Источник

Введение

Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики

Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов.

Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.

Задача литургики состоит в том, чтобы:

показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви;

раскрыть значение содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл;

и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.

По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачения, священных сосудах и т.д.).

В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

По действующей программе часть курса литургики под названием «Церковный устав» изучается в двух первых классах семинарии. Она включает в себя всю общую часть. Кроме того, из частной литургики – круг суточного и седмичного богослужения.

В настоящем курсе литургики для 3-го и 4-го классов семинарии изучаются:

богослужение годовое (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди);

богослужения особенные, совершаемые Церковью по особому случаю или по потребности христиан (таинства, молебны, освящение храма и воды, погребение и поминовение усопших и др.).

Двунадесятые праздники. Общие понятия о них

Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы Святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о домостроительстве Божием, о нашем спасении.

Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения делятся на великие, средние и малые1.

Остановимся на некоторых особенностях великих праздников. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге – «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» (Типикон, л. 60, об.).

Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них

называются Господскими, или Господними, а другие Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непереходящим праздникам совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. Наглядно это можно проследить в следующих таблицах.

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической

последовательности событий)


Праздники Число Всего Число Число дней попразднства с отданием Отдание
и дней дней
месяц праздника праздника
Рождество 8 сентября 6 1 4 12 сентября
Пресвятой
Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 6 1 4 25 ноября
Благовещение 25 марта 3 1 1 26 марта
Пресвятой
Богородицы2

Двунадесятые неподвижные праздники

(продолжение)


Праздники Число Всего Число Число дней попразднства с отданием Отдание
и дней дней
месяц праздника праздника
Сретение 2 февраля от 2 до 9 1 от 0 до 7 3 февраля до 9 февраля
Господне3
Успение 15 августа 10 1 8 23 августа
Пресвятой
Богородицы
Рождество 25 декабря 12 5 6 31 декабря
Христово
Богоявление 6 января 13 4 8 14 января
Преображение 6 августа 9 1 7 13 августа
Господне
Воздвижение 14 сентября 9 1 7 21 сентября
Креста
Господня

Двунадесятые подвижные Господские праздники4


Праздники Число Всего Число Число дней попразднства с отданием Отдание
и дней дней
месяц праздника праздника
Вход Господень в Иерусалим 1
Вознесение 10 1 8 в пятницу 7-й седмицы
Господне
Пятидесятница5 (День Святой Троицы) 7 6 в субботу, следующую за праздником

В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.

Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники:

Обрезание Господне (1 января).

Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня).

Св. апостолов Петра и Павла (29 июня).

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа).

День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября).

Праздники, особо чтимые Св. Церковью:

Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября).

Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября).

Собор Архистратига Михаила (8 ноября).

Святителя Николая (9 мая и 6 декабря).

Пророка Илии (20 июля).

Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля).

Владимирской Божией Матери (26 августа).

Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября).

Святителей Московских (5 октября).

Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января).

Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля).

Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).

Внешняя сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигается полной торжественности. Церковь «облекается в одежды светлые», в «весь светлейший сан», как говорит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения1: в Господские праздники – облачения цвета золота (символ торжества), в Богородичные – голубого и белого цвета (символ невинности и девственной чистоты).

В великие праздники за богослужением преобладает пение над чтением, что служит выражением радостного состояния молящихся.

В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самым положением тела выражать торжество. Поэтому в Уставе прямо сказано: «При богослужении в Неделю, т.е. воскресный день, и во Владычный праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять» (Типикон, гл. 2).

Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома христиан, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая славословия в самих домах.

1 Примечание: В Господские праздники считается общепринятым облачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляются облачения белого цвета, на Воздвижение – фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим – цвета золота (в практике же часто встречаются и допускаются облачения зеленого цвета), в Пятидесятницу – цвета золота, а на вечерне в тот же праздник – зеленого в цветах. На Пасху цвет облачения – белый и красный. В другие праздники облачение бывает: в праздники ангельские – белое, апостольские – желтое, в святительские праздники – цвета золота, в преподобнические праздники – зеленое (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов), мучеников – красное (символ страданий святых).

Праздники в честь Пресвятой Богородицы

Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшей без сравнения всех Ангелов и святых и воздает Ей особенную часть. Слава Ее была предвозвещена пророками (Ис. 7, 14; Пс. 11, 4; 11, 16) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 41–48).

Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На 3-м Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицу.

Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Неё праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:

Рождество Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благовещение пресвятой Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы.

* * *

1

О церковном делении праздников на великие, средние и малые и об особенностях их служб см. в Типиконе, гл. 47.

2

1 Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднства не будет, но если случится в Вербное воскресенье, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднства ни попразднства, а только один день праздника.

3

В Типиконе (последование 2 февраля «аще в Неделю») указывается, что если Сретение случится в Неделю, то воскресная служба не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. В 8-й храмовой главе также говорится: «аще ли храм случится Покрова или Сретения Пресвятой Богородицы или некий храм Её в Неделю, и поем всю службу вечер и утро и на литургии во всем подобно, яко же Рождество Богородицы в неделю сентября и 8-й день». Вообще же в Типиконе (гл.57) нет прямого указания на то, что Сретение относится к Господским праздникам.

4

Службы всех неподвижных двунадесятых праздников помещены в месячных Минеях, а службы подвижных двунадесятых праздников – в Триоди Постной и Цветной.

5

2 Предпразднства не имеет по той причине, что в субботу совершается поминовение всех усопших.


Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди / Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с.

Комментарии для сайта Cackle