Источник

ОБРАЗОВАНИЕ

При образовании юношества о чем надо больше всего стараться? О том, чтобы стяжать ему просвещенные «очи сердца» (Еф. 1:18). Не замечаете ли, что сердце наше – первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (идея) предшествует умственному познанию? Бывает так при познаниях: сердце видит разом, нераздельно, мгновенно, потом этот единичный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части, являются отделы: предыдущее, последующее; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму – внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому весьма важное дело просвещенные очи сердца при всех познаниях, но особенно при познании истин веры и правил нравственности (6).

* * *

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет; именно – Он хочет чистого сердца: «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8).

Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца – Христос: «живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача – вселить верою Христа в сердце (6).

* * *

Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно все образование (6).

* * *

Необразование, неразвитие, неумягчение и неисправление сердца в тысячу раз виновнее, нежели необразованность ума, ибо необразованный умом есть темный человек, достойный снисхождения и сожаления, а образованный, но преданный страстям и порокам, злобе, гордости, презорству, зависти, чревоугодию, объедению, пьянству, любостяжанию, блуду и другим страстям, при многом своем знании, равно как при знании воли Божией, есть человек черствый сердцем, мертвый для Бога, ибо не прилагает узнанных правил к делу, не исполняет воли Божией и еще с большим бесстрашием и дерзостью нарушает ее, чем необразованный. В необразованном человеке простота сердца, кротость, незлобие, смирение, молчаливость, терпение дороже перед Богом всех наших познаний, всего внешнего лоска, всех заученных выражений, всех приторных учтивостей, всех продолжительных молитв, всех хитросплетенных речей; даже самые грехи как грехи неведения извинительнее. Потому уважай простую необразованность и учись у нее тому, чего нет у мнимообразованного, то есть простоте, незлобию, терпению и прочему. Необразованные – это младенцы о Христе, которым иногда Господь открывает тайны Свои (7).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle