Источник

Зависть

Мухи мертвые и загнившие портят елей (Еккл. 10, 1), говорит некто, но зависть не может повредить добру, если и захочет, ибо истина, как рассуждаю с Ездрой, сильнее всего (2Езд. 4, 35) (1).

* * *

О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее! Ибо не буду желать зла тем, которые вначале хвалили меня. Они не знали, какой будет конец этих похвал; иначе, может быть, присоединили бы к похвалам и порицания, чтобы поставить преграду зависти.

Зависть омрачила и Ангела, падшего от превозношения. Будучи божествен, он не утерпел, чтобы не признать себя богом и изринул из рая Адама, овладев им посредством сластолюбия и жены (см. Быт. 3, 23), ибо уверил его, что древо познания запрещено ему на время из зависти, чтобы не стал он богом. Зависть сделала братоубийцей и Каина, который не стерпел того, что другая жертва была святее его жертвы. Зависть и злочестивый мир покрыла водами, и содомлян потопила огнем. Зависть поглотила землею Дафана и Авирона, возмутившихся против Моисея (см. Чис. 16, 32), и поразила проказой Мариам, возроптавшую только на брата (см. Чис. 12, 10). Зависть обагрила землю кровью пророков и через жен поколебала премудрого Соломона. Зависть и из Иуды сделала предателя, прельстившегося немногим числом сребреников и заслужившего удавление; она произвела и Ирода – детоубийцу, и Пилата – Христоубийцу. Зависть унизила и рассеяла Израиля, который и доныне не восстал от греха этого. Зависть восставила нам и этого богоотступного мучителя94, от которого теперь еще остаются угли, хотя избегли мы пламени. Зависть рассекла и прекрасное тело Церкви, разделив на разные и противоборствующие скопища. Зависть восставила у нас и Иеровоама, этого служителя греха95, и налагает узы на язык. Он не терпит воссиявшей Троицы, Которая озаряет нас всецелым Божеством и истинных Своих проповедников делает для вас досточестными (1).

* * *

Не завидуй благоуспевшему ты, который сам возбудил к себе зависть, поверил, что тебе завидуют, и через это низложен (1).

* * *

Сказывают об одном самосском царе96, который во всем имел успех, что он в угождение зависти сам себе причинил огорчение и любимое отцовское кольцо бросил в море. Но рыба, проглотившая его, попалась в сеть; рыболов принес рыбу к царю, царь отдал ее служителю с кольцом, которое было в ее внутренности; и рыбу приняло в себя чрево, а кольцо получила рука. Удивительное дело! Царь хотел огорчения, но не нашел его.

Так и со мною. Зависть всегда смотрит на мое слово дикими глазами; потому избрал я для себя глубину молчания и доселе подражаю самосцу. Но не знаю ясно, что будет завтра: худой или добрый встретит меня конец.

Ты, врачевство человеков, останови зависть и, освободив меня от жестоких языков, введи во светлость Свою, где бы я, величая Тебя с присноживущими светами, мог возглашать устами стройную песнь (2).

* * *

Хорошо уберечь что-нибудь от моли и от зависти. Лучше иметь должником Христа, нежели всем обладать. Христос за один кусок хлеба дарует царство, а, питая нищего, ты питаешь и одеваешь Христа (2).

* * *

Приятно возбуждать к себе зависть, но весьма постыдно самому завидовать (2).

* * *

Зависть есть сокрушение об успешности ближних, а злоречие сверх того и вредит из зависти. Но упрекать людей порочных есть похвальная страсть (2).

* * *

До того омрачены очи наши этой страстью или к суетной славе, или к богатству и этой страшной злорадной завистью, которая иссушает человека и справедливо сама себя снедает скорбью (2)!

* * *

94

Юлиана. – Прим. ред.

95

По замечанию Илии и Максима Киника

96

Поликрат.


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle