Зависть
Зависть есть печаль о благополучии ближнего.
Завистливый и благодетелю своему завидует и злоумышляет.
Зависть успокаивается, когда видит неблагополучие ближнего, так как зависть приводит к преступлению.
Зависть есть грех диавола.
Зависть есть дело диавольское.
Завистливый человек хуже диавола.
Зависть мучает человека.
Завистливый мучается от своей страсти.
Зависть к бедственному состоянию приводит самого завистливаго.
Зависть духовно ослепляет человека.
Зависть ослепляет человека, что и благодетелям своим вредят.
Зависть ничем не может удовлетвориться.
Зависть приводит к ЗЛОБЕ.
Корень и начало зависти в ГОРДОСТИ.
Зависть пресекать в сердце, чтобы не укрепилась.
Для победы над завистью всячески возгревать ЛЮБОВЬ.
Для победы над завистью победить гордость.
Чтобы отложить зависть, рассуждать, что все в мире временно, и истинное блаженство в вечности.
Просить Бога об исцелении.
Великие ПОДВИГИ не помогут, если не воздерживаться от зависти.
Всех озлобляющих БЛАГОЧЕСТИВЫХ постигает суд Божий (Там же, с.378–383).
Завистливый человек не может приносить плоды добрые
Человек, одержимый страстью зависти, не способен к богоугодной жизни: в его сердце отсутствует любовь как к Богу, так и к ближним. Такой человек не может приносить плоды добра, потому что его сердце всецело склонно к злым делам и даже убийству (6, с.128).
* * *
Зависть рождается от гордости и отсутствия любви (Там же, с.130).
* * *
Зависть, «еже есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселие о зле» (1.3) (7, с.306–307).
* * *
К виду грехов, которые направлены против Святого Духа относится «зависть к духовным благам, яже ближний приемлет от Бога» (7, с.307).
Отчего происходит зависть
Родоначальницей всех зол является гордость, приведшая все Божие мироздание в хаос и расстройство, от нее рождается и берет свое начало, как от злого корня плод, страсть зависти, посредством которой «смерть вниде в мир» (Прем.2,24). Приводя слова блаженного Августина: «Зависть есть дщерь гордыни, умертви матерь, и дщерь ее погибнет», святитель Тихон Задонский говорит, что человек, подверженный зависти, в то же время бывает одержим и гордостью, потому что таковой не может терпеть, дабы кто был ему равен по достоинству (2.174) (7, с.321–322).
Зависть способствовала преступному соблазнению человека
История падения первых людей ясно показывает, что именно зависть побуждала диавола и направляла его волю к преступному соблазнению человека. Ту же пагубную страсть враг постарался посеять и в человеке (7, с.322).
Кому уподобляется завистливый
Происходя от духа злобы, зависть по своей мерзости и зловредности бывает ненасытна, подобно диаволу, ибо как он, родоначальник зла и всякого коварства, никогда и ни в чем не имеет покоя и отрады, так точно и завистливый человек сколько бы добра и милости ни оказывали ему, он всегда будет недоволен и раздражителен (5.136) (7, с.322).
Зависть открывает доступ в душу злой силе
Если христианин страшится вечных мучений, то еще более должен бояться и избегать зависти, потому что она открывает в душу подверженного ей человека доступ злой силе, которая мучит его и воспламеняет в нем геенский огонь прежде Страшного суда Божия (7, с.322).
Завистливый хуже злых духов
Завистливые бывают не только подражателями и единомышленниками злых духов, но даже хуже их, поскольку злые духи завидуют не друг другу, а только тем из людей, которые стремятся идти спасительным путем, в то время как человек человеку и даже брат брату злобно завидует и мучительно терзается (2.175) (7, с.322).
Завистник не вразумляется, а озлобляется
Зависть приводит подвластного ей человека в плачевное состояние. И если человека, подверженного другим порокам, вразумляют оказанные со стороны других благодеяния, то завистника они еще больше раздражают и приводят его душу в озлобление. Зависть есть начало и источник зложелательства по отношению к ближнему (2.176) (7, с.322).
Зависть вселяет в сердце человека печаль и скорбь
Зависть вселяет в сердце человека печаль и скорбь, если видит кого в благополучии живущим, а при виде чужого горя и несчастья радуется от удовольствия (7, с.322).
Никакое добро не в силах остановить зависть
Страсть зависти, разгораясь в душе человека, становится ненасытной. Никакое добро, никакая услуга со стороны ближних не в силах остановить в человеке эту богопротивную страсть (1.89) (7, с.322).
Завистник большой урон приносит своей душе
Человек, опьяненный завистью, приносит много зла окружающим людям, но еще больший урон приносит своей бессмертной душе, лишая ее блаженного причастия вечных благ (7, с.322).
Отношение завистливого к ближнему
Завистливому всегда кажется, что положение ближнего лучше, чем его, и это всегда угнетает, преследует и мучительно терзает его душу. Завистливый готов претерпеть любые мучения и бедствия, нежели видеть своего ближнего в благополучии (1.132) (2.175) (7, с.322).
Зависть «снедает» не только душу, но и тело
Злость и презрение настолько берут вверх над завистливым, что он ни одной минуты не может быть спокойным. И это внутреннее состояние «снедает» не только его (завистника) душу, но и тело, делая его болезненным и неспособным ни к какой деятельности (5.123). По этому поводу святитель Тихон Задонский с болью сердечной говорит: «Берегись убо зависти и злобы, великий души яд, и как червь дерева внутрь, тако он душу и грызет и снедает» (5.127)(7, с.322).
Зависть стремится разрушить семьи, общества и целые народы
Зависть «хуже любодеяния и прелюбодеяния» (1.132), потому что своим жалом стремится разрушить семьи, общества и даже целые народы, доводя их до крайней преступности и даже убийства (7, с.322).
Какое наилучшее средство для избавления от последствий зависти
Христианину необходимо бороться с этим врагом спасения – завистью, притом упорно и продолжительно. Наилучшим средством в борьбе с завистью является слово Божие, которое приводит блуждающий ум в собранность и, подобно мечу, умерщвляет зависть в ее зародыше. Но если человек вознерадит и не будет упражняться в этой добродетели, то зависть может возрасти и ввергнуть душу в бедственное состояние (4.136) (7, с.323).
Что может окончательно искоренить зависть
Окончательное же искоренение зависти принадлежит любви, которая является мощным и верным средством, противодействующим этой злой страсти. Ведь любовь, по апостолу Павлу, «не завидует» (I Kop. 13,4). Следовательно, в ком господствует любовь к Богу и людям, кто всегда состраждет и почитает своего ближнего, как самого себя, в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть. Таким образом, любовь поистине способна искоренить зависть и всякое нестроение (2.174–176) в человеке и насадить в его душе семена богоугодной жизни (7, с.323).