Пророки
В тяжелые для еврейского народа времена выступают со своей деятельностью пророки. Не связанные с определенным местом, не стесняемые никакой определенной формой действий или средствами к существованию, они были совершенно свободны и мало зависели от князей и сильных мира сего. Поэтому в период царей пророки берут на себя дело духовного развития и образования народа в истинной религиозности и нравственной чистоте, а священникам и левитам предоставляется лишь формальное исполнение богослужебных обрядов.
Вдохновляемые Богом, пророки безбоязненно обличали всех нарушителей Закона. Они мужественно противодействовали многобожию и суеверию, возводя взоры Израиля к Богу Единому, Истинному. Как только они замечали упадок нравственности, тотчас исполнялись силою возвестить Иакову нечестия его и Израилю грехи его. Каждого беззаконника старались они возвратить на путь истины и спасения, от каждого члена общества, начиная от царя, они требовали строгого исполнения своих обязанностей.
Главное, на что указывали пророки в деле богопочитания, это – то, что не внешняя обрядно-законная исполнительность нужна для Бога, и не жертвы, прежде всего, а внутреннее доброе устроение человеческого сердца.
Вместо богопочитания внешнего, которое, по незаменимому выражению пророков, превратилось в заученную человеческую заповедь (Ис.29,13), пророки проповедовали внутреннее духовное поклонение через богопознание, чистоту и святость в непосредственном духовном единении с Богом, сообразно с этим, священству предлагались новые идеалы деятельности – учить народ боговедению, очищать прежде всего и больше всего души и сердца верующих, стараться о том, чтобы каждый человек приближался к Богу не внешними действиями культа, а внутренней чистотой и богоподобием. Пророк Исайя говорит: предстоятель пред Богом должен творить добрые дела – расторгни союз неправды, разреши оковы рабства, дай свободу угнетенным и сокруши всякое ярмо... введи в дом покинутых бедных тогда ты помолишься, и Господь услышит, будешь взывать, и Он скажет «вот Я» (Ис.58, 6, 7, 9).
Так Господь, через уста пророков, призывал священников жить внутренней жизнью, заботиться о спасении народа Израилева и возрождать их нравственно. Но священники не слушали этого голоса, сами не вразумлялись и народ не исправляли. Господь через уста пророка Иезекииля обличает их, говоря: «Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали» (Иез.34,4).
При болезни корня увядают все надземные ветви растения, при отсутствии солнечного света развиваются только чахлые побеги из семени, так с нарушением завета с Богом, вкравшимся началом религиозного отупения и равнодушия, рассеялась энергия священников и левитов во всех родах и общественной деятельности. «Соль, предназначенная к охранению Израиля от нравственной порчи, выветрилась и потеряла свою силу», – говорит пророк Михей.
Пророки не только обличали в безнравственности священников и левитов, но и указывали им средство врачевания, восстановление союза с Богом, Который не вечно гневается, но любит милость (Мих.7,18).
Сознавая воспитательное значение закона во всех его постановлениях, пророки требовали его духовного понимания и выполнения, чтобы и ветхозаветные священники служили со страхом и трепетом Царю царствующих и Господу господствующих.
Ветхозаветные пророки действовали, зорко следя за своей паствой, удерживали ее от пагубных уклонений. Никто из людей с их внутренней жизнью не ускользал от бдительного предостережения пастыря-стража. Пастырь-пророк должен был открыто, не смущаясь, говорить о тех мерзостях, которые допускает Израиль в своей религиозно-нравственной жизни (5, с.54–58).
Сущность пророческого служения
Кроме возвещения о грядущем Мессии, пророки также следили за чистотой истинной веры, которая весьма часто нарушалась народом, а также за его нравственным состоянием. Удерживая народ в определенных рамках Закона Божия, пророки тем самым направляли его к взысканию грядущего в мир Спасителя. Невзирая на лица, они ревностно обличали пороки и угрожали Божиим наказанием за них. Однако очень часто народ этим не вразумлялся, но даже доходил до крайнего озлобления, предавая смерти проповедников истины. Хотя пророческое служение и было весьма плодотворным, но и оно не освобождало человечество от греха и его последствий. Оно только указывало путь к этому освобождению (7, с.182).