Источник

Таинства

Кем установлены Таинства и зачем

Христос Господь устави, иные Сам, иные же через апостолов.

Условия действительности таинства.

Не испытывай непонятное, да не в сеть диавольскую впадешь (8, с.1034).

Таинства Святой Православной Церкви

Начало единению со Христом полагается в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновля­ется и, наконец, в Таинстве св Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом (7, с.375).

Цель Таинств, богослужения, жизни Церкви

Все Таинства, богослужения, вся жизнь Церкви Христовой имееют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Господом здесь в этом мире и дарование ему вечной жизни в будущем веке (Там же, с.386).

В каком Таинстве человек находит полное успокоение

Особенно в Таинстве Святой Евхаристии христианин самым теснейшим образом соединяется со своим Создателем, в Котором находит полное успокое­ние своей мятущейся душе и в то же время ощущает в своем сердце будущее блаженство Царства Божия (Там же).

* * *

Таинства Церкви Христовой помогают христианину сбросить гнетущую тяжесть суеты и греха и утвердить сердце свое в том, что неизменно, чего никто и никогда не отнимет, над чем не властны ни люди, ни время, ни смерть (Там же, с.386).

Значение Таинства

Через Богоустановленные Таинства человеку подается невидимая благо­дать Божия, он получает от Бога все то, что необходимо ему для духовно- нравственного возрождения и спасения (Там же, с.209).

Условия совершения Таинств

Подаваемые в Таинствах благодатные дары Святого Духа свидетельствуют о любви Бога к человеку и являются целебным средством в деле его спасения. Первое условие заключается в том, чтобы священник был правильно руко­положен. Второе – в правильном соблюдении вещества Таинства (для Кре­щения должна быть вода, для Евхаристии – хлеб и вино и т.д.). Третье – в правильном произнесении формулы Таинства. И, наконец, четвертое условие заключается в том, чтобы как совершитель, так и приемлющий Таинство имели в своем сердце искреннее желание и стремление к его совершению и принятию (Там же).

Таинство Крещения

Крещение Господа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно- благодатного способа возрождения водою и Духом в Таинстве Крещения. Здесь Господь выступает перед людьми как Основатель нового благодатного Царства Христова, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф.28,19–20) (4, с.147).

Что означает трикратное погружение верующего в Таинстве Крещения

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в Таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Воскресению.

Господь Спаситель «от воды» (крещением) таинственно Духом соделал многочадну Церковь, «первее (прежде) безчадну» (5 января повечерие, канон, 3-й тропарь 5-й песни).

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось «поклонение Пресвятой Троице» (тропарь Богоявления).

В песнопениях праздника всесторонне и трогательно описываются те «переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься от него Иоанн Креститель перед всем народом, слушавшим Его, указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа – Мессию. «Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от нетления» (Богоявление, стихира на «Господи, воззвах», с.108).

И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды».

«Хотя Ты и Младенец от Марии, – говорит Предтеча, – но я знаю Тебя Предвечного Бога». И тогда Господь говорит ко Иоанну: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую» (Богоявление, Последование великого освящения воды, тропарь на «Слава, и ныне», Богоявление, утреня, стихира по 50-м псалме, Навечерие Богоявления, 1-я стихира на 6-м часе).

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Пророк Иоанн принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения от грехов.

Как человек Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения (Там же, с.148–149).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle