Источник

Зависть

Зависть – это печаль о добре и благополучии ближнего. Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя бы мнимая, сласть есть, а завистливый грешит и вместе с тем мучается. Завистливый делает то, чего и демон не делает: демон завидует только человеку, а не демону, а человек человеку завидует. Кто мир сей презирает и ищет небесных благ, в том язва эта не имеет места. Для чего завидовать тому в земном и тленном, кто, их презирая, ищет небесного? Вельможа похвале сапожника, портного и прочих мастеров не завидует, потому что лучшую имеет похвалу; так, кто к вечному стремится, временному не завидует.

* * *

Завистливый и злобный – с диаволом заодно, ибо диавол – дух зависти и ненависти.

* * *

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3, 14–16).

Опечалился Каин, и поникло лицо его. А отчего? Поскольку видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он из-за своей лености отринут. Старший брат блудного сына как, идя с поля, услышал ликование и пение в доме отца своего и узнал, что веселье то было из-за брата его, которого благоутробный отец здоровым вновь обрел, осердился и не хотел войти в дом отца своего и быть участником веселья того (см.: Лк 15, 25–30). Праведна причина веселья: брат его был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Но он на то не смотрит, то ему не любо, что ради брата его телец упитанный заколот и ради благополучия его отец его со всем домом ликует. Так зависть печалится о добре ближнего и благополучие брата своим неблагополучием считает!

* * *

Корень и начало зависти есть гордость. Гордый, поскольку хочет выше прочих вознестись, не может терпеть, чтобы кто-нибудь ему равен, а тем более выше в благополучии был, потому и негодует о возвышении его. Смиренный же завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же достойнее себя считает; потому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть только у тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире, и так о себе высоко мечтая, прочих ни во что вменяют. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ему более похвалы приписали ликующие жены, как сам признал и сказал Саул: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи (1Цар. 18, 8). Почему и начал гнать неповинного.

Цель зависти – чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии. Она тогда рождается, когда другого начинается благополучие; тогда перестает, когда перестает его благополучие и начинается злополучие. Так завистью праотцы наши с высокого блаженства в бедственное состояние низринуты. Зависть Каина научила восстать на брата своего Авеля и убить. Зависти дело, что Иосиф продан в Египет. Зависти приписать должно, что иудеи Христа, Господа и Благодетеля своего, на Крест вознесли. Так от гордости начинается зависть, от зависти – ненависть, от ненависти – злоба; злоба к неблагополучнейшему приводит концу.

* * *

Зависть – мучительная страсть и смеха или, скорее, плача достойна, ибо таким ядом диавольским человеческое заражено сердце. Прочие страсти некое, хотя мнимое, услаждение имеют, а завистливый грешит, а вместе с тем и мучается. Неугодна Аману, врагу иудейскому, как сам признает, ни слава, которой возвеличил его царь, ни богатство, которым изобиловал, ни та честь, что к царице с царем на пир позван был: этого, – говорит, – всего не довольно для меня. Что тому причиною? Не обидел ли тебя кто, Аман? Не похитил ли кто твоих пожитков? Или не оклеветал ли кто тебя перед царем? Здоров ли сам, или домашние твои? Или не смущает ли тебя страх неприятельский? Нет! Нет ничего того. Что тогда? Что смущается сердце твое? О чем скорбишь посреди такой славы и богатства? Что склоняешь голову свою? Что дряхл и уныл ходишь? Что темнеет лицо твое? Чего тебе, первому советнику царскому, недостает? Одного только скипетра и державы царской не имеешь.

«Нет, – говорит Аман, – всего этого не довольно для меня, ибо вижу Мардохея в благополучии. Всего этого недовольно для меня, когда вижу Мардохея Иудеянина во дворе царском. Ничто меня: ни слава, ни честь, ни богатство – не веселит, поскольку вижу Мардохея у царя в милости» (см.: Есф. 5). Так завистливый грешит и вместе с тем казнь принимает, беззаконничает и мучается! И от этого видеть можно, как гнусен порок зависти и посмеяния достоин! Печалиться о том, что ближний веселится; сетовать и снедаться, что брат в благополучии цветет – не смеха ли достойное дело? Всякий это может признать, только диаволу свойственно такое дело: диаволу печально и несносно, что христиане спасаются и вечную получают славу, от которой он низринут в вечную погибель и бесчестие.

* * *

Всякому видно, сколь и пагубна эта страсть [зависть]. Поскольку:

1. Это собственный грех диавола, который этой язвой прародителей наших, а с ними и нас умертвил. Ибо диавольское дело есть радоваться о погибели человеческой и печалиться о спасении, что зависти свойственно.

2. Демон не завидует подобному демону, но человеку; а человек человеку, брат брату, сродный сродному, подобный подобному завидует, который должен радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15), как учит апостол; чему нельзя не удивиться или, более того, чего оплакать достойно невозможно. Так-то сатана ядом своим заразил сердце наше!

3. Зависть… приводит ко всякому неблагополучнейшему концу тех, на которых вооружается.

4. Зависть и тем завидует, от которых благодеяние получает; ей и доброхот немил, она и благодетеля гонит. Кто больший иудеям благодетель был, чем Христос, Спаситель мира? Мертвецов их воскресил, слепых просветил, прокаженных очистил и прочие чудесные благодеяния сотворил. Но зависть на то не смотрит; она советует: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него (Ин. 11, 47–48). Она не рассуждает, не почитает высокого добра, а поучается убить благодетеля. Питай, одевай, береги, защищай, обогащай, утешай завистливого, как хочешь, – ему то неприятно: поскольку ты благополучен, тебя все любят, хвалят, почитают. Это уязвляет его сердце, которого любовь и благодеяние твое исцелить не может. И до тех пор уязвлять будет, пока не увидит тебя в бедствии.

5. Зависть и тех, которыми обладает, к бедственному приводит концу. Ибо, кроме того, что вечному мучению повинными их делает, и временному бедствию подвергает. Так Каин стенает и трясется; Аман, вознесенный на дерево, которое Мардохею израильтянину готовил, погибает… Но, хотя бы не было какого-то другого внешнего бедствия завистливому, довольно ему внутреннего, довольно того, что внутри снедается, мучается и терзается собственным мучителем.

* * *

Средство против этого злого и пагубного недуга [зависти] такое примечается:

1. Гордость, от которой зависть, как сказано, рождается, должно с помощью Божией отложить, и так, без злого корня, и злого плода не будет. «Зависть, – говорит Августин, – есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет».

2. Поучаться в любви ближнего – так зависть упадать будет. Ибо любовь не завидует (1Кор. 13, 4), – говорит апостол. И хотя в сердце и будет ударять пагубная эта стрела, но оно духом любви действию ее станет противиться и побуждать себя, и нехотящего, к благодарению Бога, что ближний в благополучии находится. Так всякое внутреннее зло исцеляется и, как говорят, клин клином вышибается. Должны мы принуждать себя ко всякому добру и делать не то, что злое сердце хочет, а чего вера и совесть христианская требует: употребляющие усилие восхищают Царствие Небесное (Мф. 11, 12). Так противимся злобе и мщению, роптанию и хулению и прочим страстям и принуждаем себя к терпению и прочему благочестию. Что сначала не без трудности, но после с помощью Божией удобно будет.

3. Думать и без сомнения верить, что в мире этом нет ничего великого и удивления достойного и нет истинного блаженства, кроме вечного и небесного. А когда в этом мнении находиться будем, то и зависть ослабеет и недействительна будет. Ибо зависть рождается от благополучия ближнего; но когда благополучие временное, то есть честь, богатство и прочее, благополучием истинным считать не будем, то и завидовать тому не будем. Если, земное презрев, будешь искать небесного, то ни чести, ни славе, ни похвале, ни богатству, ни благородству не будешь завидовать, ибо несравненно лучшего желаешь. Князь и вельможа не завидует похвале сапожника, портного, столяра и прочих мастеров, поскольку намного лучшую имеет. Так и временному, жалкому и, так сказать, мнимому не завидует тот, кто постоянного и истинного вечного блаженства ищет. Хочешь ли от мучительной этой язвы не снедаться и не повредиться? Вменяй временное все как ничто, и так не будет она в тебе иметь места.

* * *

О благополучии ближнего скорбеть и о радости унывать – дело зависти. В любви язва эта душевная не имеет места: она счастье ближнего и несчастье своим считает, и потому как о несчастье ближнего болезнует, так о счастье радуется; с плачущими плачет, с радующимися радуется. Так, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15) увещевает апостол Павел.

* * *

Чего только зависть и злоба ни делают. Ничем им благочестивая душа угодить не может, все им неприятно, что ни делает. Там изобретают порок, где порока нет. То порочат и хулят, что похвалы достойно. Так Господь сказал о злобных иудеях: пришел Иоанн (Креститель), ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот чело век, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18–19).

Видишь, что злобным и Предтеча, Ангел, плотью обложенный, и Сам Христос, Господь его, свет без всякой тьмы и сама неповинность, угодить не могли, но в обоих сыскали, что порочить. Когда в свете, в котором никакой тьмы, и в светильнике Его сыскала злоба, что осуждать, то чего уже не сыщет в прочих благочестивых душах, которые не без немощи? Видим и ныне то же действие злобы: что ни делает человек, все пересуживает, все винит. Берегись же зависти и злобы – это великий яд души, и как червь дерево внутри, так и он душу грызет и снедает, и как только восстает в сердце, умерщвляй этого червя пагубного, дабы, возросши, не умертвил душу твою.

* * *

Видим, как душа наша повреждена ядом змия древнего, как сатана завистлив и злобен, как тем же ядом и душу человеческую напоил, так что о чем человеку должно радоваться, о том он завистью и злобой снедается. Видим такого зла достаточно на свете.

* * *

Зависть и злоба – великие в душе человеческой язвы. От зависти гнев, от гнева злоба, от злобы убийство последует, как видим на Каине. Поэтому трудиться и молиться Иисусу до тех пор нам нужно, пока язвы эти Он в душах не исцелит. Хочет Он исцелить их, но хочет, чтобы мы и немощи наши объявляли ему, и просили, и искали исцеления у Него. Постараемся же заботиться об исцелении душ наших и помолимся прилежно и неотступно Врачу душ – Иисусу, чтобы исцелил немощи наши.

* * *

Что зависть делает? К злобе ведет, а злоба не только хулит и злословит, но и к убийству возбуждает.

О, лютое зло – зависть, и дщерь ее – злоба! Так Каин вначале завидовал Авелю, потом злобился, а в конце и убил брата своего. Так сыновья Иакова, позавидовав брату своему Иосифу, возымели злобу на него и хотели убить и убили бы, если бы Бог, Который был с ним, не сохранил его от убийства. Однако же от злобы Иосиф был продан в рабство в Египет. Так Иудеи вначале позавидовали Иисусу, Господу нашему, потом злобились и от злобы злословили и хулили Его, а потом и убить хотели Его. К такому концу зависть и злоба приводит. Берегись же зависти и злобы, как смертоносных язв душевных, и вначале, как только восстают в сердце, пресекай их мечом глагола Божьего и помощью Иисуса. Ибо если не пресечешь, то укрепятся, и поразят тебя, и ввергнут душу твою в ужаснейшее состояние…

Злобные и завистливые и благодетелям не спускают, и против них советуются, как бы повредить им и погубить их. Не смотрят на то, кто и каковы те, на кого они дышат злобой. Не рассуждают и не познают добра в них и благодеяния их к себе, но одно только думают, как бы в действие произвести злое помышление свое. Так зависть и злоба ослепляют бедного человека.

О, зависть и злоба, исчадия злобного духа – диавола! Видишь, как заразил этот родитель злобы сердце человеческое! Видим этого зла довольно на свете, многочисленные примеры обретаются, как злобные и благодетелям своим зло творить не стыдятся и не ужасаются. Всячески же старайся храниться от зависти и злобы, чтобы не обладали сердцем твоим. Многие воздерживаются от пищи и пития и не едят мяса и рыбы, но от зависти и злобы нисколько воздержаться не хотят. И какая польза, что тело не употребляет того, что не запрещено, а душа снедается тем, что под смертной казнью запрещено? Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1Ин. 3, 15), – говорит апостол.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle