ОБМАН
Видим мы некрасивого, или больного, или грубо одетого человека и отворачиваемся от него; или видим хорошо одетого, красивого, молодого, с правильными, изящными чертами человека – и увлекаемся им, располагаемся к нему. Что это такое, как не обман себя, как не вопиющая неправда наша относительно ближнего, душа которого одинаково равночестна с нашей душой по сотворению, искуплению, по образу Божию, начертанному в ней Творцом (10)?
* * *
Если столь нелеп и безсмыслен, смертоносен грех, то почему мы не гнушаемся им, не перестаем слушаться его, творить волю его? По причине прелести его великой, по обаянию его, обману непрестанному, по причине временной сласти и временного удовлетворения самолюбия человека грешного, по причине омрачения, напускаемого грехом (10).
* * *
Молитва человека – христианина имеет различную, большую или меньшую степень достоинства относительно чистоты сердца, веры и любви молящегося. Иной приносит ее от чистого сердца с верой и любовью – так, что вся молитва такого человека есть единый сильный пламень, обнимающий все существо души. Другой молится не с чистым сердцем, привязанным к предметам житейским, со слабой верой, подходящей к неверию, без любви в сердце, по привычке, равнодушно, вяло. Третий хотя старается иметь чистое сердце во время молитвы, но не напрягает для этого всей силы своей и потому безуспешно борется с противными помыслами и то воспламеняется, то потухает душой, а ведь сказано: «духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). Люди часто сами себя обманывают на молитве и думают обмануть и Бога. Но Бог видит сердца наши. «Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин. 3:20) (10).