Н.И. Большаков

Источник

Деятельность о. Иоанна в Русско-Японскую войну и его борьба с революцией

МНОГО грехов и беззаконий накопилось в русском народе. Под покровом мира и спокойствия греховный червь незримо подтачивал основы духовного и внешнего благоденствия России. И вот, в наказание за это в конце января 1904 года началась тяжелая и несчастная Русско-Японская война. Великий патриот и молитвенник за землю русскую, о. Иоанн Кронштадтский, конечно, не мог остаться безучастным к тяжелым дням, переживаемым Св. Православною Русью, и выступил со своим могучим пастырским словом. Первее всего им отправлено было в далекую Манчжурию нижеследующее прекрасное послание к нашим войскам.

* * *

Братское обращение к доблестным войскам нашим на полях далекой Манчжурии

Дорогие братья мои, христолюбивые воины, всякого чина – с высших до низших, стоящие лицом к лицу с коварным и хитрым врагом!

К вам мое краткое сердечное слово во имя Господне. Тяжкие дни переживает ныне Россия, дорогое отечество наше, такие, каких не бывало во все время существования ее. Но ни на минуту не забывайте, возлюбленные, что переживаемые нами бедствия, внутри и извне, посланы на нас от праведного и всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего, Спасителя своего так, как не бывало никогда; попрали дерзновенно все заповеди Его, и каждый стал исполнять злую волю сердца своего, вывернув наизнанку всю жизнь свою, особенно, так называемая несчастная наша обезумевшая интеллигенция. Тяжки, крайне болезненные удары посланы нам от Господа Бога, но это – удары и наказания отеческие, временные, для вразумления и наказания.

После Бога и Богоматери, и всех святых, вся Россия на вас, дорогие братья, обращает взор свой, возлагает надежды свои, ожидая совершенной победы во имя Господне над врагами, со всех сторон ополчившимся против нас. Дерзайте, стойте, и узрите спасение от Господа80, говорит от лица Божия вдохновенный пророк. Еще он же говорит: когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя: не бойся их; ибо с тобою Господь, Бог твой. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник и говорит войску, и скажет ему: слушайте, вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их; ибо Господь, Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими, спасти вас81. Но притом не забывайте исполнять заповеди Бога вашего: соблюдайте и исполняйте их от всего сердца и всей души вашей, и благословенны вы будете при входе вашем и при выходе вашем. Поразит перед вами Господь врагов ваших, восстающих на вас; одним путем они выступят против вас, а семью путями побегут от вас82.

Помните же, дорогие братья, мужественно сражающиеся на поле брани за веру, царя и отечество, что с нами Господь, и будет Сам сражаться с вами, если твердо возложите на Него надежду свою; ибо не множеством воинства спасет Господь83, не орудиями смертоносными, но всемогущею силою Своею. Помните солнечное явление креста на небе царю Константину и войску его с надписью звездами вокруг креста: сим победишь, т. е. крестом, вот где сила христианского воинства – в кресте, ибо Христос крестом победил и победит врагов наших видимых и невидимых. Твердо веруйте, что Господь с вами: вот Я с вами во все дни до скончания века84, говорит Он. Помните нашу взбранную Воеводу, Матерь Божию, без числа спасавшую Россию в бранях со врагами. Дай Бог и ныне, – после славной победы, воспеть нам всем единым сердцем и едиными устами: Взбранной Воеводе победительная...

По-братски советую всем вам пред всяким сражением говорить или петь догматик церковный: всемирную славу от человек прозябшую, (произрастшую – от слова произрастание), и Владыку рождшую, небесную дверь воспоим Марию Деву, бесплотных песнь и верных удобрение (похвалу), сия бо явися небо и храм Божества; сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и царствие отверзе. Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии: ибо Той победит враги яко всесилен. (Эту песнь выучить наизусть).

С этою священною песнею выходите на сражение – и победите. Аминь.

В своих проповедях о. Иоанн часто раскрывал истину, что война послана в наказание за грехи. «Война злополучная, говорил он, попущена на нас, как наказание праведное от Бога праведного. Что нам нужно при этом хаосе? Прежде всего, нужно строгое действие всех властей, – или – прежде всего, нужно общее покаяние всех классов населения России, – нужен общий пост, общественная горячая молитва Богу об обращении заблудших, об исправлении нравов, потребен страх Божий, страх суда праведного, грозного наказания Божия. К этому призывает всех и Монарх наш Государь, Богом поставленный для управления народами по заповедям Божиим и государственным законам; и мы всех соотечественников призываем к горячему и глубокому покаянию, усердной молитве и милостыне. Мы должны преобразиться немедленно, измениться во всем. Дай Бог спасительный, нравственный поворот всему русскому всесословному народу на правый путь. Довольно. До пресыщения, до отвращения испытали мы пагубу и бессмыслие путей кривых». В другом месте о. Иоанн говорит.

«В настоящее время злополучной войны – время безверия и общего растления нравов России, многие говорят: Боже наш! Боже наш! Зачем Ты оставил нас! Полтора года Россия ведет страшно-кровопролитную и разорительную войну, и, при всей изумительной доблести и храбрости наших войск, – мы еще не победили язычников, вероломно нападавших на нас, – и не мы их, а они нас побеждают. Где обычная в прежние времена помощь Твоя нам, Господи? Ныне и Ты против нас, а не за нас, и Ты побораешь не по нас, а по язычникам? Ты оставил нас и не ходишь в силах наших, за беззакония наши. Ибо мы стали врагами Тебе, и Ты вооружил самую бездушную тварь против воинства нашего, – когда пустил против них страшное облако пыли, содействовавшее врагам нашим.

Теперь у нас время поста и покаяния. Но множество вольнодумцев, отрекшихся от веры Твоей, и не думает о посте и покаянии, и тем еще более усугубляет праведный гнев Твой.

Если желаем добра себе и России, убоимся праведного суда Божия; покаемся нелицемерно в своих беззакониях; перестанем творить зло, научимся творить добро, подобающее христианам; будем молиться, учить и учиться – воздавать Божие Богу, и кесарево кесарю, (Мф.22:21)». – Пламенный пастырь-патриот призывал всех тесно сплотиться и объединиться в дни тяжелой войны. «Россия, как православное государство, есть одно гражданское тело, которого глава Государь самодержавный; и как члены одного государственного живого организма, мы должны сочувствовать и скорбям и радостям его, его славе и бесчестия, его могуществу и изнемоганию, хотя бы под бременем настоящей, неудачной войны, – и не только сочувствовать, но и помогать всеми от нас зависящими средствами, особенно, же горячею молитвою и сердечным доброжелательством своей матери России, истекающей кровью своих сынов. Кто истинный сын церкви, тот есть вместе и верный и доброжелательный сын отечества; а кто не признает церковь матерью, тот не может быть и верным сыном отечества, и – не видать ему отечества небесного, к которому готовит нас церковь, нас, как странников и пришельцев земных.

Отчего ныне многие русские интеллигенты ненавидят Россию и желают ей зла и злорадствуют о ее неудачах? Оттого, что они отвергли учение матери своей церкви, породившей их в крещении и воспитавшей их своим учением, богослужением и таинствами, которые они отвергли. Это – жалкие межеумки, которые отпали от Бога и церкви и пристали к безбожию и всяким порокам, растлевающим человека до костей и мозгов». – Одобряя православных христолюбивых воинов, проливавших свою кровь на полях Манчжурии, о. Иоанн в одной из своих проповедей восклицает: «Поля Ниппона и Манчжурии, скрывшие тела наших соотечественников, православных русских воинов! Не назову вас полями смерти или могилами мертвых, но полями жизни, сокровищницами бессмертия, ибо все тела убиенных воинов восстанут нетленными и процветут бессмертием. Послушайте, какое чудное изображение воскресения мертвых дает нам пророк Божий Иезекииль в богодухновенной книге своих пророчеств». Далее дословно приводится известное место из Иезекииля 37:1–10. «Господи, Победителю смерти и ада, даруй скорую и славную победу воинству нашему Христолюбивому на врагов креста Твоего и возвесели сердца верных Твоих рабов, удрученных неудачами военными и торжеством врагов наших бесчисленных, внешних и внутренних, чужих и своих, и загради уста неверию и глумлению», восклицает о. Иоанн в одной проповеди.

– «В настоящее тяжелое время, переживаемое Россией, читаем мы в другой проповеди, время всебедственной, всепожинающей войны с Японией и внутренней крамолы, мы особенно нуждаемся в утешении и помощи Богоматери, Взбранной и непобедимой воеводы, царицы неба и земли. Но где Ее дивная помощь и заступление, коих так скоро удостаивались наши предки, наши древние благоверные князья, цари, святители, как напр. Иоанн Новгородский, и другие преподобные чудотворцы и народ русский! Коса Божия как траву косит, серп Божий пожинает как колосья бесчисленные – воинство русское, злодейственные шайки мгновенными выстрелами из смертоносных орудий повсюду лишают жизни верных слуг царя и отечества, или поджигают всякие правительственные и частные учреждения, дома мирных жителей, фабрики, заводы, коммерческие суда; злодействуют на суше и на море по всему государству, повсюду распространяют дух мятежа, неповиновения, забастовки, и мы остаемся, как беспомощными, – и самое небо как будто оставило нас своею помощью, и Владычица всемощная и всеблагая, как бы отвратила от нас лицо Свое, и мы остаемся, как покинутые сироты, без заступления. Что же это значит? Не в нас ли кроется причина всех этих безобразий, бедствий, несчастий, одно за другим поражающих нас?

Да, эта причина в нас, Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, – достойное возмездие за свою гордость, – за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к церкви Божией. – Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи.

Проснемся наконец, очувствуемся; смиримся пред Богом, праведно наказующим и вразумляющим нас».

Русско-Японская война, от начала до конца представлявшая ряд неудач и поражений, окончилась для нас унизительным Портсмутским миром. Острою мучительною болью отзывалась эта война в сердцах русских патриотов. Глубоко скорбел о наших военных неудачах и Кронштадтский пастырь. На праздник 30 Августа – перенесение мощей небесного Покровителя С.-Петербурга св. вел. Князя Александра Невского, одержавшего геройские победы над шведами, о. Иоанн, сопоставляя эту и другие победоносные войны древней Руси с нашим поражением в русско-японской войне, говорит:

«Отчего мы не могли победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве?

Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от бессмысленного толстовского учения: не противься злу, следуя которому сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда – в постыдный плен со всем инвентарем.

Какой славный учитель для всего русского воинства и для всех военных и других властей св. благоверный великий князь Александр Невский! Но кто из интеллигентов читает ныне о подвигах его, и кто верит сказанным чудесам? Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения, и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога, и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству».

В связи с тяжелой внешней японской войной пришлось вести России еще более тяжелую внутреннюю войну – войну с революцией.

Впрочем, неудачная русско-японская война была лишь внешним толчком к революции. Корень революционной проказы таился в русском обществе очень глубоко еще задолго до японской войны. Этот корень, (из которого разветвлялись другие «корни горечи», в выспрь прозябающие, Евр.12:15), заключался в холодности к вере отцов своих, в равнодушии к православной вере, каковая холодность и равнодушие под влиянием толстовского лжеучения стали обнаруживаться у нас еще задолго до войны и революции в фактах ухода некоторых из православной церкви в католичество или другое инославное исповедание, или даже секты, толстовщину, пашковщину или штунду. Религия есть голова и сердцевина государственной жизни. Когда подгнивает сердцевина у дерева, начинает разваливаться и все дерево. Точно также и в России – стало тускнеть, загнивать и портиться религиозное чувство, – начала разваливаться, (чрез войну и революцию), и сама Россия. Провидя своим прозорливым оком государственные катастрофы, надвигавшиеся на нас из мрачной тени отдаленного будущего за слабость религиозного чувства, о. Иоанн еще до войны и революции выступил с грозным обличительным словом по поводу отступничества многих лиц от православия.

СЛОВО о. Иоанна Кронштадтского по поводу совращения и ухода некоторых из лиц православной церкви в католичество или другое инославное вероисповедание, или пашковщину, толстовщину и штунду

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви православной и уходящие или ушедшие в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание, или же в штунду, пашковщину и толстовщину, – сознают ли они все то, что они оставляют, и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?

Установим определенную точку зрения на православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.

Что же? Неужели церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора, великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава церкви – Иисус Христос?

Имя ли одно – церковь православная, без действительного православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?

Разве церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ее истины и православия, ее чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава церкви – Христос, исполняющий ее славою и спасением, и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддистскую, – знают ли они, каковы были столпы православия все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверской? Разве пустое зрелище – недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца Черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские: Петр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, – разве он не свидетель об истине и спасительности нашей веры и церкви? Наконец, скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины? Но кто отрекается от православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые, между прочим, потому и называются святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры, по этому самому, отрекается и от общения с Самим Главою церкви – Христом. Спрашиваю еще всех и каждого колеблющегося в св. православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей св. вере и Церкви. И кто же из православных, разумных и просвещенных, дознавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, – оставит свое православие и перейдет в другую какую-либо веру? Только одна истинная и всеспасительная в мире вера – вера православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, – чего о других вероисповеданиях сказать нельзя; ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. «Небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут», – говорит Господь. Между тем, в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом, об обоих видах причащения, о главенстве церкви).

Будем же твердо держаться св. Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее».

* * *

Однако русское общество плохо внимало наставлениям Кронштадтского светильника, ибо оно было омрачено тьмою неверия и ложного либерализма. Справедливо сказано, что если захочет Бог наказать человека, то, прежде всего, отнимет у него разум, так что человек, видя не видит и, слыша не слышит; окруженный великою опасностью, не сознает ее. Так было и с русским обществом. Вместо того чтобы каяться в грехах своих, осудить свое неверие и укрепляться в вере, начали говорить суетная и ложная. Начали говорить о необходимости переменить форму государственного правления, о необходимости отмены самодержавия и прочие «странные» глаголы. Это дало повод Кронштадтскому светильнику в двух своих проповедях, произнесенных им почти одновременно, (в Мае 1905 года), выяснить слушателям все огромное значение и крайнюю необходимость для России царского самодержавия. Проповеди эти настолько важны, что мы их здесь приводим полностью одна за другою.

СЛОВО на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 6-го мая 1905 года

* * *

Приложи (Господи) дни ко дням царя, лета Его продли в род и род. Да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. (Пс.60:7–8).

* * *

Необходимость царского самодержавия для государства, как необходим самодержец ум для души

* * *

Празднуем День рождения августейшего Государя, Самодержца всей России, – и молим Господа, по наставлению царя и пророка Давида, чтобы Царь царей умножил дни его в благополучии и здравии на многие годы: приложи дни ко дням Его, и продли лета Его в род и род.

Не напрасно возносит Богом вдохновенный царь – пророк усиленную молитву к Вседержителю о продолжении жизни царской на многие годы, и именно возносил он ее в сознании величайшей важности и необходимости царской самодержавной власти для государства. Давид, как Богоизбранный и Богом помазанный на царство царь, сам испытал на себе самом пользу и необходимость царской власти для благосостояния и преуспеяния всех подданных, объединенных мудрым отеческим управлением его; ибо царь есть Богом поставленный и Богом умудренный и уполномоченный пастырь, каковым и был Давид, а подданные – его овцы, обязанные повиноваться ему, по заповеди и завету Самого Бога, Коему повинуются беспрекословно бесчисленные сонмы Ангелов, Коему повинуются небо и земля, и вся тварь.

Вообразите, хотя на минуту, что было бы, например, с бесчисленным, благоустроенным волею и премудростью Божиею, этим сонмом Ангелов, если бы они, подобно падшим ангелам, также перестали повиноваться воле и манию Творца своего и Владыки, и захотели бы управляться сами собою? Они погубили бы себя навеки. Страшный урок неповиновения Творцу мы видим именно на падших ангелах, которые отрекшись повиноваться всеблагой воле Творца, – подчинились злейшей воле бывшего первоангела или сатаны, возмутившего часть неба, и по его воле и разуму сотворили и творят всякое зло в мире, будучи сами полны всякого лукавства и злобы, и сгорая в адском огне. Подобное было бы с родом человеческим и, в частности, с нашими интеллигентами, которые захотели бы управляться или управлять государством при своей близорукости, при своих своекорыстных, страстных, буйных увлечениях, от которых ничего нельзя ожидать доброго, кроме ломки старого, хотя и нужного, и введения новых форм правления, нового направления, или бесправия по новым, западным, не идущим к нам образцам. Ни на один день не было бы порядка от такого сборища эгоистов, и ничего доброго для народа, кроме всякой несправедливости и лицеприятия, как и доказали это народы, руководимые разнородным собранием представителей, а не направляемые единодержавною, нелицеприятною – отеческою властью Государя, ходящего всегда пред Богом, подобно Давиду. Царское самодержавие освящено и утверждено Самим Богом почти в начале человеческого рода.

Необходимость царского самодержавия можно ясно доказать из самих свойств нашей души. Наша душа состоит из трех главных сил – разума, сердца и воли, соединенных единым существом души. Область действия этих трех сил бесконечна; и для того, чтобы жизнь души текла правильно, благоплодно и с пользою для нас самих, и для окружающих нас людей, – эти силы должны действовать согласно, повинуясь закону совести, вложенному в каждого Творцом, или писаному закону Его, или Евангелию, принесенному на землю Сыном Божиим, Творцом и Спасителем нашим. Таким образом, искренний человек и истинный христианин весь со своим бесчисленным множеством мыслей, чувств, намерений и деяний подчиняется единодержавию совести своей или закону Божию, закону Христову, Евангельскому, и вкушает внутренний мир, и жизнь его идет правильно. Но, если душа человеческая не захочет подчинить эти три главные силы души – разум, сердце, волю – закону совести или закону Божию, – она в один день, или в продолжение жизни своей, натворит тьму неподобных, самых вредных дел, додумается до ужасных вещей, – до неверия, безбожия, до анархии, до конституции, – до динамитов и бомб, до стреляний в кого попало, до каменометаний, до поджогов, до самоубийств, до всякого вида прелюбодейства, воровства, пьянства, казнокрадства и всякого безобразия – так что тогда хотя не живи ни в городе, ни в деревне, а удаляйся и заключайся в горах и в вертепах, и в пропастях земных85, как кажется, мы почти и дожили уже до этого. Вот до чего может довести внутренняя или внешняя анархия человека, неподчинение, неповиновение закону совести или закону Божию, или царю и правительству. До этого теперь и дошли русские интеллигенты и, некоторые из них, скрытно работая в потаенных комнатах над составлением убийственных снарядов, подкрадываются к намеченным лицам, чтобы мигом сразить их и лишить жизни. – Вот к чему способен стал человек, уподобившийся в своей злобе злым духам, губящим жизнь человеческую чрез бесчисленные страсти, – и многочисленные роды убийства и самоубийства. Только одна твердая, уверенная, царская власть, управляемая Богом, по Его творческим, отеческим законам может обуздать всякую дерзость, всякий общественный беспорядок и направить на верную, твердую стезю жизнь народа, при содействии мудрого богобоязненного правительства, – а для такого великого и сложного дела оно получает от Бога право, власть и силу, – лишь только самодержец ясно сознает это. Правда возвышает язык (народ), умаляют же племена грехи86. Аминь.

СЛОВО на день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего, Самодержавнейшего великого Государя Императора Николая Александровича

* * *

Господне есть царство, и Он Владыка над народами.Пс.21:29.

Божие ли царство – Россия?

Из года в год Церковь и Россия благодарно вспоминают и светло торжествуют день священного миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, – и прославляют Господа, возложившего на Него честь и величие, по выражению царя пророка, и на главу его венец из чистого золота87.

Миропомазание царское есть знамение излияния благодати Духа Святаго, Господа, животворящего – на лицо помазуемое, – и мудрости и силы для управления подданными. Этот священный обряд есть Божие установление. О Давиде, помазанном на царство Самуилом пророком, сказано в бытописании, что с того часа, как он был запечатлен елеем, – стал носиться над ним Дух Божий. Сам царь Давид вот что говорит о благодатном действии на него священного помазания, и – силы Божией, сообщенной чрез него. Бог препоясывает меня силою, и устрояет мне верный путь, делает ноги мои, как у оленя, и на высотах моих поставляет меня, научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук; Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; поражаю их и не могут встать, падают под ноги мои, ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истреблю ненавидящих меня. Я рассеваю их как прах пред лицем ветра, как уличную грязь, попираю их. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников: народ, которого я не знал, служит мне: по одному слуху обо мне, повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих; жив Господь, и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего. Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, и избавляющий меня от врагов моих! За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки88.

Видите, какую силу имело для царя Давида священное помазание или, точнее, излияние елея на главу его, – и чем был Бог для него, как царя народа избранного. Бог управлял, так сказать, всеми шагами, всеми действиями Давида, – чрез него царствовал Сам над Израилем; царство Давида было, поистине, Господне царство. Но и Давид был царь по сердцу Божию89, как засвидетельствовал о том Сам Бог, – и был истинным пастырем народа еврейского, как царь и вместе пророк, научая его непрестанно правой вере и строгому благочестию знаменитыми своими Боговдохновенными псалмами и стройным богослужением; он вел частые войны с внутренними и внешними врагами, победил всех их и доставил преемнику своему Соломону мирное царствование.

Можно ли сказать о нашем отечестве настоящего времени, что оно есть Господне царство, и Господь есть Владыка русского народа? – По правой вере христианской, апостольской, неповрежденной мудрованиями человеческими, по православному чину богослужения и таинств, по силе знамений и чудес, совершающихся от мощей прославленных угодников Божиих и чудотворных икон, и вообще по бесчисленным знамениям милости Божией, совершающимся доныне над верными христианами и – по доброму, благочестивому житию немалого числа истинных христиан, между русскими, – Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны.

С другой же – по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпадших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, – русское царство есть не Господне царство. И потому, смотрите, что творится в нем в настоящее время: повсюду забастовка учащихся и рабочего – в разных учреждениях – люда; шум партий, имеющих целью ниспровергнуть настоящий, установленный Богом, монархический строй, повсюдное распространение дерзких, безумных прокламаций, неуважение к авторитету власти, Богом поставленной, ибо несть власть аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть, по апостолу90; дети и юноши вообразили сами себя начальниками и вершителями своей судьбы; браки потеряли для многих всякое значение, – и разводы по прихоти умножились до бесконечности; многие дети покинуты на произвол судьбы неверными супругами; царствует какая-то бессмыслица и произвол. Это ли царство православное, это ли царство Господне? Наконец, допущен безнаказанный переход из православия в какую угодно веру.

Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, говорит Господь, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит91. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты – безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония (Вавилонское, Ассирийское, Египетское, Греческо-Македонское).

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящия Его, яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведники да возвеселятся92. Аминь.

* * *

Гораздо позднее о. Иоанн говорил следующее в пояснение своей основной мысли о необходимости самодержавия для России.

«Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: отымется от вас царство Божие, и дастся языку (народу), творящему плоды его». (Мф., 21:42).

17-го Апреля 1905 года был издан Высочайший манифест о веротерпимости, а 17-го Октября того же года – манифест о гражданской свободе. К сожалению, многие русские люди превратно поняли благодеяния, даруемые этими манифестами, стали думать, что теперь все позволено, и пошли всюду бунты, грабежи и забастовки. Россия запылала сплошным революционным пожаром, в который евреи усердно подливали горючее масло. Тогда о. Иоанн выступил со своим нижеследующим словом, которое приводится подробно.

СЛОВО на день восшествия на прародительский всероссийский престол благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича

* * *

Благодеяние для народа Богопоставленной власти и бедствия от безвластия

* * *

Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению; а противляющиеся сами навлекут на себя осуждение. Рим.13:1–3.

* * *

Россия торжественно празднует сегодня восшествие Государя своего на престол всероссийский непосредственно по кончине отца Его, Миротворца, Александра III-го.

Высочайший манифест возгласил тогда вслух всех, в каком духе будет править государством Преемник Сын, именно – в духе почившего в Бозе Родителя. Так и было несколько лет, но надвинувшаяся война и быстро сменяющийся дух времени, международные отношения и политическая подражательность западным народам – привели Россию к иному течению, к иному образу жизни и к управлению Царя в живом союзе се народом, в лице Государственной Думы. Но, прежде чем это случилось, вся Россия забастовала во всех общественных органах, и впала в безначалие и неповиновение властям. Ни одна страна в мире никогда и в таких широких размерах не испытывала такого огульного, всеобщего вреда от безвластия и неповиновения властям, не несла таких материальных, политических и нравственных убытков и застоя в торговле, промышленности и образовании, как Россия. Минувшие дни и месяцы служат тому доказательством. Но и благодеяние власти самодержавной в продолжение нескольких сот лет существования России, также испытано ею, и она знает это хорошо, как человек знает свои пять пальцев; потому что широты, могущества, богатства и славы она достигла благодаря именно твердой самодержавной власти в России – и беззаветной покорности русского народа предержащим властям. И не напрасно Дух Святый устами апостола Павла повелевает всякой душе повиноваться предержащим властям. «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению; а противящиеся сами на себя навлекут осуждение».

В другой своей проповеди о. Иоанн говорит следующее:

«Вот ныне, например, многие желают и добились полной свободы религиозной, политической, печатной, учебной, семейной, рабочей и всякой иной. А уразумели ли эти искатели истинную, разумную, святую свободу, для которой Господь сотворил их, и которую мы утратили чрез грех, став рабами греха, которую Он снова принес нам с неба? Познали ли свободу от страстей и похотей, свободу совершать охотно всякую добродетель? Эту-то истинную, живую, царственную свободу мы утратили, а вместо нее нашли и отстаиваем свободу греховную, несмысленную, пагубную; свободу – глумиться над всякой святыней веры, даже над царской и церковной властью, свободу все святое осмеивать, попирать, ниспровергать».

Ложные понятся о свободе дали повод о. Иоанну выступить с пространным своим словом, где разъясняется свобода.

«Когда сильная, мудрая, правильная и всенаправляющая власть бодрствует и действует, поощряя одних и праведно наказывая других поделом, тогда все в обществе идет своим чередом; жизнь духовная и материальная, учебная, политическая, хозяйственная, общественная, военная – все совершает свое обычное течение и развитие, принося всякую пользу всему Государству. А когда вследствие общего неповиновения властям и бездействия подчиненных членов общества, как и бездействия властей – деятельность прекращается, как в органическом теле прекращается кровообращение, тогда все в обществе замирает, падает, разрушается, и общественная безопасность исчезает, и члены общества идут одни против других, дается полный разгул воровству, хищению, вражде и убийствам. Так было на днях в России, когда всюду все перестали работать – и учебные заведения, и мастерские с рабочими, и железные дороги, типографии, почты и телеграфы. Подлинно, Россия пришла в состояние хаоса. Вот пагуба безвластия.

Древние языческие народы были безопаснее и счастливее в своей гражданской и семейной жизни, чем просвещенные (если только таковы) Христовым учением русские люди, громко именующие себя образованными и интеллигентами. Воистину: мудрость мира сего есть безумие пред Богом93, и она такою именно показала себя.

В бесовском царстве есть порядок и подчинение одних злых духов другим, – низших высшим, менее сильных более сильным; а в христианском государстве исчезло всякое подчинение, всякая власть: дети не признают власти родителей, подчиненные власти начальства; воспитанники – власти воспитателей, студенты не признают власти – профессоров и ректоров, все взяли в руки свои дирижерские палочки, и все стали повелевать вместо того, чтобы самим спокойно и без претензий, как бывало прежде, повиноваться и учиться. Выходит что-то загадочное, несуразное. Духовное руководительство, священная власть церкви попраны; богослужение пренебрегается; проповедь бессильна; нравственность христианская более и более падает; анархия растет – мальчики и девочки – и те взяли волю свою.

Да где же власть сильная, авторитетная, самосознающая, ответственная, Богом учрежденная и от Него получающая свою силу и свой страх? Возьми, Ты, власть, данное Тебе от Бога право, и твердою рукою держи данные Тебе Богом скипетр и державу, и будь страшна всем врагам Божиим и Твоим. Тогда, увидев Твой скипетр и державу в крепких руках, все злые будут праведно бояться Тебя, а добрые – радоваться.

Хочешь ли не бояться власти? Твори добро и будешь иметь похвалу от нее; а если зло творишь, бойся, ибо не без ума меч носишь94. Итак, Россия, Бога бойся, как прежде, и царя чти, и всякая душа да будет покорна высшим властям95. Аминь».

* * *

«Побеседуем ныне о том, в чем состоит свобода христианина, и каковы обязанности его пред Богом и людьми.

Всеми теперь овладела горячка и жажда свободы. Но свобода большинством понимается неправильно, не по Божию разуму, а по человеческому, слепому, именно – понимается как повод к угождению плоти, в которой не живет доброе. Ибо все, что в мире, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, она не от Отца небесного, а от мира сего96; она вражда против Бога.

Возьмем для примера свободу печати, представители которой в шутку или всерьез называют ее шестой великой державой. Всеми силами они добивались от правительства этой свободы, и – добились. Но что же это за свобода? – Свобода иных скорописцев писать и печатать все что ни попало на глаза, что только пришло на ум, или то, чем бы можно напакостить ненавидимому человеку, или обществу, и – прежде всего – свобода обливать литературною грязью свою же пишущую братию, братию добросовестную, верующую, разумную, искреннюю, патриотическую, – истинную соль, свет литературы. Что же это за свобода? Это восстание, чернильный поход против истинной свободы, попытка уничтожить в печати все, что есть истинного, разумного, идеального, прекрасного, твердого в вере, политике, общежитии, в семье, в воспитании, в домашних и общественных работах, в государственном управлении. Отвратительно читать в некоторых мелких газетах, а иногда и крупных, ругательные выходки против газет серьезных, в которых многое из напечатанного – как елей, как бальзам для сердца прямого, правого, нелукавомудрствующего.

Возьмем еще свободу политическую, свободу религиозную. Печать дождалась от правительства и этой свободы. Что же вышло? Все газеты и журналы заговорили о политике – на сотни ладов, кто во что горазд и кто чем, каким складом мысли богат. Все высшие, даже иные, средние учебные заведения ринулись в политику, до понятия которой не доросли, и, задавшись политикой, забыли, что они воспитанники, забыли свои книги, свои специальности, критикуют и дразнят своих профессоров, и, пожалуй – ректоров, – потребовали себе автономии, как мужи зрелого возраста, устранили начальство, как и подобает, будто бы, автономистам – и провозгласили безначалие; а то – в Государственную Думу они залезть не прочь. А там что будут делать? Догадаться всякому не трудно. – А что если и простой народ от сохи и косы пойдет заниматься только политикой? Кто будет пахать и косить?

А что такое свобода в вере, которая допущена даже правительством? – Свобода исповедовать веру, какую кто хочет; при этом даже православным не возбраняется оставлять свою веру и идти хотя бы в магометанство и идолопоклонство; свобода в вере допускает, по-нынешнему, хулить всячески, кто только захочет и свою веру православную, – потому что исповедники других вер уважают и хвалят свою веру или иноверие; а писатели неблагонамеренные, по крещению православные, действительно, свободно, без зазрения совести дурно отзываются о православной вере, и о церкви православной, и о пастырстве ее; в особенности в хулении православной веры, превзошел всех граф Лев Толстой, совершенный отступник от Бога, поклонник своего я, поклонник слепого разума человеческого. Он, в силу ложно понимаемой свободы мысли, и поклонения человеческому разуму, отверг и Бога и творение мира, и падение человека, и воссоздание его и вообще всю священную историю, всю веру, всякую надежду благую, праведную, Богом данную людям, отвергнул все святое, и оставил человечество ни с чем, только с его грехами, скорбями, бедами, болезнями, смертями без всякого просвета, без всякой надежды на лучший, вечный мир. Это ли еще не свобода нынешнего века и нынешнего отступнического человечества? Это ли свобода, – чтобы в конец убить веру и надежду народа? Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, как будто он законное дело. – Возьмите вы грехи похоти плотской: все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования. Находятся между ними такие, которые боготворят и самую страсть плотскую, как в древности поклонники Артемиды. И вся эта мерзость печатается, и ее читают, и о ней рассуждают без омерзения, без отвращения, как будто о достойном внимания! – Это ли свобода? Нет, это не свобода, а ужасное рабство греху и страстям, имеющее последствием страшную казнь Божию, истребление рода и муку вечную. Всякий творящий грех, есть раб греха; раб не пребывает в дому вовек, Сын (истинной свободы) пребывает вовек97. Истинные христиане должны распинать и искоренять страсти. Те, кои Христовы, распяли плоть со страстями и похотями98.

К свободе призваны вы, братия, писал апостол Павел к Галатам, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, – но любовью служите друг другу (христианскою, святою любовью). Если же друг друга угрызаете и снедаете, (как нынешние борзописцы), то берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом99.

Нынешняя ложная свобода, не служит ли только поводом к угождению многострастной плоти, к отступлению от Бога, к разврату и погибели? Ей? Аминь».

В революционный период со всею ясностью обнаружилось духовное гниение и разложение России. Ясно было, что для нравственного уврачевания общества нужно было грозное обличительное слово, нужны были пастыри, предходящие пред Богом «в духе и силе Илии». Таким пламенным обличителем и был славный Кронштадтский пастырь. Несомненно, для будущего историка его проповеди будут иметь важное значение в качестве характеристики нравственной жизни русского общества в революционный период. Поэтому и мы, хотя кратко, остановимся здесь на тех проповедях, где о. Иоанн отмечает пороки русского общества в революционную эпоху.

«Наши именуемые интеллигенты, говорит он, не верят в воскресение мертвых и бессмертие души человеческой, в праведное всем воздаяние, в вечное блаженство праведных и в вечную муку грешников нераскаянных, – и оттого сбились совершенно с жизненной, разумной, Божественной основы и стали не интеллигентами (разумными), а безумными, делающими совершенно безумные дела; прониклись ненавистью к вере, к христианскому благочестию, к истине и правде, ко всему святому, честному и похвальному, между тем как они сами должны были бы бояться власти: ибо сказано: «несть власть, аще не от Бога; сущие же власти от Бога учинены суть. Хощеши ли не бояться власти? Благое твори, и иметь будеши похвалу от него; аще ли злое твориши, бойся, не бо безе ума меч носит100.

И когда я говорю так, то думаю, и на меня заносят свой меч эти враги всякой правды, враги церкви Христовой. Но Вечный и Бодрый, живущий на небесах, да сохранит борющихся против неправды. Се, не воздремлет, ниже успнет храняй Израиля101. Никогда не бывавшие прежде явления мы видим: отроки и юноши, только вступившие в жизнь и не понимающие ее, цели ее, хотят господствовать над мужами опыта и науки, над людьми, с пользою, честью и славою послужившими отечеству, над людьми властными, облеченными доверием царским. Поистине мальчики господствуют над старцами, по пророку Исайи. – Когда же этому будет конец? Когда власть с умом будет носить меч? Когда воспримет от Бога дарованную силу и вселит страх в тех, которые хотят господствовать над властями страхом? О, как русский народ, и особенно, так называемые либералы стали недостойны своего христианского звания, недостойны Евангелия, потому что во всем противятся ему, – недостойны Христа, Агнца Божия, искупившего нас Своею кровию от праведного гнева Божия, от наследственного растления греховного, от проклятия и смерти.

По невыразимо великой благости Божией человечество Богом помиловано, взыскано, почтено и возвеличено, – как оно в большинстве своем отвечает на такое снисхождение Божие, на такую безмерную милость? – Оно отвечает пренебрежением, нерадением или неверием, даже глумлением, как наш русский еретик Лев Толстой и все его последователи, – погружением в плотскую, животную, нечистую жизнь. Откуда такое пренебрежение высочайшими интересами жизни; откуда такое непонятное неверие Божественному неложному откровению и попечению Божию о нашем вечном спасении? От слепого, гордого разума человеческого, который таки превозносят современные наши писатели, от добровольного лишения ими света веры, обильно принесенного на землю воплотившимся Сыном Божиим, от лишения света Евангелия, дерзко отринутого лжеименною мудростью человеческою. Они-то, эти мнимые мудрецы века сего, отринувшие руководство Слова Божия и церкви, не участвуют с нами в великих христианских торжествах и чужды ее небесного, спасительного духа. Где же у них благодать крещения? Где дух Христов? Где соответствие званию небесному? Где стремление к небесному отечеству, для которого мы отрождены водою и Духом? Где стремление к святой жизни? Где плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание? – Нет их, а без них нет и христианства. Где упование христианское, которому даны великие и спасительные обеты Божии – неложные? Где новая жизнь во Христе, ибо кто во Христе, тот новая тварь102, а не ветхая се прежними страстями. Где у них спасительное, неоценимое сочленение с церковью, с этим таинственным Телом Христовым, в силу которого Пресвятая Богородица есть Начальница мысленного наздания и Заступница всех христиан, с верою в покаянии прибегающих к Ней? Они сами себя расчленили с церковью; отторгли себя от ее святого союза и сочленились, соединились с тем, кто в самом начале порвал наш блаженный союз с Источником жизни – Богом, и поверг в грех, проклятие и смерть, открыв для рода человеческого двери ада.

Да обратит их Господь, имиже весть судьбами к церкви Своей, да смирит их гордый ум и гордое сердце, да расположит их упорную, растленную волю к познанию и исполнению святой, премудрой, всеблаженной, вечной воли Своей, да вложит в них страх Свой божественный, и да совокупит их святому таинственному Телу церкви Своей, и да удостоит их царствия Своего небесного. Аминь».

«Какой назидательный урок преподает христианам праздник Введения. Тот урок, забытый или забываемый ныне многими христианами всех исповеданий, что храм Божий есть Богом данное нам училище истинного Богопознания и благочестия, где мы научаемся познавать бессмыслие и пагубу греха, отвращаться от него всем сердцем и обучаемся всякой добродетели, всякой правде и святости, страху Божию, любви, славословию и благодарению Бога за все Его неисчетные милости, – истинному покаянию, смирению, терпению, незлобию, милосердию, самоотвержению, послушанию, всецелой преданности воле Божией. Без храма, без богослужения, без таинств, данных Богом для нашего спасения, без поучения в слове Божием спастись невозможно, «ибо весь мир во зле лежит»103 по учению слова Божия, и мир будет осужден праведным судом Божиим: «судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся»104.

Современные наши безбожники проповедуют, что не нужны нам храмы, не нужен закон Божий в школах, не нужна молитва, не нужны священники. Как? Вы хотите, чтобы люди стали бессловесными животными, зверями, чтобы земля сделалась ареною бойни, кровопролития, чтобы люди как звери бросались друг на друга, и терзали друг друга – как к несчастью, уже и дошло до этого, по причине безверия многих, и Россия представляла уже из себя в разных городах настоящую бойню, и как бы нашествие неприятельское и море пламени. Не к этому ли ведут нас безбожники наши? – Да не будет этого в искони православной России. Оставьте нам храмы – это небо земное; это царство Бога на земле, где непрестанно прославляется пречестное и великолепное имя Божие, – где мы освящаемся посредством молитвы и таинств, где мы искренно беседуем с Богом, как чада с Отцом; где мы делаемся живыми храмами Божиими, где мы теснейшим образом соединяемся с Богом, причащаемся Божьего нетления и делаемся сами божественными чрез приобщение Божественных Тайн. Слава Богу, учредившему повсюду храмы имени Своему и воспитывающему в них благоговейных верных христиан в живые храмы Себе, как написано: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?».105

Только в храме Божием мы научаемся искренно веровать в Бога, познавать себя, любить и Бога и друг друга; только в храме мы познаем, что у нас есть общий Отец на небесах, основавший там для верных и любящих чад Его вечный, нетленный град, и что Он от сложения мира вписал преданных Ему в число граждан небесного Иерусалима. Аминь».

Особенно сильно обнаружилась расшатанность в учебных заведениях. Подобно тому, как при грехопадении прародителей сатана, вселившийся в змия, действовал чрез женщину, как наиболее слабое существо, так и в революционные годы он усердно посевал свои плевелы среди учащейся молодежи, пользуясь ее юностью и неопытностью. Вот что говорит об этом Кронштадтский пастырь.

«Побеседуем о лукавое слове змия, которое он всеял в сердце Евы и Адама, и которое он доселе нашептывает и которым смущает и губит род человеческий, не верующий слову Божию, особенно нашу не верующую учащуюся молодежь, мнящую себя сверхчеловеками и так называемыми автономистами. У них нет веры в Бога, от них дерзкое издевательство над тем, Кого мы называем Богом; в неизмеримой гордости они считают себя выше всех, выше властей, родителей и не хотят никому подчиняться; мы, говорят они, сами себе закон, мы – автономисты, мы – боги. Но эти самозаконники не имеют никакого закона. Нигде нет такой бессмыслицы в учащемся мире, или в интеллигенции, как в России; это знает весь свет и об этом трубят все газеты. Какое нелепое начало действует в нашем учащем и учащемся мире? Змий, тот древний змий, который нашептал Еве и Адаму, чтобы они не слушались Бога, а послушали его, змия, что они будут автономны, будут как боги.

Не время ли одуматься, не время ли взяться за разум, за веру, за Бога, за Церковь Божию, за Книгу книг?»

Приближалось время созыва 1-ой Государственной Думы. И этот важный факт не был оставлен без внимания великим пастырем. Он изображает следующие добрые качества, какие должны иметь истинные избранники народа, заседающие в Государственной Думе.

«В настоящих тяжких обстоятельствах государства добрые, опытные, разумные советники нужны Царю, а их не было, или были, но внутренняя измена и крамола их истребляла всякими злодейскими способами; грозит и ныне. Да приблизится же к Царю коренная русская из почетных советников Дума – рассудить вместе с Царем, не ограничивая самодержавных прав Его, о наилучшей защите отечества от врагов внутренних и внешних. Да явится самодержавие России во всеоружии искренних верных умов и сердец, преданных мужей, и да утвердят они, с Божьей помощью, недвижимо Россию и престол царства, колеблемый злонамеренными искателями неправых прав, управления себе самим и окончательной гибели и самодержавия и православия.

Господи, воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас».

Первые две Государственные Думы оказались неудачными. Пред созывом 3-ей Думы Кронштадтский пастырь говорил следующее. «Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентеры! «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое» (Мф.16:23), сказал Господь Петру – пререкавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божию велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных: Прочь, дерзновенные, не умеющие управлять и сами собою, но препирающиеся друг с другом, и ничего существенно полезного для России не сделавшие. От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными.

Но да приближатся к престолу достойные помощники, имеющие Божию, правую совесть и страх Божий, любящие Бога и Церковь Его, которую он Сам основал на земле, – и да бежат от престола все, у коих сожжена совесть, в коих нет совета правого, мудрого и благонамеренного, как это было недавно еще с первым министром-предателем.

Вникните в слова пророка и царя Давида вы, особенно, собирающиеся в третью Государственную Думу и готовящиеся быть советниками Царю, которого держава занимает шестую часть света, – и изучите всесторонне ее потребности и нужды, болезни и раны родины, ее бесчисленные сокровища земли и воды, коими так много пользуются иностранцы, по непредприимчивости русских – и будьте правою рукою Его, очами Его, искренними и верными, деятельными доброжелателями и советниками Его, при этом богобоязливыми и неизменными вере и отечеству.

Бог призывает нас к этому великому делу – благоустроения и умиротворения отечества. При этом помните, что отечество земное с его Церковью есть преддверие отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там.

«Отче наш, говорим мы, иже еси на небесех». Видите, где пребывает во всей славе вечной Отец наш, Господь Бог? На небесах; там и отечество наше. Кто верен Богу, тот верен и Царю.

Напомню вам еще слова псалмопевца, пророка и царя: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает Он, призирает на всех живущих на земле; Он создал сердца всех и вникает во все дела их». (Пс.32:13–15). Следовательно – всех и судить будет строго. Аминь».

Свой глубокий патриотизм великий молитвенник проявил 26 ноября 1906 года при освящении знамени союза Русского Народа. Сотрудник английского журнала «The Guardian» говорит следующее об о. Иоанне Кронштадтском, с которым он беседовал в этот день...

После картинного описания освящения знамени Союза Русского Народа в Михайловском манеже, в котором участвовал и о. Иоанн, корреспондент излагает свою беседу с о. Иоанном о законе веротерпимости. «Я хорошо помню эту беседу. Я сидел за столом в его комнате в Кронштадте. Он положил руку на мое плечо и просил говорить громче, так как он плохо слышит. Мы говорили о новых законах дающих религиозную свободу... Мнение о. Иоанна весьма интересно. «Наш народ, сказал он, весьма невежествен и неспособен сделать разумное избрание религии; поэтому, гораздо бы лучше не давать ему повода сбиваться с истинного пути». Затем он в сильных выражениях высказал свое мнение о русской «интеллигенции». «Наша интеллигенция, сказал он, ни к чему не годна, это безбожные анархисты, подобные Льву Толстому, которого они обожают, а я решительно осуждаю. Они меня поэтому страшно ненавидят и готовы стереть с лица земли, но я не боюсь их и не обращаю на них ни малейшего внимания». Старый священник закончил речь характерной русской фразой: «я им бельмо на глазу».

Англичанин находит в отзыве о. Иоанна об интеллигенции много правды. «В России, пишет он, большинство образованных людей, исключая сторонников русского строя, считают общепризнанным, что вера не необходима и даже бессмысленна. Однажды одна петербургская высокообразованная женщина спросила меня, верю ли я в существование Бога, и когда я сказал, что верю, она с удивлением заметила: «Как странно! А я всегда считала вас интеллигентным человеком». Русские не дают себе труда заниматься вопросами веры, а довольствуются повторением нескольких избитых фраз относительно сущности природы веры, фраз, которые считались умными в конце XVIII века, но которые теперь безнадежно устарели. Отец Иоанн подвергается жестокой травле со стороны русской освободительной печати, и нет такой клеветы, которую бы не распускали против него. Но достаточно встретиться с ним, чтобы убедиться, что вы имеете дело с каким-то прозрачно-добрым (transparently good) человеком, и чрезвычайная сила его молитв является доказательством его благочестия.

Я начал говорить с батюшкой о его славе. «Я не ищу и не искал славы, сказал он мне, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: кто прославит Меня, тех Я прославлю».

Так понимают и ценят о. Иоанна в просвещенной иноверной Англии. («Рус. Знамя»).

Осенью 1907 года о. Иоанн был избран в почетные члены Союза Русского Народа. 19-го октября 1907 года, в день Ангела высокочтимого пастыря, его приветствовали от лица главного Совета уполномоченные, с графом Э. И. Коновницыным во главе, и поднесли следующую грамоту:

«Милостивый Пастырь и Отец!

Его Императорское Величество, Государь Император Николай Александрович, Самодержец Всероссийский, в путях Монаршего милосердия и благожелания Своего, Высочайше повелел в Именной телеграмм от 4-го июня 1907 года Союзу Русского Народа служить надежною опорою законности и порядка в Отечестве нашем.

Приемля таковую Верховную Волю к полнейшему осуществлению, Главный Совет Союза Русского народа единодушно призывает Тебя, почитаемый Пастырь, оказать делу служения его на благо великой Русской народности непрестанную молитвенную защиту перед Престолом Бога Вечного, Ему же ты, Отче, служил уже 52 года, яко верный сын Царя и Церкви Христовой.

Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа, в заседании своем 15 сего октября, по журналу № 71, единогласно избрал тебя в свои пожизненные почетные члены.

Прими, Отче, скромное звание, тебе подносимое, в свидетельство коего вручается тебе грамота сия».

Председатель Главного Совета

А. И. Дубровин

Особенно знаменательно сказалось глубоко-патриотическое настроение о. Иоанна 8–9 мая 1908 года при посещении его в Кронштадте членами 3-й Государственной Думы. Вот как происходило это событие.

8 мая 1908 года некоторые члены Государственной Думы, в числе около 60 человек, между которыми было, с Епископом Евлогием во главе, до 25 священников, прибыли в Кронштадт с единственной целью навестить прославленного чудесами Господними великого подвижника, непрестанного молитвенника и божественного светильника православия – о. Иоанна Ильича Сергиева.

Накануне поездки, Еп. Евлогий получил от дорогого батюшки ответную телеграмму, что он рад видеть избранников народа.

Называя гостей своих «избранниками народа», о. Иоанн с прозорливостью св. Духа заглазно угадал в них действительных народных представителей, явившихся с любящим сердцем и чистой совестью на великое дело служения Царю и России... Действительных, а не фальшивых, продавших жидам и крамольникам свою честь, веру, Царя и отчизну... Действительных, готовых земную жизнь свою положить за правду и народное благосостояние, а не фальшивых, достигших почетного звания «депутата» путем иудейских сребреников и стремящихся к полному разрушению уже истерзанной страны...

Всех депутатов, приехавших в Кронштадт, было 49 человек. В этом числе были 23 священника. Посетители остановились в Кронштадт, в доме Трудолюбия. Их здесь встретил ключарь Андреевского собора, протоиерей Попов. В своей речи, которою приветствовал о. ключарь достопочтенных думцев, между прочим, высказал, что Государственная Дума должна работать в началах жизни истиннорусской и не должна заимствовать новшеств с Запада. Затем в домовой церкви дома Трудолюбия священниками-депутатами, во главе с Епископом Евлогием, было совершено всенощное бдение, начавшееся в 11 ч. ночи 8-го числа и кончившееся в 2 часа пополуночи 9-го числа.

О. Протоиерей Иоанн Ильич на этом всенощном бдении не присутствовал. – 9-го числа о. Иоанн Ильич в Андреевском соборе, в сослужении 17 священников-депутатов, отслужил раннюю литургию. После литургии маститый наш о. Протоиерей произнес чудную свою проповедь, преисполненную веры в Бога и любви к Отечеству. В основу этой величественной проповеди была положена первосвященническая молитва Господа нашего Иисуса Христа о любви и единении. Никогда наша общественная любовь и наше общественное единение не потрясены, как в настоящее время. Поэтому-то великим нашим современным проповедником в основу его слова и положена первосвященническая молитва Иисусу Христу о любви и нашем взаимном единении на началах веры, любви и упования. Исходным пунктом единения служит единство веры. Празднуемый 9-го мая святитель Николай Чудотв. был один из величайших поборников единства веры. Отсюда о. Иоанн Ильич призывал священников-депутатов следовать примеру святителя Николая Чуд. и стойко охранять в Гос. Думе интересы православной церкви, препятствуя осуществлению полной свободы вероисповедания.

Гос. Дума, сказал дальше о. Протоиерей, должна также остерегаться других свобод: слова, печати, собраний. Они сеют вражду и ненависть и разделяют общество. Вся деятельность Гос. Думы должна быть проникнута духом национальных начал.

Из Кронштадта члены Государственной Думы уехали утешенные, ободренные и духовно просветленные...

Для людей не верующих, не понимающих Богоучрежденности Царского Самодержавия, все равно, кто будет управлять Россией, Царь, помазанник Божий, или какой-нибудь президент из жидов... Но это далеко «не все равно» для православно верующих, русских патриотов, к каковым принадлежал и глубокочтимый Кронштадтский пастырь. В период русского духовного ослепления, навеянного революционной мглою, его патриотическая деятельность была светлым маяком, указывающим правый путь. Поистине, он этой деятельностью уподобился преп. Сергию Радонежскому, св. митрополитам Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, Митрофанию Воронежскому, Дмитрию Ростовскому и другим угодникам Божиим, соединившим с глубокою верою и глубокий патриотизм.

* * *


Источник: Источник живой воды. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского / Сост. Н.И. Большаковым. - [Репр. изд.]. - Санкт-Петербург : Царское дело, 1999. - 855 с.: ил. (Серия "Духовное возрождение Отечества").

Комментарии для сайта Cackle