Источник

Май 1882 г.

1 мая

Большое смущение пред утреней, начавшееся дома по поводу любопытства домашних моих в писчий стол мой и иногда похищения вещей моих, действительного или мнимого; и дома, и в церкви долго боролся и молился об избавлении от этой мечты. Наконец избавился, и благодатный мир во мне воцарился пред исповеданием, но не надолго: во время чтения эксапсалмов140 заметил, что над моей головой горит свеча вопреки моему приказанию, ибо она каплет на голову и на ковер царских врат, и опять смутился и не мог успокоиться, и ектению говорил крадучи, усеченно, концы возгласов; по окончании ее опять покаяние, и опять избавление; после сугубой ектении пред Христе, Свете истинный опять резкое искушение, опять победа и избавление; пред молебном Иверской Божией Матери злое упрямство, неохота служить, молитва о помощи и спасении – и опять избавление от злого упорства и мир сердца; потом во время чтения канона и молитвы причастницам ужасная смертная теснота несколько раз, опять молитва и припадание к святому престолу – и опять державное, всемилостивое избавление, спасение и помощь.

По приходе домой новые искушения, и вновь по молитве двукратное избавление.

* * *

После обедни. Жутко донял меня супостат сегодня пред самой обедней, во время ее, особенно пред причащением и по причащении причастниц женщин (из-за Параскевы Ивановны Ковригиной: зачем подходит первой и становится впереди всех, – а она не виновата в первенствовании, так как другие не подходят первыми), и когда я читал благодарственные молитвы пред царскими вратами, жутко мне тоже было от врагов, смертельно теснивших меня, однако же дочитал в тесноте и потом долго ежился пред Святой Чашей пред употреблением Святых Даров, доколе не помиловал, не избавил Господь от врагов, и я покойно употребил их. Домой пришел – опять беда: Пасынкова оказалась невнимательной ко мне, отворотив лицо, подавала руку. Опять молитва покаяния, и опять избавление. Слава Богу, не попустившему сатане поглотить меня. А уже было жутко, смертельно тесно. А каково в аду грешникам! Ужасно и подумать.

Взглянул, прельстился, уязвился, сознался, помолился, прослезился, исцелился. Слава Богу, Спасителю и Врачу нашему! О, сладострастная, нелепая плоть, орудие диавольское! Да распнется плоть, враждебная Богу, со страстьми и похотьми.

После всенощной. Благодарю Господа за святую помощь Его во время совершения мною всенощной в соборе за отнятие хладности сердечной и дарование умиления, твердости и дерзновения, сердечности при чтении Евангелия, когда супостаты стараются окрасть мой ум и сердце и лишить слова евангельского, не попуская мне выговорить иных изречений и слов. Благодарю за произнесение молитвы Христе, Свете истинный.

Кто возвратит мне первобытную чистоту и красоту образа Божия, с коим я создан в начале Творцом моим? Ты, Господи Иисусе Христе, пришел в мир падший восставити в нас образ. Восстави убо, Господи! Даруй нам то, что в начале принадлежало нам как собственность и что составляет неотъемлемую собственность чинов Ангельских и всех соборов святых, на небесах ликующих. Буди! Аминь. 2 мая 82 года. Утро. Воскресение.

2 мая

В воскресение служил позднюю обедню в соборе; сказал слово непосредственно после Евангелия по распоряжению начальства; по благодати Божией служил с умилением, заамвонную читал хорошо, с чувством, не торопясь, но под конец смутился от дыхания вражия и пропустил, начиная со слов: Яко всякое даяние благо... – до слов: возсылаем... Отпуст говорил укрепясь, сначала порядочно, потом ослабел в сердце от действа вражия. После обедни у Калинина крестил с преткновениями, но и с победой в начале и в середине... в конце ослабел, борясь... Обедал... пил шампанское, горькую, портвейн не помногу. Вскоре голова заболела (вечером и весь другой день, впрочем, до трех часов). Выставление в левой нижней десне зуба – это еще в субботу вечером после всенощной, острота зуба колола язык больно. Я давил рукой, желая втискать его, – не помогло, а это были болезненные симптомы пред дождливой погодой, начавшейся с утра понедельника и доселе продолжающейся. В понедельник у Никитина старосты искушение после смотрения на портрет фотографический его жены в отсутствие его, нечистое чувство, оправдание, прохождение его, спокойное состояние духа; у Александра Мурашова угощение чаем, колбасой, мадерой доброй. Колбасы поел с большим удовольствием, довольно много (ибо изредка), а ночью во сне едва не сделалось блудное осквернение от видения и осязания спасенной мною утопленницы (якобы), красивой женщины: всяческие виды принимает и всяческие хитрости употребляет диавол для уловления в свои сети. Я проснулся, сейчас перекрестился, встал, умылся, помолился. Осквернения не вышло – слава Богу... Мяса меньше есть или совсем не есть ради умерщвления страстей.

4 мая

Благодарю Господа за величайшее, скорое, благостнейшее избавление, спасение, оживотворение и помощь после молитвы тайной, усиленной: во-первых, в квартире Хрущовых пред молебном, во-вторых, в доме Герасимова в квартире его приказчика Дубилина пред совершением и во время совершения Таинства, в-третьих, в Нижней Широкой улице в доме (подле Тимофеева), где живет Олимпиада кающаяся. А в доме Моисеева во время молебна враг осилил меня прелестью девической, и я не мог победить супостатов и горько был смущен и уязвлен (забыл Довмилию боцмана, у коего дочь Пелагия именинница). Но зато это искушение дало мне энергию крепче помолиться и побороться с демонами в доме Герасимова пред совершением Таинства.

5 мая

Среда. Крайне нечисто сердце мое: в нем приютилось с давнего времени и живет множество страстей, коих начало и корень – греховное самолюбие, тщеславие, гордость, злоба, неприязнь, ненависть, зависть, корыстолюбие, сладострастие, чревоугодие, объядение и пьянство, леность, нерадение и иные без числа страсти, на коих, как на струнах своих, диавол играет гибельно в нашем сердце, когда захочет. Горе нам, грешным, продавшимся врагу чрез страсти свои! Избавителю всесильне, Господи Иисусе, спаси нас!

У врагов крепкое намерение чрез страсти, особенно чрез блуд, растлить образ Божий в человеке, отвратить от Бога и окончательно погубить. Знайте это, человеки, и берегитесь всячески сладострастия, корыстолюбия, злобы, гнева, непослушания, гордости, зависти.

После гимназии и вечерни. Благодарю всемилостивого Спаса моего и Бога Господа Иисуса Христа, избавившего меня ради веры и теплого покаяния и призывания имени Его от великой скорби и тесноты, коим я подвергся, садясь на извозчичьи дрожки ехать в гимназию; от дома Щеголева всю дорогу я мучился от яда змииной злобы и всю дорогу молился, прося милости и избавления, и только поднимаясь на вторую лестницу со второго на третий этаж, я избавился именем Господним от мучительства вражия, оживился, успокоился, расширилось сердце мое.

От вторичного попрошайства нищих мальчиков уехал я; впрочем, мне надо было торопиться. Потом пред вечерней Господь спас меня от тесноты: всё из расчетов скупости и из жестокосердия, маловерия, пристрастия к земным благам, ненадеяния на Промысл Божий и на воздаяние по мере даяния по причине невожделевания вечных благ, вечной красоты, сладости, богатства неистощимого, небесного. Просвети, Господи, сердечные очи мои.

6 мая

Воскресение. Благодарю Господа, принявшего мое покаяние искреннее в озлоблении на дьячка Михаила Алекс, за доклад о родильнице (40-й день очищ.), ожидающей молитвы, и на саму родильницу, как бы неблаговременно пришедшую в церковь (пред ранней обедней), и избавившего меня от адской тесноты и скорби и даровавшего мир и живот. Благодарю Господа за многократное избавление от ловительства вражия и тесноты, особенно после великого входа, после смятенного, скомканного отпуста и заамвонной молитвы. Пред потреблением Святых Даров долго не мог успокоиться, наконец успокоился.

Благодарю Господа, избавившего меня после тайных молитв от рогатых, ядовитых, смертоносных демонов, распиравших и мертвивших внутренности мои пред царским и во время царского торжественного молебна в соборе и после него; благодарю Господа и Владычицу, Коих умолял пред молебном в квартире Марьи Ермолаевны Естафьевой для Гречухиных; жутко было от врагов мне, немощному, рогатые смущали и распирали мою душу, но побеждены были призыванием сладчайшего имени; благодарю Господа за великую помощь во время вечерни и дарование мне сладкопения, за помощь при крестинах в доме Гаврилова (в Кронштадтской улице), в доме Герасима Мурашова в квартире Параскевы Ивановны Олейниковой за избавление от скверных помыслов и за умиротворение души моей.

7 мая

Пятница. Тяжко согрешил я пред Богом, пред Богоматерью, пред святыми Небесными Силами, пред всеми святыми, пред всеми сочленами Христова тела – христианами и пред всеми людьми в том, что, идя со Святыми Дарами, пречистым Телом и Кровью Христовою, я с досадой, неохотно, злостно и скупо подал деньги бедным, особенно одному бедняку, у которого и отец, и мать, и сестра больны (а он был порядочно одет), сказав ему с горечью: «Разве мне весь мир опекать», и подал ему только гривенник с раздражением и злобой. И многим неохотно и с досадой подал и мало, а между тем получил за требу рубль и чужие деньги были для раздачи. О, злоба, неблагодарность, корыстолюбие, сластолюбие, зависть! Окаянный, деньги ли я люблю более, нежели ближних, нуждающихся в них? Не для человека ли деньги, не для его ли потребностей? Не для денег же человек, а выходит на опыте, что для денег человек существует и живет и хлопочет. Горе мне окаянному, извратившему порядок жизни, указанный Богом, и введшему свой беспорядок. Просвети сердечные очи мои, Господи, и исправи неисправленное сердце мое, даждь мне на всё земное взирать как на прах и не прилагать ни к чему сердца, да не согрешу Тебе, ибо все грехи из-за земных пристрастий.

Слава победе Божественного милосердия над злобой моею, ибо когда я всем сердцем покаялся и воззвал к Богу о помиловании и благопременении сердца моего от зла на добро, Господь явил мне вскоре милость Свою, избавил от огня палящего душу мою и даровал мне недостойному прохладу и мир! А уж и злоба, и неблагодарность моя, и корыстолюбие мое, и нетерпение, леность на добрые дела, и плотоугодие, вообще пристрастие к здешней жизни, как сон пробегающей!

Любовь к Богу и ближнему есть стихия, жизнь всякой искренней христианской души, а по плодам – правда, мир и совершенная радость во Святом Духе, блаженное жительство еще здесь, на земле.

Три часа вечера. Воссылаю сердечную хвалу бесконечному милосердию Божию, ибо, когда я с искренним покаянием, в горячей молитве обратился ко Господу с прошением об избавлении от тесноты и скорби, постигших меня за озлобление на нищего и волосодрание его обеими руками (о, дерзость и нетерпение!), Он простил меня и излил на меня богатую Свою милость. Это было в доме Герасима Мурашова в квартире Прокопия Олейникова.

8 мая

Благодарю Господа, излиявшего на меня милость спасения Своего в самом начале дня пред литургией ранней в Успенской церкви в конце седьмого часа утра: пришел я в церковь и увидел Арсения, заместителя старосты, коего (Арсения) поздравил с Ангелом и подал ему руку, а он взял и просто поздоровался, не благословившись и не поцеловав руки. Что же? По действию врага бесплотного у меня возгорелась в сердце неприязнь на него, которую с многим трудом покаяния, самоукорения, молитвы я победил благодатью Христовой; потом в начале литургии опять победил вражью боязнь и прелесть, затем с трудом препобеждения вражиих наветов служил всю литургию искренно, сердечно, ревностно; заамвонную прочитал всю с великим дерзновением и торжествующим духом, отпуст сказал порядочно, панихиду служил добре, а конец скрал и за то пострадал, но от смертоносной тесноты избавился милостью Божией; у Бурачка служил молебен порядочно, предварительно помолясь усердно о избавлении от искушения вражеского, боязни и тесноты; на военном судне «Красная Горка» служил с великим дерзновением и силою, победив великую, диаволом наносимую робость и малодушие; отпуст скрал, водосвятную молитву сократил; обедал; трудно было от вина и пива и сытного обеда. В гимназии два урока едва отдежурил, дремал сильно, потом опять молебен в Кудрявцевском флигеле, номер девятнадцатый, опять угощение, отказывался, возвращение домой, сон до шести часов вечера ко всенощной. Благодарю Господа за спасение.

* * *

Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа за великую и многократную помощь на молебне у Софьи Андреевны Леонтьевой и на всенощной с молебном у Марьи и Елисаветы Семеновых, и за одоление козней диавольских, и за сладостное оживотворение благодатью Святого Духа по одолении вражеских козней.

Аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего [Лк.12:39]. А мы, грешные, дремлющие и спящие в житейских заботах и страстях, даем постоянно подкапывать татю духовному домы душ наших.

9 мая

Воскресение. Сколь часто я, окаянный, многострастный, употребляю в излишестве пищу и питье не только трезвое, но и возбуждающее! Как я насилую свою природу! Зато как насилует меня и грех, и виновник греха – диавол! Как нагло на меня нападает и низлагает, а при воздержании и посте этого не могло бы быть со мною!

10 мая

Прославляю неизреченную, превеликую милость Божию, явленную во мне сегодня утром по прибытии моем домой с молебна у Стефаниды Аввакумовны и Алексея Петровича Юдиных по поводу именин сына их Николая. На этом молебне при чтении водосвятного Евангелия враг изловил и умертвил душу мою суетным страхом своим после того, как я увидел самого Юдина (не бывшего в начале молебна) и подумал о большой тайной милостынной даче жены его Стефаниды чрез меня. Не мог я потом одолеть смертоносного во мне жала змиина и молился худо, смущенно, в тесноте, с большими пропусками, ибо тяжко, до смерти тяжко было мне от врагов из-за денег милостынных, коих, впрочем, я не краду ни копейки, а всё раздаю понемногу бедным. Едва кончив в немотствовании молебен, я ушел, убитый врагами, и так всё шел до дому; дома стал усердно припадать ко Господу о избавлении от супостатов и даровании мне правоты совести, мира, спасения, свободы, и – о, милость несказанно великая! сейчас удостоился избавления, спасения, мира, пространства, дерзновения. Слава Спасителю Богу! Аминь. Восемь часов утра.

Утреню пел и читал с величайшим дерзновением и наслаждением.

Шесть часов вечера. Проповедую величайшую мне милость Господа, явленную по дороге в гимназию, когда я, будучи в крайней тесноте и скорби по поводу сказанных мною слов нищему мальчику: «Проси у этих господ (милостыни)» (а тут шел корректор «Кронштадтского вестника» Дейтмер), после чего мне сделалось очень тяжело, шел и каялся всем сердцем. Господь простил меня у Технического училища, а слова сказаны были против нашего дома. Потом милость неоднократная, быстрая по вере моей, явленная мне в доме и квартире Яковлевой (Новая улица) во время и после молебна (выпуклость груди), затем в моем садике во время крайней тесноты сердца после покаяния и тайной молитвы.

11 мая

Вторник. Благодарю Господа моего за дивную помощь при совершении молебствия у господина Шаумана в шесть часов вечера: с искренним чувством, непреткновенно совершил я молебствие с благодарственной молитвой и песней Тебе, Бога, хвалим, с полным отпустом.

Я получаю от Господа бесчисленное множество благ всякий день, и Он всегда милостив и щедр, беззавистен ко мне, – отчего же я, окаянный, бываю суров, неистов и неприязнен, яр бываю к тем, коим всякий день подаю милостыню, яр оттого, что вынужден подавать им просимое? Зависть, скупость, самолюбие, корысть причиною того.

12 мая

Эту собаку, этого-то [пса] смердящего, ярящегося и лающего со злобою на Самого Господа, этот, говорю, грех, этого виновника греха диавола, клевещущего на всё святое и любезное Богу и на Самого Бога, гони с презрением во всех его бесчисленных видах и проявлениях, гони его в самом сокровенном убежище – в сердце, в глубине его, не щади его, как и он не щадит тебя никогда, бей его, человекоубийцу, бей его, убийцу Самого Господа по плоти, прочь всякое его и ему ласкательство пагубное: грубо, строго, повелительно, смело, дерзновенно всегда обращайся с ним – грубым, дерзким, хульным, безобразным, страшным, душегубительным. Ты станешь на молитву – он отчуждает тебя от Господа Бога, от Матери Божией, от святых Ангелов и от святых угодников Божьих, он готов всякую минуту клеветать на них, хулить их чрез твое же орудие – сердце, как клевещет тебе на людей, как хулит, презирает, ненавидит чрез тебя часто ни в чем не повинных людей, самых младенцев незлобивых: зачем-де у них черты лица неприятны, грубы, зачем он плакса, зачем лицо некрасиво, нечисто и прочее? Под разными предлогами ищет ненависти ко всем. О, стоглавое, злейшее, лукавнейшее чудовище – грех!

Ругается он, грех, Господу и святым Его и мне, окаянному, когда я служу Господу, прославляю Его, святых Его, или умоляю их, или надеждой на молитвы их и ходатайство их хочу подкрепить в себе и в других людях надежду на милость и спасение Божие от грехов наших, – он, грех, в то время сверкнет во мне что-нибудь неподобное, нелепое, возмутит и не даст выговорить слов молитвы, славословия, благодарения, отпуста и тем убивает душу мою разбойнически, нещадно, дерзко, нагло, из-за угла. Избави меня, Господи, от его злодейства.

После утрени. Благодарю Господа, излиявшего на меня богатую милость спасения Своего в начале утрени, избавившего от смертоносной тесноты и скорби и даровавшего правоту, мир, свободу, дерзновение, силу и крепость душевную. Каноны пел и читал с величайшей ревностью, громко. (С нищими пред утреней расстроился, грубо обошелся, презрительно, нарушил весь закон евангельский, который состоит в любви, кротости и незлобии, воздержании, нестяжании, святости и целомудрии, послушании, терпении, – все эти законы я нарушил и нарушаю, окаянный.) И после утрени, после ревностной службы опять нарушил закон любви и кротости и смирения и впал в гордость, злобу, скупость, нетерпение. Каюсь, Господи!

Богослужение Православной Церкви есть постоянное молитвенное, благодарственное, хвалебное общение верных чад ее с Богом, с Богоматерью, с Ангелами и со всеми святыми, непрестанная, живая беседа с Богом и со святыми, или Божественное, чудное тайнодействие с целью воссоздания, очищения, примирения с Богом и Ангелами, со святыми, с людьми земными, освящения, обновления, обожения и бессмертия, есть живейшее, олицетвореннейшее воспоминание всей жизни Иисуса Христа на земле, Его чудес, Его учения, Его заповедей, Его страданий, смерти, погребения, воскресения и вознесения на небо и ниспослания от Бога Отца Духа Святого, есть чаяние нашего общего воскресения и жизни будущей бесконечной.

* * *

За обедом без нужды, по одной прихоти и ради чревоугодия нарушил пост (ел треску на масле и яйцах, пил кофе и чай со сливками), да кроме того, в десять с половиной часов утра пил вино и ел красную фаршированную рыбу, и чрез всё это пресытился (обедал, не имея в обеде нужды) и лишился благодати и помощи Божией, когда совершал крестины в доме Гарбко: враг так омрачил и одолел, смутил меня, что я ради поспешности тайно прочитал все молитвы: пытался выговаривать – и не мог; затем свадьбу венчал с крайним трудом, едва выговаривал слова, иных же не мог от ложного стыда; я чувствовал, что во мне царил враг, я был мертв духовно, не было во мне искреннего чувства, а смятение, блудное омрачение и ложный стыд, крайняя борьба с противными силами.

13 мая

Прилетели ласточки суетливые, перелетные гости. Дождик ночью, а у меня позыв на рвоту от красной рыбы.

Вечер. Двенадцать часов. О плотское, душегубное пристрастие! Как часто я из-за тебя смущаюсь, теряюсь, изнемогаю, немею, краснею, мертвею. Во время вечерни не мог от лицезрения и пристрастия к женской красоте выговорить великой ектении, и пристрастие послужило для меня камнем преткновения; между тем не все ли люди равны по Богу, ради Бога и в Боге? Какое различие? Все равны как члены Христовы (единая Глава – Христос, едино тело Христово, одинаково по образу Божию сущие и искупленные пречистой кровью Его; во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского [Гал.3:28], но все и во всем Христос [Кол.3:11]). Далее на молитве у Бурачка смутило, обессилило, умертвило душу мою пищепристрастие (молясь, я подумал, что для меня приготовлено усердной духовной дщерью в квартире кожевника Кузнецова). Но когда я в искреннем покаянии исповедал пред Богом грех свой, идя дорогой к Кузнецову, Господь разрешил меня, связанного мрежами вражьими. Благодарю Спаса и Избавителя моего Иисуса Христа.

Газеты много времени отнимают у меня, для вечности нужного. Пристрастие к земным благам – мое бессилие, моя теснота, смерть, смятение, тьма, крайняя беда, а прилепление ко Господу и к заповедям Его – источник всякого блага. А земными благами почитаются у людей: обладание земными сердцами по плоти, земной красотой, земными наслаждениями плотскими, удовлетворение слепому, несмысленному, однодневному чреву, обладание богатством, земными отличиями, великолепными одеждами, пользование всякими увеселениями, например театрами, веселыми пирами, веселительными дачами и прочим.

14 мая

После ранней обедни. Приношу сердечное благодарение Господу Богу за избавление от тяжких искушений и возмущений души моей во время утрени и ранней обедни, особенно во время утрени. В самом начале утрени Господь избавил меня по молитве моей от тесноты и язвы вражией. Во время чтения шестопсалмия я заметил над головой каплющую свечку и возмутился, спустил и велел загасить ее, потом увидел дым в алтаре от неряшества алтарного сторожа и пуще возмутился. Ектению великую не мог от боязни и смущения говорить, в смущении возвратился в алтарь и в стыде и срамоте от своего малодушия и нетерпения покаялся, припадая к святому престолу и прося милости и покрова, и Господь помиловал, даровав чудесно мир мне, смятенному и мертвому.

Канон читал с великой ревностью и громогласием, стихиры празднику Вознесения (отдание) тоже, ектении выговорил медленно, но громко (впрочем, просительную ектению говорил крайне смутно, неполно, кончил при бессилии сердца, убитого врагами невидимыми), только сугубую ектению, отпуст скрал; потом, крайне смущенный и пораженный смертельно в сердце, я покаялся, прося великой, чудной, неизреченной, скорой милости Божией, и получил ее, успокоился от крайнего волнения и молитву Христе, Свете говорил всю смело. Отпуст пространный весь. Обедню служил всю непреткновенно, но при крайней слабости сердца. Орудие служения – сердце мое непотребно, скверно, немощно, не пылает любовью к Богу и ближним, как бы следовало при принесении такой всемирной, страшной, всеспасительной, всеходатайственной Жертвы о всем мире.

На панихиде заупокойной отпуст скрал и за то мучился, но помилован после покаяния и умирен. И дома Господь помиловал после покаяния, ибо непрестанно падаю в грех жестокосердием, и скупостью, и озлоблением, и презорством.

15 мая

Чем были праведны, сильны и блаженны великие угодники Божии: Иоанн Предтеча, великий Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Илия, Петр, Павел, Андрей, Иаков, Иоанн, Николай Чудотворец и другие бесчисленные святые? – Верою, упованием на Бога, любовью к Нему полной, безраздельной, нестяжанием совершенным, чистотой, милосердием, воздержанием, преданностью Богу, послушанием, терпением. О что разбивается наша вера, наше упование, наши зачатки любви к Богу и ближнему, наше душевное спокойствие, как не о нашу любовь, о наше пристрастие к плоти, к миру и его благам тленным, к стяжаниям, к земному блеску, к земным сластям, красотам одежд и разных украшений! Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить... Не можете служить Богу и маммоне [Мф.6:24].

После ранней обедни с утреней. Во время утрени я подвергся весьма тяжкому искушению по причине моей щекотливости, изнеженности, самолюбия, сластолюбия, нетерпения, нелюбия, подозрительности, обидчивости, когда стали мы [читать] по стихам восемнадцатую кафизму с припевами Благословен еси, Господи и Спасе, спаси мя: раз мне показалось, что дьячок Михаил Ал. Быстряков не захотел мне вторить в пении и как бы с озлоблением вдруг отстал, хотя вскоре опять начал петь со мною; я этим обиделся, и было этого довольно, чтобы врагам бесплотным войти в мое сердце и овладеть им, смутить, затеснить, убить меня, и я служил как убитый, незнакомые стихи читал и пел хорошо, но когда приходилось выговаривать знакомые ектении заупокойные и обыкновенные, я немел, не в состоянии был говорить от тесноты, смятения и смерти сердца, и две ектении, просительную и сугубую, принужден был совсем оставить. Уж какая же была скорбь, теснота, горечь, смерть – хоть плачь и скрежещи зубами, столь горька! Сто раз я проклял (говорю так, хотя на самом деле не столько) свою обидчивость, свое нетерпение, свое самолюбие! А после ранней обедни при объяснении с дьячком оказалось, что мое мнение было совсем ложно и всё озлобление было лестью и химерой и кознями злых демонов. Но этой химеры мучительной мне достало на утреню и обедню, этой горечи, этого острого искушения. Еще милостив Бог, что по усердной покаянной молитве моей во время утрени (при пении Честнейшей) в алтаре при целовании покаянном святого престола Господь уврачевал меня настолько, что я почувствовал и прохладу, и некоторую свободу в душе, хотя потом от поспешного и скраденного выговора на малой ектении опять несколько смутился и молитву Христе, Свете истинный должен был петь, а не читать. На ранней обедне враг продолжал теснить и мертвить, хотя благодаря милосердому заступлению Господа совершил обедню довольно порядочно, непреткновенно, исключая заамвонной молитвы, на которой пропустил слова Ты тех воспрослави и прочие почти до конца по действию, по насилию врагов; отпуст скрал на обедне и панихиде. Пред потреблением Святых Даров враги крайне угнетали, подавляли, удручали, посрамляли, наводили уныние, но вера в искупительную, очистительную, обоготворительную силу животворящих Таин вдруг державно избавила меня от всех мертвящих вражиих козней, и я, употребляя их, радовался духом о преславном спасении своем.

Чревоугодие крайне портит меня, делает меня маловерным, малодушным, нетерпеливым, обидчивым, нелюбящим, ибо любовь долготерпит, милосердствует... не раздражается, не мыслит зла [1Кор.13:4–5]...

Всю жизнь и каждый день и час мне нужно поучаться, как достойно служить Божественную литургию, преисполненную святости, правды и любви Божественной, величия несказанного, мира, превосходящего всякое разумение. Священнослужитель, совершающий литургию, должен быть преисполнен любви, незлобия, кротости, смирения, терпения, правды, отвращения ко греху, нестяжания, должен иметь ум небесный и сердце небесное, не связанное никакими житейскими пристрастиями и страстями, он должен быть весь в Боге и весь Божий и только телом касаться земли, а сердцем быть на небе, всё земное попирая как прах, как тлен, как сено.

В чем любовь к ближнему проявляется? Между прочим и особенно в прощении обид, прощении и терпении погрешностей, в незлобии к нему, когда он озлобляется или поносит, ослушается или бывает равнодушен к выговорам, советам, увещаниям, ибо тогда за него надобно усердно молиться, да Сам Бог вразумит его.

Без причащения Святых Таин даже один день, два и три дня, не говоря о неделе, я не имею в себе истинной жизни, крайне она оскудевает во мне, и когда начинаю служить вечерню, утреню и литургию, подвергаюсь крайним немощам и искушениям и только после причащения Святых Таин побеждаю их, успокаиваюсь, укрепляюсь духом. Слава за сие Господу, укрепляющему Святыми Тайнами существо мое падшее и умерщвленное грехами.

16 мая

День Пресвятой Троицы. Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, милующей, хранящей, довольствующей и спасающей нас!

Пресвятая Богородица – воплощенная святыня, правота, кротость, смирение, простота, любовь, благость, милость, сила Божия, свет, премудрость, величие несказанное, красота неописанная, чистота несравненная, превосходящая ангельскую, совокупность всех совершенств: так возвеличил и украсил Господь Свою Матерь! Слава Тебе, Владычица! Споспешествуй богоприятными Твоими молитвами и нам всем, украшенным именем Сына Твоего и Бога, достигнуть совершенной святости. Аминь.

Крайне поползновенна на грех наша природа, алчна до греха, и если бы Божий Промысл не предостерегал нас от грехов, удаляя от нас соблазны, причины, поводы, случаи, удобные минуты, мы совершили бы всякий и самый ужасный грех. Слава благостному, премудрому, бодрому провидению Божию, соблюдающему нас по неизреченной благости Своей!

После поздней обедни. Поделом мне сегодня за обедней (до и пред самой обедней) были со мною тяжкие искушения: раз из-за диакона Николая, как бы по невниманию не поцеловавшего руку при благословении, и о сем грехе подозрения и озлобления моего я умолял Господа; потом крайняя теснота и скорбь, давление диавольское вследствие вчерашнего пресыщения молоком, творогом с пресным и толстым слоем сливок, также боязнь и малодушие по поводу предстоящей молитвы о крамольниках – и здесь умолил я Господа и молитву прочитал с Божией помощью неспешно, с чуветвомг непреткновенно; затем, однако же, теснота продолжилась до самого причащения Святых Таин, и служить мне было крайне тяжело. Я проклял свое чревоугодие – это идолопоклонство каждодневное! Заамвонной молитвы не мог читать от диавольской боязни; отпуст скрал, смял. Молитвы на пятидесятницкой вечерне читал с толком и с чувством.

Мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей [2Кор.4:11]! Что было с небошественным Апостолом, то бывает ежедневно со мною, многострастным, мертвецом духовным.

17 мая

Духов день. По приезде из Питера. Благодарю Господа, удивившего на мне чудо милости и спасения Своего во время обедни в Троицкой Александро-Невской Лавре, совершавшейся митрополитом Исидором в сооружении с епископом Ермогеном и новопосвященным епископом Арсением; пристально всматриваясь в митрополита, я возлукавновал в сердце своем – и презрел, окаянный, владыку в сердце своем и сразу умер духом, но, сейчас покаявшись всем сердцем, искренно осудив себя, свои помыслы и движения сердца и воздав должную честь, уважение и любовь сану и лицу владыки, я чудом воскрес душой от мертвых, ожил, воспрянул, умиротворился; другой раз за обедней же умертвил было и осквернил меня другой внутренний нечистый помысл от лукавого нечистого воззрения на [...] юность, но сейчас осудил этот помысл, это движение, призвав всепобеждающую благодать, как и раньше призвал ее, и опять воскрес, опять ожил. А прежде обедни, ехавши в омнибусе141 и сидя рядом с назойливой Параскевой Ковригиной, я вознегодовал на нее и возненавидел за ее неотступность от меня, но и умер духом, а покаявшись сердечно, ожил. Слава Господу!

Очисти ны от всякия скверны142... Вот и это скверна: холодность, леность мысли, сердца, воли для искреннего исполнения молитвы, для делания, исполнения заповедей Божьих, для любви к Богу и ближнему, для покаяния, для славословия, благодарения; скверна греха есть всегдашнее чревоугодие, объядение, пьянство, блуд, плотоугодие, самолюбие, зависть, гордость, честолюбие, скупость, корыстолюбие, малодушие, робость и боязнь, неверие, уныние, отчаяние, лицеприятие, лицезрение, подобострастие, подозрительность, осуждение, сварливость, легкомыслие, непостоянство, неблагодарность.

Слова Якова Ивановича Куприянова (на петербургском пароходе) касательно укоренения в сердцах людей первых наставлений и впечатлений в молодости замечательны: надо их помнить, надо на носу зарубить всякому воспитателю.

Слова владыки Павла Верховского, что, получая награды, мы внешне приобретаем, а внутренне нравственно теряем (чрез свое к ним пристрастие и вообще к земному благосостоянию, чрез усиление самолюбия, честолюбия, гордости, суетности, чрез отпадение сердца от любви к Богу и ближним, ибо не можете, сказано, работать двум господам [Мф.6:24]), вполне справедливы и многозначительны.

Искреннее покаяние состоит в объявлении всякому греху совершенной к нему вражды, в расторжении всякого с ним союза, всякого общения, всякой солидарности. Эта совершенная решимость оставить всякую связь с грехом во всех его видах выражается в словах отрицания оглашенного пред принятием Крещения: Отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его. Так ли мы каемся? Не есть ли наше покаяние одна форма, буква без духа?

Всяк человек ложь [Пс.115:2]. Так, даже читая образец всех молитв – молитву Господню Отче наш, мы лжем постоянно, не творя того, что говорим, чего просим; говорим: да святится имя Твое, а сами нимало не стараемся свято жить, по Писанию: будьте святы во всех поступках [1Пет.1:15], не славим, а хулим имя Божие жизнью, делами, страстями своими; говорим: да приидет Царствие Твое, а сами постоянно предоставляем в себе царствовать греху и диаволу, и он вполне господствует над нами; говорим: да будет воля Твоя, а сами как бы за долг почитаем исполнять свою нарочитую волю, страстную, гибельную, слепую, безумную; говорим: хлеб наш насущный дождь нам днесь, а сами чревоугодничаем и роскошествуем в яствах и питьях и, называя хлеб общим достоянием и избыточествуя им, не делимся охотно с бедными, а считаем только себя обладателями даров Божьих и чрезмерно печемся о будущем; говорим: остави нам долги наша, а сами неохотно расстаемся с обладающими нашей душой грехами, не каемся искренно; говорим: оставляем должником нашим, а сами и за мелочи взыскиваем, из-за пустяков ссоримся; говорим: не введи нас во искушение, а сами, завязав глаза, идем на всякие искушения, на всякий грех; говорим: избави нас от лукавого, а сами предаемся лукавому; говорим: Яко Твое есть Царство, а сами хотим быть царями и господами в своей жизни, на себя, на свою силу полагаемся, на свои связи, на богатство, на власть, на людей, себе славы ищем, а не Божией во всем славы. По всей молитве Господней лжем и обманываем себя и Господа, но Бог поругаем не бывает [Гал.6:7].

Как избавиться от насильственных, скверных, лукавых, хульных, боязнь наводящих помыслов диавольских? Вот я страдаю от них, многие и многие страдают от них.

В половине двенадцатого часа ночи на 19 мая пошел сильный теплый дождь без грозы при южном ветре. Слава Богу в Троице! Долго ждали этого блага, месяца полтора, наконец дождались с радостью. Велика милость Божия, истинно Божественно велика! Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал есть нам [Пс.102:10].

20 мая

Холодно и пасмурно. Не могу, Господи, никогда достойно возблагодарить Тебя за являемые во мне каждый день без числа милости Твои, хочу описать их – и забываю многие. Вот ежедневно во время утрени, а когда есть обедня, особенно во время обедни Ты избавляешь меня милостиво от яда греховного и от козней миродержца, даришь меня жизнью, миром, свободой, дерзновением, отъемля смерть, томление, смятение, тесноту и боязнь, и не только во время служения, но и во всякое время дня посещаешь меня державой Своей, разрушая во мне державу греха и смерти. О сем слава и благодарение Тебе, многомилостиве Господи! Какой милости я сподобился вчера во время ранней обедни, когда, быв мертвым по грехам, я за покаяние сподобился слез умиления и был оживотворен Твоей благостью, особенно после принятия Святых Таин, и с дерзновением совершил всю литургию. А потом, когда на панихиде в Малой Екатерининской улице в доме Рассказовой злодеи бесплотные излили в мою душу смертоносный яд свой, вложив в сердце мое лукавство свое, и я, идучи в гимназию на экзамен учеников восьмого класса, молил Господа о помиловании во всю дорогу (путь), Ты помиловал меня и дал мне мир по входе в гимназию, и я почувствовал себя возрожденным, свободным. А во время вечерни какая милость по припадании к святому, страшному и животворящему престолу! Какая торжественная радость, какая ревность, восторг при пении стихир! Душа моя исшла в слово Твое! А после вечерней панихиды от какой тесноты Ты спас меня после молитвы покаяния о том, что по боязни бесовской не сказал отпуста панихидного! Потом на молебне в доме Краюшкина во флигеле какой Ты дал мне мир, какую свободу при совершении молебна! Слава Тебе, что при многочисленности вражеских козней и озлоблений Ты изливаешь на меня множество милости Твоей и ищущего погубить меня всякую минуту прогоняешь от меня, как злого пса.

Когда мы становимся на молитву, то не вдруг, не тотчас мы чувствуем в себе охоту и усердие к молитве, к беседе с Богом, с Богоматерью, с Ангелом Хранителем, но после того, как искренно восчувствуем (если восчувствуем) свою бедность, нечистоту греховную, немощь, окаянство, слепоту и наготу и крайнюю нужду в Боге и в Его милости, и когда почувствуем – познаем, сколь благ Господь. А в начале молитвы и иногда и в продолжении ее мы бываем часто рассеянны и невнимательны, голова и сердце бывают чужды и Бога, и Богоматери, и Ангела Хранителя, и душа бывает вяла, сонлива, расслабленна, мертва. Встань, спящий, надо нередко нам трубить, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос [Еф.5:14].

Что бывает причиной такого расслабления и сна душевного? – Наслаждения и заботы житейские, разные пристрастия сердечные к земным сокровищам: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21].

* * *

Четверг. После обедни на кладбище. После бесчисленных искушений и озлоблений бесовских до обедни пред выносом заходил в собор приложиться к святому престолу с молитвой об избавлении от гнетущей, мертвящей, злой мнительности касательно домашних, что часто ходят в тайный стол; так же на дороге; в комнате, где лежала покойница Анна, преклонился в тесноте, прося единого на потребу: любви, хождения в истине и правоте – и Господь помиловал; потом по утаении слов ектении и отпуста и после панихиды опять [поклонялся] пред Господом в тесноте и опять получил. В кладбищенской церкви до обедни, во время обедни много раз уязвлялся и избавлялся; после обедни Господь без числа утешил меня причащением Святых Таин, чудно оживив и обожив меня. О, блаженство! О, торжество! О, мир! О, свобода! О, легкое иго!

21 мая

Пятница. Благодарю Господа, скоро, державно избавившего меня за покаяние и молитву мою от смертоносного озлобления и гнева на жену протоиерея Петра Ламанова Анну Петровну за то, что она послала ко мне бывшую свою прислугу за милостыней, а сама ничего ей не дала. Избавление послал мне Господь в деревянном домике Климова (на Новой улице) пред молебном у именинницы Елены; второе избавление великое Господь сотворил в доме Кароли номер восемнадцатый во время молебна также у именинницы (в четвертом экипаже вид на северную часть залива прекрасный), когда я подумал об употреблении в пользу бедных некоторой части дохода с молебна у капитана первого ранга Скрыплева Константина Григорьевича (имевшегося в виду). Я покаялся, счел деньги за подножный прах, о коем думать не стоит во время молитвы и не иметь к нему ни малейшего пристрастия, пагубно действующего на душу и отлучающего от Бога, Который есть единое на потребу. Третье избавление Господь сотворил на молебне у господина Скрыплева, и не однажды; четвертое избавление и спасение с миром Господь даровал дома у меня по молитве покаяния и по доброрассуждении, когда я впал чрез зрение на девицу в сердечное сладострастие; пятое избавление в квартире Елены Ивановны Яковлевой пред молебном и во время молебна.

22 мая

(Вчера и сегодня очень холодно.) Диавол своим скверным, мертвящим дыханием заразил, осквернил, извратил, умертвил нас и старается еще на всякий день без числа снова ругаться нам своим скверным в нас дыханием разных мерзостей греха, и мы доселе не возненавидели совершенно грех, например хоть чревоугодие и лакомство, из-за которых и в начале мы и изверглись, и осквернились в лице праотцев, затем гнев, лукавство, гордость, непослушание, нетерпение, упрямство, зависть, корыстолюбие, леность, нерадение, подозрительность, гнев, хулу, недоброжелательство, зложелательство, злорадство, лицеприятие, малодушие, боязнь, ложный стыд, сладострастие, мечтание греховное, скупость, объядение и пьянство, празднословие, празднослушание, лихоимство, лиходательство, недружелюбие, непостоянство, распри, ссоры. Да возлюбим же Господа и друг друга чистым сердцем, да ревнуем о правде Божией и да творим ее на всякий день и час всем сердцем. О, сколь благо работать Господу, любить Господа!

* * *

После соборной панихиды по государыне. Благодарю Господа, даровавшего мне искренность и умиление во время служения панихиды и избавление от мертвящего диавольского бесчувствия, а потом от каприза сердечного и озлобления на сослужащего.

После вечерни малой. Искусился я с дьячком Каменоградским: не хочет он петь догматик о воплощении и о славе Богоматери и разгневал меня тем, что не хотел пропеть Богородичного тропаря пред Свете тихий; потом на стиховне так же. Горько видеть в настоятеле рыбу: холоден он как лед ко всему церковному служению и малосмыслен, таковыми хочет видеть и всех членов причта. И двадцать пять лет служу я с таким холодным человеком, который ни одного слова одобрения не сказал мне за всю мою ревность к службе и который рад был бы, если бы не было правильного славословия Господу; у него только бездушная, краткая форма, одна форма в служении Господу. Аминь. Да сокрушит и умягчит, да растопит, как воск, сердце его Господь. Скорбями посети его, Господи, да не забывается непрестанно в богатстве своем, туне принятом от Тебя, всещедрого Господа. Двадцать шестое лето не хочет он чувствовать щедрот Твоих, не отделяет от великого богатства своего никому из бедных! Кому же достанется то, что ты заготовил? [Лк.12:20].

Благодарю Господа, избавившего меня от мучительного сладострастия, зажегшего и осквернившего сердце чрез назирание143 красивого лица девического, и даровавшего мне просвещение, очищение, мир и свободу с благопременением сердца от прелестной, тлетворной в истинную, животворящую любовь. Слава Избавителю и Благодателю Богу!

23 мая

Воскресение. Благодарю Господа, удивившего на мне силы Свои и милости Свои во время совершения мною ранней литургии в соборе. Накануне я был вечером у Марковых и в сладость кушал и пил (икру черную с круглой вязкой булкой, булку с сыром и маслом, фрукты). Это чревоугодие отозвалось во мне крайней тяжестью: сердце мое омертвело, и я умолял Господа в покаянии помиловать и оживотворить меня, и Господь не оставил меня милостью Своей, разрушил узы смерти, даровал мне жизнь пакибытия духовного. Но как грехи и потом продолжали искушать и умерщвлять меня, а я опять, каясь, молил Господа о помиловании и оживотворении, то и опять я, окаянный, сподобился милости и жизни, особенно после великого входа, на коем враги всегда смертельно уязвляют меня, не давая мне выговаривать имени императрицы Марии Федоровны спокойно и отдельно от наследника. Причастился животворно; молитвы пред причащением рабы Божией Акилины говорил непреткновенно; заамвонную не всю прочитал, слово сказал хорошее. На молебне Евангелие не всё прочел, за покаяние в робости помилован.

После ранней обедни и после побывки дома пошел гулять на стенку к морю и с нищим расстроился, выдрал его за волосы, сам уязвил душу свою; крепко покаявшись, помилован и умиротворен; у Пилкина командира в домике на огородах служил молебен робко, много не выговорил в Евангелии, ектении, в молитве; покаялся после молебна и помилован. У Репникова был, молился за него, больного. Что с ним будет – Господь знает.

24 мая

Сегодня за утреней Господь сотворил со мною великую милость избавления и оживотворения. Слава и благодарение непрестанно милующему меня Господу всеправедному, многоблагоутробному.

Как объяснить слова Господа Иисуса Христа: кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня [Мф.10:37]? Случай навел меня на самое ясное толкование. Пришел ко мне один очень нуждающийся студент с просьбой ссудить его известной суммой на нужду, но, раздавая каждодневно множеству нуждающихся, я затруднился дать ему требуемую сумму и послал его к одному богатому соседу, у которого была только одна большая дочь на попечении, сказав ему, что он, наверное, даст вам, потому что для него ваша сумма – капля в море (у соседа было тысяч семьдесят или восемьдесят), но сосед на просьбу его ответил ему, что дочь ропщет и бранит его за подаяние бедным и он все деньги кладет в банк, оставляя у себя самое малое количество; да кроме того, говорил богач, некоторые должники мои не отдали мне доселе своего долга, потому я не могу дать вам. Так вот видите, из-за пристрастной любви к своей дочери, желавшей воспользоваться всем великим богатством отца своего, богатый отец отказал помочь бедному студенту, хотя этот последний объяснил ему всю безвыходность своего положения. И всегда, каждый день, многие годы богач этот отказывал всем бедным, стоявшим во множестве пред домом, в коем он жил, как из-за своей алчности к деньгам, так и из-за неправильной, мирской любви к своей дочери, зорко следящей за своим отцом, как бы он не подал милостыни. Так-то богатый сосед любит более свою дочь, чем Христа Бога, в лице бедных просившего каждый день у него милости и получившего отказ. Достоин ли он Христа Бога и Царствия Его? Недостоин. Господь не получил от него, богача, в нужде братии Своей – не получит и богач от Христа, когда будет сам нуждаться в капле благодати Божией. Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф.25:45;7:2].

Кто любит мир, в том нет любви Отчей (к Отцу Небесному) [1Ин.2:15], то есть, например, кто любит читать только светские книги и газеты и не читает Евангелия и писаний святых отцов или вообще книг духовного содержания, кто любит быть в театрах и мирских увеселительных собраниях, а в церкви быть и стоять во время богослужения не любит и не бывает, кто любит светские только разговоры и не любит разговоров духовных, имеющих священный характер.

Сказать в проповеди в свое оправдание, почему я люблю быть у простых людей и беседовать с ними. Меня бранят за сообщение с простыми людьми.

Кто любит Бога, тот часто и охотно имя Его святое воспоминает с благоговением и радостью. Потому Церковь учит нас часто произносить Трисвятую молитву: Святый Боже... Пресвятая Троице, помилуй нас, славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... Господи, помилуй... Отче наш; да и нужда наша, окаянство, бедность, нищета, слепота и нагота наша побуждают нас во всем и всегда обращаться с молитвой к Богу, непрестанные благодеяния нам Божии побуждают нас часто благодарить Его, дивные совершенства Его вызывают нас на славословие Его ежедневное.

Время богослужения есть как бы время будущего всемирного судилища. Во время богослужения в церкви все равно предстоят Богу: царь и воин, вельможа и простолюдин, богач и бедный, ученый и невежда; тут все равны и гордость человеческая попирается – не так, как в мирских собраниях, устраиваемых для одних богатых или знатных.

25 мая

Вторник. После утрени и ранней обедни от Александры Михайловны Ивановой (урожденной Семеновой). Благодарю Господа, во-первых, за избавление от скорби, во-вторых, за святую ревность при чтении и пения канона и стихир Предтече и Божией Матери, в-третьих, за благодать умиления и слез во время совершения мною литургии и за избавление от бесчисленных вражеских козней, особенно после великого входа, в-четвертых, за неосужденное, животворное причащение Святых Таин, чудно меня возрадовавшее, ободрившее, водерзновившее, укрепившее, обновившее. Пою Господеви, славно бо прославися во мне [Исх.15:1].

26 мая

Вот тебе и пост: два раза в один день объелся: за обедом каши гречневой и вечером у именинника пирогом с палтусиной, – и это сделал священник, служивший литургию раннюю в тот день и сподобившийся причаститься пречистых, пренебесных, животворящих, страшных Таин Христа Бога нашего. Что за алчность животная! Что за невнимание к себе и своему спасению, и к своему званию и служению, и к столь великому Таинству спасения и жизни вечной! О, горе мне грешному, пребывающему в столь постыдном навыке! Когда я буду заботиться о едином на потребу – о спасении души своей и душ вверенных мне людей?! О любви нелицемерной, самоотверженной к Богу и к ближнему, о молитве искренней, всегдашней, о частом, усердном чтении слова Божия и писаний святых отцов, о делах любви и милосердия, о нестяжании, о воздержании, о кротости и незлобии, терпении и смиренномудрии? Время приближается к концу и к ответу за всю жизнь мою! Для чего не готовлюсь непрестанно?

Всю ночь почти не спал или, вернее, беспокойно спал и часто пробуждался от многоядения и полноты желудка! Если не умею есть любимых кушаньев, то и есть не должен я их.

Несмотря на то, что я столь грешен и раздражаю человеколюбие Божие непрестанно, Господь по неизреченному благоутробию Своему милует меня окаянного, и когда вчера я воззвал к Нему от души о даровании мне благодати прощения и о жизненной струе благодати для души моей, умерщвленной пресыщением, Он оживил меня, облегчил, утешил. Вот и сегодня по Его милосердию чудному я буду служить соборне обедню заупокойную и опять причащаться животворящих Таин. Да не в суд мне будет сие причащение, но во исцеление души и тела, как обычно.

После утрени. Благодарю Господа, удивившего на мне превеликую Свою милость оживотворением меня, мертвеца прегрешеньми, во время утрени, когда я припадал к животворящему престолу в покаянии с живой верой в Сидящего на нем; воскрес я из мертвых после того сейчас и читал каноны с восторгом и скаканием души. Слава Богу благопременителю! После утрени, когда я пришел домой, опять было уязвился и умер сладострастием сердца мгновенным, но, крепко покаявшись, получил от Господа чудное прощение, разрешение и избавление и лег отдыхать и сладко спал. Во время утрени я впал в грех подозрительности касательно настоятеля о утайке денег за свадьбу Кудрявцева, что меня уязвило и убило, но когда осудил себя за подозрение и отпадение от любви и возвратился к долгу своему, к любви по благодати Божией, тогда исцелел и возрадовался. Слава Богу!

Удивил на мне превеликую Свою милость Господь по призывании Его сладчайшего имени в покаянии во время молебна и особенно после него в квартире рабы Божией Марфы Михайловны (дом [...]): меня одолевал, со злобою паля и тесня, супостат человеческий, не давая мне искренно выговаривать слов молитв и ектений, особенно Евангелий, кои недочитал: Просите, и дано будет... [Мф.7:7] – и Пресвятой Богородице: Во дни оны... И по окончании молебна я был в срамоте лица и тесноте души [...], но когда искренно помолился, да победит благость Божия злобы мои и благодать Его превзыдет все грехи мои, тогда совершилось во мне торжество милости Божией: я исцелился от злобы, избавившись от огня и тесноты. Благодарю Господа за превеликую Его благость.

27 мая

Идучи к утрене и встретив нищих, просящих на всякий день милостыни, я подал им с огорчением и жалобой на них, что и летом они не работают, а от меня ожидают пищи и одежды и что это стоит мне дорого (добрые люди дают), а потом, когда один нищий у собора стал припрашивать на одежду, я с досады ударил его тростью, но сам гневом своим уязвил душу свою и пришел в храм в тесноте и скорби, с душой мертвой и стал усердно каяться и молиться, припадая к святому престолу (у Покрова), и Бог, богатый милостью, – о, чудо! воскресил меня, умерщвленного грехами моими, простил беззаконие мое, дерзость мою, гнев, злобу, сребролюбие, скупость, самолюбие, сластолюбие, неблагодарность, маловерие, ненадеяние. О, окаянный я! Члены Христовы оскорбляю, презираю, ненавижу, поношу, бью, тогда как мне надо было бы с охотою, усердием, смирением, с радостью, с терпением подавать милостыню. Ведь подает Господь на нужды нищих!

После утрени опять встреча с нищими во множестве, опять огорчение, укоризны, крики, особенно на одного нищего с уродованной ступней ноги, на которого я кричал и посылал туда, откуда пришел, ибо без него много нищих, хотя и подал ему пять копеек, – и опять уязвление и смерть душе, скорбь, запаление адское, потеря дерзновения, и опять покаяние, и опять помилование. Слава безмерному милосердию [Божию], мне же, беспечному и ленивому на благоугождение Богу живота моего, стыд и срам!

Одиннадцать часов дня. Благодарю Господа за превеликую Его милость, явленную мне по молитве покаяния в жестокосердии моем по выходе из квартиры бедного сапожника, у коего больна дочь-младенец, за которую я молился, но и ранее того Господь помиловал меня, когда я каялся в другом случае жестокосердия у дома нашего. Я молился о том в своем жилище. А вот сейчас Господь избавил меня по молитве покаяния в сладострастном воззрении на груди девицы – воззрении, которое меня смертельно уязвило, убило душу. Кто избавит меня от сего тела смерти?.. Не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе [Рим.7:24,18]: из-за пристрастия, из-за любви к плоти я впадаю каждый день в бесчисленные и тяжкие грехи; надо неотменно распинать ее со страстями и похотями, надо хлеб с водою есть, не лакомиться в постное время.

Знаю я, Кто и что для меня Господь мой Иисус Христос, какая сила, какой свет, какая жизнь, оживотворяющая мою мертвость, какой мир, какое очищение, какой источник святыни и правды, какое дерзновение, какая красота неувядающая, пречистая, какая сладость, какая слава, какое благо неизреченное! Без Него я окаянен, беден, слеп, нищ и наг!

Не унывай при искушениях: Господь твой с тобою, Он всегда один и тот же и всегда силен и хочет помочь тебе и допускает искушения с тем, чтобы тебя вразумить, наказать, очистить, умудрить во спасение, утвердить, сделать непоколебимым.

О призвании к апостольству, о трудах хождения и проповеди и о чудных делах милосердия Господа. В Третью неделю по Пятидесятнице. Чего для тебя не сделал Господь, о человек, и что ты для Него сделал и делаешь? Для тебя Он сшел с небес, воплотился, жил между человеками, трудился, ходил из места в место, проповедовал, благотворил без числа, чудодействуя, исцеляя и воскрешая мертвых, питая голодных; для тебя терпел оскорбления, поношения, побои, оплевания, биения, заушения, крестные страдания и смерть тягчайшую и поносную. Для тебя послал Духа Святого на апостолов и чрез них на всех верующих. Для тебя излил море благодати, или бесчисленные силы Божественные, чтобы ты всячески мог спастись; для тебя благодать Крещения, или баня пакибытия – о, милость неизреченная! Для тебя сыноположение, или усыновление тебя Богу; для тебя печать Духа Святого, для тебя благодать покаяния, прощения и разрешения твоих грехов; для тебя – о, чудо! – самое пречистое Тело и самая пречистая Кровь Господа; для тебя благодать исцеления и [телесных] недугов в Таинстве Елеосвящения; для тебя Церковь – это небесное училище, и небесная врачебница, и дом пищи духовной, и дом утешения, и храм хвалы и славословия Триипостасного Бога, и сокровище всяких даров благодатных. – Ты что делаешь для своего спасения? Скажи мне по совести, и делаешь ли что? Не весь ли, всем существом отдался суете и тлению? Не унизился ли до скота бессловесного, ибо сказано: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им [Пс.48:13]?

После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от мучившей и убивавшей душу мою, вследствие мгновенного воззрения и уязвления, похоти сладострастия.

Твердо ли ты знаешь, человек, последствия всякого греха? Грех душу оскверняет, от Бога разлучает – источника жизни нашей, душу смущает, волнует, омрачает, жалит, палит, мучит, убивает, посрамляет. Бойся греха, как змия жалящего.

28 мая

Пятница. Благодарю Тя, Господи, яко удивил еси на мне милость Твою неизреченную (во время утрени в Покровском приделе), воздвигнув меня от мертвых и даровав мне дивные струи жизни Твоей за покаяние с верою и припаданием к святому престолу с верой и упованием.

Пятый час вечера пред самой вечерней (в церкви). Опять посетил меня Господь величайшей милостью, избавив меня по молитве покаяния и припадании к святому животворящему престолу у Покрова от смертоносной прелести сладострастия и даровав мне оправдание, очищение и освящение, мир, пространство, живот, дерзновение. Слава Господу!

Десять часов вечера, в садике моем. Благодарю Господа, милостиво принявшего мое покаяние в движении сладострастия, умертвившем душу мою. Благодарю Господа, даровавшего мне живот и мир.

[...] во мне на каждый день и час жизни и смерти душевной – жизни по совершении искреннего покаяния во грехе и при стоянии души в правде и святости, а смерти после поползновения ко греху или соделании греха – крепко убеждают меня стоять твердо в добре и всеми силами убегать всякого греха. Аминь.

В преподавании предметов Закона Божия замечаю недостаток вывода научного и приложения к делу познанного. Надо обратить на это строгое внимание.

Есть одно Существо, истинно любящее меня и спасающее меня, – Господь и Бог мой, а после Него или вместе с Ним и в Нем Пречистая, Преблагословенная Богородица, святые Ангелы и святые Божии человеки, сродные мне по естеству. Да возлюблю и я Его всем существом моим и в Нем всех друзей Его.

26 мая

Благодарю Господа, удивившего на мне (в шесть с четвертью часов утра в церкви) животворную милость Свою чрез избавление меня от смертельной тесноты, постигшей меня за подозрение настоятеля в утайке десяти рублей за брак Кудрявцева, ибо покаялся я в своей подозрительности, алчности, корыстолюбии, и Господь помиловал.

Сравни ты благодатное состояние души твоей и состояние рабства страстям житейским: чревоугодию, корыстолюбию, зависти, злобе, сладострастию. Какое бесконечное различие! Какая легкость в состоянии оправдания и добродетели и какая тяжесть в рабстве страстям! Слава Господу, тако устроившему! Грех разлучает душу от Бога, от мира, от света и силы Его и с диаволом соединяет, который есть источник всякого зла, всякой беды.

Поклоны на молитве поясные и земные, коленостояние и долулегание служат гимнастикой для души и тела, гимнастикой смирения, благоговения, труда, удручения многострастной плоти, сосредоточенности в молитве и предохранением от вялости и рассеяния.

Чтобы не погрешить в воззрении на вещи или лица (вообще на предметы одушевленные или неодушевленные) и в употреблении их, надо твердо знать и помнить намерение всеблагого и всеправедного Творца, создавшего каждое существо и каждую вещь с известной, определенной, доброй, полезной, премудрой целью. При непамятовании или упущении из виду этого намерения, при нашей испорченности и страстности мы можем легко и смотреть на существа и вещи превратно и употреблять их превратно и зловредно, греховно и нечисто. И как многое мы извратили в жизни, а прежде всего себя самих, свою жизнь.

29 мая

Суббота. Благодарю Господа за милость оживотворения по молитве покаяния во время утрени и за торжественное чтение и пение канона и стихир мертвенных субботних; начал обедню при умерщвлении души моей от врагов невидимых, но по молитве моей Господь опять оживил дыханием Духа благодати, ибо от вчерашнего чревоугодия и питья двух рюмок водки я крайне расслабел сердцем. Крайне тяжкое искушение мне было со стороны дьячка, не певшего причастна (хотя я сказал ясно), но читавшего канон, это огорчило и смутило меня, расстроило, так что я не мог хорошо выговорить молитв причастницам Верую, Господи и Вечери Твоея, а Да не в суд или во осуждение совсем пропустил от смущения...

Тяжело, весьма тяжко было мне... Только взиранием непрестанным ко Господу и призыванием имени Его одолел супостатов-мучителей. На молебне мученице Евангелие с крайним трудом читал и недокончил, потому что враги связали мои [...], мое сердце, мысли и язык... убили меня, и опять Господь, призываемый усердно, избавил меня, утешил, укрепил.

6 декабря 1880. На память. Отец настоятель наш Павел В. Трачевский хотел неправедным образом, посредством обмана завладеть ста пятьюдесятью рублями, посланными Сидором Богдановым на Афон одному иеромонаху, которого деньги эти не застали в живых и потому обращены назад в почтамт кронштадтский. На денежном письме не было написано, от кого они посланы, и потому искушению поживиться порядочным кушем нетрудно было поддаться человеку, почитающему деньги за кумир. Настоятель, который имеет десятки тысяч капиталу, поддался и подговорил воспользоваться этими деньгами девицу Татиану Острову, свою духовную дочь, научив ее сказать, что эти деньги – ее собственность, и, если будет нужно, дать за выдачу несколько рублей. К счастью или несчастью отца Павла, настоящий хозяин нашелся, и денежный куш от отца Павла ускользнул. Но почему вмешалась тут девица Острова? Так как она иногда посылала деньги на Афон, то на почте подумали, что она и эти деньги послала, и спросили ее при встрече, не ее ли это деньги? У нее тоже недостало честности отказаться от них решительно, и она обещала посоветоваться с отцом Павлом, как духовным отцом своим, и он дал совет сказать, что деньги ее. Какой пример для раскольников! Каковы, скажут они, православные священники никониане: они готовы на всякую низость для денег! (У почтмейстера после всенощной.) Записано по правилу познавать людей, окружающих нас и служащих с нами.Отец настоятель Павел В. Трачевский за исповедные свидетельства жениху и невесте взимает себе плату, да и немалую: так, с моряка капитана Ивана Ивановича (помощника начальника над портом) взял пять рублей и дьячку не дал. (К характеристике его.)

Отец настоятель Павел Трачевский не дозволил сыну покойного Дмитрия Степановича Курмашева внести для отпевания тело отца его в собор потому только, что его, настоятеля, не звали на панихиды, которые служил я, как духовный отец покойного. Когда же сходил к нему, настоятелю, на поклон купец Василий Михайлович Кудрявцев, туз кронштадтский, то протоиерей не устоял – разрешил отпевать в соборе, впрочем потому, что его, настоятеля, пригласили на вынос, служение литургии и отпевание. Он сам всё себе позволяет, всех отпевает в соборе, на чьи панихиды ходит, а нам не дозволяет, когда мы служим по покойникам, делает разные [притеснения].

24 апреля. Сегодня за утреней отец настоятель почему-то велел священнику отцу Таратину торопиться, опускать песни канона, который я читал (девятую песнь). Стихиры на хвалитех не пели. Я смутился и молился о единомыслии и чтобы Господь вложил в сердце настоятеля уважение к постановлениям святых отцов. На Святой неделе в Успенской церкви тоже нещадно опускал службу, крайне сокращая ее по произволу. [Абзац перечеркнут рукой отца Иоанна и сделана следующая запись. – Редг.] Вышло недоразумение и ошибка с моей стороны. Написанное выше неверно – ничего подобного не было. Слава Богу!

С вечера 19 августа в среду я поел скоромного супа и жидкого сока от мясного жаркого да молока немного, нарушив пост без нужды, а ночью было чрезвычайно сильное блудное искушение. О я, окаянный чревоугодник и плотоугодник! Доколе буду нарушать посты и утрачивать свое спасение, или разрушать свое спасение, разрушать внутренний храм свой? Доколе не буду есть хлеб с водой?

Пиво при остром кашле пить вредно: я не мог долго спать и долго кашлял в постели после пива (на 8 августа 1881 г.).

Михаил Якимович Горбов в Москве.

В Петербурге у Семеновского моста на углу Гороховой, дом №59, квартира 24 (трактир Варшава). Хозяин квартиры Филипп Кручинин (Каллишекович).

Господи! Напомни мне всё, что Ты благоволил мне внушить касательно служения Тебе в продолжение прошедших дней и годов моей жизни – многострастной жизни, да прославлю Тебя, да составлю живую науку богослужения нашей Святой Православной Церкви. Буди!

При составлении науки о богослужении взять между прочим в руководство и Катехизис Филарета144, особенно трактат о девятом члене.

Отец Павел настоятель должен участвовать в церемониях духовных, во-первых, по долгу непременному, во-вторых, для порядка и благолепия крестных ходов и, в-третьих, потому, что доколе он жив и здравствует, я не хочу первенствовать в церкви.

К Пилкиным на чай, к Никитину Василию Федоровичу, к Осетровым.

Ламанову во втором классе 5 апреля 1882 года книга моя для чтения. В четвертом классе Николаеву, Белевичу.

Или деньги, или женщины, или знатные и богатые мира сего, или нарядная одежда, шелк и бархат, или военная блестящая мишура, или пища и питье сладкие и веселящие, или богатая, бросающаяся в глаза обстановка жилищ наших, или ученость мира сего прельщают наши очи, души и сердца, вовлекают в грехи и пристрастия, отвращают от Бога, от единого на потребу и убивают души наши, то есть омрачают, расслабляют, оскверняют, охлаждают, загрубляют, притупляют. О, как настойчиво и ужасно работает чрез нашу чувственность диавол и берет нас во власть свою! Кто, верный и благоразумный, избегнет от сетей его? Только отрекшийся от мира, от троякой похоти: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской [1Ин.2:16], кто отрекся злобы и сочетался благости и Всеблагому.

Туда, туда, на небо хочу, где вечно чистый воздух чистых душ, где ясный, немерцающий свет, где нетленная, духовная, не обременяющая и не растлевающая души пища и духовное питье, где нетленная, сияющая, неблазненная красота, где нетленная, присносущная сладость, где вечная, ничем не нарушимая свобода духа, где мир непоколебимый. Посмотри мысленными очами, какие драгоценные перлы добродетелей – святые Божии человеки всякого звания, состояния, возраста пребывают на небе! Подражай им в здешнем многобедственном житии и спасешься.

В Лазарево воскресение вечером по всенощной скоромного молока чашку выпил по причине жгучести в [ногах] и болезненности всего организма. Ранее же миндального молока стакан выпил с булкой в первом офицерском флигеле у кухарки, которая пригласила вразумить ее сына; впрочем, он не пришел, была его несчастная жена; и вино пил херес, виноград и апельсин ел. Прости, Господи, работающего чреву нерассудно.

Широковещательна и горделива дочка отца настоятеля, что изрыгнула от злого сокровища сердца своего о мне с женою касательно стирки белья в нашей общей прачечной. Их двое (не хотят считать нас четверых: двух племянниц-воспитанниц), а Анна Константиновна может-де стираться за воротами! Какая злоба и дерзость в этих словах! Да вразумит ее Господь!

Замечательно: отец настоятель Павел В. Трачевский в Петропавловский день выходил со крестом только пятьдесят два рубля по Господской и прочим улицам параллельным и пересекающимся, отец Петр Клепачевский по Северной стороне тридцать два рубля (только!), а отец Александр Таратин только двадцать семь рублей на горе, а ездил шесть часов, с одиннадцати с половиной до пяти с половиной вечера (30 июня 1881 г.). Я привез больше всех – пятьдесят один рубль с Посадской и других улиц, бывши очередным по собору (повечерия с малой вечерней не служил).

Стефанида Аввакумовна в конце июля 1881 г. пожертвовала необходимых мне девяносто рублей ... Слава Богу!

1882 г. В Крещение. Отец Александр Таратин ходил со крестом по Господской улице два дня и предоставил братии сбора шестьдесят девять рублей; отец Павел Трачевский, благочинный и настоятель, по Посадской и доставил сорок пять; я по Северной и доставил сорок девять рублей; отец Петр Клепачевский на горе и доставил сорок шесть рублей (семь рублей отдал Николай Иванович купец).

Отец Павел крайне бывает несправедлив, горд, нелеп и дуроковат. В субботу Светлой недели он не велел вымывать и выметать сор и грязь – целые пуды подножной земли, накопившиеся в продолжение не только двух недель, Страстной и Светлой, но целого поста, так что срамно видеть было поражающую взор нечистоту храма. Я попросил и нанял людей вымыть и вымести пол и солею со ступенями, выбить пыль из всех ковров, выпросил еще ковер у купца Денисова на пол церковный и, как невесту, убрал, очистил и украсил церковь, но пред тем крайне разбранил заочно настоятеля.

Касательно кронштадтских мещан нищих: отовсюду слышатся жалобы на их леность и даровое пропитание милостыней. Вот и сторож английского дома и английской церкви то же говорит. Впрочем, из-за этого обстоятельства я не должен огорчаться на них: это грешно и поражает душу мою скорбью и теснотой.

Протасовой, жене отставного солдата (в доме Денисовой по Медвежей улице, внизу) дано в долг пять рублей 21 января 1881 года, в среду, сроком до 22 февраля.

Писцу кронштадтской гимназии дано в долг 18 февраля (до 21 марта) десять рублей.

В проповедь о Закхее. Заключаются вам двери Царствия Небесного Господом, как юродивым девам, не взявшим с собою елея дел благих и поздно догадавшихся купить его. Принявши в свою среду мещан приписных, давно надобно было позаботиться о водворении их на места или о приурочении к каким-либо делам и не оставлять их без всякого дела и голодать и мерзнуть на улицах.

Вы скажете: как он смеет говорить против нас в нашей же церкви, обличает наши же пороки, а я скажу: этого-то недоставало доселе; все большие и малые газеты давно высказали горькую правду про городское управление вообще и в особенности, а слова церковного, евангельского, соли церковной на него не было, освещения его дел светом Евангелия ни разу не сделано, оттого и путается оно в непроходном лабиринте, а дел, кои надо делать, не делает.

Вы скажете: у нас есть благотворительные заведения: богадельня городская, приют, а я скажу: для города этого слишком мало – то подобает творить, да и приписанных к городскому обществу мещан не оставлять: приняли их – ваше дело принимать их – и пестуйтесь с ними: не умирать же им голодной смертью, не бродить же им без всякой цели и дела столько лет. Придите хотя бы к нам на помощь, к приходскому попечительству: иногородние сочувствуют нам, а свои горожане отворачивают лица от попечительства, от собственного своего дела. Знаю, что слово мое будет неприятно многим и меня будут поносить за это, но я не боюсь. Я говорю во имя Божие, во имя Евангелия, и мне дана власть обличать, запрещать, умолять, ибо и мы бываем обличителями во Христе, мы на этот раз ум Христов имеем [1Кор.2:16]. Если городская управа сама не хочет взяться за дело, то пусть понудит подчиниться ей мещанскую управу взяться за дело; положим, своего дела много, да ведь и это не чужое.

Пива не пить, вина крайне мало, рыбы, мяса сколь можно меньше есть, чтобы плоть не бесновалась блудом. Сладкого меньше, меньше.

Дико поведение жены против меня: то она ухаживает за мною до самозабвения, то зло противоречит и противодействует мне, где бы надо вторить и соглашаться. Она любит только себя саму во мне, а когда что-либо против ее желания и справедливое хочу делать, она, как зверь, вооружается против меня.

Отец настоятель Павел Васильевич Трачевский в бытность славян – чехов и других в Кронштадте и в Успенской Думской церкви отворил для них царские врата и ввел их чрез оные к святому престолу, что непозволительно и царю в мирской его одежде в обыкновенных случаях. Это характеризует отца Павла как человека, для которого нет заветной святыни и как бы всё дозволено, всё продажно. Так, ему мерещится, что в нашем богослужении много лишнего, многое не на своем месте. Это у богомудрых-то святых отцов Церкви Божией! Жалкое состояние ума и сердца, не испытавших света, жизни, силы, сладости нашего богослужения, поистине дивного и Божественного. Посторонние это чувствуют, а пастырь Церкви этого не чувствует, оставаясь мертвым и безучастным к нему! Почему? Потому что сребролюбие, честолюбие и тщеславие окалили сердце его.

Для беседы.

К Толбухину, к Осетровой, к Ольге Афанасьевне, к земляку Волкову, к отцу Василию Салтыкову, к Адамовичу.

Классный оклад спросить за 1880 год.

Отдана книга для чтения Анне, слуге Илии Яковлевича Мурашова, 2 января.

Виноград, яблоки с сардинками и чаем отлично разрешают крепость желудка и очищают засоренный.

На ночь отнюдь не надо есть мяса и дичи и пить чай со сливками или молоко, потому что все эти кушанья возбудительны для плоти. 4 января 1881 г.

Прядильная улица, дом №9, квартира №33, Екатерина Алекс. Ратч.

19 декабря 1880 г. За нарушение поста в пятницу вечером я наказан по правде Божией сильным мучением от Велиара, сокрытым и гнездившимся в сердце моем за сластолюбие. Воздержание и пост да храню в побеждение и попрание козней демонских.

Петербург. Тринадцатая линия. Большой проспект, дом Рудакова №18, квартира №4 (Бурачки Елисавета Васильевна с дочерьми).

Молитву в Кислощейную...

Молебен к Феодоре Ипатьевне.

К Большакову на панихиды по жене позван был отец Александр за отсутствием моим; вечером на следующий день хотел Большаков позвать меня и не позвал. Отец Александр продолжал ходить – по вечерам не гуляй долго. Господи! Даруй мне благодать довольства тем, что имею, и иметь достоянием Тебя единого, обогатиться Тобою, Твоею благодатью, любовью к Тебе и в Тебе ко всем людям, особенно к присным по вере, и не отпадать от любви, почитая ее величайшим богатством души. Прочь ослепляющая сердечные очи корысть, смущающая, утесняющая и унижающая душу, разлучающая от любви к Богу и ближнему, влекущая долу, поражающая душу смертельным ударом. О, сколь безумно, страшно корыстолюбие! Человек, имеющий по милости Божией всякое довольство, если лишается случайно нескольких рублей чрез других людей или лично из-за себя, то он упадает духом и делается сам не свой, ходит мрачен, тоскует, мучится, утесняется в себе. А когда не помышлял о этой корысти и надеялся на Бога, то был спокоен, доволен, счастлив. О, сердце, болящее тлением, безумием страстей, лукавое, гордое, полное идолов! Да славится же Бог и чудный Промысл Его!

* * *

140

То есть шестопсалмия, читаемого на утрене.

141

Омнибус – многоместная (15–20 мест) повозка на конной тяге.

142

Молитва ко Святому Духу «Царю Небесный».

143

Назирати (церк.-слав.) – наблюдать; заглядываться.

144

Филарет (Дроздов; 1783–1867), святитель, митрополит Московский. Выдающийся церковный и политический деятель. Родился в Коломне, в семье дьякона. Учился в Коломенской семинарии, а с 1800 года – в философском классе Троицкой семинарии; с особым усердием изучал древнегреческий и древнееврейский языки. В 1808 году принял монашеский постриг. С того же года – инспектор, а с 1812 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии; профессор философии и богословских наук. С 1817 года епископ, с 1826 года и до дня кончины – митрополит Московский. Выдающийся проповедник; его богословие выразилось в первую очередь именно в проповеди, утверждающей идеалы не столько внешне, сколько внутренне деятельного христианства, всецело следующего авторитету Священного Писания и святых отцов. Его перу принадлежит несколько историко-богословских трудов. Едва ли не важнейшим делом жизни святителя, равно как и важнейшим вкладом в отечественную словесность, явился его многолетний труд по переводу Библии на русский язык. Автор «Катехизиса», книги о православной вере, выдержавшей бесчисленное количество переизданий. В 1994 году причислен к лику святых. Память его Святая Церковь совершает 19 ноября (2 декабря).


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle