Источник

XXXVI. О таинстве Елеосвящения

Православное учение об елеосвящении как святом таинстве имеет для себя твёрдые основания и в Священном Писании и в данных истории. Предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:13). Косвенно на это таинство указывает притча о милосердном самарянине (Лк.10:30–37). Установление сего таинства, сделанное, конечно, по Божию повелению, видим в словах святого апостола Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:14–15). Слова «во имя Господне» указывают на особое повеление и власть, данную апостолам и их преемникам, к совершению таинства. Впрочем, связь этого стиха с последующими, прямой смысл и тон речи свидетельствуют, что апостол только напоминает исполнять то, что было уже всем известно, что он не устанавливает нового таинства, на что он, как служитель только и строитель тайн Христовых, и не имеет права; но напоминает христианам долг пользоваться спасительным источником благодати Христовой, который был им известен. Да апостолы и не проповедовали сами от себя (Гал.1:11–12), а учили только тому, что заповедал им Христос (Мф.28:20) и что внушал Дух Божий (Ин.16:13); значит, и елеосвящение установлено Самим Господом.

В таинстве елеосвящения, при помазании тела освящённым елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Напоминая христианам об этом таинстве в вышеприведённых словах, апостол Иаков (Иак.5:14–15) ясно говорит: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что посредством этого действия не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов, и 2) что совершать это таинство могут только пастыри-пресвитеры Церкви, чрез таинственное рукоположение уполномоченные на совершение таинства.

Заповедь апостола Иакова (Иак.5:16) своей ясностью и прямотой исключает всякую возможность иносказательного толкования её. Сам апостол разумел здесь не духовный елей, как разумеют сектанты, а вещественный, тот елей, которым апостолы многих больных мазали и исцеляли (Мк.6:13). Не лишне также сказать при этом, что вещество таинства елеосвящения, как и вещество других таинств, необходимо, прежде всего, для нашей телесной природы, которую не забывали ни Христос, ни апостолы; они, без сомнения, могли совершать чудеса без всяких внешних посредств, однако при чудотворениях употребляли эти внешние средства и действия: возложение рук, опоясаний, брение и пр. (Деян.19:12:8:17; Ин.9:6 и др.). Если бы ты был бестелесен, говорит святитель Иоанн Златоуст, то Христос сообщил бы тебе эти дары (т.е. дары таинств) бестелесно, но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе чрез чувственное (Бесед. на Мф.).

Ввиду возражения сектантов, что в Евангелии нигде не сказано об установлении Елеосвящения Иисусом Христом, необходимо напомнить, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя (Гал.1:11–12), но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус (Мф.28:20) и что внушал Дух Божий (Ин.16:13); они называли себя слугами Христовыми и только строителями, а не установителями тайн Божиих (1Кор.4:1).

Следовательно и елеосвящение, заповедуемое апостолом Иаковом христианам, как таинственное, врачевство от болезней телесных и душевных, заповедано Самим Господом Иисусом Христом и Духом Божиим.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве Елеосвящения

Мк.6:12–13. «Они (апостолы) пошли и проповедовали покаяние;

изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Объясн. Не ясно ли отсюда, что таинство елеосвящения (или соборования) имеет для себя образец и основание в Евангелии. Было благодатное помазание и после Христа: Иак.5:14–15. Замечательно и то, что помазание маслом заменяло возложение рук Христом: Мк.6:5.

Иак.5:14–15. Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Объясн. В этом месте послания ясно говорится христианам о таинстве Елеосвящения и под «помазанием елеем» «во имя Господне» разумеется не «помазание учением Христовым», как неправомыслящие говорят, а помазание елеем в собственном смысле: Мк.6:13. Сказанные здесь слова «во имя Господне» необходимо сопоставить с заповедью Христа: научите – крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа: Мф.28:19; отсюда видно, что как крещение, совершаемое во имя Святой Троицы, есть таинство, так и Елеопомазание во имя Господне есть тоже таинство.

Основные места Священного Писания в учении о таинстве елеосвящения

Мк.6:13. Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

Иак.5:14–15. Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Масло в Елеосвящении смешивается с вином на основании притчи о милосердном самарянине.

Лк.10:34. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle