пастырями, учителями, о сем свидетельствуется: 1Кор.12:28–29; Еф.4:11–14.

1Кор.1:2. «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас».

Объяснение. Что Церковь Божия в Коринфе состояла не из одних мирян, видно из слов того же послания апостола Павла: 1Кор.12:28–29; только члены истинной Церкви и могут быть освященными во Христе Иисусе: Ин.17:18–20; Еф.2:19–20. Незаконно собирающиеся, не по воле Господней, по-видимому, собираются и во имя Господне, но услышат: «что вы зовёте Меня...» Лк.6:46; 2Тим.2:5.

Лев.26:12. «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом».

Объяснение. «Вы» – «мы» – разумеется целое общество, например христиан, сравн. 2Кор.6:16. В этом обществе есть соработники у Бога (пастыри) и Божия нива (пасомые): 1Кор.3:9–11:16. Такому обществу основание положено Самим Иисусом Христом и устройство дано апостолами: Еф.2:20–22. Оно состоит из многих членов: 1Кор.12:12–30.

Пс.136:8–9. «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень».

Объяснение. Из этих слов видно, что здесь говорится о Вавилонском царстве, а не о Церкви Православной, основанной на апостолах: Мф.16:18, и имеющей главою Самого Господа: Еф.1:22–23. 136 псалом изображает состояние евреев в плену вавилонском, а 8–9 стихами выражается желание, чтобы вавилонянам было отомщено за жестокое их обращение с пленными евреями; а потому, нет никакого основания относить эти стихи к Православной Церкви.

б) Церковь Христова полна

Еф.1:22–23. «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всём».

Объяснение. Сравнивая Церковь с телом, апостол представляет Христа главою тела, не только в отношении управления, как главу общества, но и в отношении жизни и деятельности всего тела, в котором есть разные члены: Еф.4:11–12. Созидание Церкви происходило чрез посредство апостолов и их преемников: Деян.16:4–5; Еф.2:20–21; 1Тим.3:15; Тит.3:5. Иисус Христос, как глава Церкви, хотя и наполняет всё и действует во всех частях Своего тела, но для Его полноты нужна и Церковь (из различных членов), носительница Его высочайших совершенств: 1Кор.12:12.

Еф.2:13–14. «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду».

Объяснение. В противоположность прежнему состоянию язычества апостол изображает состояние данного времени Ефесян и означает его главным образом понятием близости к Богу, а далее апостол показывает, какая была вражда, взаимно питаемая язычниками и иудеями, доходившая до того, что иудеи и язычники составляли две непримиримые стороны: Мф.15:26. Соединённые между собою в Христианстве, иудеи и язычники составляют одно здание, утверждённое на основании апостолов и пророков и на краеугольном камне Иисусе Христе, и скрепляются одним духом: Еф.2:19–20. Отпадшие от такого Богоустроенного единения и соблазняющие к тому других люди, по Писанию, называются лжеучителями, вводящими пагубные ереси: 2Пет.2:1–2:20.

Откр.19:7–8. «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых».

Объяснение. Жену, облечённую в виссон, представит Церковь Христова. Вечеря же Христова есть торжество спасаемых и стройная их радость, которую получат блаженные и войдут в вечный чертог вместе со святым Женихом, ибо не ложен обещавший: Откр.21:3–4.

в) Единство Церкви

Ин.17:20–21. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их.

Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня».

Объяснение. Под верующими во Христа, по слову апостолов, должно разуметь и тех, которых они будут научать своими писаниями и преданиями по своём отшествии: 2Пет.1:15. Посему здесь должно разуметь христиан всех последующих времён: всю соборную, апостольскую Церковь. О единстве этой Церкви и молит Господь Отца Своего в трёх последующих стихах: 21–23.

Еф.5:23. «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».

Объяснение. Не сказано, что Христос есть глава церквей, а Церкви одной, как и в другом месте говорит апостол: Один Господь, одна вера, одно крещение: Еф.4:5. Отсюда такой вывод, что истинная Церковь Христова есть единая святая соборная и апостольская, которая, по апостолу: столп и утверждение истины: 1Тим.3:15.

г) О святости Церкви Христовой

Кол.1:12–13. «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего».

Объяснение. «Призвавшего нас к участию в наследии святых во свете», – это одно и тоже, что к участию в Церкви Христовой, в качестве члена её. В понятии о Церкви Христовой необходимый признак её составляет святость. Церковь свята потому, что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства: Ин.17:17–20; Еф.5:25–27; 2:19–20.

д) Взаимная связь Церкви земной с Церковью небесной

Еккл.9:5. «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению».

Объяснение. Здесь приводится мнение людей, не верующих в загробную жизнь и мздовоздаяние. Сам же Соломон другую веру имел: Еккл.11:9. Один только Бог Сам Собою, Своим всеведением знает всё. Святые же Ангелы и угодники Божии знают тайны человеческого сердца не сами по себе, а вследствие откровения им от Бога, или по благодати Божией, обитающей в них: Дан.2; Деян.5:3–9; 27:22. После смерти ведение святых людей получает большее совершенство, ибо они водворились в жилище Господа: 2Кор.5:2:8; Лк.23:43; а отсюда полное доказательство для взаимной связи Церкви земной с Церковью небесной.

е) Вечность Церкви Христовой

Мф.28:20. «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Объяснение. Слова Иисуса Христа о вечности Пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20–22, удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18; Деян.16:4–5:20:17–28; Еф.1:22–23:2:20–21.

Еф.3:21. «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь».

Объяснение. Вот ясное и определённое свидетельство о вечности Церкви Христовой, в которой главе её – Христу будет слава во все роды, от века до века. Определение о вечности Церкви сделано Самим Господом: Мф.16:18:28:20.

4Цар.17:20:23. «И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего... Доколе Господь не отверг Израиля чрез всех рабов Своих, пророков».

Объяснение. Обетования Божии, что евреи вечно будут владеть землёю обетованною, были даны Богом под условием исполнения заповедей Божиих: Ис.1:19–20; Лев.25:18; при этом эти обетования простирались только на Ветхий Завет. При наступлении же «полноты времени», когда Бог послал Сына Своего Единородного: Гал.4:4, тогда Этот Сын, Господь наш Иисус Христос, создал Церковь Свою, составляющуюся из разных членов: Еф.4:11–14; 2Тим.2:20–21, и обещал ей существование вечное, до второго славного Своего Пришествия: Мф.28:20:16:18.

ж) Взаимообщение верующих в Церкви

1Ин.1:7. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете: то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Объяснение. Под светом разумеется здесь истинное познание и, как необходимые следствия его, богоугодная жизнь, начало и основание вечной жизни. Всё это обнаруживается во взаимном общении верующих: ст.3; Ин.17:20–21, и в очищении, в оправдании от грехов кровию Иисуса Христа. К делам взаимного общения верующих относятся, между прочим, молитвы о всех: молитвы святых умерших за живых: Откр.8:3; 2Пет.1:14–15, молитвы оставшихся в живых за умерших: Сир.7:36; Тов.4:17, молитвы ко святым. К делам очищения через Кровь Иисуса Христа относятся все Таинства, наипаче же Крещение, Причащение, Покаяние, Елеосвящение; Ин.3:5:6:56; Мф.18:18; Деян.19:18; Иак.5:14–15. Если же кто скажет, что Кровь Христова очищает нас без всяких таинственных действий, без всякого посредства со стороны людей (призванных, по учению Православия, к совершению таинств, тому читай дальше: ст.8–9).

з) Вне Церкви нет спасения

Лк.13:6–9. «И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её».

Объяснение. Притча о смоковнице показывает, что пока дерево находится под попечением виноградаря в винограднике, хотя и бесплодное, до тех пор для него ещё не потеряна надежда быть плодовитым; так и люди, пока в Церкви, для них есть надежда на спасение: Ин.15:5; а для отпадших потеряно всё: Ин.15:6; Евр.6:4–6:10:28–29.

Ин.8:12. «Опять говорил Иисус к народу, и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Объяснение. Этими словами Господь сообщает человечеству истинное понятие о Боге: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» – заблуждений: Мф.13:13–15, но будет иметь свет жизни: 1Ин.1:5; этот свет жизни неповреждённым передаётся верующим Церковью: 1Тим.3:15; находящиеся вне Церкви учат иному: 1Тим.6:3–4:4:1; их нужно остерегаться: Рим.16:17; Тит.1:10–11.

Ин.15:4–5. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

Объяснение. Пребывание во Христе достигается чрез Таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовых: Ин.6:56; Христос не только есть Лоза, но и глава Церкви: Кол.1:18; Церковь же Христова, как Тело Его, составляется не из 2 или 3 собравшихся хотя бы и во имя Христа, но из пастырей и пасомых: 1Кор.12:27–29; кто не в Церкви, тот и не на Лозе, тот даже и не христианин, а язычник: Мф.18:17–18.

Деян.10 глава повествует об обращении ко Христу сотника Корнилия.

Объяснение. О Корнилии сотнике говорится, что он и до обращения «боялся Бога со всем домом своим... творил много милостыни... всегда молился Богу» (ст.2); что он, как поступающий по правде, был приятен Богу (ст.35), и однако, чтобы спастись, Корнилию нужно было слышать проповедь апостола Петра (ст.6). Отсюда вразумление для тех, которые, самоуверенно полагаясь на (мнимое) своё благочестие, не радеют о причислении своём к избранному стаду – Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15, и вне которой нет спасения: Мф.18:17; Ин.15:5–6; Еф.4:5–6.

и) В Церкви Христовой могут быть и грешники

Еф.5:25–27. «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна».

Объяснение. Здесь разумеется святость Церкви торжествующей небесной, а не земной, ещё воинствующей. Что истинная Церковь Христова может состоять не из одних святых и непорочных людей, это видно из многих мест Писания: 1Ин.1:8; Иак.3:2; Рим.7:14–23, а потому упрекать Церковь за пребывание в ней грешников не следует: Рим.11:17–18:14:4; Мф.13:30.

Откр.2–З главы.

Объяснение. Из 2–3 глав Откровения видно, что Господь повелевает тайновидцу, чтобы он написал повеление Его предстоятелям семи малоазиатских церквей. При этом Ефесская церковь упрекается в том, что оставила прежнюю любовь: 2:4; Пергамская в том, что есть там Николаиты: ст.15 и т.д. Подобные погрешности и несовершенства не препятствуют им однако называться и быть церквами, звёзды которых пребывают в деснице Христовой, т.е. предстоятели их находятся под водительством Христа: 2:1. Из этого усматривается, что вообще в Церкви есть согрешающие и заблуждающиеся, и что это не препятствует ей оставаться истинно Христовой Церковью.

и) Собрания сектантов не могут называться Церковью Христовой

Пс.138:7–8:12. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты... Но и тьма не затмит Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».

Объяснение. Бог присутствует везде, но не везде Он присутствует Своею благодатию: на иные собрания Он смотрит с любовию, а на другие – с гневом и яростью: Пс.2:5. А потому могут быть собрания прямо сатанинские: Откр.2:9:3:9. Хотя на этих собраниях призывается имя Божие, возносится молитва Всевышнему, но кто отвращает ухо от слушания закона, того и молитва мерзость: Притч.28:9. Нельзя забывать собрания пяти неразумных дев и собрания семи сынов первосвященника Скевы: Деян.19:13–16. В том и другом случае было собравшихся более двух или трёх человек (ст.5–7) и призывали они имя Господне; однако пяти неразумным девам Господь сказал: не знаю вас: Мф.25:12, – а семь сынов Скевы, призывавших имя Господа Иисуса, одолел диавол.

к) О церковном суде

1Кор.5:3–5. «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело.

В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,

Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа».

Объяснение. В этой главе послания мы находим пример церковного суда. Узнав, что между Коринфскими христианами есть некто, вступивший в преступную связь с мачехою, апостол по сему предмету и писал изложенное в 3–5 ст., а ниже, в 13 ст., заключил: «итак извергните развращённого из среды вас». Очевидно, «предать сатане» (ст.5) значило «извергнуть из среды» верующих, отлучить от Церкви. Здесь находятся следующие черты церковного суда: 1) Он совершается именем и силою Иисуса Христа (ст.4); 2) решающий голос принадлежит сначала апостолам, а потом, конечно, их преемникам; 3) решение объявляется в собрании верующих, при живом духовном общении предстоятеля Церкви с её членами; 4) одним из наказаний служит извержение из Церкви, а с этим само собою соединяется предание во власть сатаны, на душевные и телесные страдания: 1Цар.16:14; 1Кор.11:30; 5) Целью подобных наказаний является вразумление, исправление, возвращение в Церковь и спасение осуждённого: 2Кор.2:6–10. С этими чертами церковный суд сохраняется в Церкви и до настоящего времени.

Основные места Священного Писания в учении о Церкви, которые необходимо выучить наизусть

Мф.16:18. Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её.

Мф.28:20. Я с вами до скончания века.

Еф.4:4–5. Одно тело и один дух, как вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех.

Еф.4:11–12. И Он (Иисус Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова.

1Кор.12:29. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?..

Деян.20:28. Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе кровию Своею.

1Тим.3:15. Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в Доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.

Деян.14:23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви...

Еф.3:10. Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия (сравн. 1Пет.1:12).


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle