Источник

Монах

Стараться со тщанием проходить всякое послушание. Всю братию нелицемерно любить, ибо любовь покрывает множество грехов. А потом уже мы можем, по силе нашей, с благословения настоятеля или духовного отца, при­нимать на себя и носить монашеские и келейные подвиги, как то: умеренный пост, нощные бдения, молитвы, поклоны и прочее.

Прилежно будем молить Человеколюбивого Бога, да имиже весть судь­бами спасет нас. А для сего должны всякий день и час каяться и полагать своего спасения начало. Ради покаяния и спасения мы оставили мир и пришли жить в монастырь, и в монастыре должны жить уже не по-мирски, а по-монашески. Для сего должно со вниманием, как можно почаще чи­тать святых отцов книги, в коих подробно описаны правила и наставления монашествующим. Если будем их знать и познанное исполнять на деле, то избавимся от вечных мучений и получим Царствие Небесное (15, с.503–504).

* * *

Вступлению в монастырь слабое здоровье не считай препятствием, и слабейшие тебя живут (Там же, с.255).

* * *

Благоустроенные монастыри сохраняют и умножают (богоугодным житием иноков) благодать Божию в Русской Церкви. Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины (13, с.43).

* * *

Монашеская мантия – образ смирения словом и делом. И много таковых есть, которые мнятся быти невежды словом, но не разумом (2Кор.11,6).

При встрече друг друга предупреждайте поклоном, не останавливайтесь в монастыре для разговора и празднословия, а с молитвою и вниманием спешите по послушанию или в келью свою (Там же).

* * *

В умномысленном делании и молитве наиболее состоит истинный подвиг монашества; в нем бывает истинное познание духовных вещей и Бога; в нем плоды плодов наших (то есть достижение высших степеней духовнаго совер­шенства и близости к Богу) и хранение их, как негде пишется от святых, не только нам подобает делать, но и хранить плоды деланий наших, – хранить молитвою и смиренномудрием (Там же, с.44).

* * *

С божественным именем Иисусовым всаждается в сердца страх Божий, сей корень благих дел, верою в Иисуса иноки учатся обретать Его послушание, терпение и кротость, Его смирение, чистоту и любовь и удостаиваются иметь мир в сердцах своих (Там же).

Много пользы приносит иноку безмолвие, уклонение от всяких пустых бесед и развлечения. Безмолвие созидает дух, развлечение – разоряет (24, с.421).

* * *

Придя в монахи, не говори о мирском, а о монастырском. Говори необходимое, а то – новости одному, тот другому, пятому, десятому – для других вред и для тебя. От разговора теряются чувства (умиление, страх Божий и проч.). Когда спрашивают, отвечай коротко, одно-два слова. Будь молчалив, – даже глупый, когда молчит, кажется мудрым.

Великий вред от празднословия: слово – дар Божий. Все ничто, если не научишься, когда сказать и когда молчать. Говори тихо и не смейся. В келлию к себе никого не зови и сам ни к кому не ходи. Мышь, когда сидит в норе, не уловляется кошкой, а как только выйдет, уловляется, так и нас ловит враг спасения. Монаху надо жить в скудости. Когда хвалят, нужно плакать, а когда укоряют и ругают, тогда грехи снимают.

Помни смертный час: ах, умереть надо, а смерть грешнику люта! (25, с.460).

* * *

Монах дважды дает обеты Богу.

Отличительный признак монаха – покаяние и смирение.

Более всего монаху беречься любопытства и осуждения.

Монах не выходит из монастыря.

Монах не ходит по келлиям, но пребывает в уединении.

Монаху беречься посещать гостей.

Монах не водится с женщинами (8, с.564–566).

* * *

Иноки – оплот Православия (3, с.83).

Сущность монашества как наиболее прямого пути ко спасению

Миряне, будучи связаны мирскими попечениями, семейной жизнью и всякого рода заботами, находятся в менее благоприятных условиях, чем монашествующие, всецело отрешившиеся от мира и посвятившие свою жизнь на служение Богу. Если мирянин обязывается проводить благочестивую жизнь для достижения спасения, то тем более строгие требования предъявляются монаху, который должен быть облечен во всеоружие добродетелей, а не довольство­ваться приобретением только одной какой-нибудь из них. Поборов в себе все страсти, монах делается полным властелином над самим собою, но достигает он этой власти только тогда, когда окончательно истребит в себе страсть само­любия, которая стоит на пути всякого доброго начинания (6, с.140).

Опасность, которой подвергаются монахи

Монах, не ведущий борьбы со страстями, может подвергнуться опасности, опасности этой подвергаются только те, которые принимают монашество только внешним образом, без монашества с внутренним его содержанием (Там же).

Что приводит к внутреннему монашеству

Стремление к истинно христианской жизни и к достижению бесстрастия приводит к внутреннему монашеству. Но наряду с внутренним не должно пренебрегать и внешним (Там же, с.137).

Пути достижения внутреннего монашества

Жизнь в монастыре с другими содействует воспитанию в себе духа внутреннего монашества, так как, будучи в соприкосновении с людьми, человек имеет больше случаев познавать свои немощи, чем живя в уединении, а познавая их, он смиряется перед людьми и Богом (Там же).

* * *

Жизнь в общежительном монастыре совместно с другими во многом содействует спасению (Там же).

Руководящим началом в жизни каждого человека должен быть принцип, заложенный в его природе

Молитва, внутри сердца совершаемая, любовь к Богу, стремление к истинной христианской жизни – вот те пути, которые приводят человека к внутреннему монашеству, однако не надо забывать и внешнего, ибо руководящим началом в жизни каждого человека должен быть принцип, заложенный в его природе. А принцип этот заключается в том неоспоримом факте, что человек состоит из души и тела, тесно связанных друг с другом, следовательно, согласовывая внутреннее с внешним, человек идет путем, указанным Самим Создателем. Отделяя же одно от другого, человек тем самым не подчиняется своему Создателю и действует самочинно (Там же, с.140).

Как достичь внутреннего монашества

В монастыре нужно проводить странническую жизнь, достигая внутреннего монашества, прежде всего, вниманием себе и молчанием (Там же, с.138).

* * *

Юные должны помнить цель своего поступления в монастырь и строго соблюдать данные ими обеты (Там же).

Нельзя допускать мыслей о том, чтобы оставить монашество

Поступившим в монастырь и принявшим на себя ангельский образ нужно постоянно бодрствовать над самими собою и не допускать в своем сердце колебаний, внушаемых сатаной, о том, чтобы оставить этот путь – монаше­ство и возвратиться к прежней мирской жизни (6, с.138).

Более ревностным Господь попускает всевозможные искушения

Более ревностным исполнителям монашеских обетов, особенно по при­нятии мантии, Господь попускает всевозможные искушения для того, чтобы они навыкли терпению, смирению и набрались духовного опыта в невидимой брани (Там же).

* * *

Монахи должны принимать все встречающиеся скорби с терпением, потому что этот путь избран добровольно и монашеские обеты даны без принуждения (Там же, с.139–140).

* * *

Сущность монашеской жизни заключается в отсечении страстей и достижении бесстрастия (Там же, с.135).

Милосердие Божие особенно изливается на монашествующих

Милосердие Божие изливается на всех, ищущих спасения, но особенно оно обильно ниспосылается на тех избранников Божиих, которые отреклись от мирской жизни, день и ночь многими подвигами и слезами стараются очи­ститься от всякой скверны и плотских мудрований (Там же, с.132).

Почему ревностные христиане устремляются в монастырь

Ревностные души устремляются в иноческие обители, чтобы постоянно быть в молитвенном общении с Богом (Там же).

Труден путь монашеский

Чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь, но инок дерзновенно уповает на таинственную помощь свыше (Там же).

В чем состоит монашеский путь

Монашеский путь – это отрешение от всего земного и принятие на себя ига Христова (Там же).

* * *

Среди монашествующих особенно пагубно действие гордыни (Там же, с.121).

Что прежде всего ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬ монашествующие

Вступившие на путь монашества, желающие всецело последовать Христу, должны прежде всего жить по заповедям евангельским. Если все истинные христиане, стремящиеся к спасению, обязываются исполнять заповеди Божии, то тем более это относится к монахам (Там же, с.132).

* * *

Нельзя считать себя недостойным принять постриг монашеский. Св.Иоанн Лествичник пишет: «Никто да не порицает себя недостойным быти обета иноческого. Где находится великая гнилость, тамо и велие врачевание потребно есть «(Там же).

Иноки во всем должны подражать Христу

Живущим в монастыре старец советует отсекать свою волю и навыкать послушанию. Во всем укладе своей внешней и внутренней жизни иноки должны подражать Христу (Там же, с.133).

* * *

Послушание – великая добродетель <...>; преслушание – великий грех (Там же).

Послушание должно лежать в основе всех добродетелей

Послушание должно лежать в основе всех добродетелей, к усвоению которых стремятся все ищущие спасения, ибо послушание было первой заповедью, данной человеку по его сотворении. Добродетель послушания для первоздан­ных людей должна была осуществиться только в невкушении запрещенного плода, в воздержании в пище, что то же, в посте (Там же).

Назначение монаха

Монах должен быть Ангелом, и его назначение – своей доброй жизнью постоянно славить Бога с Небесным воинством (3, с.87).

Нужно обуздывать телесные чувства

Несите с терпением свой монашеский крест. Он безусловно тяжелый, но и те, кто его донесет до назначенного Богом места, все забудут трудности и печали. Там ведь за гробом труженикам уготована благодатная жизнь. И ради ее нужно презреть все греховное и скверное. Страхом Божиим надо обуздать телесные чувства, то есть зрение, слух и злой язык (32).

Вся жизнь инока должна проходить в покаянии

Вся жизнь христианина, а тем более инока, должна проходить в покаянии, ибо с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека; <…> без покаяния не может человек черпать силы из духовную источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь (6, с.95–96).

* * *

Иноческая жизнь особенно богата скорбями (Там же, с.107).

Неустройства в монастырях из-за отсутствия терпения и послушания

Очень часто возникают неустройства и в монастырях, месте, где, казалось бы, должно быть все благоустроено, так как сюда сходятся все, желающие жить по-христиански. Но именно в монастыре и требуется в первую очередь терпение и послушание. И трудно быть начальствующим в такой обители, где отсутствуют эти добродетели (Там же, с.108).

Как стяжать благодать Святого Духа

Подвизайтесь в этой плачевной юдоли посредством самоотречения и полного послушания стяжать благодать Святого Духа, без которой никто из нас не увидит Лица Божия. Молитвенный подвиг, смиренное прохождение своего монашеского делания и нелицемерная любовь к Богу и людям являются за­логом жизни вечной. Объединитесь любовью во Христе и помогайте друг другу шествовать узким, но спасительным путем, ведущим к голгофским страданиям Богочеловека, то есть с Ним постраждем, с Ним и прославимся (3, с.109).

Совет монаху

Ревность к монашескому житию пусть будет постоянно в твоей душе. Без этого доброделания никто не сможет Бога узреть.

Ропот и нерадение удаляй из своей души страхом Божиим. Нужно удерживать свои глаза от запрещенного древа – греха, и тогда только душа сможет воспрянуть от греховной спячки. Земная жизнь человека должна постоянно направляться к спасительному маяку – Царствию Небесному (Там же, с.103).

* * *

Монах должен подвизаться о Господе за чистоту ума и сердца даже до пролития крови. Порочные мысли и пожелания в монашествующих осуждаются Богом как физический грех. А грешники Царство Небесное наследовать не смо­гут. Ведь только чистые сердцем Бога узрят. Земная жизнь пройдет и, как пар, исчезнет бесследно. А там наступит вечность, которая ждет земных жителей. Только для одних, то есть свято живущих, она будет радостной, а для других, греховно живущих, она будет мучительной. Исходя из этих слов, нам следует внимательно все продумать и удалить все греховное и скверное, мешающее в деле нашего спасения. Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные, греховные чувства, особенно глаза, уши и язык – двери греха, уводящие свои жертвы, подобно блудному евангельскому сыну, «на страну далече». Нужно подумать обо всем и сказать: «Вернусь я снова в отеческий дом и скажу Отцу Небесному: «Прими меня как единого от наемных Твоих». О, как бы было отрадно не только нам, но и Небесной Торжествующей Церкви. Душа, познавшая свой грех и возненавидевшая его, бывает способна взлететь горе к небесным жителям. Постараемся в этой плачевной юдоли убелить свою монашескую одежду добрыми делами и молитвенно-покаянным воплем, дабы и мы смогли услышать слова нашего Возлюбленного Спасителя: «Приидите, благословенные Отца Моего Небесного, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира» (Там же, с.102).

* * *

Монах должен противиться всякому злу не только физическому, но и умственному, очищать свой ум и сердце от всех греховных помыслов и пожеланий. Именно в этом заключается монашеское житие. Где чистота – там и Бог пребывает со Своей благодатию, окрыляя и сохраняя такого человека от всех диавольских козней.

Подвизайтеся стяжать своей святой жизнью ту радость, которую Бог уготовал любящим Его. И тогда мы услышим голос Божий: «Придите, благословенные Отца Моего Небесного и получите небесную славу, которую Творец уготовал любящим Его» (Там же, с.99).

* * *

Для монаха определен путь узкий и тернистый, и он должен завершиться на Голгофе, то есть со Христом постраждем и со Христом прославимся (Там же, с.106).

О подвиге монашеском

Монах должен подвизаться в монашеском житии, то есть в смирении, терпении и любви ко Господу и людям. Все свои земные попечения и тревоги надо возлагать на Матерь Божию и делать все то, что Ей угодно. По своей воле не поступать ни в чем. Возлагаемые послушания принимать как от Бога. В молит­ве быть терпеливым и ревностным. В болезнях не унывать, но возлагать вину за свои немощи на свои грехи и леность. Нужно просить Господа, да умудрит и поможет прежде всего увидеть свои грехи, которые жестоко мучают каждого монаха, подвизающегося на своем спасительном пути (Там же, с.100–101).

Самовольным и упрямым помилования не будет

Очень трудно управлять монахами, которые живут по своей воле и руководствуются своим греховным разумом. Но ведь придет время дать ответ и им, когда они окажутся за пределами этой жизни. Там для самовольных и упрямых помилования не будет. Сказано, что одни пойдут в жизнь вечную, а другие в муку вечную. В святоотеческом учении неоднократно указано, что монах, живу­щий без послушания, смирения, кротости, спастись не сможет, и гнев Божий на таковых пребывает во всю вечность. Хорошо бы было поглубже осознать всем это плачевное свое состояние и, пока еще не взяты из этой жизни, исправить свое бедственное состояние, то есть удалить из своего ума и сердца все злое и порочное и последовать за Христом по узкому пути, ведущему в жизнь вечную. Ведь ради этой блаженной жизни множество людей оставили свое богатство и знатность рода и отдали себя добровольно в послушание своим наставникам. Без несения своего креста и безропотного исполнения послушания монаху лучше было бы согнить во чреве матери своей (Там же, с.95–96).

* * *

Духовный подвиг инока заключается в очищении сердца от страстей. Живя таким образом, инок предстанет пред Богом верным Его служителем (31).

Цель ухода в монастырь – не только личное спасение, но и просвещение народа

В монастырь люди уходят для того, чтобы всецело оторваться от греховных прелестей мира и посвятить себя Богу в уединенной обители. Однако это уединение не ограничивается заботой только о личном спасении. Монахи, подвизаясь в добродетельных подвигах и занимаясь изучением Священного Писания и творений святых отцов, несут свет Христовой веры и благочестия в народные массы (7, с.52).

* * *

Монашеская жизнь – это не есть почетное звание или титул почести, а это непрерывный подвиг доброделания, то есть труд над очищением своего ума и сердца от скверных помыслов и пожеланий. А цель, в конечном своем существе, должна сводиться к тому, чтобы Воскресший Господь сподобил бы всех нас узреть Его в Царствии Небесном (32).

* * *

В монастыре сестры должны проявлять заботу не только каждая о себе, но и о своих ближних. Ведь все они должны быть связаны тесными узами во Христе Это одно стадо, которым управляет Сама Царица Небесная (32).

* * *

В монастыре на первом месте должно стоять послушание. А затем откровение помыслов, хотя бы друг другу, и любвеобильное отношение, соединенное со смирением и терпением, должно быть неотъемлемой частью и насущной потребностью в деле нашего спасения (3, с.80).

* * *

На инока со всею злобою нападают и мир со своими обманчивыми прелестями, и плоть со своими требованиями, и диавол, который ищет, как лев, кого бы поглотить. Но с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И поэтому нам не следует унывать и падать духом, но вступать в борьбу, иногда и в жестокую, и выйти из нее победителями. У нас имеется для этой борьбы сильнейшее оружие – Крест Христов, посредством которого разрушаются все стрелы вражии. Но чтобы победить все зло, набрасывающееся на нас, мы должны мобилизовать все свои силы, а особенно свою свободную волю на борьбу с искушениями. Особенно мы должны своими подвигами приобрести основные добродетели: смирение, терпение, кротость, незлобие, любовь к Богу и ближним. Будем стремиться к блаженной вечности (Там же, с.85).

* * *

Самое опасное зло для общины – ненависть и презрение к немощным сестрам. Такая община долго существовать не может. А если будет основана на любви и на сострадании к немощным, то Господь покроет от всяких ухищ­рений вражиих. Все с любовию да бывает (Там же, с.6).

* * *

Несите немощи друг друга без ропота, ожидая себе за это награду и утешение от Бога (32).

* * *

«Как в монастыре приобрести благодать Святого Духа?» – «Пребывать в единодушии, любви друг ко другу, в послушании» (32).

Помогайте друг другу во всем (3, с.32).

* * *

Один человек говорил батюшке: «Батюшка, у меня все мысли про монастырь». Батюшка отвечал: «Надо готовиться, а то приходят неподготовленные и не усиживают». – «Как готовиться?» – «Очищать сердце. Не осуждать, не лгать, не завидовать. Надо так подготавливаться» (32).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle