Источник

XXXVIII. О жертвоприношениях (новозаветных)

В Священном Писании читаем: «Если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает осквернённых, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христова, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу живому и истинному» (Евр.9:13–14).

«Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, – так и Христос, однажды принёсши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:26–28).

«На Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, – говорит Господь Бог, – там будет служить Мне весь дом Израилев – весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святыми вашими» (Иез.20:40).

«В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, – и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасён, и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: «Господь – оправдание наше!» и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во все дни возносящем всесожжение, и сожигающем приношения и совершающем жертвы» (Иер.33:15–16:18).

Все эти места, очевидно, говорят о новозаветных временах, – явлении в мир Отрасли Давидовой, т.е. Спасителя, и о новозаветной, приносимой священниками жертве; употребляют же выражения «всесожжения», «приношения» потому, что, во-первых, всесожжения и приношения были прообразами новозаветной жертвы; во-вторых, – пророк говорит о ней языком своего времени, – выражениями, заимствованными из богослужебной практики своего времени.

«Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших не благоугодно Мне. Ибо, от востока солнца до запада, велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:10–11).

Здесь предрекается о жертве новой, чистой, богоугодной, повсеместной. Нельзя, без сомнения, разуметь под ней жертв иудейских, к которым ясно выражается в этом пророчестве неблаговоление Божие, и которые приносились не повсеместно, а в определённом месте. Нельзя разуметь здесь и жертвы духовной, о которой говорит Псалмопевец (Пс.50:19), потому что такую жертву и прежде всегда приносили Богу благочестивые люди.

Между тем в пророчестве предрекается о жертве новой, какой, следовательно, прежде не было, о жертве видимой, которая противополагается иудейским жертвам и имеет заменить их собой. Нельзя даже разуметь здесь жертву крестную, принесённую Спасителем за грехи всего мира, потому что жертва эта принесена однажды (Евр.10:10:12) и на одном месте, на Голгофе, а пророк предрекает о жертве, которая будет приноситься на всяком месте. Ясно, следовательно, что под этой жертвой нужно разуметь святую Евхаристию, как жертву действительно новую (1Кор.11:25–26), жертву чистую и богоугодную, которая приносится на всяком месте.

Во-вторых, понятие о таинстве Тела и Крови как жертве, подтверждается словами апостола. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10).

Если у христиан есть жертвенник наружный, то, очевидно, должна быть и жертва; она столь высокого достоинства, что «служащие скинии», т.е. не уверовавшие, не имеют права питаться от неё. Эту жертву апостол в другом месте называет «Трапезою Господнею» (1Кор.10:21).

Когда Иисус Христос, держа хлеб в руках, говорил о нём: приимите, ядите: сие есть Тело Моё, и о чаше: сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26–28), то, очевидно, Он Сам отождествлял сей хлеб с Телом Своим, а что было в чаше, – отождествлял с Кровью Своей и придавал этому хлебу и чаше значение жертвы, приносимой Им за грехи мира. Равным образом, когда Спаситель, ещё до установления сего таинства, говорил: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую дам за жизнь мира (Ин.6:51), то, очевидно, и Сам понимал, и ученикам Своим внушал понимать о хлебе, который Он имел дать им на тайной вечере, что это есть действительно Плоть Его и что сей хлеб Он даёт за жизнь мира; а это значит, что сей хлеб есть действительно жертва Христова.

Церковь Христова с самых древних времён смотрела на таинство Тела и Крови Господней как на жертву, приносимую Богу за грехи людей. Это видно из всех её древних литургий, в которых она торжественно исповедует пред Богом, что приносит ему на святой жертвенник словесную и бескровную жертву о всех и за вся. Об этом же ясно свидетельствуют и мужи апостольские. святой Игнатий Богоносец в Послании к Филадельфийцам говорил: «Старайтесь пользоваться одной Евхаристией, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша по единству Крови Его, один жертвенник, как один епископ». святой Иустин мученик говорит: «приносим во имя Его все жертвы, которые заповедал приносить Иисус Христос, т.е. в Евхаристии хлеба и чаши. Сии-то жертвы, приносимые христианами на всяком месте, Бог, приемля, свидетельствует, что они благоугодны Ему».

О других (второстепенных) жертвоприношениях должно сказать, что Господь Иисус Христос благоволил принять принесённые Ему от волхвов дары: Мф.2:11. Сам платил определённую дань на храм Иерусалимский, когда повелел апостолу Петру отдать статир (четыре драхмы) за Себя и за Петра (Мф.17:27). И похвалил усердие вдовицы, принёсшей последние две лепты: Лк.21:2–4. Чудодейственно насыщавший тысячи людей, Господь не отвергал усердия преданных Ему лиц: Лк.8:3. С особенной похвалой Господь принял дар от Марии, сестры Лазаревой: Ин.12:3. При этом осудил своекорыстное, фальшивое сожаление Иуды о бесплодности якобы такой жертвы: Мф.26:10–13. Из этого видно, что вещественные жертвы угодны Богу и необходимы для нас как свидетельство нашей веры и любви к Нему.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о новозаветных жертвоприношениях

О жертвоприношениях вообще

Мф.5:23–24. «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Объясн. Дар и жертвы Бог не отвергает: Мф.26:10–11, но только ставит при этом условие: примириться с братом. Иисус Христос и Сам давал пошлину на храм: Мф.17:27; закон о приношениях был ещё в В. Зав.: Лев.2:4–5.

Мф.9:13. «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Ос.6:6)».

Объясн. Здесь приведены слова ветхозав. пророка, который, говоря от Лица Божия, не мог противоречить Богу о жертвоприношении, установленном не для пользы Бога: Пс.49:13, а для пользы человека: Исх.23:16; и в Новом Завете угодны Богу жертвы, сопровождаемые милосердием: Ин.12:3; Лк.8:3; Мф.5:23.

Мк.12:28–31. «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь (Втор.6:4–5).

Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет (Лев.19:18)».

Объясн. Бесспорно, что любовь к Богу и ближнему нельзя заменить жертвоприношением, но ведь именно из любви к Богу и ближнему вытекает самое жертвоприношение: Мф.26:10–13; Мк.12:42–43; Мф.25:40.

Лк.11:42. «Но горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять».

Объясн. Здесь осуждается не жертвоприношение само по себе, ибо «сие надлежало делать и того не оставлять», а нерадение о суде и о любви Божией. Дар к жертвеннику от человека примирившегося с ближним принимается: Мф.5:23–24; Лев.2:4; Лк.21:2–4.

Евр.10:8. «Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты не восхотел и не благоизволил».

Объясн. Вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо как говорит пророк Михей: «когда сам человек будет действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: Мих.6:8, – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. Ветх. Завета: Быт.4:4–5, так и из Нового; Лк.21:3. Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные.

Под «всесожжением» разумеются не свечи и ладан, а особый вид ветхозаветных кровавых жертв: Лев. гл. 1-я, об отмене которых и говорит апостол. Что же касается жертв и вещественных даров в храм, как, например, приношения свечей и фимиама, то таковое одобряется и Священным Писанием, как это видно из слов Спасителя: Мф.5:23–24.

Лев.19:18. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего: но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш)».

Объясн. О том, что любовь к Богу и ближнему можно заменить жертвоприношением никто не говорит. Но видимая жертва непременно должна служить нашим искренним выражением любви к Богу. Истинно верующие так и делали: 1Пар.29:1:18; Мк.12:42; Мф.26:10. И Господь увековечивал память о таких жертвоприносителях: Мф.26:13. Только Иуда искариот. не сочувствовал таким жертвам и главн. образом потому, что он был вор: Ин.12:3–6.

1Цар.10:27. «А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того».

Объясн. Как бы не замечает и Господь тех людей, которые не только сами не служат Ему от имения своего, но и других соблазняют на то же. Забывают или умышленно не хотят знать эти люди, какая жертва приятна Богу и следует ли отменять жертвоприношение Богу, потому только, что есть немало жестокосердных фарисеев, гнусных корыстолюбцев, не любящих ни Бога, ни людей, но взгляните в любвеобильную речь святого Давида: 1Пар.29:1:18. Что чистосердечная жертва Богу приятна, видно из слов Самого Спасителя: Мф.26:10:13.

Пс.50:19. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Объясн. Но тот же пророк Давид, сказавший «жертва Богу – дух сокрушённый», после поражения его подданных моровой язвой принёс Богу видимую жертву и Бог послал огонь на его жертву: 1Пар.21:23–28. Не гнушался, а восхвалял и Господь чистосердечные вещественные жертвы: Мф.26:12–13; Лк.21:2–4:8:3.

Ис.1:11–12:15. «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои».

Объясн. Из 3-го стиха сей же главы Исаии и из ст.16 6 глав. Иерем. видно, что Бог не хотел и никогда не хочет принимать жертву от нераскаянных беззаконников, какими были в то время иудеи, о которых говорится: «а Израиль не знает Меня», – которые совершенно отказались идти по пути любви к Богу. А из Евангелия Лк.1:8–10, мы видим, что до самого первого пришествия Господня на земле совершалось жертвоприношение благочестивыми людьми, да и Сам Господь исцелённому от проказы повелел принести дар Богу: Мф.8:4. В другом месте – Мф.5:23 Господь прямо свидетельствовал о принесении дара к жертвеннику, как бы о предмете общеупотребительном в настоящем и будущем времени. Итак, это место пророка Исаии нисколько не отвергает новозаветных мирных жертв, приносимых людьми, верующими во Христа и Его искупительную жертву евхаристийную.

Ис.66:3. «(Беззаконник же,) закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их».

Объясн. Господь не хотел и никогда не хочет принимать жертву от нераскаянных беззаконников, которые только надеялись на жертвы, которые жертвами хотели, так сказать, купить у Бога право совершать беззакония: Иер.6:19; Ис.1:4:15. Неприятна Богу жертва фарисейская, неосмысленная, когда люди приносили жертву без понимания её значения: Евр.10:3; Лк.18:11–12; Мф.15:4–6. Но есть жертвы благочестивых людей – богоугодные: Мф.2:11; Лк.8:3:21:2–4; Ин.12:3. Значит, вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют и не намерены исполнять заповедей Божиих.

Ам.5:22. «Если вознесёте Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших».

Объясн. Устами пророка изобличаются неблагодарные и вероломные евреи за то, что они «суд превратили в отраву и правду повергли на землю»: ст.7; «враги правого»: ст.12; оставили Господа, презрели Святого: Ис.1:4:15. При таком их беззаконии бесполезны и жертвоприношения их. Но если Бог отвергает жертву нераскаянных беззаконников и гордого фарисея, то одобряет жертвы или вещественные дары, приносимые добрыми людьми; так, например, Бог отвергает жертву Каина, но принял жертву Авеля: Быт.4:4–5, одобрил жертву на храм одной бедной вдовы: Мк.12:41–44, принял Господь алавастровый сосуд с миром и от грешницы-женщины, обливавшей слезами ноги Спасителя: Лк.7:38. Итак, вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда приносящие не исполняют и не намерены исполнять заповедей Божиих.

Мих.6:7. «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов, или неизчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление моё и плод чрева моего за грех души моей?»

Объясн. Это пророчество свидетельствует всё о том же, что вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо тот же пророк говорит, что когда сам человек будет «действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: ст.8 – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. ветх. завета: Быт.4:4–5, так и из нов. завета: Лк.21:3. Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные.

Жертвоприношение новозаветное

Ин.12:7–8. «Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда».

Объясн. Здесь обличение тех, кто отрицает необходимость служения Лицу Христову. В этом примере Господь благословляет многоценные пожертвования во славу имени Его: Мф.26:10. Если мы теперь не видим Христа во плоти, то видим меньших братьев Его: Мф.26:40; вдовица, положившая в дань Богу последние две лепты, была Господом поставлена в пример: Лк.2:2–4.

Евр.9:11–12:25–26. «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришёл с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворенной, то есть, не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление...

И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей».

Объясн. Здесь говорится об отмене только ветхозаветных жертвоприношений, которые служили прообразом жертвы Голгофской. В Н. Завете Сам Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву Богу: Евр.13:10; 2Кор.5:21. Посему теперь приносится под видом хлеба и вина, в таинстве святого Причащения, великая жертва тела и крови Христовой: 1Кор.10:16–18. Приносить эту жертву заповедал Сам Господь: Лк.22:19, и она должна приноситься до скончания века: 1Кор.11:26; ибо в последнем месте говорится о таинстве святой Евхаристии, напоминающем смерть Господню «доколе Он прийдёт», т.е. до второго славного пришествия. Эта жертва, по слову апостола, очищает совесть нашу от мёртвых дел: Евр.9:14. Как в Ветхом Завете без пролития крови не было прощения: ст.22; Исх.29:21; Лев.16:12–19, так и в Новом Завете всё должно очищаться кровью лучшей жертвы, т.е. Евхаристии: ст.23, а потому совершенно неосновательно смешивать ветхозаветные жертвы с новозаветной жертвой, без которой никому нельзя иметь жизни вечной: Ин.6:53.

Евр.10:1–2. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов».

Объясн. Мы должны без числа и меры прибегать к всемирной жертве в таинстве Евхаристии, дабы полученное нами прощение соблюсти и снисканное примирение с Богом не утратить по причине новых грехопадений. Прибегаем мы к Великому Первосвященнику и Агнцу многоразличными способами: то одной верой, то верой, подкрепляемой посредством молитвы: Мф.26:41, коленопреклонений: Лк.22:41; Деян.21:5, приношений в храм: Лк.21:1–4, милостынями: Лк.19:8. Все эти подвиги не имеют значения и свойства искупительного приношения за грехи: такова была только жертва Христова, но выражают лишь нашу любовь ко Христу: Лк.7:47 и усердие, с которым мы стараемся соблюсти Его вечное искупление.

Евр.10:6–7. «Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Пс.39:7–9).

Объясн. Под «всесожжением» разумеются не свечи и ладан, а особый вид ветхозаветных кровавых жертв: Лев. гл. 1-я, об отмене которых и говорит апостол. Что же касается жертв и вещественных даров в храм, как, например, приношения свечей и фимиама, то таковое одобряется и Священным Писанием, как это видно из слов Спасителя: Мф.5:23–24.

Приношение в храм

Мф.2:11. «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Объясн. Ещё новорождённому младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: злато, ладан и смирну; не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф.26:11; Лк.21:3, о чём пророчествовали: Мал.1:11 и Ис.60:7.

Мф.17:27. «Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя».

Объясн. Установленный сбор на храм (Мк.12:41–44) и Сам Господь выполнил, то не безрассудно ли нам противиться этому благочестивому обычаю. Не отвергал Господь и другие в храм жертвоприношения, напр.: Мф.5:23–24; Лев.2:4; Лк.11:42.

Мк.12:41–44. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант...

ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё».

Объясн. Отсюда видно, что жертва на устроение и украшение храма угодна Господу. Чтобы не соблазнить в этом отношении других, Сам Сын Божий дал пошлину на храм: Мф.17:27; конечно, это приношение должно быть чистосердечное: 1Пар.29:17.

Лк.8:3. «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим».

Объясн. Вот пример служения Христу, на котором основывается христианское чувство, выражающееся в пожертвованиях на храмы, иконы и всякие другие благотворения, соединённые с именем Христовым: Мф.17:27; Мк.12:41; Мф.25:35.

Лк.21:1–3. «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила».

Объясн. После этих слов Господа не остаётся сомнения, что дары, приносимые в храм, приносятся Самому Богу (ст.4) и, стало быть, угодны Ему: Мф.26:10–11; Сир.35:7–8; 2Кор.9:7.

О милостыне, как жертве

Лк.16:1–6. «Притча о неправедном управителе».

Объясн. Господь не учит нас этой притчей тому, чтобы мы старались неправедно приобретать имение, а после на него приобретать друзей, и управитель в притче не приобретает, а пользуется властью, которая у него уже есть, так и ты, христианин, употребляй на добро то имение своё, какое у тебя есть: Лк.11:41; Ис.58:7; Деян.4:24. И эта милостыня будет за тебя жертвой, приятной Богу.

Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о новозаветном жертвоприношении

Мф.2:11. И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Мф.5:23–24. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мф.17:27. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Мф.26:13. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала (см. ст.7).

Лк.8:3. И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Лк.21:2:4. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты...

Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела.

Ин.12:3. Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle