Источник

Антоний римлянин

Антоний римлянин, преподобный новгородский. Житие его служит поразительным доказательством путей Промысла Божия в истории, часто приводящих человека к высшему служению совершенно необычным и неожиданным образом. Родом он был из Рима, но происходил от богатых православных родителей, – греков, – очевидно прибывших из Южной Италии, где издавна были большие греческие поселения, в столицу по каким-либо торговым или промышленным делам. Это было во второй половине XI века, вскоре после печального события – отпадения Рима от православной церкви. Последовавшие вследствие этого разделения смуты и даже враждебные выходки папистов против православных глубоко потрясли впечатлительную душу Антония, и он еще 19-летним юношей порешил удалиться от мира с его тревогами и раздорами, принял пострижение и удалился в пустыню, чтобы вместе с другими отшельниками предаваться суровому иноческому подвигу. Но и туда вскоре проникла завистливая злоба гордого римского папы, который воздвиг на иноков гонение, так что они должны были спасаться бегством. Бежал и Антоний, и найдя себе убежище на одной приморской скале, продолжал подвижничество. Вдруг однажды поднялась необычайная буря, огромным валом оторвала скалу, на которой молился Антоний, и, казалось, все должно было погибнуть: но совершилось великое чудо – камень поплыл по бурным волнам, и на нем, как на корабле, колыхался преп. Антоний с пучком камыша в руке, за который он схватился было при крушении скалы, чтобы удержаться и который, вырвавшись с корнями, остался у него в руке. Чрез несколько времени течением воды его принесло в неведомую страну, к городу, где никто не понимал его языка (1106 г.). Это был Новгород Великий. Случайно оказавшийся в Новгороде по торговым делам грек объяснил ему, что в городе живут православные люди с епископом Никитой во главе. Познакомившись несколько с русским языком, Антоний явился к епископу и рассказал ему историю своего необычайного прибытия в Новгород. По благословению архипастыря, он построил небольшой храм в честь Рождества Богоматери, так как в этот именно праздник ступил он на берег. Это было в трех верстах от города – вниз по течению р. Волхова. Чудесно получив обратно часть своих сокровищ, которые он, заключив в бочку, бросил в море еще в Италии, Антоний купил участок земли для построения обители, в которой в 1128 г. был поставлен во игумена. В этом монастыре и доселе хранятся иконы и вещи, латинские надписи на которых свидетельствуют о достоверности сказания о прибытии преподобного Антония с латинского запада. Там же показывается и камень, на котором он прибыл в Новгород. Преп. Антоний много заботился о просвещении иноков, и доказательством этой заботы служат труды ученика его, доместика Антониева монастыря Кирика, который, при жизни Антония, в 1136 г. написал статью о счислении лет (издано в «Чтен. Общ. Истор.» 1847 г., № 6) и позже обращался к новгородским епископам с разными недоуменными вопросами из церковно-обрядовой жизни. Сохранившиеся до нашего времени рукописи монастыря все писаны четким и красивым письмом и на хорошо выделанном пергаменте. Преп. Антоний скончался 3 авг. 1147 г., в каковой день и чтится его память (в Новгороде память его еще чтится 17 янв. и в первую пятницу после 29 июня). В 1597 г. открыты были его мощи, но местно он чтим был еще с XIII века.

См. у Филарета, Русские святые, под 3 авг. (II, 461 и сл.). источником сведений об Антоние Римл. служит его рукописное житие, написанное его учеником Андреем. Оно напечатано в «Правосл. Собеседнике» за 1858 г. II. 157 и 310.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle