Источник

Творение

Всякое творение должно служить человеку, а не человек ему (8, с.1035).

Мир-вселенная свидетельствуют о Творце (1, с. 383)

Конечная цель мироздания

Видимый мир непосредственно связан с высшим существом, Который направляет его к конечной цели – духовному совершенству. Творец мира, осуществляя Свою мысль, Своим Промыслом направляет человека и указы­вает ему путь к Горнему Иерусалиму. Это – конечная цель Божественной идеи всего мироздания (7, с.432).

* * *

В своих сочинениях святитель Филарет Московский, отождествляя мироздание с призванием избранного Божьего народа и с явлением Спасителя, с вступлением язычников в Церковь Христову, говорит, что все было сотворено Богом ради той цели, чтобы был спасен и получил вход в Царствие Божие человек, имеющий Богом данную душу (Там же, с.433).

Благость Творца и доныне изливается на всю тварь

Бог Творец не только при творении излил свои щедрые дары на все ви­димое и невидимое, но и доныне Его благость и милосердие изливаются на всю тварь. Однако разумно-свободные существа могут пользоваться Его дарами гораздо больше, чем неразумные. И поэтому эти разумные существа из общего царства природы призываются в особое Божие Царство, то есть к участию во всех Божиих дарах и благах жизни (Там же, с.431).

* * *

Разумно-свободные существа – это Ангелы и человеки (Там же).

* * *

Воплощение Сына Божия было новотворением (4, с.134). Создание Ангелов и человека

Если Ангелы создаются Творцом первыми, то человеком заканчивается все мироздание. Как венец творения Божия, человек должен возвышаться над тленным миром и приближаться посредством своей добродетельной жизни до Богоуподобления, и тем самым стать достойным наследником вечного Христова царства (7, с.432).

* * *

Премудрость Божия сотворила вначале ангельский мир, предназначение которого прославлять Творца и служить человеку (Там же, с.434).

Цель творения

Вначале Бог сотворил человека только для жизни, но человек, поддавшись влиянию злого духа, отступил от Бога, за что услышал Божий приговор: земля еси и в землю отыдеши (Быт.3,19). После этого Господня изречения в суще­ство человека вошла смерть (Там же, с.393).

* * *

Тайна мироздания Божия доступна только Тому, Кто создал ее (Там же, с.436).

Бог даровал человеку власть над видимой природой

Возлюбив человека и одарив его царственной властью над видимой природой, Господь предназначил его быть посредником между созданием и Самим Собою (7, с.170).

* * *

Создавая мир в определенной последовательности и красоте, и притом из ничего (ex nihilo) и без затруднений – «словом единым», Творец имел Своей целью дать возможность тварям наслаждаться благодатной жизнью (Там же, с.166).

Слово Творца благоустраивает вселенную

По всемогущему Творческому слову не только небо и земля приобретают благоустроенный вид, но и все планеты строго и определенно устанавлива­ются на свои орбиты и без воли своего Создателя никогда не нарушают этого порядка (Там же).

Бог сообщает жизненную силу всем закономерным процессам мира

Бог сообщил первозданному веществу жизненную силу, которая является внутренним двигателем всех закономерных процессов, протекающих в органическом и неорганическом мире (Там же).

Все на земле по слову Божию приобрело дивную гармонию

Если вначале земля была не устроена и не пригодна для жизни, то впоследствии по слову Творца все на ней приобретает дивную гармонию (Там же).

Единство мироздания

Строгая последовательность, единство всего мироздания и его красота и доныне пленяют собой лучшие умы человечества (7, с.166).

Последовательность творения

Небо украсилось солнцем, луной и бесчисленным количеством звезд. Воды и воздух согревались теплыми солнечными лучами, но они еще не имели в себе обитателей. Чтобы дать водам приличное украшение, Господь обращает к ним Свое повелительное слово: «Да изведут воды гады душ живых и бысть тако» (Быт.1,20). Силою этого творческого слова Бог наполнил моря, озера, реки различными родами рыб. После этого последовал ряд других Божественных творческих действий, в результате которых земля стала произрастать плоды, и животные плодиться (Там же).

* * *

Премудрый Бог все, что имел в Своем разуме, в творении отразил, поэтому все тварное устремляет свой взор к Творцу

Все творение вышло из рук Творца прекрасным и во всем наблюдалась гармоничность, закономерность и целесообразность. Подобно тому, как писатель, используя усилия своего разума и свою мудрость, составляет по­весть и записывает ее в книгу, так и Премудрый Бог все то, что имел в Своем разуме, прекрасно сотворил и как бы книгу из двух листов (т.е. неба и земли) соединил воедино и отразил в ней Свое всемогущество, и премудрость, и бла­гость. Именно поэтому к Всемогущему и Премудрому Богу, подобно ручьям, стремящимся слиться в единый громадный поток, устремляет свой взор все тварное (Там же).

В творении явилось величие Творца

Если создание настолько прекрасно и благоустроено, что напоминает со­бой искусно выполненную мозаичную картину или сложнейшее техническое сооружение, то каким же по Своей красоте, премудрости и величию является Сам Творец? Кто подал свет солнцу, луне и звездам, Тот Сам в Себе непре­менно лучший Свет есть. Кто подал разум человеку, Тот Сам непременно имеет лучший разум (Там же, с.166–167).

Творец промыслительно управляет миром и ведет его к осуществлению Своих планов

Создав этот прекраснейший мир, Творец не перестает проявлять о нем Свою заботу и промышление. Об этом промыслительном попечении говорят и логические рассуждения. Так, если Бог является Создателем всего видимого и невидимого мира, то, значит, Он же является и его Промыслителем. Если взять повседневную жизнь человека или даже целого государства, то здесь в порядке вещей, когда отец управляет своим домом, являясь в нем хозяином, или когда правитель руководит государством и ему подчиняются все, ис­полняя его волю. Так и Бог, создавший мир и проявивший в нем Свою славу и совершенство, является Верховным Правителем и Властелином, владея и управляя небом и землей, всем видимым и невидимым миром. Если же все произошло от Бога как Источника жизни, то как же оно может быть оставлено без Его постоянного премудрого Промысла? Промыслительное попечение Божие о тварном мире проявляется не какими-либо отрывочными этапами, но осуществляется постоянно, ежеминутно и ежедневно. Творец, создавший мир по Своей благости, премудро управляет им и ведет его к осуществлению Своих Божественных планов (Там же, с.167).

Творение и искупление. Царство природы и благодати

Святитель Филарет Московский в своем толковании на книгу Бытия указывает, что понятие о сотворении мира Евангелие сближает с участием об искуплении человека. И притом человека, возрожденного во Христе, оно называет новою тварью (2Кор.5,17; Гал.6,15), внутреннее просвещение от Бога уподобляет происхождению первоначального света от слова Божия (2Кор.4,6), покой верующих во Христе соединяет с покоем Божиим по совершении творения (Евр.4, 3,4, 9, 10). Из этого можно сделать вывод, что в царстве природы и благодати, несмотря на видимое их расстояние и существенное различие, находится некоторая таинственная соразмерность и соответствие. Основываясь на словах Священного Писания, святитель делает соответствующий вывод между творением и искуплением по отношению к образованию Церкви (Там же, с.432).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle