Зависть
Чужая добрая фортуна, добрая слава является для завистливых наитягчайшей раной, и не так для них болезненна своя беда, свое несчастье, как чужое доброе и счастливое благополучие. Действительно, для них пекло, когда они видят чужое счастье. Среди богословов есть мнение, что посреди воздуха, между небом и землей, немало страдает нечистых духов, дьяволов, терпящих свою муку. Я допытываюсь: почему справедливая Божия кара, удалив их с неба, не ввергла их вниз, туда же с их князем люцифером в подземные адские пропасти, чтобы там им низложенным терпеть муки? И что за муки бесов в воздухе? И более ли они отрадны, нежели муки в самой геенне? Разъясняет мне это один из многих, знаменитый, но древний и благочестивый западный учитель. «Для того, – говорит, – некая часть бесов силою Божией в воздухе между небом и землей удержана, чтобы они видели и завидовали, и от зависти своей испытывали муки». Что означают слова: «чтобы они видели и завидовали»? Смотрят воздушные духи на небо, откуда ниспали, и видят там на своем месте в почете ангельском пророков, апостолов, мучеников, преподобных и праведных. О, как в зависти они снедаются, видят и завидуют, и самым завидыванием мучаются! Когда же воздушные духи взглянут на землю, расстилающуюся под ними, они видят на ней много благочестивых людей, богоугодно живущих, многих постников, девственников, чистых супружников, всех заслуживающих неба. О, как в зависти они терзаются, видят и завидуют, и самым завидыванием мучаются! Когда же они видят бывших прежде великими грешниками, которые через истинное покаяние уже воссели на небе, как, например, мытарь, блудница, разбойник, преподобная Мария Египетская и другие, а равным образом когда они видят на земле великих грешников, которые, однако, становятся уже на истинный путь, ведущий к Богу, избегают уготованных им вечных мук, огонь геенский гасят слезами и заслуживают Небесное Царство, – то что же тогда? Разумеется, что при виде всего этого воздушные духи охватываются завистью, видят и завидуют, и от зависти своей мучаются. И не значительна ли в этом их мука? Поистине, она столь велика, что ничуть не меньше огненной геенны. Писание говорит: Жестока, как ад, зависть, крылья ее как пламя огня, угль огненный пламя ее. Зависть есть то же самое, что и самое пекло, что и самый огонь адский: как ад зависть – видит и завидует, и в завидывании мучается… Не знаю, похвалит ли что доброе зависть? Будь перед Богом и перед людьми как золото, – зависть, худо о тебе отзываясь, смешает тебя с болотом. По своим добрым делам будь хоть солнцем – так да просветится свет твой, – но зависть охарактеризует тебя как темноту. Будь хоть самим небесным Ангелом, – зависть тебя и в ряду людей не поставит. Удались на край света, – зависть тебя и там догонит. Исправь свои крылья, полети и поселись на краю моря (см. Пс. 138:9), – зависть тебя и летящего подстрелит, как стрелой, своим хульным словом, отнимающим от тебя твою славу. Огради себя невинностью твоей, как щитом, – зависть, однако, ранит тебя, как мечом, своим уязвляющим языком. Не напрасно святой Давид взывает к Богу: «Укрой меня от скопища лукавых, от собрания делающих неправду, которые изострили, как оружие, язык свой» (Пс. 63:3–4). Иеронимов же перевод читает: «которые изострили, как меч, язык свой». Святой Давид! Не лучше ли было сказать так: «Враги мои изострили на меня мечи свои, приготовили копья, стрелы, оружие на меня верное припасли и хотят меня ранить, убить»? Но Давид говорит: «Изострили, как оружие, язык свой». Более, говорит, чем неприятельское оружие, страшны острые и злые людские языки завистливых. Умел тот царственный рыцарь мужественно стоять против неприятельского оружия, не страшны были ему в бою меч, стрела, копье, но злого языка он боялся, и потому-то он и ищет у Самого Бога защиты: «Укрой меня, Господи, от скопища лукавых, которые изострили, как оружие, язык свой». Не страшен, говорит, мне Голиаф, иноплеменники-филистимляне для меня ничто, но злой язык людской, язык завистливых, язык лукавствующих дал мне знать о себе: укрой меня, Господи, от него, защити меня от сонма тех, которые изострили языки! Но не падай духом, знатный муж, не ослабевай в своих подвигах, не малодушествуй в своем изменившемся счастье! Те воображаемые мечи, говорю о языках завистливых, вонзятся в их сердца, чтобы они видели и завидовали, и в самой зависти мучились (1).
Не соревнуй и не завидуй согрешающему, и не утешайся о чьем-либо согрешении, но милостивым и жалостливым будь к согрешающему. Если можешь, помоги ему встать, подай руку помощи, если же не можешь, то хотя бы молись о нем. Ибо не великое что-либо принимает согрешающий, и не преславное что-либо получает преступающий, не приобретение какое принимает, но скорее тщету, не утешение и радость, но скорбь и печаль. Вкусив греха, нужно вкусить и горести, здесь ли или там, а иначе быть не может (3).
Не завидуй, человек, никому в благополучии преходящего века сего, ибо всякая вещь в мире – это трава и цвет полевой. Не завидуй богатому и славному, и живущему в довольстве среди земных наслаждений, но благоразумно подражай процветающему в добродетелях. Ибо зачем тебе завидовать о настоящем благополучии, если все в мире сем временное и тленное? Если кто славен или богат, вовеки ли пребудет так? Если кто изобильно пользуется наслаждениями и благополучием, то навсегда ли это? Но все это дано на весьма малое время (3).
Не завидуй ни единой вещи мира сего. Не завидуй имению, богатству и славе, и всякому плотскому наслаждению. Не завидуй внешним жилищам и прекрасным зданиям или какому-либо изобилию, ибо все это временно и тленно, все преходяще и, как дым, вскоре исчезнет. Все здесь останется, все в прах и пепел обратится, ибо ничего нет вечного на земле. Только тем благоразумно завидуй, кто присоединяется Господу, кто сподобится благодати Пресвятого Духа. Ибо кто примет сию благодать, тот будет богатейшим и славнейшим всех богатых и славных (3).
Не завидуй, если кого почитают или прославляют или если кто в чем-либо изобилует больше тебя, но все это цени не больше, чем сонные впечатления. Не завидуй тленным земным вещам, но к небесным и вечным устремляй сердце свое, ибо не в том благодать Божия, чтобы в чем-либо иметь изобилие или быть почитаемым на земле, но в том, чтобы всегда быть с Богом. Великую боязнь и страх приходится терпеть тому, кто изобильно пользуется земным благополучием, ибо тягчайшая перемена и лишение всех добытых благ постигают его внезапно. Не много ли было прежде славных, богатых, добрых, премудрых? Но теперь всех их покрыла земля и память их погибла, как будто их и не было. «Человек – что трава, – говорит пророк, – дни его, как полевой цветок, так и он отцветает. Как только дух прошел в нем, (его уже) не будет, и не узнает он более места своего» (Пс. 102:15–16) (3).
Знай, что не много завидовал бы ты тому, кто воображал бы, что носит на себе царский образ, или тому, кто в сонном мечтании богател бы. И тому не завидовал бы ты, кто на один день получил бы какую-нибудь почесть, а потом на долгое время был бы предан бесчестию. Поэтому, если кто славится, пусть славится, если кто богатеет, пусть богатеет, – ты же себе внемли: «Чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом», богатеющий в Господе пусть богатеет, – говорит апостол (1Кор. 1:31) (3).
Не завидуй похваляемым, тем, кого хвалят и славят люди, но вместе с хвалящими хвали и ты доброе, злое же проходи молчанием. Не завидуй, если кого ублажают и все о нем говорят доброе, ибо не постоянна похвала человеческая, но весьма превратна. Иногда хвалят люди, иногда же злое говорят, иные славят, другие же бесчестят; одним что-либо угодно, другим же нет; сегодня кто-либо почтен был, завтра же внезапно его обесчестили. Не пребывает в одной мере ни похвала, ни бесчестие человеческое, – все быстро изменяется. Зачем Богу в Божием завидуешь? Зачем Богу в Божием возбраняешь? Итак, не завидуй ни в чем ни единому человеку, но старайся быть достойным перед Богом, чтобы и ты соответственной мерой воспринял то, чего будешь достоин, ибо нет лицемерия у Бога, но каждому праведное воздаяние по достоинству. Ибо Он всем людям отмерил правой мерой и каждого почтил своей честью, одного так, другого же иначе, но особенно «блажен человек, у которого Господь есть Бог его», – говорит пророк (Пс. 32:12) (3).
Что завидуешь чести и достоинствам других людей? Ибо ты сам не можешь всего объять. Что завидуешь благополучию преходящего века сего? Ибо все скоро проходит, все мимо идет. Мир сей обманчив, и все в нем превратно: сегодня почитание, завтра же укорение; сегодня слава, завтра же бесчестие. Чем более кто прославится, вознесется честью, тем более потом обесчестится, здесь ли, или там, в грядущей жизни (3).
Не снедай себя завистью, видя других, больше тебя почитаемых, славимых и богатеющих. Ибо Бог знает, что творить судьбами Своими: Он Сам лучше знает, кому и что даровать потребно. Не имеет ли власти господин в своих владениях творить то, что хочет, для одного это, для другого же то? Итак, не завидуй, да не услышишь осуждения от гласа говорящего: «возьми свое и пойди... разве я не властен в своем делать, что хочу?» – сообразно евангельской притче (Мф. 20:14–15). Поэтому перестань завидовать, отвергни ненависть, чтобы не остаться тебе вне чертога Христова, ибо завидующий, как говорит некто, судится, как убийца (3).
Зависть – это причина всякого зла и враг всему доброму. Ради зависти Каин убил Авеля, Исав преследовал Иакова, Саул гнал Давида, и бесчисленное множество зол ради зависти творится в мире. Зависть и ненависть затворяют небо, ослепляют разум, помрачают душу, отягчают совесть, опечаливают Бога, веселят бесов. Завидующий и «ненавидящий брата своего... во тьме ходит, и не знает, куда идет», – говорит апостол (1Ин. 2:11). Зависть не может предпочитать полезное, ибо «где зависть и сварливость, – говорит апостол, – там неустройство» (Иак. 3:16) (3).
Будь благодарен за свое положение, дарованное тебе от Бога. Держись того, что дал тебе Бог, и не завидуй тем, кто больше тебя благополучием и честью. K чему ты призван, в чем устроен, в том и пребывай, о большем же завистливо не ревнуй. Облеченных честью от Бога и от людей и ты почитай и, отвечая им, будь любезен и смирен, не отнимай завистью у того, кому Бог что-либо даровал, и не восхищай с гордостью себе. Ибо никто не может ничего достать себе сам собой, если не даст ему Бог, потому что всякая власть и честь от Бога, «и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом», – как говорит апостол (Евр. 5:4) (3).