Источник

Клевета

Клевета есть предательство, подобно Иудиному.

Клевету Сам Господь и святые терпели.

Клеветы никто из угодников Божиих не избежал.

Клевета милостью Божиею в пользу обращается.

Клевета и ЗЛОСЛОВИЕ – признаки, что ХРИСТИАНИН на правильном пути ко спасению.

Истинно по-христиански живущие претерпевают множество поношений.

Если христианин испытывает клевету за БЛАГОЧЕСТИВУЮ ЖИЗНЬ, то он идет путем Христовым.

Клевета и по сей день изрекается на Бога и Его Промысл.

Клевета без попущения не бывает.

Клевета попускается к испытанию духовного состояния.

Клевета попускается для смирения.

Клеветой диавол действует через людей, послушных ему.

Клевета, хотя и от людей, но это ДИАВОЛЬСКОЕ ИСКУШЕНИЕ, попускаемое от Господа.

Клеветник единодушен и единомыслен с диаволом.

Клеветник, как язвой, заражает всё вокруг.

Клеветник подобен прокаженному, разносящему болезнь.

Клевета подобна убийству и пожару.

Клевета, как меч, уязвляет тех, на кого направлена.

Клеветник вредит тому, о ком говорит, вредит себе и вредит, кому говорит.

Невозможно одними устами и причащаться, и злословить, и клеветать.

Клеветник вредит только себе.

Клеветник падает в ров, который сам ископал.

Все клеветники дадут ответ за свои дела.

Утешение находить в слове Божием.

Клевету переносить с терпением и самоукорением.

Клевета пусть все хулит, только бы совесть не обличала.

Подкреплять себя тем, что Сам Господь претерпел клевету.

В терпении брать пример с Христа.

Всякое воздаяние предоставить Богу.

Удерживает от клеветы рассуждение, что Бог присутствует, все видит и слышит.

Не верить ложному слуху, особенно на начальствующих.

На собственном опыте учись не верить клевете.

Если не желаешь, чтобы тебя злословили, сам не злословь никого.

Рассмотри себя, не за грехи ли наказываешься.

Терпеть клевету, поношения – это есть воздаяние за наши грехи (8, с.423–431).

Связь клеветы с гневом и памятозлобием

Страсти (гнева и памятозлобия) не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению (7, с.325).

Действие клеветы

Человек, одержимый страстью клеветы, подвергает смертной опасности свою душу и очень много зла приносит своим ближним. Если опытный проповедник слова Божия своими наставлениями может очень многих от­вратить от заблуждений и привести к познанию истины, то клеветник своим злоречием, наоборот, заражает людей, отводит их от Бога и погубляет (5.341). Деятельность клеветника направлена не на прекращение зла в мире, но на распространение его, а значит, на служение диаволу и на гибель своей души (2.183)(7, с.325).

Что происходит с клеветником

У человека-клеветника помрачается ум и ослабевает бдительность, угасает вера в Бога – Источник добра и святости и вместо того вселяется мрак и заблуждение (4.165)(7, с.325).

Необузданный язык всякое зло разносит по всему миру

Живя беспечной жизнью, многие и не считают клевету за грех, а между тем она, по мысли святителя Тихона Задонского, хуже моровой язвы, ибо последняя переходит только на соприкасающихся с больными, а клевета заражает и даже умерщвляет гораздо большее число людей. Как во время сильного ветра пожар бывает очень опасным, сожигающим дома и находящиеся в них вещи, так и необузданный язык всякое зло разносит по всему миру (4.162) (7, с.325).

Отношение людей к клеветнику

Клевета есть мерзкий порок не только перед Богом, но и перед людьми. Зараженный ею человек теряет всякое доверие и уважение со стороны окружающих. Его презирают как лжеца и возмутителя мирной жизни (7, с.325).

Цель клеветника

Единственная цель клеветника – принести как можно больше горя, страданий и бед своим ближним (7, с.325).

Почему клеветник очень опасен

Клеветник постоянно носит в сердце смертоносный яд, повреждающий бессмертные и искупленные бесценной Кровью Сына Божия души (4.82). Человек, подверженный страсти клеветы, может быть опаснее страждущего проказой, поскольку этого больного многие знают и всячески удаляются от него, клеветника же не сразу можно распознать, он старается прикрыть свое злодеяние ложным благочестием и, подобно Иуде, предавшему Христа, пре­дает неповинных на уничижение и поругание (4.267) (7, с.325).

Человек, одержимый страстью клеветы; наносит вред своей душе

Человек, одержимый страстью клеветы, прежде всего наносит величайший вред своей душе, умерщвляя ее и предавая вечному суду Божию. «Слышите, наветники и злодеи, – взывает святитель Тихон Задонский, – в яму впадают люди, которую для ближних ископывают, и яд сами испивают, который ради других приуготовляют, и сами тое зло страждут, в которое других вринуть хотят» (4.400) (7, с.325).

Сердце клеветника склонно к злым делам и беззакониям

Человек, одержимый страстью клеветы, бывает неспособен к богоугодной жизни; в его сердце совершенно отсутствует любовь как к Богу, так и ближним, и поэтому оно всецело склонно к злым делам и беззакониям (7, с.325).

Что требуется для искоренения страсти клеветы

В первую очередь для искоренения страсти клеветы со стороны человека требуется контроль над самим собой и, в частности, над своим злым языком, который следует направлять не на зло и вред людям, а на прославление Име­ни Божия и охранение чести ближних. В деле избавления от порока клеветы христианину может помочь смирение, которое способно удалить из души все греховное и привлечь к ней милость Божию. Благодаря осознанию своего ничтожества человек вновь становится на спасительный путь. Необходимые для искоренения страсти клеветы духовные силы святитель Тихон Задонский советует черпать из евангельских примеров, и, прежде всего, из жизни и под­вига Божественного Страдальца – Христа. Если греховное сердце противится врачеванию и уклоняется в сторону зла, то его следует всячески принуждать к восприятию Христовых добродетелей (7, с.326).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle