Источник

Сентябрь 1876 г.

4 сентября. Благодарю Господа, спасшего меня от лукавства, неприязни, гордости, зависти, малодушия, сомнения, смущения, боязни бесовской, черствости и грубости сердечной, которые я ощущал в себе во время панихиды и после ее в квартире Владимира Д.Никитина. Чувства неприязни относились к дьячку отца Павла [Ивану] Адрианову и к самому протоиерею. Я сознал, что туне их возненавидел, и осудил себя искренно, пришедши в церковь и припав к престолу Божию святому, страшному, животворящему.

Благодарю Господа, даровавшего мне вчера благодать добре совершить Тайну Крещения в Песочной улице, в доме Бубнова, с великим дерзновением.

7 сентября. Благодарю Господа за чудеса милости и силы Его, явленные во мне при служении ранней литургии от купца Владимира Д.Никитина, церковного старосты: в превосходстве дерзновения и силы я сказал весь отпуст и прежде него прочитал заамвонную, помянув Святейший Синод и Преосвященного митрополита, ихже даруй и пр. Весь день я был силен милостию Божиею, несмотря на питье пива (а тяжесть, впрочем, чувствовал).

8-го сентября. Слава премилосердому Господу, сотворившему со мною милость в день сей при служении Божественной ранней литургии и победительная на невидимыя враги мне даровавшему, кроме хладного и неприязненного чувства к митрополиту Исидору (в чем каюсь искренно). Из-за чего я почувствовал вот уже давно отвращение к Преосвященному митрополиту? Из-за его презорливого, как мне показалось, обращения со мною, убийственно презорливого. Но я и должен считать себя ниже всех и хуже всех по грехам и по немощам моим и должен радоваться, когда меня ранят, унижают, бьют, режут, жгут, как выражается в одном слове архиепископ Григорий Казанский34. А если я обижаюсь на владыку, то, значит, я сам себя еще не знаю и льщу себе, на погибель себе, мню о себе нечто, как будто я большего достоин. Итак, благодарю Бога за бывшее умиление35, яко по достоинству восприятое, и благослови, Господи, архипастыря моего, умудри его и спаси его, ибо Ты его просвещавши и спасавши, как и меня недостойного, и молитвами его смиренными, пламенными, исполненными любви Твоей помилуй и спаси мя грешного. Аминь.

9-го. Благодарю Господа за силы Его, явленные во мне при совершении литургии, особенно по окончании ее, при потреблении Святых Даров, когда пред тем я разгневался на дьячка Зрелова (хотя неправедно) за малое пение вместо причастных стихир; тут Господь даровал мне после покаяния моего жизнь из мертвых, тесноту обратил в пространство, огнь греховный в росу благодати, смятение в мир, смерть в жизнь. Слава Божественной литургии! Слава Божественным Тайнам! После обедни ездил в Питер (после классов).

11-го. Суббота. Благодарю Господа за чудные дары литургии, за огнь животворящий, чистительный от всех скверн греха, избавительный от всех козней вражиих, миротворный и просветительный. Тяжкое искушение навел враг чрез протоиерея, служившего раннюю обедню за отца Матфея: я ощутил в себе крайнее нерасположение и неприязнь к нему за его холодность к Богу, к богослужению, к бедным, за его скупость, неподаяние, хотя он всегда тих и кроток был со мной и даже отечески ласков. Я всячески осуждал себя за эту неприязнь, хотел переломить свое сердце, заставить его любить отца Павла, моего настоятеля, отца, но враг, дух неприязни, глубоко гнездившийся во мне, одолевал меня, возмущал, поревал к неприязни. Так она временем и обстоятельствами укоренилась. Окаянный, я забыл множество грехов своих, чтобы себя ненавидеть за них, а грехи настоятеля видел и помнил и ненависть к нему богопротивную, нелепую, безумную не оставил и таким образом сам в сугубые грехи впал. Слова Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» [Мф.5:44], забыл или, вернее, не забыл, а пренебрег и не исполнил их. Обвиняю себя, осуждаю себя искренно и милости у Тебя, Господа моего, Сердцеведца и Судии праведного и милосердого, прошу, и прошу также благодати любить и чтить настоятеля моего и самого владыку архипастыря моего, к коему также не имел и не имею расположения сердечного, а себя, своего ветхого человека отрещись, возненавидеть, как богопротивного и бесоугодливого, самолюбие отринуть, страсти и похоти свои распять.

13 сентября. Воскресенье. Благодарю Господа, простившего мне грех строптивости против нищих и тесноту обратившего в простор (я на литургии благодарил Господа за сие) и даровавшего мне благодать в мире совершить литургию, животворно причаститься Святых Таин и сказать слово. Вечером, в десять часов, тяжко согрешил я пред Богом, пред Владычицею, пред всеми святыми, пред людьми и пред нищим братом, ударив его по щеке за прошение милостыни. Осуждаю и обвиняю себя; особенно потому, что я, будучи священником и долженствуя подражать Господу, Агнцу Божию, в кротости, смирении, терпении и державши в десной руке Агнца Божия, пришел в ярость и ударил по щеке нищего, имевшего нужду. Осуждаю себя по всей строгости. Я помолился Господу со слезами, и Он простил мне грех мой. Слава Его милосердию и долготерпению! Впредь да блюду себя.

Вот этого с отцами Павлом и Матфеем, тем более с отцом Александром, не бывает, чтобы то есть они ударили кого-либо по лицу или в другое место, только я такой нетерпеливый, дерзкий и злой, что бью в темноте по лицу нищих. И этим, и многими другими грехами я заслуживаю величайшее наказание от Бога и от людей. Но, Владыко Господи, Ты власть имееши прощать грехи многие и лютые – и еще в покаянии приими, помилуй мя падшего и прости великие прегрешения мои имени ради Твоего Святого, и на будущее время от всех действ злых свободи мя и на путь заповедей Твоих настави мя. От пресыщения мясом эта дерзость во мне и от рюмки водки, которая сердце делает грубым и жестоким, хладным, нечувствительным.

14. Благодарю Господа, отъявшего скверну греха от сердца моего по внутренней молитве моей, когда я сидел с отцом Сергием, иеромонахом Семиградской пустыни Кадниковского уезда Вологодской губернии, рассказывавшего мне о чудесах Божией Матери от чудотворной Ее иконы. Мучил меня враг, дух нечистый, мерзостью своею, – и вот, по милости Господней, она отброшена. Слава Богу!

Слугу Екатерину старуху в неверности обличил, что отовсюду тянет себе, что на руку нечиста.

В Воздвижении Креста. О крестном знамении; для чего слагаем три перста и два и полагаем на челе, на сердце и на раменах, то есть на плечах? Для того, чтобы мы крепко напечатлели и носили в уме и в сердце Святую Троицу и единого из Троицы, Бога и человека Иисуса Христа, из любви к нам, нашего ради спасения претерпевшего крест, муку и смерть. Чтобы любили Святую Троицу всем сердцем, всем помышлением, всею силою как нашего Творца, Промыслителя, всех благ Подателя, Спасителя и праведного Судию, да и друг друга как члены единого тела, ибо Иисус Христос соединил с Собою человеческое естество и нас друг с другом; чтобы размышляли чаще о сверхъестественном чудесном спасении нашем от греха, проклятия и смерти Святою Троицею чрез сошествие Святого Духа на апостолов, а чрез них на всех верующих в Таинствах при богослужении или молитве в церкви и дома и на всяком месте, ибо Дух Святой теперь «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» [Ин.3:8]; чтобы распяли плоть свою со страстями и похотями и стремились к духовной жизни, к добродетели всякого рода.

Горе мне, тяжко мне вчера было от пресыщения мясом, щами, яблоками (два небольших): живот пучило, я не мог владеть собой, своим сердцем, враг осилил меня. Только под конец всенощной благодать, по молитве моей, одолела во мне смерть и имущего державу смерти, и мне стало гораздо легче, голос стал чистый, звонкий, а в ночлежном приюте Божией милостью служил бодро и громко, чистым голосом, хотя с немногим, под конец, замешательством; концы, отпусты мне не даются часто: на народ боюсь смотреть по диавольскому наваждению.

Грех берет нас в плен с каждым днем больше и больше, захватывает нагло, владычествует свирепо, злополучной, мучительной вечности желает нам злобно – влечет в нее сильно, неусыпно. А мы что? Идем с завязанными глазами или спим непробудно. «Задремали все и уснули» [Мф.25:5]. Я первый таков.

Огонь горящих восковых свечей и лампад, как и самое кадило с горячими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного – Духа Святого, Который есть вечное благоухание святыни, [сшедшего] во огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг ко другу; огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и всю его прелесть, всякую неправду; напоминает нам о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью нет, ибо имеем оледеневшие сердца. Так в храме всё поучительно и нет ничего праздного и ненужного.

Боже мой! Боже мой! Всё более и более, сильнее и сильнее крепнут во мне страсти и одолевают меня, ожесточают, леденят сердце, от Бога разлучают и отчуждают: нужна борьба постоянная, искренняя, твердая, нужны подвиги, поты, молитвы непрестанные. А я нерадею, ленюсь, предаюсь наслаждениям, для души убийственным. О, безумие вольное! Но да помню грозное праведное слово святого Апостола: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» [Евр.10:26–27]. Да читаю чаще послание апостола Павла к Евреям и Апокалипсис.

Засматриваться с целью услаждения на красивые лица человеков, хотя бы и на свое, – значит приготовлять в сердце почву неприязни и презрения к людям некрасивым, неблагообразным, изуродованным болезнями или от природы. Так и бывает. Любовь должна быть нелицемерная, ко всем равная, ради единства природы, одинакового достоинства ее у всех людей, ибо все по образу Божию, все искуплены от греха Сыном Бога Живого, все званы к вечной жизни, все сподоблены тех же Таинств – отрождены36, запечатлены Святым Духом, причащаются Пречистых Тела и Крови и прочих Таинств. А плоть наша, сердце наше и помышления и чувства наши лукавы, нечисты, ложны, влекут нас в тлю и погибель. Зрение ищет наслаждение в красоте, но большею частью в плотской, телесной, ища ее для грубого наслаждения плотского; вкус превратили мы в алчность, осязание – в страсть, обоняние – тоже, слух – тоже: всё у нас обращено в повод к тлению и от Бога удалению.

14 сентября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить литургию непреткновенно, кроме «ихже даруй святым Твоим церквам» и конца заамвонной молитвы, да пропуска на отпусте святого апостола Андрея Первозванного и Петра и Павла, святого Иоанна Златоустого, святого Александра Невского, – враг обессилил за мое малодушие и маловерие и, главное, за чревоугодие и пресыщение. Пост! Пост! Пост! Даруй мне, Господи, не есть мяса, рыб великих и жирных, и вообще есть мало. Господи! Согрешил я, возлукавновал пред Тобою за обедом, возгнушавшись изрытого оспою лица племянника моего Ивана Фиделина, грубого и некрасивого, и презрел созданного по образу Твоему, иже есть в душе его и который из-за лица нимало не теряет своего благообразия и своей божественной красоты. «Вся слава дщере царевы внутрь» [Пс.44:14], а не вне.

14 сентября. Вечер. Испытал меня сегодня Господь в вечерние часы и нашел меня неправым, лукавым, блудным, чревоугождающим, корыстным, недушелюбивым, недоброжелательным, боязливым, неверным при соборовании Параскевы Ивановны Мурашовой в девятом часу вечера. Но Многомилостивый принял мое покаяние и помиловал меня, очистил, умиротворил, возвеселил. Скоро пленил меня диавол, но скоро Господь и помиловал меня, приняв мое скорое покаяние и избавив от работы вражией. Это во время соборования. А до соборования еще большее чудо избавления совершил во мне Господь. Слава Господу! Слава! Слава!

15. Согрешил пред Богом, поспешив служить литургию ради поездки в Питер по делам попечительства, делом Божиим бесконечно великой важности пренебрегши некоторым образом. А между тем в Питере ждал очень долго купца Громова, можно бы и не торопиться службою. Подполковник Петров поторопил – но сам я более виноват.

16 сентября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно утреню, с миром и дерзновением, по молитве моей о сем. Благодарю Владычицу Пречистую, всегда спасающую меня от козней вражиих. В начале службы (полунощница) согрешил пред Богом – обиделся на отца Александра, что не пришел ко мне приветствовать меня, как я подходил прежде к старшей братии и теперь, но когда жало бесовское стало очень жечь меня, теснить, тогда я раскаялся в своем безумии, самолюбии и глупом честолюбии, познав, что враг бесплотный разрушает нашу братскую взаимную любовь из-за пустейших предлогов и что я сам должен предупреждать братию, даже младшую, в почтительности, что я должен сам за удовольствие считать отдать, прежде чем меня почтут, другим честь, ради образа Божия в их душе, ради имени Христова, нареченного на них, ради членства Христова, ибо суть братия Христовы, Духом Святым отрожденные и водою, чада Его, плоть Его и кости Его. После этого покаяния и в силу этого духовного мудрования я сделался покоен, Господь простил мне грехи мои. Слава Господу, разрушившему и разрушающему козни вражии!

Господи! Еще толку в двери милосердия Твоего: внуши рабу Твоему Илие Феодуловичу Громову простить долг попечительства, да в веселии трудимся на пользу братии нашей во имя Твое. Буди! Аминь!

18. Суббота. Благодарю Господа, явившего мне сегодня бесчисленные милости Свои: отъявшего многократно злобу от сердца моего за покаяние мое, хладность и мертвенность сердца моего; явившего мне помощь великую в служении литургии, так что я непреткновенно совершил всю службу – утреню и обедню и причастился животворно. Только по окончании обедни, при употреблении Святых Даров, ужасно искусился чрез отца диакона, не отдавшего должной чести Господу в лице моем – не целовавшего руки в некоторых случаях. Это обстоятельство меня огорчило, и очень, по действу вражию и по моему поползновению на грех. Я глубоко осудил себя в нелюбви к ближнему; в отсутствии кротости, смирения, незлобия, терпения. Вспомнил я слово святого Максима о любви – что кто сердится на брата, хотя бы за обиду его, тот не имеет любви. Вспомни Господа, как Он незлобиво всё претерпел и сердобольно молился о врагах Своих злейших. А я не могу, окаянный, сердечно молиться и не о врагах, а только о кажущихся такими: сердце хладеет и сжимается и слова замирают на устах. Я язычник, а не христианин.

Священник служит орудием творческого благословения для брачующихся. Как он должен быть возвышен в своем служении. У Бога вся добра зело, чисто, прекрасно, безвредно.

Ветхозаветные Писания, читаемые часто при богослужении, [разительно, образно] доказывают истину православной веры чрез событие прообразованное и пророчество ветхозаветное в Новом Завете; доказывают верность Божию Своим обетованиям и божественное происхождение Писаний Ветхого и Нового Заветов. Спаситель подтверждал неоднократно божественность предсказаний, говоря: «да сбудется Писание», и: «совершишася» [Ин.19:30]; наконец под конец мира Ангел возгласит: «совершилось» [Откр.16:17], и будет конец всему.

Без Бога, без Христа человек весь обветшал, стал весь гнилью, дрянь дрянью, и Христос, искупив нас от греха, проклятия и смерти, сделался всем для нас – правдою, освящением, избавлением, светом, жизнию, силою, пищею, питием, одеждою. Горе не верующим во Христа, не ведущим Евангелия и себя самих: они пребудут мерзостью, гнилью или тлением. Блажен, кто познал всю глубину своего растления и всё свое бессилие для добра, свою нищету, бедность, наготу и всякого блага ищет только во Христе, именно: нетления, правды, добра, силы, света, славы истинной, нетления.

В вере Христовой всегда всё ново и всё обновляет нас, если принимаем всё в ней искренно, чистосердечно. Таково свойство Христовой веры, чтобы обновлять всех, искренно ее приемлющих. Отчего же не обновляется человечество, например христианская Европа? – От неверия или от искажения веры, или по причине отпадения от истинной Церкви и ее благодати и ее обновляющих средств – Святых Таинств. Апостол Павел изрек анафему от Церкви и Христа всем, кто благовествует иначе, чем Апостол благовествовал [Гал.1:8–9]. Вот как важен догмат евангельский! Вот отчего в христианских обществах нет обновления!

19 сентября. Воскресенье. В Англиканской церкви огромный пробел и недостаток – непочитание Божией Матери, святых Ангелов, святых пророк, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; непочитание креста; непризнание истинного Тела Христова в претворенном хлебе и пр. Грех участвовать в службе Англиканской церкви. (А мы каждую седмицу особенно чтим их по достоянию, то есть святых.)

20 сентября. Благодарю Господа, избавившего меня милостиво по молитве моей от великой скорби, тесноты и омрачения по случаю подозрения моего неправедного слуги моей Екатерины в воровстве сливок и прочих припасов. Около часа я находился в этой тесноте, в омрачении бесовском (до молебна в седьмом экипаже у матроса, на молебне и после молебна при прогулке пред временем классическим (двенадцать с половиной) в Петровском парке). Сильно и долго взывал я ко Господу, и наконец Господь, видя труд мой и глубину покаяния, преклонился ко мне на милость и избавил меня из тинистого рва (страстного сердца). Я был покоен в классе.

Что же на поверку оказалось в тот день вечером? Я был неправ в своем подозрении: слуга Екатерина была права. Сливок было взято две, а не три бутылки в субботу, я же думал, что три, третью считал похищенною. Из-за таких пустяков – и столько греха! И себя лишил Бога и покоя, и на ближнего имел неправедное подозрение и готов был даже сделать выговор резкий. Боже! Прости мои согрешения, мои пристрастия! «Ты силен в милости и благ в крепости, во еже 37 помогати и утешати и спасати вся уповающая во имя Твое Святое!» 38

21 сентября. Благодарю Господа за превеликую милость Его, излиянную на меня, когда я глубоко каялся в нелюбви, неприязни, хуле и дерзости заочной к протоиерею за вырубку здоровых дерев в саду его, принадлежащем не ему лично, а настоятелю собора. Я заповедь Господню разрушил из-за древ бездушных, возненавидев в душе протоиерея Павла, старца и начальника моего. Долго я сокрушался и молился дотоле, пока сокрушением сердечным изгнал грех (да вместе и слезами). Слава обновлению Господню, слава милосердию, долготерпению Господню!

Во время вечернего чая сделал новый грех, уязвивший меня: произнёс из сердца ропот и хулу на зятя Василия Фиделина за умножение детей – мальчиков, плохо учащихся, то исключаемых, то оставляемых еще на год в том же классе. Опять покаялся пред Господом глубоко, искренно, осудив себя беспристрастно за хулу на благословение Божие: «раститеся и множитеся» [Быт.1:28], и опять помилован Господом, опять Он, многомилостивый, разрушил клятву и даде мне благословение и, упразднив во мне смерть, даровал мне жизнь39. Слава Его милосердию! Слава Его обновлению! О, в какой тесноте смертной я был!

Две вещи крайне изумляют меня: безмерная любовь Бога к человеку, крайнее снисхождение Его к человеку, смешение и срастворение Бога к человекам и – злоба в сердце и неблагодарность человека к Богу, отчуждение человека от Бога, унижение человека до скотского состояния при содействии лукавого! О, бессмысленность наша! Неблагодарность наша, невнимательность наша! Злоба, гордость наша! Человек по образу и подобию Божию! Человек – чадо Божие, сын Божий, дщерь Божия, член Божий, от плоти Его и костей Его, овца словесного стада его. И в чести сый человек часто-часто не разумеет, прилагается скотом несмысленным и уподобляется им [Пс.48:13]. Сам, Боже, восстави нас! За всех и от лица всех человеков молюсь Тебе! Буди!

22 сентября. Сегодня поутру во время утрени и ранней обедни я был сильно возбужден против протоиерея за вырубленные в саду его деревья, но я покаялся, избавился от муки смятения и тесноты и совершил обедню добре по благодати Божией. Вечером, пред молитвой у Бурачка опять взяла неприязнь к отцу Павлу – молитвою опять победил и спасся. Слава Господу!

«Твоя от Твоих». О, какое родство! Какая близость к Богу! Чувствует ли сердце приносящего жертву мира – жертву хваления, жертву спасения всемирного – чувствует ли оно свою близость к Богу, свое сродство с Богом? И трепещет ли любовию святой?

23 сентября. Два величайших чуда совершил со мною Господь: избавил меня от великой тесноты, скорби и срамоты, нашедших на меня за ярость на нищего и за драние его волос за попрошайство ([Головарев] ...), и от подобной срамоты, скорби и тесноты вследствие блудных и прелюбодейных движений сердца при разговоре с Марьей Константиновной, свояченицей. Что за сие принесу? Доколе буду злоупотреблять милосердием и долготерпением?

24 сентября. Благодарю многомилостивого Господа, удивившего на мне и ныне милость Свою в избавлении меня от грехов и от скорбей и теснот, по вере моей и покаянию сердца моего. Миро излиянное воистину имя Твое, Господи [Песн.1:2]! И таково оно было для меня и сегодня, и вчера, и третьего дня – и вечно будет таким. Аминь. Бальзам врачебный имя Твое, Господи! Камень белый и убеляющий душу мою имя Твое, Господи! Сладость – имя Твое, вечная сладость, нетленная; мир мой, избавление мое, сила моя; святыня и правда моя! Лепота моя! Сила моя и слава моя! Щит мой, о который притупляются острые стрелы врагов невидимых и видимых; оружие непобедимое, дерзновение мое. За всё сие благодарю и славлю Господа!

25. Благодарю Господа, призвавшего меня к служению литургии ранней и даровавшего мне благодать умиления, слез и великого избавления от прегрешений, мира, дерзновения, свободы в причащении пречистых и животворящих Твоих Таин. Утвердил сие Господи во мне при провождении покойницы Татианы, когда я был в тесноте вражией и в покаянии молился Господу, Он державно спас меня.

Господи! Призри на слугу мою Екатерину и воспрети ей красть добро мое, обличай ее, да не дерзнет простирать руку свою на хищение, и меня избавь от мучительного подозрения и во всем иметь надежду на Тебя. Ибо велико без числа то, что Ты со мною еси, Господи! Твое существо и естество во мне, бессмертное, всеблаженное. Слава Тебе!

Господи! Вся, елика просих у Тебя пред Святыми Тайнами Твоими, даждь мне получити! Не себе ради, но бедных ради и ради членов попечительства. Буди! Себе самого нам даровавый, како не с Собою вся нам даруеши? Ей, Аминь.

Сколь сильны были страдания Иисуса Христа на кресте за грехи всего мира, столько сильна была любовь Его к нам и ко мне, грешному; сколь крепко Он был пригвожден ко кресту, столь крепко он хочет привлечь и привязать меня к себе. О, любовь! Любовь, любовь Христа Бога моего со Отцем и Духом Святым! Даждь мне, Господи, всегда чувствовать ее, и слезы лить, и соответствовать ей по силам моим. Буди! Буди! Буди! Плоть грехолюбивую да распну.

26. Ночью на 26 сентября ужасно ломило у меня голову, особенно темя, и я не знал куда деваться, как избавиться от того. Наконец я совсем встал и оделся во всю одежду, даже в рясу, и лег под теплое одеяло; слава Богу, скоро утихла боль. Но отчего она? Оттого, что два яблока крепких съел пред обедом, а потом ел жирные щи и жирное мясо и жаркое особенно, и вышло несварение желудка и боль в голове. Да и на ночь съел крымское яблоко, остатки арбуза съел: всё вместе повредило. Особенно мясо, пресыщение: мяса не есть, не есть. Шоколад на крестинах пил нехороший, донское пил, и это повредило. Благодарю Господа, исцелившего меня. (Голова болела пред сильным дождем и туманом при восточном ветре.)

Тебя привлекает красота плоти, лица человеческого и отвращает от себя некрасота, неблаголепие, безобразие? Но что такое красота плотская? Минутное проявление красоты Творца и Создателя, красоты души, которая по образу и подобию Божию; потом это – прах, пепел, гной. И неблагообразие лица не должно отталкивать от человека, ибо и Господь, краснейший паче всех сынов человеческих, не имел вида, ниже доброты [Пс.44:2]; неблагообразие лица не лишает душу благообразия. А душа – главное в человеке, вечное существо.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию во благодати и причаститься животворящих Таин в чудное оживление мне, умерщвленному житейскими сластями и похотями. Мгновенно я ощутил в себе животворящий огнь и очищение согрешений, мир, свободу, легкость, простор, силу и дерзновение.

Благодарю Господа, явившего мне милость и помощь Свою небесную пред чтением и во время чтения отходных песней и стихир и молитвы канона на исход души; когда я утеснялся и обуревался и был ужаляем жалом змииным сребролюбия, тогда я возвел очи ко Господу и прочитал молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш, Иже ecu на небесех», – и Господь избавил меня. Меня особенно тронули слова: «Иже ecu на небесех». Я думал: как возвышена и премудра эта молитва Господня, при краткости своей объемлющая все наши нужды! Она на первых словах отрешает нас от житейских, земных пристрастий и возносит наши сердца на небо; а между тем мы земны, суетны, пристрастны к тленным, здешним благам и из-за пристрастий земных оставляем часто единое на потребу – спасение души, нерадим о ней, теряем любовь к Богу, Источнику жизни, и к ближнему, особенно к душе его; не ценя своего спасения, не дорожим и спасением других; началом всех наших отношений к ближним становятся плотские удовольствия, деньги, честь, преимущества земные, преходящие, а не небесные, духовные, вечные. Человек бесчестит, унижает себя таким образом постоянно, извращая цель жизни своей.

Благодарю Господа, Главу Церкви Своея, за великую помощь Его мне при венчании брака в соборе. В избытке дерзновения я венчал всю свадьбу непреткновенно.

Пост христианину нужен и для того, между прочим, чтобы очищенным умом и очищенным, просвещенным сердцем познать и почувствовать истину, величие и спасительность христианской пренебесной веры, которая не может обитать в сердце человека пресыщенного, не может озарять своим светом его омраченного и загрубевшего страстями ума и сердца. Ум же и сердце постящегося бывают тонки, деятельны, восприимчивы ко всему духовному, небесному.

27 сентября. Понедельник. Согрешил тяжко пред Богом, прогневавшись из-за пустяков и неприязни на слугу Екатерину и на прачку Февронию и покричавши на них (даже сказал: черт с вами!). За то адская теснота и срамота постигли меня; смятение, язвы душевные охватили меня. Я долго и многократно умолял Господа о помиловании, наконец стал умолять Его всею силою крестных заслуг Его, ради одного имени Его Святого, – и получил совершенное избавление от греха, от тесноты, срамоты, язвы. После сего я крепко благодарил Господа за неизреченную Его ко мне милость, за воскрешение меня из мертвых, за возрождение и обновление.

Многие из мирян едят и пьют пред причастием: надо крепко обличить этот грех, эту алчность, это нетерпение, это неуважение к Таинству святейшему, духовнейшему. «Не о хлебе единем жив будет человек» [Втор.8:3; Мф.4:4; Лк.4:4]...

28 сентября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу держать себя спокойно и говорить спокойно и без преткновения возгласы и отпусты на панихидах у Катагонова. Даруй, Господи, всегда и везде так! Буди!

Стоя в храме при богослужении, мы слышим почти непрестанно прославление Церковью вечного Царства Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, Ее милосердия, человеколюбия, щедрот. Это значит, что, стоя в церкви, мы стоим на рубеже времени и вечности, Царства Божия, благодатного во времени, и Царства славы вечного; что Святая Церковь своим богослужением, Таинствами, учением, священноначалием воспитывает и приготовляет нас к славному вечному Царствию Божию. О, какое величественное, спасительное учреждение Божие на земле Церковь Христова, эта носительница Его духа, Его вечной жизни, Его любви, милосердия, Его святыни, правды, дерзновения святого, Его премудрости – эта питательница наша, преподательница всех Божественных даров Его, всех божественных сил Его, яже к животу и благочестию, и руководительница [к жизни] в преподобии и правде и к нетленному, непреходящему блаженству! Когда стоишь во время богослужения и слышишь непрестанно прославление вечного Царства Божия, вечных милостей Его – то иногда как бы забудешься и думаешь, не на небе ли ты стоишь, не в Царстве ли славы, не близ ли престола Божия, окружаемого Ангелами славы, это священноначалие светлоукрашенное, окружающее престол Божий, не Ангелы ли славы, светолитием вечно сияющие? И мы должны постоянно воспитывать себя во святыни и правде, должны воспитывать в себе горячие желания вечной жизни и охлаждать желания временных, тленных благ, сладостей, красот, временной, суетной славы. Мы отрождены, позваны в вечную жизнь, здешняя – не наша, мы странники и пришельцы, «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» [Евр.13:14], потому каждый христианин должен взывать ко Господу: Господи! спаси мя и введи в Царство Твое вечное. Итак, да помним, что мы ветви вечной Лозы истинной, – да приносим на всяк день плоды правды, да возвеселим Творца, Промыслителя и Спасителя нашего.

Естественные потребности тела в нынешней суетной жизни грехом слишком возбуждены и усилены, даже измышлены новые потребности, с крайним усилением их, – потребности, коих природа прежде не знала и не требовала, я разумею курение табаку; слишком возбужденные телесные потребности подавляют и заглушают вечные потребности нашей бессмертной души. Поэтому очевидно: надо подавлять и заглушать прихоти и страсти плотские, чтобы дать место осуществлению стремлений души бессмертной. Надо подавлять страсти к деньгам, к лакомству, к одежде слишком нарядной, к роскошному жилищу, или к изысканным и многочисленным удобствам в жизни, к славе мира, или к отличиям и наградам, к зрелищам. Тысячекратно испытал я на себе самом, как ужасно парализуют душу, мгновенно пресекают в ней ток благодатной жизни попечения, помышления о деньгах, о пище, об отличиях, об одежде во время молитвы: чувствуешь себя вдруг связанным, подавленным, посрамленным, омраченным, убитым, яко язвеннии во гробе40, отринутые рукою Божиею [Пс.87:6]! Вот что значат для души слишком возбужденные и непомерно усиленные желания и похотения плоти! Чтобы они не убили бессмертной души, надобно, очевидно, убивать их. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» [Гал.5:24].

Для чего наша Святая Церковь употребляет святые иконы в храме и в домах и зажигает пред ними светильники? Святые – свидетели верности и непреложности всех глаголов и обетований Божиих, изреченных Евангелием и апостольским преданием; они – носители и свидетели бессмертной и вечной жизни в Боге; они – неумолкающие учители святой, христианской жизни и правила веры Христовой, они – светильники, вечно горящие и светящие; они – пример и руководство благодатное нам, грешным, на пути спасения; они вечно благоухают, как райские цветы, своими добродетелями – смирением, незлобием и кротостью, терпением, нестяжанием, воздержанием, целомудрием, богомыслием; они – ходатаи и молитвенники наши пред Богом. Иконы суть как бы книги в лицах, поведающие деяния Церкви Божией и пути к вечности.

28 сентября. Благодарю многомилостивого и благопослушливого Господа, спасшего меня и нынешний день, в утренние часы, от грехов моих и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно, с великим дерзновением соборную панихиду по Александре Дмитриевне Катагоновой. Слава благопоспешающему мне Господу! Во все дни жизни моей благопоспеши мне, Господи мой, Господи! Буди! Буди! Буди!

* * *

34

Григорий (Постников; 1784–1860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт- Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и рукописном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян.

В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалистом по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь» (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Митрополит Григорий был неутомимым проповедником, он проповедал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского языка и словесности (с 1841 года) и общего собрания академии наук (с 1856 года). Вел строгий аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

35

Умиление (церк.-слав.) – печаль, сокрушение.

36

Отрождены (церк.-слав.) – возрождены в Таинстве Крещения.

37

Во еже – чтобы.

38

Молитва светильничная первая на вечерне.

39

Тропарь праздника Рождества Богородицы, глас 4-й.

40

То есть как убитые, лежащие во гробе («язва» – рана).


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle