Источник

Закон

Слова, дела и помышления, согласные с законом, есть добродетель, а несогласные – грех и порок.

Закон дан неисправным, чтобы в покаяние пришли.

Закон и СОВЕСТЬ совместно обличают в человеке грех.

Закон Божий когда сияет, как свеча, в душе, тогда добро от зла раз­личимо.

Закон прославлял исполняющих и проклинал нарушающих.

Закон никто совершенно не мог исполнить.

Закон показывает немощь человеческую, но от греха не освобождает.

Закон приводит ко Христу и любви.

Исполнение закона – в освобождении от СТРАСТЕЙ.

Невозможное дело принять Царя, а закон Его нет.

Нарушением закона бесчестится имя Божие (8, с.384–387).

Для чего был дан Закон Божий ветхому человеку

Для укрепления веры и нравственности в народе израильском Господь дает ему на горе Синай Свой Закон, который бы послужил спасительным средством не только для еврейского народа, но и для всего человечества (7, с.180).

Закон направлял ветхого человека ко спасению

Закон этот имел вечное и нерушимое значение. В нем отражена истинная правда Божия, которая направляет человека к конечной цели – спасению. Кро­ме того, Господь, давая Свой закон ветхозаветному человеку, желал пробудить в нем сознание греховности, а это в свою очередь способствовало бы нравствен­ному возрождению и взысканию помощи Божией. Следовательно, закон для человека являлся и является светильником, смотря на который человек мог бы исправлять свою жизнь и тем самым обновлять своего внутреннего человека. Отвращая человека от пагубного пути и указывая ему верное направление ко спасению, закон делает человека праведным пред Богом. Но кто уклоняется от исполнения закона, тот навлекает на себя Божие проклятие, которое не ограничивается только земной жизнью человека, но подвергает его вечному осуждению в загробном мире, лишая вожделенного блаженства. Строгость за­кона, с одной стороны, и необходимость его исполнения, с другой, требовали от человека больших усилий и благодатной помощи свыше. Ветхозаветное человечество, не имея последней, оставалось под клятвой. Однако, несмотря на все это, положительное влияние закона на ветхозаветного человека было огромно. Он своим благодатным воздействием удерживал человека в какой-то степени от греховной скверны, возбуждал в нем раскаяние и направлял его ум и сердце к Искупителю (Там же).

Для праведников законом служила совесть

Для лучшей части человечества в лице патриархов, пророков и других праведников, которым Господь открывал Свою волю и которые сохраняли обетование Божие, служила совесть, вложенная Богом еще при сотворении человека (Там же).

Богобоязненный человек познает законы духовной жизни и доводит их о сердечного убеждения

Человек богобоязненный не будет равнодушен к познанию законов духовной жизни, а жаждущий истины и боговедения не удовлетворится начальными познаниями в области веры, но доведет их до сердечного убеждения (7, с.226).

Закон Божий разрушается противлением воле Божией

Противлением воле Божией самолюбец разрушает закон Божий (2.282) и водворяет в сердце вместо Бога идола, отступает от своего Создателя и, подобно нашим прародителям, лишается Его милости и покровительства (2.76)(7, с.327).

Грешник разрушает закон Христов и составляет свой закон

Грешник своей порочной жизнью уже не созидает закон Христов, а, наобо­рот, разрушает Его «установление и узаконение» (2.126), составляет для своего удовлетворения собственный закон, который проявляется в нем в виде похоти и чувственных удовольствий (7, с.308).

* * *

Отрицание закона Божия и Его святости приводит человека <...> к иска­жению истины (7, с.308).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle