Святой Григорий Палама и православная мистика

Источник

Содержание

Духовная традиция восточного монашества Возникновение монашества Евагрий Понтийский († 399) и чистая молитва Макарий и мистика сердца Иисусова молитва Учение об обожении: Свят. Григорий Нисский и преп. Максим Симеон Новый Богослов (949–1022) Византийский исихазм в XIII-XIV вв. Григорий Палама, богослов исихазма Молодые годы Богословие исихазма Христианский экзистенциализм Исихазм после Паламы Христианский Восток с XIV в. по сей день Исихастская традиция в России Заключение О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Европы в XIV в. I. Что такое исихазм? II. Исихазм и гуманизм III. Исихазм и искусство IV. «Политический исихазм» История Церкви Культурные связи Византии, южных славян и России 1. Русско-византийские литературные связи: возрождение или предвозрождение? 2. Пути общения 3. Русское монашество: преп. Сергий, св. Стефан Пермский 4. Исихазм и искусство  

 

Православия светильниче,

Церкве учителю и утверждение,

монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый,

Григорие чудотворце,

Фессалонитская похвале, проповедниче благодати,

молися выну спастися душам нашим.

Это песнопение православная Церковь поет святому Григорию Паламе за богослужением второго Воскресения Великого Поста; она воздает почесть человеку, который за несколько десятилетий до падения Византии включил в вероучительный синтез древнюю созерцательную монашескую традицию восточного христианства – исихазм.

Исихастское монашеское движение восходит к Отцам-пустынникам. Его нельзя считать единственной православной мистической традицией, которая всегда принимала различные формы, в том числе и в наше время. И самого Паламу, в частности, можно называть учителем православной мистики только в той мере, в какой он выходит за пределы какой-либо одной школы духовной жизни и обновляет – в глубочайшей его сущности – живое восприятие Тайны христианства.

Ко времени Паламы восточное монашество уже имело за собой долгую историю. Великие его учители оставили ему огромный свод писаний. Оно прошло через испытания и соблазны. Авторитет его у современников Паламы был огромным. Сам он безоговорочно и целиком воспринял это наследие и своей задачей сделал выявление его непреходящих вероучительных и духовных основов и, что особенно важно, в момент, когда Византии впервые коснулся дух гуманистического Возрождения и когда христианский Запад переживал одно из своих самых коренных изменений. Означало ли, однако, уничтожение новым временем многих ценностей, считавшихся в Средние века незыблемыми, сокрушением самой сущности христианства? Останется лив этом новом обществе, обретшем автономию разума и творчества, место для сверхприродной жизни, дарованной Христом и выходящей за пределы всякого человеческого достижения?

На эти вопросы Палама своими трудами дал положительный ответ. Потому-то восточная Церковь увидела в победе его учения в Византии XIV в. торжество не какого-либо частного мистического учения, но победу самого Православия. И это церковное одобрение выделило из чисто монашеской традиции то, что имеет непреходящее и всеобщее духовное значение.


Источник: История церкви и восточно-христианская мистика / Прот. Иоанн Мейендорф ; Сост. и общ. ред. И.В. Мамаладзе. Москва : Институт ДИ-ДИК, 2000. 578 с. / Святой Григорий Палама и православная мистика. 277-336 с.

Комментарии для сайта Cackle