Святое Причастие
Кто не причащается – не имеет в себе вечной жизни.
Тот, кто не причащается, не имеет в себе вечной жизни, по слову Господа, и остается мертвым для будущей жизни (3, с.29).
* * *
Святые Тайны являются залогом жизни вечной. Без этого священного дара ни один человек не узрит Бога. И притом только в Православной Церкви мы найдем эту Святыню, этот залог вечного спасения (Там же, с.84).
К Святому Причастию нужно готовить свою душу
Причаститься Святых Христовых Тайн очень хорошо. К этому только надо хотя бы немного приготовить свою душу – терпением, смирением, кротостью и любовию к Богу и ближним. А также воздержанием как наших чувств, так и в пище. Перед причащением надо будет взять и разрешение у священника от грехов (Там же, с.71).
Относительно Таинства Причащения
Можно ли причащать:
а) тех, кто покурил только?
Можно только в крайнем случае, т.е. если человек умирает.
б) женщину, у которой кровотечение открылось на долгое время (1–2 года)?
По правилам церковным, «женщина в течении сущая», т.е. имеющая естественную нечистоту или вообще страдающая кровотечением, не только не должна причащаться, но даже и входить в церковь, пока не очистится (пр.7 Тимофея Александрийского, срав. Номоканон при Большом Требнике, пр.64) (А.Ф.Хойнацкий. Практическое руководство для священнослужителей. М, 1882, с.109–110). Но Булгаков пишет, что кровотечение у больной женщины не должно служить препятствием к причащению ее в случае нужды, т.е. болезни и смерти (Булгаков. Цит.соч., с.1144).
в) невенчанных?
На этот вопрос можно ответить словами ап.Павла. Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее, и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, не должна оставлять его, ибо неверующий муж освящается женою (верующею) и наоборот (1Кор.7,12–14). Исходя из этого можно причащать.
г) Можно ли причащать своих детей и матушку, предварительно поисповедовав их общей исповедью?
При крайней нужде, т.е. во время болезни или смерти, – говорится в настольной книге Булгакова (стр.1146), – священник не только может, но и должен исповедовать близких родных: отца, мать, брата, жену и т.д. Власть священника, по своему существу вязать и решить в таинстве покаяния, не связана у него никакими узами, в том числе и узами родства, а равно простирается на всех, в каких бы отношениях к священнику они ни находились.
Также священнослужитель в крайнем случае может крестить своих детей (Номоканон, 209 пр.). Исповедь должна быть честной и искренней, не утаивая ни одного греха, потому что Единому Богу исповедуем грехи и от Единого Бога приемлем оставление их.
Но в церковной практике исповедовать своих родственников не принято из тех побуждений, что они не могут искренне и чистосердечно раскрыть свою душу тому, с кем они имеют тесные семейные связи.
После исповеди священнослужитель в любом случае может причащать как свою матушку, так и всех остальных.
В Номоканоне говорится, что аще священник стыдится причастить свою жену и даст чашу, и причастит ее другой, такой священник проклятию подлежит (Проф. А.Павлов. Номоканон при большом требнике 57, 63, с.281–283) (32).
Святое Причастие – действенное средство сохранения и совершенствования веры
Особенным благодатным средством укрепления живой веры, по учению Задонского чудотворца, является причащение Святых Христовых Тайн. Без причащения животворящих Тайн Христовых «вера быть и сохраниться в сердце человеческом не может» (4.166). Святое причащение не только служит сохранению правой веры, но и является самым действенным средством ее совершенствования (7, с.227).
* * *
Достойное принятие Святых Тайн Христовых оживотворяет душу христианина (7, с.227).