Источник

Апрель 1882 г.

1 апреля

Четверг Светлой недели. Благодарю Господа, принявшего покаяние усердное в неприязни моей к настоятелю за уничижение, коим он уничижил меня в отсутствии моем пред народом и пред нищими, назвав меня Ванькой. От души я простил ему это по благодати Божией, смирившись в душе и признав себя достойным всякого уничижения и наказания от Бога за грехи мои. Господь простил меня, прогнав злобу из сердца и даровав благость и кротость, мир и простор сердечный с дерзновением.

Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос [Еф.5:14]. Кто эти спящие и умершие духовно? Это мы, грешники, и к нам это слово Апостола обращено. Кто пресыщается и пьянствует – тот спит и мертв духовно, кто живет в нечистоте сладострастия – тот уснул и умер, кто завидует благоденствию другого – тот умер, кто живет во вражде, неприязни, ненависти, злобе на ближнего – тот умер, кто собирает богатство, сокровища мира сего и чрез то ожесточает сердце свое, скупится, предается алчности, притесняет и обижает ближнего – тот мертв; все таковые и подобные, если пребывают нераскаянными, всуе, вотще празднуют праздник Воскресения Христова: они празднуют не Христу, но Велиару, или диаволу, своей плоти и крови, которые Царствия Божия наследовать не могут, празднуют греху и страстям; таковые напрасно постились, говели, исповедовались и приобщались Святых Таин: они не обновились, не исправились, не переменились к лучшему, остались такими, какими и были. Пост, говение, покаяние и причащение для того и установлены, чтобы нам время от времени исправляться, очищаться, освящаться, обновляться, изменяться добрым изменением, восходить от силы в силу, от добродетели к добродетели, от греха во святыню и правду, чтобы, обновившись и освятившись таким образом, сподобиться блаженной кончины, уснуть сном праведных и воскреснуть для вечной жизни.

Девять часов. Звон к литургии. После прогулки на стенку. Сейчас согрешил, озлобившись на нищих и понося их прощелыгами, хотя и подал им по три копейки, а некоторым по пяти; одного мальчика подрал за ухо с озлоблением за прошение прибавки к десяти данным ему копейкам. Тяжко согрешаю пред Богом, пред Богоматерью, пред всеми Небесными Силами и всеми святыми злобой и жестокосердием моим, самолюбием, сластолюбием, чревоугодием, сладострастием, сребролюбием, завистью, неблагодарностью, непокорством, лукавством, леностью и нерадением о едином на потребу, то есть о любви к Богу и ближнему. Всякий раз согрешаю при подаянии милостыни, почти всегда подавая принужденно, неохотно, с гордостью, озлоблением, скупостью, без веры и любви, с ложными мыслями, чувствами неприязненными, как будто я крайне одалживаю их, бедных, а не они меня, получая от меня подаяние, подавая не как Самому Христу в лице нищих, со смирением, охотно и радостно, усердно, а как недостойным оборванцам и дармоедам, ленивцам и пьяницам (значит, осуждаю), с жестокосердием, надменностью и презорством. Безответен я и повинен пред правдой, благостью и щедротами Божьими. Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. ...Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну135 [Пс.50:3,5]. Каюсь, осуждаю себя всем умом и сердцем. Прости и благопремени меня, Господи!

Господи! Даруй мне победу о имени Твоем над страстями душетленными, разлучающими от Бога и нетленного Его Царствия.

Благодарю Господа, сию минуту избавившего меня при воззрении на Него с верою и упованием от насилия греховного, сладострастного, блазненного.

Надобно искренно желать, и молить Бога, и самим стараться о том, чтобы праздники наши – частные, домашние, или общественные, церковные или гражданские, – были праздники добродетели, а не праздники греху, не праздники плоти и крови, праздники разгула необузданного, как нередко бывает. Многие из христиан, начиная праздновать духом, кончают плотью, грехом: пьянством, играми, распутством и прочим.

Тяжел был для меня настоящий день, день троих крестин в комнатах невентилированных, с атмосферой крайне нечистой, да и я был духовно и физически неисправен по причине пресыщения у именинниц (Марии Евграфовны и Марии Артамоновны и Екатерины Степановны). Едва я совершил крестины, прочитавши все молитвы.

2 апреля

Пятница Светлой недели. Нынешний день я сильно пострадал душевно за свое жестокосердие и ухощемление трех мальчиков нищих, часто подходивших за подачкой милостыни; долго я каялся, молился и ходя по улице, и дома, припадая к Богу, и после многократных молений и удручений себя наконец сподобился помилования и прощения от Господа в начале десятого часа утра. Потом лег отдохнуть.

На строителей попечительства не надеются, что доведут дело до конца, жалуются на несуществование устава Дома трудолюбия, финансовой отчетности. Поставить на вид. Зима прошла – и ничего не сделали для дела; настоятель и все разъедутся, и опять ничего не будет, говорят.

Четыре часа вечера. Благодарю Господа, принявшего молитву мою и избавившего меня от страстности моей, с которой я вышел из дома, чтобы идти в молитвенном настроении на Купеческую стенку. Встретился на обратном пути с Отто Федоровичем Гаудом, и между нами завязался разговор о Доме трудолюбия.

Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня за глубокое, разумное, сердечное покаяние мое от жестокосердия относительно нищих (коим я подал с неудовольствием и огорчением милостыню). Я был уязвлен и умерщвлен собственными грехами, был в тесноте, и, когда крепко воззвал ко Господу о спасении, Он помиловал меня, умирил, оживил и расширил сердце мое – и как мне стало вдруг отрадно и легко, легко и весело! Слава Господу многомилостивому!

Благодарю Господа, земледелателя премудрого души моей, чрез скорби исторгающего из нее смертоносное терние грехов и страстей многоразличных, отъемлющего у нее греховную грубость и черствость и не попускающего ей умереть греховной смертью, более достоплачевной, чем телесная. Благодарю Тебя, Господи, за скорби и тесноты, коими Ты вразумляешь меня и обращаешь на путь правды Твоей.

3 апреля

Всё в нас богопротивно: мысли, чувства, помыслы, воспоминания, воображения, мечтания различные, намерения, предприятия, планы недоброкачественные, слова и поступки, ибо всё проникнуто нечистотой греха, самолюбием, тщеславием, гордостью, самообожанием; мы воздаем честь, служение и удивление не Богу, а себе, своей красоте, своему богатству, своему уму, своей изобретательности, своим силам, своим связям. Мы крайне мечтательны, самолюбивы, горды, завистливы, тщеславны; богами, богами стали мы или хотим стать таковыми по своеволию своему, по самолюбию и гордости своей, по тщеславию своему, по своим несметным богатствам, кои скопили своей алчностью, жестокосердием, скупостью, неправдою, по своему общественному положению, по своим удовольствиям и наслаждениям, коим непрестанно предаемся, по своим во зло употребленным искусствам, и завлекаем в свои сети людей неопытных, по своему ложно направленному образованию, по своему гордому, заносчивому умишку, по своему крепкому телесному сложению.

После утрени. Какое щепетильное у меня самолюбие и гордость диавольская! Сегодня во время утрени отец настоятель чрез сторожа, а не сам лично передал мне предложение губернатора сделать сбор в соборе в пользу Мариинского попечительства для призрения слепых (от 2 апреля №681) в Неделю о слепом, 2 мая, и я обиделся и смутился, впал в тесноту, скорбь и в адский огонь, выразив мое недоумение настоятелю по этому поводу; я услышал от него ответ, что он сделал это без всякой задней мысли, случайно, и я, покаявшись в своем самолюбии и подозрительности, успокоился, припавши к престолу Господа в Покровском приделе. О, как я страстен и еще не обновился, не исправился, не смирился, не стал кротким во глубине души. Для чего же был пост? Исповедь? Покаянные молитвы, песнопения, поклоны? Умиление и слезы? Для чего праздновал тайну Воскресения Христова столь торжественно, радостно? Если не последовало, не пришло еще мое духовное воскресение, исправление, обновление, освящение, примирение с Богом и с собою, со своей совестью, с вечными законами правды и святыни, если не последовала во мне коренная, совершенная перемена к лучшему, то для чего были все хотя малые, но иногда очень усердные труды самоиспытания, покаяния, благоделания, хотя и нечистого? Я бил воздух и не сделал дела, не достиг цели. Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе трудишася зиждущии [Пс.126:1]. Не без Тебя ли я трудился, Господи, в созидании дома душевного? – С Тобою, с Тобою, да созидаю и да созижду его, Господи!

Третий с половиной час вечера. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего от последствий раздражения и озлобления на настоятеля отца Павла, крайне неразумно и тенденциозно, враждебно распорядившегося, чтобы люди, присланные мною мыть солею, ушли, не делая своего дела и не исполняя моего ключарского приказания, а другие люди, сторожа церковные, не подметали пол, на котором пыли были целые пуды. Господь помиловал и умиротворил и оросил меня росою благодати Своея. А люди сделали по моему приказанию всё, что я велел. Не вмешиваться бы ему, настоятелю, не в свое дело.

Не унывай, если иногда бываешь поражен от невидимых врагов, например при чтении святого Евангелия или произношении молитв и возгласов общественно-богослужебных. Это попускается для твоего смирения и сокрушения сердечного. Тут поражается ветхий человек, и пусть он умирает, погибает, отлагается, и восстает на его месте новый человек.

Благодарю Господа за посещение меня милостью и избавлением Своим во время служения мною всенощной на день Антипасхи, когда вследствие долгого (неделя) неслужения я крайне расслабел и как бы умер душевно, не имея сил бороться с невидимыми врагами, нещадно нападавшими на немощь мою; я умолял Господа в покаянии прийти на помощь мне, и Он тотчас исторг меня из челюстей змия всеядца.

4 апреля

Воскресение Фомино. Благодарю Господа за дарование теплоты и умиления при чтении Акафиста Божией Матери и канона святому Ангелу Хранителю, за избавление от скорби, тесноты и мертвенности душевной пред литургией и во время ее совершения, за дарование слез умиления, за доброгласие в служении, за животворное причащение Святых Таин, за достаточное, хотя неполное дерзновение при чтении заамвонной молитвы, за доброе слово о воскресении мертвых, принадлежащее епископу Тамбовскому и Шацкому Николаю136. После молебна был молебен в церкви, и я не мог читать Евангелия и говорить возгласов, как и на молебне во втором офицерском флигеле у господина капитана Маличкина. Во время вечерни я крайне смутился и озлобился на дьячка за неприготовление Минеи месячной, по причине смущения и душевного умертвия не мог говорить ектении окончательной и ни одного отпуста не произнес как следует, а оба смял, был разбитый нравственно и физически, живой мертвец. В таком состоянии с Бурачками говорил, Евгением и Павлом; после разговора я, убитый, истерзанный демонами, обратился в покаянии к милосердию Господа в Покровском приделе, припадал с живейшим упованием к святому престолу, и – о, чудо преславное! Господь оживил меня, мертвеца, разрушил узы адовы в душе моей, даровал мне сладкий мир Свой Божественный, пространство сердечное, легкость, дерзновение, свет, силу, радость душевную, за что я и возблагодарил сердечно Господа, спасающего меня непрестанно. Крестины в доме Филиппа Степанова совершал бодро, непреткновенно, молебен у нового отца диакона Николая Петровича Стефановского так же и с чувством. Слава Богу за все Его милости и помощь великую. Аминь.

Страх как супостат окаянный силится и спешит растлить Божье прекраснейшее создание – человека помыслами блазненными, чувствами мерзкими, скверными, лукавыми, хульными, призраками греха, но не унывай и не отчаивайся, человек, а уповай на Господа, искупившего тебя страданиями Своими и излиянной за тебя кровью и смертью Своей всеискупительною и животворящей. Не бойся, только веруй [Мк.5:36] – и спасешься.

Чрез внешние ярость и гнев мой на отца Павла настоятеля (заочно) и сегодняшние на дьячка Михаила Быстрякова я разорил весь закон Господа, который состоит в любви, впал в злобу диавольскую из-за вещей маловажных, между тем как я причинил только себе величайший вред своей злобой, а виновникам ничего не сделал и тогда как можно было бы дело сделать без гнева и шума. Я в этом раскаялся пред Богом, и Он простил меня, многомилостивый, благопослушливый и благопременительный.

Искренность, истинную любовь к Богу и к людям отъемлет бесплотный враг от сердца моего и от сердец людских, наострив наши сердца в любви земной, ложной, нечистой, призрачной, мечтательной, богопротивной, смертоносной, любви к корысти и наживе, любви плотской, любви к одеянию суетному, к жилищу временному и его обстановке, любви к отличиям и преимуществам по службе, любви к чреву и его удовольствиям, коих последствие – смрад и болезни тела, любви к гармоническим, земным, исчезающим звукам, не возносящим душ к Богу, не возбуждающим в душах ни чувств покаяния, ни чувств благодарности и любви к Богу, не настраивающим души к должному удивлению и хвале Богу, к звукам, бесплодно ударяющим по нервам или изнеживающим ее, но не питающим и не поучающим ее долгу небесного ее призвания – святой хвале Богу, любви небесной, покаянию, милосердию, правде.

Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, мы исполняемся Духом Святым, по Апостолу [Еф.5:18–19], к славе Божией и к своему благу и блаженству, стяжавая победу над страстями, поучаясь правде Божией, покаянию, благодарению, хвалословию Бога, Богоматери, святых Ангелов и святых угодников Божьих, а упражняясь в гимнах и песнях мирских, чему мы поучаемся, что приобретаем, скажите по совести? Что приобретаем как христиане, как чада Божии, как наследники Царствия Божия? Как ученики Христа Бога? Ничего, и если бы только ничего, а иногда теряем чистоту сердца и снискиваем растление, научаясь чувствам любви земной, нечистой.

5 апреля

Понедельник. Благодарю Господа, избавившего меня и сегодня пред утреней от великого смущения, тесноты и скорби, причиненных врагами бесплотными, да и во время утрени даровавшего мне против них небесную, животворную Свою помощь. Борьба была крайне упорная; иные возглашения или возношения на ектениях великой, просительной и сугубой я говорил с величайшим напряжением, крайне редко, чтобы иметь возможность выговорить все. Слава Господу, защищающему и милующему служащих Ему, трисвятому и препрославленному от всякой твари, от всякого дыхания! Девять часов утра.

После обедни и после уроков в гимназии. Господи! Благодарю Тебя за множество и многократность благодатных сил, исшедших от Твоей благости и силы на спасение мое пред литургией, во время литургии и после оной (из-за двадцати пяти копеек враг уловил, и из-за возникшего на настоятеля огорчения, которое препобеждено благодатью, и из-за помысла нечистого, который благодатью прогнал, и ощущение блудное уничтожено); радуюсь о всех силах Твоих и милостях Твоих, во мне бывших, Господи, особенно после причащения Святых Таин, которыми я совершенно обновился, умирился, распространился в сердце, оживотворился совершенно. Но враг пытался крепко похитить сокровище правды и святыни из сердца моего и уязвить сердце мое, осквернить либо озлоблением, либо нечистотой, либо боязнью, либо корыстью; только благодатью Христовой всё превозмог и уцелел. Слава Господу, от великих теснот много раз избавившему меня пред обедней, во время обедни и после нее, или после молебна, на котором не выговорил слов Христовых от досаждения врагов невидимых, и отпуста, в чем покаялся и помилован. О, о! Как хочет диавол сомкнуть мои уста сердечные и телесные и часто, к сожалению, смыкает! Но Ты, Христе Боже, избави мя от его пакостей и козней различных. Заамвонную прочитал отлично, отпуст сказал весь браво!

Благодарю Господа, избавившего меня пред самым сном от душетленного помысла блудного по молитве моей и даровавшего сон мирный, здравый. Благодарю за дар здравия души и тела. Утверди, Боже!

Люби ближнего, как сам себя [Мф.22:39; Мк.12:31]. Увы мне! Не дает мне лукавый демон молиться искренно в ектениях и молитвах за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, путает меня в ектениях великой, просительной и сугубой, в молитве за царя, изданной от Синода, смущает, гонит, преследует, омрачает, теснит, срамит меня. Господи! Даруй мне искренно и легко молиться за всех, как за себя.

6 апреля

Да, посредством чревоугодия враг делает мне ужасные пакости: сегодня во время утрени поглотил было и убил мою душу чрез мгновенное нетерпение и озлобление на дьячка Быстрякова за указание его пальцем места чтения канона (шестой песни), хотя я сам знал, что читать; враг извратил и этот случай, и в существе на добрую услугу чтеца я посмотрел как [на] сование не в свое дело и на желание учить (о, самолюбие! о, гордость! о, самодурство! о, пресыщение! ибо от пресыщения это нетерпение, эта гордость, эта раздражительность) и озлобился на него, сказав с гневом: «Прочь, знаю сам!» Но тотчас же вошел в меня злой дух, или целое полчище их, и я уже не мог избавиться от них; при произношении малой и просительной ектений скомкал их, а сугубой вовсе не говорил, молитву Христе, Свете истинный во избежание диавольского крадения не читал, а пел громко, чтобы не дать врагу вырвать прекрасных слов. По окончании утрени я был в большой, тяжкой, мучительной агонии со врагами, часто припадал в молитве покаяния к святому престолу в Покровском приделе, и наконец милосердие Божие одолело мою злобу, избавило от нее и ее ужасного мучительства и даровало мне мир, тишину и свободу.

Помяни, Господи, рабу Твою, грешницу кающуюся Олимпиаду, и помилуй ее по велицей Твоей милости, ибо нет греха, побеждающего человеколюбие Твое, как я и на себе многократно испытал и как знаю из бытописания Ветхого и Нового Завета.

Не отступил еси, Господи, вся творя, дóндеже нас на небо возвел еси137. Что значит: на небо возвел еси? Значит то, что действительно Господь отверз нам заключенное грехами небо и Сам взошел и воссел на престоле Божества и по человечеству Своему и нас спосадил с Собою, то есть человеческое естество, так что весьма, весьма многие святые взошли на небо и предстоят престолу Божию; да и на земле уже возводит нас на небо и делает небесными, когда сподобляет пречистых, бессмертных, пренебесных Своих Таин Тела и Крови Своей: не на небо ли возведен бывает тот, кто причащается Тела и Крови Господней истинно, с верою и любовью и страхом Божиим?

Пред обедней и во время ее, в начале особенно, да и в продолжение ее, множество милостей избавления, мира и дерзновения даровал мне, недостойному, Господь по молитве моей покаянной. Причастился животворно, заамвонную прочитал с дерзновением и умилением, медленно, всю до конца; пред отпустом диавол смутил помыслом и боязнью из-за копеек, оставшихся у меня в пользу нищих из поминальных (Радуница), из-за чего и отпуста не мог сказать, а скомкал его; на молебне Евангелия не мог хорошенько прочитать; по молитве покаяния Господь избавил от тесноты и простил; за вечерней с трудом говорил великую ектению, просительную и сугубую; враги постоянно подставляли мне адскую ногу, но наконец после борений и припадания к святому престолу отступили – легко стало, а на панихиде офицеру опять язвили, смущали, теснили, не давая молиться.

7 апреля

Вечер. Сегодня пред обедней и во время обедни Господь многократно явил во мне безмерную Свою милость и силу, избавив меня от адских скорбей и теснот, постигавших меня за раздражительность мою и озлобление то на нищих, то на сторожей (из-за пролития масла на мраморный пол), то на дьячка Михаила Быстрякова (из-за повышения голоса при пении Верую). В последнем случае диавол своей ужасной блазнью и злобой страшно взволновал меня, удручил меня, как листок древесный, всколебал меня и едва совсем не поглотил меня – так я огорчился, озлобился на дьячка за его непостоянство в голосе! Но и тут Господь не оставил меня и хотя не совершенно, но избавил меня из самой внутренности змия человекоубийцы, и я причастился Святых Таин довольно умиротворенно; впрочем, молитву заамвонную не всю прочитал, отпуст скомкал (среда), на молебне Евангелие недочитал, на панихиде возгласы и отпусты скрадывал. На вечерне с трудом говорил ектению великую, а прочее хорошо; на панихиде в доме Сорокина возгласы и отпусты не мог говорить из-за мечтаний диавольских (из-за чрева, из-за одной мысли, что буду вечером у Мачигиных). За покаяние и припадание с верою и упованием к святому престолу Господь избавлял меня милостиво от волка лютого.

Причина повышения голоса, высказанная дьячком, весьма основательна, и повышение не было делом каприза с его стороны или надоедания мне, но и тут он готов угодить мне – так он снисходителен и миролюбив, а диавол на него клевещет и внушает даже чуждаться, как нечистоты, теплоты от его рук, когда подает одежды для облачения.

Все искушения и волнения происходят либо от злобы, самолюбия и гордости, либо от пристрастия к временным, тленным вещам нетленной моей души, вообще к внешности. Но духовное и вечное должно быть всегда предпочитаемо материальному и исчезающему.

8 апреля

Благодарю Господа за животворные чудеса Его милости и силы во мне, проявленные сегодня утром в церкви в начале утрени и потом в продолжение ее многократно, так что единственно по милости Божией я избавился от бесчисленных вражиих козней смертоносных и мирно, непреткновенно совершил всю утреню. Потом по дороге на панихиду в дом Сорокина, когда враги бесплотные запутали меня огорчением на [Герасимовну], извинявшуюся в худом чае, за тайное покаяние Господь опять избавил от омрачения сердце мое и даровал благодать совершить непреткновенно всю панихиду.

После обедни. Пред началом обедни и во время ее совершения Господь многократно избавлял меня после молитвы покаяния от скорбей и тесноты и даровал мне слезы умиления; служил непреткновенно, причастился животворно, заамвонную не всю прочитал (пропустил освяти любящия благолепие дому Твоего: Ты тех возпрослави... нас уповающих на Тя из-за того, что Ламанову вообразил в церкви, подававшую поминание), отпуст не всецело сказал. На панихиде на отпусте не выговорил начальных слов: Живыми и мертвыми обладали, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвалъных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, души от нас преставлыиихся раб Своих... – и крайне был уязвлен из-за этого... Покаяние, прощение. На вечерне великую ектению скрал от смущения... потом исправился милостью Божией.

На панихиде у Мишустина в семь с половиной часов вечера ектении скрадывал от смущения, на отпусте исправился благодатью Божией и спокойно и редко выговорил весь отпуст и вечную память... Какое спокойствие и довольство после этого! О, если бы всё и всегда так! Дай, Господи!

Достигай совершенной искренности во всех молитвах и молениях, прошениях и благодарениях, славословиях, побеждая лукавство, холодность, страстность своего сердца. Все смущения и омертвения, искушения во глубине сердца твоего во время молитвы происходят от твоих страстей, владеющих тобою, и от недостатка любви к Богу и ближним. Любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение [1Ин.4:18].

Господи! Удостой меня благодатью Твоею достигнуть совершенной простоты, правды и святыни, да не единый грех, ни едина тень греха во мне не останется.

9 апреля

Удивил на мне и сегодня Господь Иисус Христос милости Свои, ощущённые мною и возвеселившие меня премного как во время служения утрени, особенно во время произношения великой ектении и во время канона после шестой песни и пред молитвой Христе, Свете истинный, так особенно после утрени дома, куда я пришел в величайшем огненном сатанинском искушении по поводу непредуведомленного молебна от Софьи Васильевны после утрени, когда я совсем собрался идти вон и пошел уже из алтаря. Какая неохота на меня напала, злоба, противление, непослушание, презрение, гордыня, леность и ко всему этому смертельная теснота, жгучесть тысячи жал змииных, смущение, тьма и мрак! Я не мог ни читать, ни петь! Скверно начал, продолжал или, вернее сказать, сокращал и кончил в стыде и тесноте! Припадал потом к святому престолу (Покровский придел) в покаянии, но глубины и искренности покаяния не было; таким или почти таким вышел я из церкви, подавал милостыню с досадой и пришел домой. Здесь крепко припал я ко Господу в покаянии и надежде душевной, и Господь премилостивый помиловал, даровал избавление всех зол и мир Божий с дерзновением. Слава непобедимой Его милости! Вперед надо всегда охотно исполнять благочестивые желания и просьбы прихожан. Если бы я охотно исполнил просьбы Софьи Васильевны, я не впал бы в беду душевную, а был бы покоен и доволен, исполнив долг свой, а за свое упрямство, своенравие, каприз, непослушание, недоброхотство в какую беду я впал – просто погибал, змей пожирал меня, до ада я нисшел. А всё из-за желания покоя плоти своей: хотел скорее отдохнуть! Вот тебе и отдых! О, окаянный! Я уничижил и Господа, и Владычицу, и рабов Божьих, и рабынь Божьих Софью и Александру (Каменоградскую), и сродника их, и прочих людей, молившихся охотно на молебне! Помилуй, Господи! (За вчерашнее чревоугодие в Думе я наказан, а враг за ревность по Боге во время утрени жестоко меня уязвил: я раздражил его ревностью к службе и усердным пением и молитвами.)

После обедни. Благодарю Господа, исполнившего меня сегодня чудесами избавления Своего многомилостивого: раз по неудачном начатии литургии чтением Христос воскресе и Слава в вышних Богу... Господи, устне мои... (смутился, поторопился, не выговорил); избавление последовало после великой ектении по припадании к святому престолу; второй – после великого входа пред самым концом ектении Господь избавил от ужасного волнения вследствие чувства зависти священнику [госпитальному], коего видел в окно провожающим богатого покойника; в третий раз после молебна и особенно в четвертый раз после панихиды, на которой скрал отпуст. Сколько поистине смертей и сколько оживотворений всемилостивого Спаса! Слава Тебе, Господи!

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить добре вечерню с повечерием и колебавшиеся сердечные стопы по приходе на клирос ктитора и головы городского Никитина утвердившего по молитве моей в алтаре по прикосновении к святому престолу.

Почему небо называется твердью [Быт.1:6]? Потому, что светила и планеты все твердо следуют в продолжение тысячелетий законам Творца и потому что Ангелы и все небожители твердо исполняют волю Божию. Нам это урок прекрасный.

Не однажды я не совершил достойно литургию, вполне, искренно, с пламенной любовью к Богу и к человечеству, о котором и за которое она совершается (о всех и за вся). Надо нарочито, серьезно всегда готовиться к ее совершению богомыслием, чтением Священного Писания и писаний святых отцов, постом, милостыней, молитвой частой.

10 апреля

Суббота. Удивил Ты на мне, Владыко Господи, превеликую Твою милость и силу в величайшем бедствии моем от невидимых врагов и страстей моих (самолюбия, сластолюбия, раздражительности, скупости и жестокосердия). Явил Ты милость Твою во мне при совершении утрени и особенно по окончании ее, когда на меня напали злые демоны и всего изъязвили, смутили, истерзали, убили душевно за уклонение от борьбы с ними при произношении просительной и сугубой ектений. Это в церкви. А дома после усердной покаянной молитвы в моем жестокосердии к нищим (я многих отослал без милостыни, подав уже более чем семидесяти человекам), за которое я был в крайней тесноте, смущении, тоске, я получил от Господа прощение и мир и великую милость. Весь исцелился, бывший весь в язве греховной. Слава Господу!

После обедни. Благодарю Господа за милость и спасение меня недостойного пред началом обедни, в начале обедни по великой ектении, потом после великого входа, наконец после панихиды пред потреблением Святых Даров (на панихиде не выговорил отпуста). Забыл записать еще избавление Божие после молебна, на котором Евангелие недочитал и чрез то получил язву в душе, от которой за покаяние Господь избавил. Еще превеликое избавление Господь явил мне по входе в гимназию при подъеме на лестницу, когда я в покаянии призывал Господа, да дарует мне прощение, мир, свободу и дерзновение, а вина моя была – неохотная подача посадским милостыни, так как они всюду меня преследуют. Господь скоро и державно избавил: я ощутил сладостные струи небесной жизни, мира и свободы.

12 апреля

Воскресение. (Жен-мироносиц.) Благодарю и славлю Господа, совершившего и сегодня во мне чудеса милосердия и спасения Своего пред литургией и в начале ее, когда Господь по молитве моей покаянной пременил мертвенную тесноту на животворное пространство души, смятение на мир и вместо греха воцарил правду. Благодарю Господа за слезы умиления, которые суть дар Его благодати душе моей за непреткновенное служение до заамвонной молитвы, за животворное причащение Святых Таин, за слово назидания, мне данное и сообщенное народу в сей день за литургией, и за добре сказанный отпуст литургии. Особенно благодарю за величайшее чудо восстановления меня, падшего после литургии в грех скупости, сребролюбия и жестокосердия у входа во двор наш и потом в квартиру мою по множеству нищих. Я пожалел дать мальчикам по десять копеек, а дал по шести и семи (трем – двадцать), и когда они сильно просили, я легко, но с огорчением выдрал одного из них за ухо, а при входе в мое жилище, когда задорная бедная Наталья стала требовать, чтобы я пристроил ее куда- либо, я с нетерпением и гневом сунул ей двадцать копеек и сказал, чтобы уходила, что я не могу ее устроить, что у меня нет приюта. Это сребролюбие, это жестокосердие и гнев лишили меня благодати правоты и мира, которую я получил после причащения Святых Таин, и были причиной адской скорби и тесноты; я многократно припадал ко Господу в покаянии с великим сердечным воплем внутренним, и наконец Господь обратил опять ко мне лицо Свое, простил меня и оживотворил, упокоил, распространил и утешил. Слава чуду претворения! Что я имел, какую благодать! И чего я лишился было и что опять получил – какую благодать, какую правоту, какой мир! Слава великодаровитому Господу моему Иисусу Христу!

Девять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, совершившего во мне чудо спасения по молитве покаяния моего и даровавшего мне самое покаяние, искреннее сердечное умиление (за суровое обращение с нищими и за неохотное подаяние им скудной милости по причине частого их прошения). Каялся в злом движении сердца и воли и в превратном направлении мыслей, каялся всем сердцем, всем помышлением, всею силою воли, потому что и грешил теми же силами и с такой же силой, и Господь оживотворил меня, умерщвленного, даровав мне струи жизни и истребив смертные течения и волны, даровав мир, свободу, дерзновение, правоту. Слава благопослушеству, благоуветливости, благопременительности Твоей, Господи!

Благодарю Господа за избавление от скорби и тесноты, постигших меня в квартире Анны Андреевны Воротниковой во время молебна за пристрастие к семеновским ризам (боялся, чтобы не задымились, не зарудились от кадильного дыма). В покаянии я припал ко Господу после молебна и избавился от тесноты милостью и благопослушеством Господа.

Написать слово в Неделю о слепом и сказать в соборе с приглашением пожертвования на Институт слепых. 13 апреля.

14 апреля

Доколе золото будет лежать в навозе, то есть душа, созданная по образу и подобию Божию, искупленная кровью Сына Божия? Доколе чревоугодие, пресыщение, служение диаволу, любящему жить в невоздержном и сластолюбивом? Чаешь ли ты, человек, вечной жизни, что живешь невнимательно, нерадиво, лениво, не пещась о добродетели, о приготовлении к воскресению и будущей бесконечной жизни? Очищаешь ли себя от всякой скверны плоти и духа, творя святыню в страхе Божием [2Кор.7:1]? Время сокращается с каждым днем и часом.

После утрени. Благодарю Господа, сотворившего со мной величайшую милость во время утрени (в церкви в Покровском приделе) по молитве покаяния в чревоугодии, корыстолюбии, жестокосердии к нищим, в гневе на них и в поношении их (сказал: черта вам дам). Я был в скорби, тесноте, огне, но после искреннего покаяния Господь помиловал меня, избавив от скорби, тесноты и жгущего огня и даровав мир, прохладную росу, струю жизни, тишину, спокойствие, легкость и пространство.

Благодарю Господа за искреннее пение и чтение во время утрени чистым и громким голосом. (Зубы нижние в левой десне несколько болят. Уврачуй, Господи!)

15 апреля

Четверг. Благодарю Господа, явившего во мне по искренней молитве покаяния чудо милосердия Своего в садике у дома Главного штаба, где Он [привел] меня от смерти душевной в жизнь, от тесноты к пространству, от наказательного жезла к милости, от смятения к миру. Я достойно пострадал за свою злобу и жестокосердие к нищим, из коих одного пристававшего ко мне парня (когда уже подана была ему милостыня) в злобе пнул ногой, и вскоре сам же я уязвился душой и страдал от адской тесноты всю дорогу до гимназии. Господь Бог всеблаг и преблаг, щедр и премудр, а я всезол и трезол, скуп и прескуп! О я, окаянный, бедный, нищий, слепой и нагой душевно! О я, маловерный и неверный! О я, неблагодарный, [злосердый] и жестокосердый, самолюбивый, гордый, нетерпеливый, корыстолюбивый, сластолюбивый, покоелюбивый, ленивый, нерадивый, беспорядочный, непостоянный, лицеприятный, раздражительный, лукавый, подозрительный, скверный, непокорный, своенравный, неистовый, малодушный, боязливый, подобострастный, нелюбовный.

(Грешу вследствие загрубения сердца от излишнего удовлетворения себя пищей, питьем и сном.)

16 апреля

Доколе буду я рабом чрева и диавола и врагом Божьим? Доколе это согласие малодушное, ребяческое и хуже ребяческого на слова чьи-либо, когда предлагают есть-пить, хотя бы то и совсем было лишнее? А сколько вреда для души и тела от пресыщения, сколько отягощения! Сколько времени теряется даром, без пользы и со вредом для меня!.. Только и дела, что переваривай пищу. О, низость! О, животность! И это служащий литургию! И это служитель высочайших Таинств пренебесных, святых, бессмертных! И это служитель Христа Бога, служитель обновления, бессмертия, нетления? (Благодарю тебя, Ангеле Христов, Хранителю мой святый, благая и полезная внушающий мне всегда!)

Жена предложила мне вечером поздно молока, и я, как ведомый, как невольник и раб, подчинился ее настойчивому предложению, совершенно не хотя, не имея нужды ни малейшей в пище.

Доколе буду пренебрегать, оскорблять и искоренять образ Божий в душе моей, оскорблять Господа, создавшего меня по образу Своему, и [не начну] презирать всё дольнее, тленное, чуждое и стремиться всем существом к небесному, свойственному, родному, вечному? Доколе не возлюблю всем сердцем добродетель – смирение, молитву, воздержание, милосердие?

Доколе буду, несмысленный, оскорблять всесвятого, живоначального Духа Божия, данного мне, грешному?

После обедни. Благодарю всеблагую и всесильную державу Господа Иисуса Христа, сотворившего со мною чудо милосердия Своего во время литургии в начале и особенно по прочтении Евангелия после тайной усиленной молитвы моей покаянной. Я покаялся в неприязни моей к отцу настоятелю, имевшему служить другую обедню в Успенской церкви (я служил раннюю), и в злопамятстве моем на него невольном. И Господь совершил чудо – претворил смерть в жизнь, смущение в мир, тесноту в простор, злобу в благость.

После гимназии. Благодарю и превозношу Господа, оживотворившего меня, умерщвленного грехом за жестокосердие и скупость к бедным, за гнев и раздражение на жену и служанку за несоблюдение написанного мною письма к генеральше Надежде Николаевне (о, лицеприятие, человекоугодие и чрезмерное уважение к одним и неуважение, нелюбовь, неприязнь к другим!), хотя, по-видимому, как оказалось, это письмо взято для доставления по адресу. После сна раздражение возгорелось во мне с особенной силой, я был весь язва палящая, но молитва веры с покаянием, тайно продолжавшаяся всю дорогу до гимназии, преклонила Господа на милость, и я ощутил эту чудную животворную милость, поднимаясь по лестнице гимназической. Какой даровал Господь мир, какой простор сердечный, какое дерзновение, какое благополучие душевное во всё продолжение уроков и потом! Когда пришел домой и поползнулся сердцем на грех сластолюбия плоти чрез зрение, и уязвился душой, и после обеда покаялся сердечно, сердцем признав Единого Бога существенной и вечной сладостью, красотой, благостью, а всякую земную сладость, красоту, как дым, исчезающей, непостоянной и прелестной и по причине прелести и злоупотребления смертносной, – вдруг опять я получил от Господа разрешение от уз греховных и опять мир, пространство, сладость духовную, правоту и простоту сердца. Слава Господу!

После вечерни. Новую и великую милость явил мне Господь по приходе моем от вечерни домой после новой моей оргии озлобления и крика на нищих и отказа в исполнении их желания и просьбы. Я дал им денег мало, сколько сам хотел, а они просили гораздо больше. Я считал их неблагонадежными и ленивыми. После этого озлобления на них я весь, всей душой уязвился, смутился, умер, но усиленным покаянием преклонил Господа на милость и опять ожил, умиротворился, обновился. Слава чудесам милосердия Твоего, Господи, во мне. Тако милуй и всех, ведущих Тебя, Бога милосердного и праведного.

В Неделю о расслабленном пример и доказательство взять с себя. Бесчисленные чудеса исцеления явил во мне, расслабленном, Господь Иисус Христос. Слава Ему!

Исцелением расслабленного тридцать восемь лет при Овчей купели доказывается Божество Воскресшего (против еретиков), равно как и исцелением слепорожденного, открывается слава Его как Сына Божия всемогущего, Творца мира и человеческого рода, а историей о самарянке показывается, что Он есть источник нашей жизни, временной и вечной.

Одиннадцать с половиной часов вечера. Благодарю Господа, сию минуту избавившего меня после усиленной молитвы покаяния от растлевающего душу и тело поползновения блудного, мучительного, смертоносного, бесчестного, нелепого, безумного.

17 апреля

Благодарю Господа, внушившего доброму министру Игнатьеву графу мысль и намерение водворить бедных бродяг и дать им труд. «Новое время». 16 апреля номер.

После всенощной в Успенской церкви. Благодарю Господа, оживившего меня, умерщвленного грехом, благодатью покаяния и умиления слезного, особенно когда я помыслил, где я стою (у святого престола Господа славы), в каком сане, в какой благодати, с кем предстою (с Ангелами славы), какое великое поручено мне от Бога дело (молитвенное ходатайство о людях и совершение Таинств новой благодати), сколько предстоящих людей слушают и вторят наши молитвы, славословия, благодарения, прошения или слова Христовы (Евангелие, или Примите, ядите... Пейте из нее все... [Мф.26:26–27]. Но после такой милости Божией случилось величайшее искушение озлобления тайного на купца Дегтева, плаксиво читавшего псалмы... Я весь был смущен, потрясен, доколе усиленной молитвой покаяния не испросил у Господа помилования и мира (псалмы пред полиелеем). Пред чтением Евангелия совершенно успокоился. Господь совершил во мне чудо воскресения души моей, избавления от ада... Такие искушения постигли меня за алчность к мясу, от которого совсем изнемогает, грубеет мое сердце. На молебне у Титковых в гимназии в девятом часу вечера я также сподобился от Господа, после диавольского малодушия и боязни и после покаяния и призывания Его на помощь, величайшего избавления и дерзновения в служении молебна водосвятного и предучебного.

Краткая частая молитва Господи, помилуй есть молитва покаяния и противоядие греху, который силится непрестанно умертвить нас навеки. Как дышать необходимо, так и говорить эту молитву. Она оттого часто и употребляется в церкви и дома.

18 апреля

Орденомания убивает духовную жизнь мою, жизнь моего сердца: только лишь вожделеешь ордена на красной ленте, как возмущается душа, и омрачается, и утесняется, и от Бога разлучается жалостно, – достойное воздаяние тщеславию нашему! Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [Ин.5:44]. Не Сладчайший ли Иисус есть слава моя, награда моя, радость моя, сокровище мое? Казаться ли я только хочу и обольщать себя и других пустой видимостью, а внутри оставаясь неисправленным, нечистым, безобразным, смердящим? Украшай нетленный образ души твоей кротостью, смирением, незлобием, воздержанием, чистотой, правдой, любовью, нестяжательностью, милосердием, снисхождением, терпением, великодушием, чистотой и целомудрием, искренностью, благопокорностью и послушанием, верою и упованием, взиранием в горняя. Земное оставь земле, а не сердцу, не успокаивающемуся и не удовлетворяющемуся ничем земным и удовлетворяющемуся только небесным, Божественным, вечным. Кто блаженнее древних, средних и новых времен святых отшельников, коих нимало не снедала погоня за земными отличиями и богатством? Коих всё достояние была власяница, хлеб и вода и убогая келия? Чья слава постояннее: их или миролюбцев? Чей покой был тверже, невозмутимее? Не их ли, пустынников? Итак, прочь попечения суетные, вредные душе моей и разлучающие меня от Бога моего, источника живота, славы истинной, силы, света моего, радости моей. Аминь. (С Богом я всё имею; без Него, всё имея, ничего не имею.)

После поздней обедни в Думской церкви. Сколько у меня крайних немощей душевных, сколько милостей и силы Божией явлено мне сегодня до обедни и во время обедни! Когда я пошел с огорчением и недовольством служить молебны (к Сидоровой, на биржу, к Анкудинову и Резникову), то за это огорчение и неохоту я крайне расслабел сердцем, впал в тесноту, скорбь, с какими нельзя было служить Богу, но, идя по дороге, я раскаялся, призвал милость Божию и избавился от тесноты и бодро служил молебен у Сидоровой Анны Ивановны; под конец помыслил о доходе Титковых (из гимназии) и смутился; у Анкудинова на молебне то же, и Евангелия от Матфея: Просите, и дано будет... [Мф.7:7] недокончил от тесноты и расслабления вражия; потом дал слово тайно внести в кружку часть дохода, взятую на извозчика, – и одолел врага, и служил добре; у Резникова служил в порядке и с чувством. В церкви пред обедней опять та же история, скорбь и теснота из-за рубля старого: решил внести окончательно – и стало легче. Во время обедни немощь смертельная, особенно во время чтения Апостола и Евангелия; едва выстоял Евангелие: упадок духа, принижение крайнее; стал молитву читать об избавлении от крамолы – силы нет, так меня и подмывает, окаянный, и подмыл: недочитал, сократил молитву, потом усиленно помолился о избавлении от наглости врагов невидимых, борющих меня, о даровании моему сердцу любви ко всем, и Господь не оставил – дал мне слезы умиления, и остальную часть обедни всю я служил со слезами умиления, причастился животворно, обновительно; заамвонную читал хорошо, с чувством, тихо, не крайне громко; конца недочитал, сократил от усумнения; проповедь сказал всю хорошо, отпуст сказал полный. Благодарю Господа.

20 апреля

Вторник. Благодарю Господа, не оставившего меня болеть внутренностями, но с наступлением сырой погоды уврачевавшего меня. Вчера с утра у меня начались как бы приступы или лихорадка, как бы заражение какое крови, в спине была боль, хоть аппетит был хороший. Небо было ясно; кажется, атмосфера не обещала перемены, хотя я утром говорил, что, видно, будет нехорошая погода, либо дождь, либо снег, и сегодня начинает оправдываться мое предположение: небо заволакивает тучами сплошными (обложником). (С утра вчера зубная боль и боль в левом ухе, вообще чувствовалось какое-то бушевание крови, приливы вследствие приближавшейся в воздухе большой перемены.)

Благодарю Господа за добрый молебен у Михайловой Марьи Терентьевны (легкий-прелегкий, без противления диавольского), а у Якова Аполлоновича Гильдебрандта служить было тяжело, тяжело.

У Крестова, бывшего гимназиста, моя книга, спросить. У Бурачка «Слова Иоанна Смоленского».

Вчера, 19 апреля, в понедельник, я служил обедню в восемь часов утра для Кузнецовой, и Господь чудно облагодетельствовал меня служением и особенно причащением Святых Таин, обновив меня и укрепив расслабленный грехами дух мой. Вечером молебен у Гильдебрандта по причине пресыщения за обедом служил неспокойно, с преткновениями и пропусками большими, но у Марии Терентьевны спокойно, свободно, непреткновенно (воздух в комнате чистый). Смотри выше...

* * *

Утреню пел и читал довольно хорошо, хотя не с вчерашней силой и крепостью душевной. Голос был нечист от чая, коего пил довольно дома. В одиннадцать часов молебен у Туркина после питательной закуски дома и после сна – слабость сердца, боязнь бесовская при служении молебна, пропуски в чтении Евангелия и ектений, молитвы водосвятной, оскудение благодати, теснота, смущение, недовольство собой. Молитва покаяния пред навещением и при навещении больного Козлова Михаила Назарова, легкость. Нищие, малые и большие, размен денег, дача милостыни – мальчикам добровольная и неохотная большим (одному из них с больной рукой), огорчение, скупость, приглашение городового для прогнания больших нищих (трое). Лишил себя благости и милости Божией чрез злобу и скупость и впал в тесноту адскую; горькое раскаяние дома со слезами в злобе и скупости, что прогневал ими благость и щедроты Божии; помилование, уврачевание, мир, дерзновение.

Физическое предчувствие мое оправдалось: острота и озноб в крови, прилив крови к голове, к уху, к зубам (в левой стороне) были пред сильной бурей и холодом и пред дождливой погодой (пыль клубила ужасно по улицам). Теперь десять часов вечера 20 апреля. Я чувствую себя по милости Божией совершенно здоровым. Благодарю великодаровитого, всеблагого Господа.

21 апреля

Жестокосердие. На дерево влез от преследования кошки или собаки кролик, собака внизу (или кошка) крайне пыталась достать его и не могла, я поднял собаку (или кошку) на дерево, и завязалась борьба смертная между ними; кролик (или другое животное) превосходно действовал лапками и бил по морде противника, но сила, алчность собаки или кошки одолели маленькое животное, и оно было схвачено зубами хищного животного и скоро загрызено и задавлено. Я видел смертную агонию и последние издохи бедного животного. И я, жестокий, был причиной смерти маленького животного! (Сон.) О, сердце жестокое! Для кровавого зрелища, для потехи отдал на терзание сильному бессильного! Не есть ли это притча? Не допустил ли я диаволу задушить, загубить овец стада Христова своим нерадением, своей леностью и невниманием? Соблюди, Господи, словесных овец Твоих во ограде Церкви Твоея.

Помяни, Господи, всех заповедавших мне (и тех, о ком заповедано) молиться: Николая, Феодора, Павла, Николая и многих других, защити и спаси их, настави на путь Твой малых и больших, не пришедших в возраст и возрастных, возмужавших и старцев.

22 апреля

Исповедую, Господи, милости Твои, явленные Тобою мне вчера при проезде в Песочную улицу в дом Русанова к больному Дмитрию Васильевичу Васильеву (из евреев): я уязвлен и парализован был стрелою сладострастия от нечистого, похотного воззрения и за искреннее покаяние помилован. Одна есть истинная, животворная сладость и красота – Господь Бог, Его единого всегда вожделевать, на Его святую красоту взирать ненасытно, Им наслаждаться достойно и праведно и животворно, и в том вечная жизнь, радость и наслаждение всех праведных и всех Ангельских чинов!

Потом Господь избавил меня от тесноты и расслабления, постигших меня во время напутствия больного по действу диавольскому (я не мог выговаривать молитв от смертоносного дыхания и противления демонского). Господь опять принял покаяние мое тайное по дороге к Алексею Моисеевичу Федорову на молебен (именинница жена) и избавил от тесноты, утешив меня ощущением мира и свободы внутренней; у Алексея Моисеевича Федорова при служении молебна враг смутил и запутал при чтении молитв, ектений и Евангелия мыслью: сколько дать дьячку за требу у Васильева, совершенную без дьячка (дано три рубля). Корысть запутала, тяжкая была борьба; отселе на пути к другой имениннице, Александре Ивановне (в мещанской управе), я шел и каялся, и опять получил милость, и молебен служил с духовной силой, свободой; затем у господина Барановского молитвы читал родильнице спокойно, твердо, беспрепятственно. Слава Богу!

Жалование мое – Христос Бог. Он всякое мое благо, бесконечно превосходящее все блага земные. 24 апреля 82 года.

Миролюбец творит во всем волю диавола, а не волю Божию: его глазами лукавыми, скверными на всех и на всё смотрит, его мыслями мыслит, его чувствами чувствует, его волю злую исполняет, его скверные образы обносит в своем воображении, его слова говорит, его дело делает и, что особенно худо, – не примечает и не сознает, что он раб его, а иногда и отрицает совершенно бытие злых духов. О, хитрость лукавых демонов!

* * *

Четверг. После утрени. Благодарю Господа, оживившего меня, умерщвленного и умученного прегрешениями моими против нищего чухонца, которого я в гневе за его обманы (может быть, невольные) выдрал за волосы, выказав чрез то свою гордость, злобу, корысть, плотоугодие свое, алчность, сластолюбие, гневливость. Во всем этом я сердечно покаялся, горько плакав и осудив себя, и непобедимое милосердие победило мои злобы, бесконечная благость превзошла неправды мои, после смерти горькой я вкусил сладость жизни, ощутив в себе струи благодати и милости, мир, спокойствие, простор, дерзновение, правоту. Слава всемилостивому Господу, а мне – стыдение лица, мне, неисправленному, неблагодарному, невнимательному, маловерному, непотребному.

Вечер. Тяжко пострадал я душевно и телесно из-за чревоугодия поутру, суетности (укладывая правильно цепочку креста на груди) и скупости относительно нищих: меня поразили скорбь и теснота, и я долго-долго умолял (в покаянии моем) Господа о помиловании, исцелении и оживотворении, идучи медленно дорогой в гимназию; пред входом в нее Господь избавил меня. Но когда у Титкова напился чаю и закусил сыром, не имея потребности, сердце опять загрубело, опять я лишился благодати, опять впал в скорбь и тесноту, опять покаяние, томление, и уже на пятом уроке Бог помиловал меня. У Морозовых обручал со стесненным, робким сердцем, бессильным, обедал у них в тесноте сердца. За всенощной пел и читал благодатно, освежительно.

23 апреля

Молебны во дворе домов Назарова и Дементьева служил с Божией помощью порядочно, спокойно, но с борьбою. Пред обедней поражение сердца от противных борющих врагов, расслабление, холодность; после молитвы покаяния помилование, чувство свободы, мира. Пред великим входом и после него, даже во время канона Евхаристии и потом до самого причащения ужасное внутреннее падение, бессилие сердечное, охлаждение, скорбь, теснота по причине житейских пристрастий, именно: пожелания жалования за уроки в попечительстве, значит, мзды, корысти, сребреников. О, как это неблаговременное желание и пожелание унизило, умертвило, связало, посрамило меня! Только особенной милостью Божией, испрошенной мною со слезами у Господа, я избавился от срамоты, тесноты и смерти душевной, помрачения душевного и немоты при совершении Таинства и потом! Вот тебе и молчание плоти страстной, и стояние со страхом и трепетом, и непомышление ни о чем земном! Я стал весь земным, с помышлениями, чувствами, стремлениями, против воли своей! Только особенной милостью Божией я избавился от этой нелепости пред самым причащением и причастился победоносно, животворно; заамвонную прочел хорошо, отпуст сказал тоже. Слава Богу!

25 апреля

Воскресение. Еще ли и после сегодняшнего ужасного искушения и одоления вражеского во время и после литургии ранней, после смертельной тесноты сердечной и всех наругательств надо мною в Гостином Дворе при служении молебнов от злобных демонов я не буду убежден в крайней зловредности чревоугодия и пресыщения, особенно накануне служения ранней обедни? Пресыщение – это настоящее самоубийство, убийство навеки души, созданной по образу Божию. Чревоугодие делает сердце человека грубым, черствым, холодным, жестокосердым, несострадательным, лукавым, немилостивым, ленивым и недеятельным. Во время обедни крайне тяжело было мне: сердце было безжизненно, грубо и холодно как камень, бессильно и подвержено всяким коварствам злых духов.

По приходе домой в скорби и тесноте от искушений вражиих (у Неустроевых в лавке) я усердно помолился Господу в покаянии о избавлении от скорби и тесноты, и Господь державно и милостиво избавил меня от тесноты и даровал мне мир и простор. Слава Господу!

Дважды горько сплакал я (тайно) на молебнах у Неустроевых, Павла и Платона, – так мне было тяжело от насилия бесовского, смущения, тесноты, бессилия к произношению слов Евангелия, молитв, возгласов, ектений. Господь умилосердился на слезы мои и помог отслужить (а то боязнь, робость, малодушие и бессилие сердечное одолели меня). (Вчера у Маркова чревоугодие.) Благодарю Господа, явившего мне помощь при совершении двух крестин, свадьбы и молебна (в доме Александры Петровны Мурашовой в квартире Прокопия Евдокимовича Олейникова). После последнего молебна я сидел и угощался, и в это время меня осквернил и умертвил внутренне один нечистый помысл, но я в покаянии возвел взор ко Господу, к иконам, и Он тотчас избавил меня, даровав мир, правоту, свободу.

26 апреля

Благодатью Божией пришел церковь] целым после тяжких уязвлений от злых демонов: то жало боязни и страха, то жало мерзости, то жало злой подозрительности и мнительности вонзали они в мое сердце и пресекали голос мой, говорение ектений, возгласов. Но слава Господу, непобедимому в милости: всякий раз, как я в покаянии взывал к Нему о защите и спасении, Он избавлял и спасал меня, исцелял раны сердца моего, палившиеся от угрызений супостатов злейших, лукавнейших, неусыпных (и наклонения дьячка были мне крайне неприятны, и присутствие офицера и каких-то посторонних девиц (полковник Заруднев): они казались мне наблюдающими надо мною, а не молящимися, – о, лукавство!).

После обедни. От многих тяжких, смертоносных искушений и падений внутренних избавил меня многомилостивый Господь по вере моей ради искренней покаянной молитвы моей внутренней в начале литургии при омертвении сердца по причине всегдашних наветов и искушений от врагов в начале литургии, ибо не дают мне спокойно ни совершить проскомидию, ни начать литургию оглашенных; потом после прочтения молитвы о избавлении от крамолы и хранения государя, затем по великом входе, далее по заамвонной молитве, из коей пропустил несколько выражений, по отпусте, на коем пропустил некоторых святых по причине конфузливости глупой, и особенно после панихиды, на коей скрал слова отпуста, именно сладчайшие слова Воскресый из мертвых... и прочие. После панихиды был молебен, и на молебне для чтения Евангелия я вышел победителем в державе крепости Христовой, поправшей врагов моих лютейших: прочитал Евангелие твердо и сказал отпуст. Дома после обеда Господь избавил меня за покаяние внутреннее от поползновения блудного внутреннего в мысли и сердечном движении. Благодарю Господа!

Даруй мне, Господи, искренно молиться о всем исполнении138 церковном, то есть о всех членах ее, живых и умерших, и искренно призывать в ходатаи всех святых с благоговением и любовью. О, как высока, небесна и пренебесна литургия и как я недостойно совершаю ее всегда! Как я нечист, низок, земен, не небесен, грешен, не свят! Какие пакости и нечистоты влагает супостат в сердце даже во время литургии, когда надо всему исполниться огнем Духа Святого! Какая раздражительность! Какое ударение врагов по нервам! Весь немощь, весь грех и страсть, весь болезнь, весь боязнь и тени своей боишься, когда бы надо быть исполнену величайшего спокойствия и дерзновения, достоинства, высокости божественной!

После вечерни. Служение мною вечерни сопряжено было сегодня для меня с величайшими искушениями: раз по причине мнительности моей, что не безмездно посещаю школу попечительства и за малые труды беру до [...] рублей в месяц, опуская много уроков; во-вторых, по причине конфузливости моей от присутствия двух незнакомых девиц, на коих я не смел и взглянуть. Ектению великую путал, недоговаривал, просительную тоже. Только сугубую порядочно говорил на клиросе. Уязвления змиины смертельные, лютые; несколько раз я молил Господа избавиться от них, и Господь спасал. На повечерии отпуст сказал весь, ибо крепко помолился Господу после уязвления на отпусте вечерни (мною скраденном от боязни и смущения и уязвления) и испросил прощение, избавление, мир и дерзновение. На молебнах опять умерщвление змиино по прочтении не сполна Евангелия, и после молебна покаяние и уврачевание. Молебен и панихиду у Екатерины Степановны старушки служил спокойно, особенно у Евгении Максимовны. После этих треб идя домой, рассердился на одного нищего попрошайку, пнул его ногой в ярости, потом руками его толкал и выпроваживал со двора, хотя и подал потом двадцать копеек. Опять смерть сердца, и опять молитва покаяния дома на коленях, крепкая, слезная, и опять Господь помиловал и струи смерти прекратил, даровав струи жизни.

27 апреля

Вторник. Господи! Благодарю Тебя за чудные и великие милости Твои, которые Ты удивил на мне при служении утрени многократно, избавив меня от уязвления демонов лютых и дав мне исцеление, мир, силу и крепость к сердечному служению; также после молебна, бывшего по утрени, Ты исцелил меня от того же уязвления демонского, когда я припал с теплой верою к престолу Твоему.

После обедни. Благодарю Господа за вразумление и всесильную помощь и избавление от крайней беды во время литургии после великого входа, когда я смертельно смутился – то от думы о богатых поручах, особенно же от падения кадила с горячими угольями и ладаном горящим на ковер пред престолом, ибо я выронил его из рук от парализованности сердца моего пристрастием; душа моя была смущена, взволнована, обессилена, пронзена жалами бесовскими, но я не впал в отчаяние и, прильнув сердцем и устами к Сидящему на престоле, просил Его милости, которую скоро и получил, и продолжал служить довольно покойно, и причастился животворно, обновительно, и заамвонную прочитал спокойно, сердечно. Искушение тяжкое было со мною и ранее, пред чтением и во время чтения молитвы об уничтожении крамолы и сохранении государя: от пристрастия к тем же поручам мое сердце оболезнилось, обессилело, умерло. О я, окаянный! О, прелесть смертоносная благ земных! В едином Боге жизнь моя, покой, сила моя, слава моя, свет мой, пища, питье, одеяние мое! Никто и ничто отселе да не прельщает меня – один Господь всё мое сокровище, богатство, красота, сила, слава!

После вечерни. Благодарю Господа, явившего мне помощь и милость Свою во время вечерни, затем в квартире Павла Степановича Бурачка, когда я воззвал ко Господу тайно о избавлении от тесноты и уныния, и в квартире Прокопия Евдокимовича Олейникова (дом Герасима Мурашова), где я молился неискусным языком о петербургских гостях: Параскеве [Е...] Строгановой и дочери ее Феоктисте и чадах их Александре и Клавдии.

Кто плотоугодник, чревоугодник, кто любит украшения и тщеславится ими, кто сребролюбив и любоимётелен, кто человекоугодлив и лицеприятен, кто любит отличия мира сего и всякие удовольствия мира, тот не может быть боголюбив и душелюбив (человеколюбив), ибо нельзя двум господам работать [Мф.6:24], – и как он будет искренно ходатайствовать о душах и заботиться о спасении их?

Благодарю Господа за совершенный непреткновенно благодатью Его молебен после вечерни с чтением Евангелия на запад, лицом к людям.

Благодарю Господа за многоразличное и всегдашнее проявление во мне милости и силы Божией по молитве моей за покаяние малое, за познание моего окаянства и моей страстности. Благодарю Господа за преодеяние меня правдою Своею Божественной.

28 апреля

Среда. Тяжкие искушения перенес я сегодня во время утрени и обедни ранней в самом начале, во время шестопсалмия и великой ектении (от мнительности касательно свечек над головой вверху, у Тайной Вечери); во время чтения кафизм я приложился в покаянии и молитве к святому престолу, и Господь избавил от тьмы стрел лукавого; потом при чтении канона враг смертельно уязвил меня озлоблением тайным на дьячка, нескладно, неблагозвучно начавшего петь, – во время канона в конце Господь избавил; ектений сугубой и просительной не говорил от боязни демонской. За обедней вначале умерщвление, потом по молитве покаяния оживление; на великом входе теснота и скорбь, по молитве чудное спасение и совершение Таинства без преткновения; заамвонную читал всю, отпуст тоже весь.

Четыре часа вечера. Сейчас Господь избавил меня по молитве покаяния от смерти греховной, от жал смертоносных (от сладострастия внутреннего), и сколько раз Господь избавлял меня сегодня и во время утрени, и ранней литургии, и в гимназии! Слава Господу!

Пред вечерней бесплотные враги воздвигли во мне величайшую, смертоносную бурю душевную, возмутившую всё существо мое чрез ничтожный повод: указание жене и свояченице на толстый слой масла, намазанный излюбленной их прислугой Анной на ломоть, со словами: «Вот отчего скоро истребляется ваше масло!» А они клеветали на нелюбимую прислугу Евдокию, будто она крадет масло. Когда они услышали от меня эти слова и увидели ломоть с маслом, то это было им неприятно, что то есть я говорю это на любимую ими дурковатую слугу и защищаю другую, и они набросились на нее, доведя ее до слез. Эта обида меня крайне возмутила, потрясла меня всего; я пошел и пришел к вечерне смущенный, умерщвленный, и прежде начатия вечерни довольно долго припадал к святому престолу с покаянием и мольбою об утолении бури моей и оживотворении меня, – и слава Богу! Господь не оставил меня, утишил мою душу, но я всё-таки побоялся после такого страшного волнения говорить ектении, чтобы совсем не прервался голос мой и я не онемел бы. Зато пел хорошо. Предал себя и домашних моих Христу Богу, да управит Он, всеблагий, пути наши, да умирит жизнь нашу, да не попустит вдове обижать тех, кого она захочет. Господи! Возмери тою мерою, какою мерит она другим. Научи ее правде Твоей.

29 апреля

Благодарю Господа за победы благости и силы Его во мне над невидимыми врагами, за избавление от их угрызений и за непреткновенное служение утрени, также за избавление по приходе домой от движения сладострастия после того, как я усердно помолился, каясь в прелести; торжественно, радостным голосом читал и пел я канон и стихиры на хвалитех и на стиховне. После великой ектении супостаты возбранили мне говорить стихи Бог Господь и явися нам и прочие. При произношении самой ектении старались делать запинания и до ектении, при чтении утренних молитв, старались смутить и развлечь, рассеять мысли и сердце... Бесчисленные козни!.. И все их сокрушает Господь. Слава Господу!

После обедни. Сколь много и сколь тяжких во мне немощей и пристрастий, порабощающих и изнуряющих душу мою и отчуждающих от любви к Богу и ближнему! То пристрастие к пище и чреву (черствые просфиры бледные), [...], то к одеянию изрядному и красивому и к разным украшениям блестящим и драгоценным (хороший новый подризник синего штофу и бархатные, золотом вышитые поручи и другие мечты мои), то пение неблагозвучное (иногда только мнимо, а не в самом деле) или более обыкновенного протяженное, хотя и стройное, то озлобление напрасное смущают меня до глубины, удаляя от Бога и от искреннего, благоплодного Ему служения и пренебесным Его Таинствам; служение священническое, которое есть высочайшее, пренебесное служение, служение небесной правде и святыне, бесконечной благости и милосердию, нетлению и бессмертию человеков; эти пристрастия, во мне произросшие, уничижают, парализуют, делают меня нередко недостойным и бесплодным и подвергают праведному проклятию Божию, ибо сказано: Проклят человек творяй дело Господне с небрежением [Иер.48:10]. Всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, говорит Господь, не может быти Мой ученик [Лк.14:33], а мы лихорадочно заботимся о приумножении своего достояния и состояния и нерадим о душах. Стремимся к насыщению тела и оставляем истаивать душу и души гладом духовным, порабощаем их земной суете, земным страстям, попирая образ Божий.

Бесчисленны были мои внутренние падения во время, до и после литургии и люты, смертоносны, но без числа Господь и принимал мое покаяние, и миловал меня, избавлял, оживотворял, умиротворял, защищал, расширял и облегчал мое сердце, водерзновлял, даруя мне бодро и с достоинством смотреть на всех.

Сколько идолов различных приютилось и живет в моей душе, отчуждая ее от Бога и от ближних! О бози мнози и господие мнози, да истребит вас Господь небесе и земли! Аминь.

Читая молитву Отче наш, надобно читать ее всей душой, с участием всего ума, всего сердца и всей воли, разумно, или осмысленно, с чувством искренним, с полной ревностью и усердием жить свято во всем житии, искать всегда и везде Царствия Божия и правды Его, исполнять во всем волю Божию, угодную, благую, спасительную, избегать лишних забот любостяжания и чревоугодия, довольствоваться малым, не завидовать, не злопамятствовать никогда и ни на кого, а всем всё прощать, что касается нас лично, удаляться искушений и соблазнов и крепко бороться против всякого греха, призывая всегда на помощь Господа Бога, яко Его есть Царство, и сила, и слава во веки, аминь. 30 апреля 82 года. Буди!

30 апреля

Пятница. Благодарю Господа, избавившего меня от тьмы искушений и бед, приключившихся мне во время и после утрени (Александра Ивановна Третьякова: при каждении храма лицо ее показалось мне изумленным139, недобрым, и я тайно озлобился на нее по действу диавольскому, из-за того много бед). Пред исповедью петербургского мясника Григория и жены его Пелагии.

После гимназии. Благодарю Господа, избавившего меня скоро от непотребного движения сердца и плоти во время урока в первом классе после тайной молитвы ко Господу и осуждения себя.

После вечерни. Благодарю Господа, многократно избавившего меня от язв душевных, причиненных змиями духовными, во время и после вечерни пред исповедью прихожанок.

Десять часов вечера. Благодарю Господа, сотворившего со мною милость избавления по молитве покаяния моего на ходу на Медвежьей улице пред входом в квартиру племянника и племянницы моей. Душа моя была в смертельной тесноте от страстей моих, от недоброжелательства, зложелательства, злорадства, скупости и жестокосердия моего. Когда я искренно покаялся, призвав всем сердцем Господа Иисуса Христа, узы грехов рушились и я получил свободу, мир и дерзновение, свет и силу. Вот и в эту минуту опять Господь избавил меня после тайной молитвы от новой тесноты.

Благодарю Господа, укрепившего меня спокойно, с чувством искренним прочитать молитву (уже второй день) об избавлении от крамольников и соблюдении царя нашего Богом на долгие лета. Даруй всегда, Господи, искренним сердцем, духом и истиною молиться Тебе о всех, наипаче о властях.

* * *

135

Выну (церк.-слав.) – всегда.

136

Преосвященный Николай (Доброхотов; 1800–1864).

137

Молитва Евхаристического канона «Достойно и праведно Тя пети...».

138

Исполнение (церк.-слав.) – полнота.

139

Изумленный (церк.-слав.) – исступленный, обезумевший (изумити – привести в исступление, отнять разум).


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle