Происхождение лукавства
Опасной преградой на пути к небесным обителям являются <...> лесть и лукавств. Эти страсти <…> ведут свое происхождение от источника зла и коварства – диавола (1.142), который на подвластных ему людей не только имеет внешнее влияние, но и устрояет жилище в их сердцах (7, с.331).
Влияние лукавства на душу
Лесть и лукавство, пленяя душу христианина, делает его двоедушным и лицемерным (7, с.331).
Как ведет себя лукавый человек
Перед людьми лукавый человек ради выгод и гнусных целей старается показать себя добрым, отзывчивым и даже благодетелем, но в сердце своем носит страшное зло, чем уподобляется дьяволу, часто принимающему для обольщения человека личину праведности или ангела света. Лукавых людей святитель Тихон Задонский <…> называет страшнее всякого зверя, потому что зверь не меняет своей натуры, но пребывает таким, какой он есть, коварный же льстец, внутри дышащий злостью и скрывающий это под видом дружелюбия, бывает опаснее врагов, носящих скрытно оружие (1.142) (7, с.331).
Лесть и лукавство бывают причиной многих несчастий и преступлений
Лесть и лукавство вселяют недоверие и подозрение не только в кругу близких лиц, но приводит в недоумение и возмущение целые народы, лишают их мира и спокойствия. Льстивые и лукавые стараются часто передать не то, что соответствует истине, их цель – ложными обвинениями возбудить людей на гнев и злобу. Под действием лести и лукавства рушатся даже самые тесные дружеские узы, а вместо них укореняются вражда и ненависть (7, с.331).
Лесть и лукавство опаснее пьянства
Если ужасным явлением в мире считается пьянство и холера, то льстивые и лукавые лица бывают более опасными и коварными в своей злой деятельности (7, с.331).
Льстивые и лукавые оскорбляют величие Бога
Льстивые и лукавые часто во лжи и несправедливости употребляют даже клятвенные слова, произнося имя Божие всуе, чем самым оскорбляют величие Бога и навлекают на себя Его праведный гнев (7, с.331).
Как избавиться от лести и лукавства
Для избавления от этой внутренней скверны лести и лукавства наилучшим средством, по мысли святителя Тихона Задонского, является исполнение слов Псалмопевца: «Удержи язык свой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс.33,14) (1.142) (7, с.331).