Источник

ТАИНСТВА

Зри Бога твердо сердечными очами и во время Его созерцания проси, чего хочешь, во имя Иисуса Христа – и будет тебе. Бог будет для тебя всем в одно мгновение, ибо Он простое Существо, выше всякого времени и пространства, и в минуты твоей веры, твоего сердечного единения с Ним совершит для тебя все, что тебе нужно к спасению тебя и ближнего, и ты будешь на это время сам причастен Божеству по преискреннему общению с Ним: «Я сказал: вы – боги» (Пс. 81:6). Как между Богом и тобой на этот раз не будет промежутка, то и между твоим словом и между твоим исполнением тоже не будет промежутка; скажешь – и тотчас совершится, как и Бог рече, и быша, повеле, и создашася (см. Быт. 1). Это как относительно Таинств, так вообще духовной молитвы. Впрочем, в Таинствах все совершается ради благодати священства, которой облачен священник, ради Самого верховного Первосвященника – Христа, Которого образ носит на себе священник, поэтому, хотя он и недостойно носит на себе сан, хотя он мнителен, маловерен или недоверчив, тем не менее тайна Божия совершается вскоре, в мгновение ока (1).

* * *

Что удивительного, если Сам Бог Слово, Творец всего видимого и невидимого, претворяет, пресуществляет хлеб и вино в пречистое Тело и в пречистую Кровь Свою? В этих хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что Он однажды воплотился, и этого довольно на все бесконечные веки, но воплощается тем самым Телом, которое прежде воплотилось, по подобию того, как умножил Он пять хлебов и сими пятью хлебами напитал несколько тысяч. Множество тайн в природе, которых не может постигнуть даже в вещах мой разум, однако же вещи существуют со своими тайнами. Так и в этом Таинстве животворящего Тела и Крови тайна для меня, как хлеб и вино делаются Телом и Кровью Самого Господа, но тайны Тела и Крови на самом деле существуют, хотя и непонятно для меня. У Творца моего (я скудель Его – или из плоти и крови Господь и меня сотворил и вложил в меня дух) как у Бога премудрого, бесконечно всемогущего множество тайн; я сам для себя тайна как дело рук Его. Для души моей – дух Господа, для души и тела моего – Его Тело и Кровь (6).

* * *

Из постоянного чуда пресуществления хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову, с Его Божеством и душой соединенные, я вижу чудо постоянного оживотворения человека божественным дыханием и сотворения его душою живою. И стал, сказано, человек душою живою, а на святой Трапезе хлеб и вино по пресуществлении становятся не только душою живою, но и духом животворящим (1Кор. 15:45; Быт. 2:7). И это все на моих глазах, и я это испытываю душой и телом, ощущаю живо. Боже мой! Какие страшные Таинства Ты творишь! Каких неизглаголанных Таин Ты сделал меня зрителем и причастником. Слава Тебе, Творче мой! Слава Тебе, Творче Тела и Крови Христовых (6)!

* * *

Благоговей всеми силами души перед всеми Таинствами и говори в себе о каждом Таинстве перед совершением или причащением его: это тайна Божия. Я только недостойный приставник ее или участник ее. А то гордый разум наш и тайну Божию хочет исследовать, а если не может ее исследовать, то отвергает как не подходящую под ничтожную мерку его разума (6).

* * *

Таинство Елеосвящения – духовный мед, живоносное питие. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт всего Евангелия (7).

* * *

Какая вера на земном шаре заключает в себе столь твердую, премудрую и спасительную истину, как вера наша православная христианская, непрестанно и ежедневно являемая на деле?

Какая вера проповедует такое приближение Бога к человеку через воплощение Сына Божия и житие Его на земле с Его чудным, всепросветительным учением, со столь животворным Богослужением и Таинствами, как возрождение через Крещение водой и Духом Святым, Миропомазание, Причащение самого пречистого Тела и Крови Христовых в очищение, обновление, просвещение, утверждение, в обожение и жизнь вечную? В какой из бесчисленных вер на земле Господь благоволит так глубоко, так тесно соединяться с человеком, как в вере православной за Божественной литургией, давая Себя Самого, Свое пречистое Тело и Кровь в пищу и питье вечной жизни и в совершенное обновление растленного до мозга костей человеческого существа? «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем!.. и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:56, 54) (3).

* * *

Он (Господь) всегда спасал, спасает и будет спасать нас до скончания века. Он спасает нас в Таинстве Покаяния, соединяется с нами в Таинстве Причащения, очищая наши грехи, освящая нас, упокоивая, возвеселяя. Он ограждает нас водой и Духом Святым в Таинстве Крещения, укрепляет и возращает нашу духовную жизнь в Таинстве Миропомазания, исцеляет от болезней телесных через исцеление немощей душевных в Елеосвящении, поставляет Духом Святым пастырей Церкви Своей Святой в Таинстве Священства; благословляет брак в Таинстве Брака. Все Таинства совершает Он, Спаситель наш, Духом Своим Святым, от Отца исходящим, и христиане верующие и внимательные к голосу сердца своего по опыту знают на себе силу Его, в святых Таинствах им подаваемую (12).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle