Источник

XXXVII. О церковном богослужении

Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах (Деян.16:13:20:7–8), в положенное время, или «час молитвы» (Деян.3:1), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями (1Фес.5:12). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2; Флп.2:17). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19; Кол.4:16). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. (Деян.20:11; 1Тим.2:8). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно (1Кор.14:23:40), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев (Исх.28:2; Лк.2:42; Деян.28:17; 1Кор.11:16). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами.

Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» (Мф.6:7).

Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» (3Цар.18:26). Христиане же должны непрестанно молиться (1Фес.5: 17). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12; ср. 1Тим.5:5; Деян.10:2; 1Цар.1:12; Дан.1:13; Деян.2:42; 1Пет.4:7; Лк.2:37; Рим.12:12; Кол.4:2).

Итак, православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о церковном богослужении

Деян.13:2. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их».

Объясн. Когда говорится здесь о служении Господу, то разумеется общественное богослужение, какое совершается в храме, в доме Божием: Лк.19:46–47, по установленному чину: Лк.1:8:23; посвящение Варнавы и Савла на дело, на которое призвал их Господь, совершается чрез молитву и возложение рук: Деян.13:3:14:23.

Богослужение совершается по заповеди, в известное время и по установленному чину

Мф.23:14. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение».

Объясн. Православные христиане и, тем более, их пастыри не по лицемерию, а по заповеди Господа долго молятся: 1Фес.5:17–18; Лк.6:12, и не они, а «не входящие дверью» врываются в домы вдовиц: Ин.10:1–2.

1Кор.14:26:31. «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию... Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение».

Объясн. Здесь нисколько не говорится, что богослужение должно состоять из одних песнопений и пророчеств, и притом как бы без предстоятелей; это будет вопреки Слову Божию: Кол.4:16; 1Кор.12:28–29; Деян.20:7:11, и не получится благопристойности и чина: 1Кор.14:40. Богослужение должно совершаться в известный час: Деян.3:1, во главе с поставленными предстоятелями: 1Фес.5:12.

Евр.13:15. «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст прославляющих имя Его».

Объясн. Слова эти не опровергают богослужения православной Церкви, так как во всякой из служб церковных непременно бывает хвала Богу: песнопение, плод уст, назидание и утешение. Здесь не говорится о том, что богослужение должно состоять из одних песнопений и что обряды не нужны. Согласно наставлению и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах, или храмах. Лк.24:53; Деян.16:13:20, 20:7–8, где всё должно быть по чину: 1Кор.14:40.

Еф.5:19. «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

Объясн. Здесь указание на древний обычай христиан в своих собраниях (храмах) воспевать духовные песни Богу: 1Кор.14:26. Во всякой из служб православной Церкви непременно бывает хвала Богу, песнопением, назидательным чтением и др., причём, согласно наставлению и примеру святых апостолов, православные христиане для богослужения собираются в определённых местах – храмах: Лк.24:53; Деян.16:13:20:7, в известные часы: Деян.3:1, во главе с предстоятелями: 1Фес.5:12; где всё должно быть по чину и благообразно: 1Кор.14:40.

Молитвенных подвигов Бог требует

Ин.5:41. «Не принимаю славы от человеков»...

Объясн. Здесь слава понимается в смысле достоинства – сидение одесную Отца: Пс.109:1; такой славы люди дать Христу не могли, ибо она даётся только от Бога: Флп.2:9–10. Но благодарности и молитвенных подвигов от людей Бог требует: Лк.17:18; 1Кор.10:30–31:6:20; Кол.3:17; 1Фес.5:17.

Пс.49:14:50:19. «Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои... Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Объясн. Православные христиане верят, что искреннюю и истинную молитву Господь услышит, как бы она ни была выражена, тихо или громко, устами или умом; и следует припомнить иерихонского слепца и друг., громко взывавших к Богу, и, кроме того, Сам Спаситель с апостолами дали пример молитву сопровождать пением: Мф.26:30, и чтением Слова Божия: Кол.4:16, а потому как угодно Богу исполнение обетов, наблюдение за путём своим, дух и сердце сокрушённое, так угодны Ему и чистосердечные, громкие богослужебные молитвы: Пс.150:4–5.

О церковно-славянском языке

1Кор.14:2–3:6. «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение... Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъясняюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?»

Объясн. Апостол Павел не порицает здесь дара языков, и о нём выражается с уважением: ст.2:4, благодарит Бога за то, что он больше всех владеет этим даром: ст.18; если же и говорит о бесполезности его для слушателей, то при том только условии, когда речь на незнакомом языке не сопровождается изъяснением: ст.6:19, 39. Между тем непонятные славянские речения в наших церковных молитвах изъясняются и в школе, и с церковной кафедры. Кроме того, церковно-славянский язык не может назваться незнакомым для русских христиан, так как большей частью слова его общи и употребительному русскому языку. Да и можно ли найти такое наречие или говор, изобрести такое изложение, чтобы все слова и выражения были, при многочисленном собрании людей, для всех одинаково ясны?

Богослужебный язык всегда и у всех народов особый от разговорного, как и в общежитии несколько особым языком мы объясняемся с высокими особами; это так необходимо и психологически естественно.

Ис.28:11:13, 29:12. «За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. И передают книгу тому; кто читать не умеет, и говорят: «прочитай её»; и тот отвечает: «я не умею читать».

Объясн. Под «чужим языком» здесь разумеется язык ассириан, которые впоследствии завоевали народ иудейский в наказание за его отступничество от веры в Бога истинного: Ис.36:1. При этом ясно, что здесь говорится не об языке богослужебном, а об языке для дел обычных, житейских: «будут говорить к этому народу». В ст.13 словами – заповедь на заповедь, правило на правило, отмечаются те мелочные и безнравственные раввинские и талмудические обрядовые правила и предания, которые потом были осуждены Господом: Мк.7:3–7, а потому к богослужебным правилам православной Церкви приведённые места нисколько не относятся. Слова Исаии Ис.29:12 к пастырям православным уже по тому одному не могут быть применимы, что для них церковно-славянская речь вполне понятна и никто из них не скажет, что он «читать не умеет».

Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о богослужении

Деян.3:1. Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

Деян.16:13. В день же субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами.

1Тим.5:8. И так желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

1Фес.5:12:17–18. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас... Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Лк.6:12. В те дни взошёл Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

Кол.4:16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской Церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

1Кор.14:40. Только всё должно быть благопристойно и чинно.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle