Источник

Август 1876 г.

1 августа. Благодарю Господа за благополучно совершенную благодатию Его литургию раннюю в Успенской церкви при расстроившемся желудке (впрочем, очистившемся) и за причащение пречистых, пресладких, животворящих, страшных Божественных Таин, за непреткновенно прочитанную заамвонную молитву, за отпуст; за слово и за собрание в пользу славян тридцати шести рублей серебром.

Благодарю Господа за непрестанные величайшие благодеяния и силы Его во мне, за избавление от грехов, за потребление в душе греховного растления и смерти, за непрестанно повторяющееся обновление внутреннее, за воссозидаемый в душе мир, столь часто утрачиваемый мною чрез внутренние или явные грехи, ибо нет никого грешнее и немощнее меня, за избавление от духовного, диавольского пленения и за даруемую свободу. О, сколько во мне зла и немощи и сколь много туне, по единой милости спасает меня Господь! Вот сегодня во время поздней обедни, при встрече с отцами протоиереями сослужителями Матфеем и Павлом, я попустил себе увлечься на минуту или секунду чувством неприязни, зависти, осуждения, презрения, но вскоре, уязвившись тем, раскаялся, осудил себя, испросил у Бога милость, прощение, мир и свободу.

Благодарю Господа за то, что Он расположил одну зажиточную женщину пожертвовать деньги на ризу с принадлежностями к ней и на стихарь диаконский с орарем (шестьдесят рублей); да одного крестьянина богатого – десять рублей. Уповаю, что и еще удивит Господь щедроты Свои на попечительстве приходском и расположит раба Своего Илью Феодуловича Громова к отпущению нам всего долга, лежащего на попечительстве.

3 августа. Согрешил пред Господом, Божией Матерью, Небесными Силами, Ангелом Хранителем и всеми святыми, вкусив молока в Успенский пост без нужды и усилив тем блудную наклонность плоти моей окаянной. – Прости, Господи!

Господи! Создавый нас по образу Своему и подобию, еже есть в душе, а не в теле! Я виноват, грешен пред Твоим Царством правды и святыни, ибо только лицемерную, или часто лицемерную только любовь имею, и неблагообразных людей (в том числе и племянника своего, неблагообразного и кривого, хотя бедного, беспомощного) не люблю, но отвращаюсь сердцем и очами. О, как я растлен сердечно! Даруй мне, Господи, силу любить нелицемерно! Прошу о сем всесердечно. Не на лица зряще иметь веру дай мне, Господи [Иак.2:1]! Бывший грех мой очисти, Господи! Жалеть надо убогих, лишенных ока или обоих очей, или слуха, или ноги, и пр., а не отвращаться их. О, лукавая плоть! Она всюду ищет услаждения для взора, слуха, плоти! О, прелюбодейная плоть! О, сердце мерзкое!

5 августа. После всенощной. Благодарю Господа за чудеса милосердия, силы, благопослушества Его во мне грешном, ибо десницею жизнодательною и вседержавною Он много раз потреблял, разрушал греховное тление и тесноту в сердце моем, отсекал от него всегуби-тельный грех неприязни и лукавства, недоброжелательства и зломыслия против старшей братии моей, которую я имел поползновение в сердце моем уничижать, презирать, не любить. При всяком поползновении я каялся Господу, осуждал себя искренно, и Господь мгновенно спасал меня, даруя мир, свободу, жизнь, силу, дерзновение. Тебе, Господи, слава, а мне – стыдение лица. Себе да рассуждаю, да осуждаю, да управляю на путь истины, искренности, любви, добродетели.

Рыбы да не ем никогда: блуд делает во внутренностях более молока. А я сегодня на ночь поел окуня.

6 августа. Отчего в груди моей огонь и стеснение? Во-первых, от большой ходьбы по Питеру и от сильного и продолжительного вдыхания петербургского воздуха, во-вторых, от употребления сотового меда и рыбы (на постном масле) и излишнего употребления чаю на мутной воде и, в-третьих, от каприза золотухи вследствие северного, неблагоприятного для нее ветра. (В пять с половиной часов утра.)

В пять часов вечера. Во время ранней обедни я крайне был немощен душой и телом: в теле стеснение, жгучесть, нервность, в гортани безгласие, голос болезненный, дребезжащий, в душе уныние, скорбь, боязнь. С трудом служил обедню раннюю. Пред ранней обедней Господь помог научение краткое написать и сказать за обедней; сто рублей собрал в пользу воюющих славян. Слава Богу щедрот и человеколюбия!

На крестинах у [Котугина] из-за воображаемого хорошего платка был наветуем сильно от супостата невидимого и не мог победить его козней вследствие пристрастия к шелковым платочкам, а платок вышел полотняный. У меня же всяких довольно. На что мне еще? Жене да бедным давать, особенно в деревню посылать сестрам, чтобы они давали бедным.

Сегодня в конце утрени взяло меня зло на отца Матфея с завистью, что он при богатстве жестокосерд и честолюбив, – о чем следовало бы, по любви к брату, заповеди Господней, жалеть и плакать как о погибающем и чуждом любви Божией. Мне было тесно, постыдно, неловко: я раскаялся, осудил себя искренно за то, что я сам, имея средства к жизни не менее его (хотя расточаю их на помощь ближним), завидую ему и даже ненавижу его, презираю его. Какая дерзость, неблагодарность пред Богом! Какая гордость! Какое самолюбие! Как враг окрал меня под предлогом неправды брата! А мои неправды чего он мне не представил на вид? Чего я лишен от Господа? Ничего. Без числа даров имею от Него. Я любовь к ближнему нарушил, заповедь Господню разрушил, весь закон разрушил завистью и враждою. Согрешил к Богу.

10 августа. Благодарю Господа за неизреченную Его милость ко мне – за служение ранней литургии, за оживотворение меня, мертвого прегрешеньми и грехи моими, за непреткновенное, с ясным и звучным голосом говорение, кроме слов «ихже даруй Сятым Твоим церквам»; за веру, дерзновение, упование, любовь, за молитву о победе славян над врагами Креста Христова; о больных младенцах – слава Господу! (Преосвященного митрополита Исидора не могу иногда поминать чисто по дьявольскому наваждению и, конечно, по моему оскорбленному самолюбию, гордости. Согрешил ко Господу и пред архипастырем. Господи мой! Имиже веси судьбами примири меня с ним, даждь благодать и рилу возлюбить его должною любовию, чтить всегда сердечно; яви мне его, Господи, милостива, кротка, любезна, благоприветлива, благодушна, проста, поучительна. Да вижу его яко солнце, сияющее добродетелями своими в Церкви Твоей.)

13 августа. Благодарю Господа за дар совершения литургии, за животворное причащение Святых пренебесных Таин и за великие победы над грехом, одержанные в державе крепости Божией. На митрополите Исидоре опять споткнулся. Грех оскорбленного самолюбия заявляет свою живучесть во мне, но хорошо, что он обнаруживается; надо убивать в себе всякую страсть, особенно обидчивость. Новый человек во Христе радуется о всяком оскорблении, бесчестии, тяготе ветхого человека, потому что озлобления смиряют, удручают и умерщвляют его, а ветхий человек скорбит, потому что они не питают, а убивают его. И так да возрадуется душа моя об обидах, озлоблениях, унижениях, бывающих со мною от других, лукавых человеков.

Пост, пост, пост необходим для меня и, думаю, для всякого. Поел я на ночь вчера пирога, и то немного, и какой страшный свербеж сделался во всем теле ночью! Спать не мог, ворочаясь с боку на бок и почесывая разные места на теле!

14 августа. Достойно и праведно благодарить Господа всем сердцем моим за благоутробное, державное избавление меня от злого уныния моего и неприязни тяжкой на брата и отца моего протоиерея Павла, стоявшего вместе со мною в Успенской церкви за всенощной. Покаялся я, осудил себя, оплакал свой грех нелюбви к братии из их скупости и необщительности (особенно отца Павла, протоиерея, настоятеля собора), и помиловал меня Господь, даровав мне мир и дерзновение во время предстояния в церкви. Слава благопослушливости, скоропослушливости, благопременяемости и благоуветливости Господа нашего Иисуса Христа, Ходатая нашего пред Отцем. Стыд нам, особенно мне, за злобу, зависть, гордость, недоброжелательство, лукавство, лицеприятие, леность мою.

Всегда взирай в человеке на то, что по образу и по подобию, а не на плоть и кровь, не на внешнюю красоту или неблагообразие, ибо это временная оболочка, временное очертание бессмертного духа, это цвет травный, скоро отцветающий. А мы лицеприятны и лицезрительны, сладострастны. Но человек не забава и не сласть, а храм Божий, изображение всепрекрасного Бога, создавшего всякую лепоту33. О, как благ Господь, создавший прекрасными разумные твари – Ангелов и человеков, по образу красоты Своей неописанной! Храни же, человек, прекрасную душу свою от всякого безобразия и тли греха.

15 августа. Успение Божией Матери. Благодарю Господа, сподобившего перенести искушение крайней немощи во время литургии от расстройства желудка и причаститься животворящих Божественных Таин и весь день бодро ходить со крестом и святою водою по приходу. Собрано [...].

16. Благодарю Господа, даровавшего мне скорое избавление в потоплении бесовском от смущения, сомнения и неверия и помощь в служении с миром и дерзновением.

Нет авторитета выше, как авторитет Церкви; и этот авторитет священноцерковнослужители должны всегда держать высоко, не роняя никоим образом – ни смущением и робостью в служении служб, ни в разговорах вольных и тому подобном. Единого Бога бояться надо священнику или диакону и причетнику, и никого другого, ни самого царя – только надо чистую совесть иметь.

17. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать очищения, освящения, мира, оживотворения, свободы, дерзновения чрез причащение животворящих Таин на литургии, и силу совершить молебен пред началом учения в гимназии. Благодарю Господа, даровавшего благодать совершить крещение в предцерковии с великим дерзновением и свободою.

13. Благодарю Господа, сотворившего во мне чудную победу над грехами и диаволом, орудовавшим чрез мое нечистое сердце; благодарю Господа, дивные чудеса сотворившего во мне чрез святые, пречистые, животворящие и страшные Свои Тайны. (Имя и существо Господа нераздельны.)

Послать по почте Жевержееву двадцать три рубля.

Скверно пить молоко на ночь: едва не сделался блуд от ночной, нечистой грезы: нечистый дух в виде девы крайне усиливался лечь со мною. Благодарю Господа, давшего мне случай вовремя проснуться. Не пить молока на ночь никогда.

Благодарю Господа, давшего мне благодать выговорить на великом входе имена царей, потом возглас после поминовения всех святых, усопших и живых; «В первых помяни, Господи... Святейший Синод и митрополита Исидора, ихже даруй святым Твоим церквам» и отпуст весь.

13 августа. Святого мученика Андрея Стратилата. Благодарю Господа, даровавшего мне великое избавление по молитве покаяния: во время утрени, в самом ее начале, меня взяла демонская печаль о частом пребывании в моей квартире просфирни свояченицы и о лишних расходах по столу: жало змииное палило меня нещадно, смущало, теснило, омрачало. Но когда я сознал свой грех, свою алчность, зависть и осудил себя искренно, предав себя, друг друга и весь живот Христу Богу, Господь тотчас помиловал меня, даровав мир душе моей. Утреню всю служил с великим дерзновением, мирным, бодрым, торжествующим духом. Слава милосердию Господню! Слава силе Его!

Вечером. Благодарю Господа, сотворившего во мне во время литургии чудеса благости и силы Своей в оживотворении меня, мертвого грехами, в даровании бодрости и силы мне, немощнейшему, в чудном оживотворении и обновлении по причащении Святых Таин, в выговоре всех возгласов и молений.

Благодарю Господа, укротившего бурю грехов моих, коими я был увлечен до вечерни дома и во время вечерни в церкви: дома из-за сестры свояченицы Анны Константиновны и ее шаловливых, буйных детей, коих она не хотела унимать, как бы назло мне; в церкви из-за дьячка Зрелова, бывшего несколько нетрезвым. Молитва искреннего покаяния и самоосуждения приклонила Господа на милость, и я исцелился от душевного недуга. Я сказал: Господи, помилуй и спаси меня, я знаю вину мою, я сам более всех их согрешил, не сохранив кротости и незлобия, а озлобившись на них и тем уподобившись диаволу; я сам стал как бы злым духом, оскорбив Духа Твоего Святого и Преблагого. Я должен был бы любовию долготерпеть им и покрыть грехи их, а между тем поступил сурово, неприязненно. Прости, уврачуй, очисти, Господи! И после того я исцелился. Слава Господу! (Был в гостях у Захара Ивановича: кушал яблоки и арбуз на здоровье, ватрушку хорошую, с морковью пирог; чай пил. Благодарю Господа за любовь ко мне духовных чад моих. Спаси их, Господи!)

Благодарю Господа, пременившего дивно чувства мои неприязненные на кроткие и любовные, равно как и чувства домашних моих и чтеца Владимира. Это вследствие молитвы покаяния. Как много может молитва искренняя!

20 августа. Слава силе Господней! Слава милосердию Господа, яко дивные дела сотворил во мне во время литургии. Когда я крайне изнемогал духом и телом от истощения сил и когда воззвал ко Господу о помощи, тогда немедленно, чудно послал Он с небеси помощь Свою: я укрепился благодатию Его и, чего давно не бывало, выговорил твердо имена царственных лиц на великом входе литургии и всю ее непреткновенно до конца совершил, а когда враг невидимый взволновал было меня пред самым причащением лукавым и суетным помыслом страстным, что я напрасно дал дьячку Зрелову из двух рублей шестьдесят копеек, так как будто бы ему без того дано столько же от купца Катагонова (приобщали его жену), я отринул от сердца этот искусительный, корыстный помысел, счел его дьявольским наваждением, предался весь Господу – и я был спасен, причастился Святых Таин в мире и опять ожил чудно, божественно, и до конца торжествовал в Господе над врагом. Слава Богу!

21 августа. Суббота. Благодарю Господа за величайшую Его мне помощь в служении утрени, хотя я и недостоин ее был по чревоугодию моему. Тяжело мне от вчерашнего угощения у А.Т.Сорокина вином, чаем, икрой и сардинками. В чреслах воюет блуд, и теснота щемит душу. Сколь великое благо – воздержание! Но и испытавши вред от невоздержания, я всё люблю ходить в гости и угощаться. О, чревоугодник! Идолопоклонник.

22 августа. Благодарю Господа за силы Его, явленные во мне при служении литургии вчерашний день, особенно в те минуты, когда я помыслил о долге моем за хороший подризник: и откуда я возьму деньги на уплату долга – десять рублей, ибо своих было жаль, хотя и туне от Господа приял всё. На сердце были у меня смущение, страх и теснота. Но, возложив всю надежду на Бога и Его милость, я избавился от всех зол и успокоился, совершив обедню непреткновенно, как и панихиду и молебен. Причастившись, чудно оживотворился огнем Божества. Слава Господу.

Когда мы обращаемся в мире, то грех вторгается ежедневно и ежечасно во все [окна] нашего нерукотворного дома, то есть тела, особенно чрез зрение, и мы грешим волей-неволей непрестанно; Церковь в своем богослужебном месте – в храме озаботилась поэтому устроить всё так, чтобы всё назидало, всё содержало души в должном страхе и благоговении, всё говорило уму и сердцу, что мы стоим не в мире, хотя еще и среди мира, но как бы на небе, пред лицом Господа, Пречистой Его Матери, святых Ангелов и святых. И за это величайшее благодарение Богу, умудрившему святых апостолов и святых отцов устраивать храмы столь мудро и благолепно, пренебесно..

В храме помещают изображения таких лиц, предметов, таких событий, которые Церковь воспоминает, призывает и празднует как ежедневно, так еженедельно и каждогодно, или даже в известные часы каждого дня: лик Господа, Божией Матери, Тайная вечеря, Благовещение о воплощении Сына Божия, образ креста животворящего, снятие со креста и положение во гроб пречистого тела Господа (антиминс), изображения событий двунадесятых праздников, лики Предтечи, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и вообще святых, прославившихся добродетелями богоподобными, украсивших и утвердивших Церковь своими писаниями и своею жизнию и нам оставивших прекрасный пример веры, упования и любви христианской, вообще величайших благодетелей человечества.

О, как скоро и как часто умирает душа моя грехами! Ночь прошла после молитвы вечерней, и она уже не такова, как была вчера: уже сердце ослабело, и нет в нем горячности, веры и любви к Богу – надо возбуждать усердною молитвою; в ночь душа умирает при покое тела, особенно на мягком, покойном ложе. А днем-то сколько раз умирает от помыслов, пожеланий, от слов, от очей, от слуха, от пищи и питья, от обращения с разными людьми, от различных соблазнов! Нет числа!

24 августа. Вторник. Спал с заплетенными после бани волосами; зуд сильный от заплетенных волос, сердце грубо, холодно. О, суетный я человек! О, чревоугодник, ему же бог чрево! Мяса я не должен есть, пирогов с мясом и рыбой коренной, не с сигами и окунями, но легкой рыбой. От мяса я не спал ночь, а мясо ел за обедом. Мясо наводит лень, расслабление и окаменение сердца, нерадение.

При объяснении богослужения чаще объясняют, что все мы – члены великого, святого, духовного Царства Христова, члены Христовы и друг друга, что должны молиться друг за друга искренно, усердно, потому что благо ближнего есть и наше благо, особенно на это указывается при произнесении ектений. Показывая тесную связь с живыми членами Церкви, указывать на таковую же со святыми небожителями и угодниками Божиими и с умершими, которых души живы и по смерти и алчут наших молитв за них, как прохладного питья. Не «мертвии восхвалят Тя, Господи... но мы живии» [Пс.113:25–26], молим Тя и приносим моления и жертвы о душах их.

30 августа. Благодарю и превозношу Господа, явившего во мне превеликую милость во время литургии ранней в Успенской церкви (в Думе): по молитве покаяния Он оживил меня, умерщвленного грехом гнева и неприязни к нищему, на которого я крикнул в досаде; немощного, меня исцелил, малодушному, мне дал дерзновение, безгласному – ясный глас, а по причащении сподобил меня величайшей милости – явился во мне животворящим огнем, попаляющим мгновенно терние страстей, всего очистил, освятил, уврачевал по душе и .по телу. Благодарю Господа, приявшего мое покаяние и помиловавшего меня, бывшего в великой скорби и тесноте, после того как я разгневался на дьячка моего в третьем часу пополудни и назвал его, отсутствующего, в глазах жены его Анны Яковлевны – сумасшедшим, а нищих выдрал за волосы за прошение милостыни. В квартире офицера на крестинах, в доме Якова Мурашова я получил, по молитве покаяния, совершенную милость от Господа и прославил Его со дерзновением при чтении молитв. Слава Живому Богу, всегда готовому спасать. Господи, спаси тако, якоже мене, всех славян и от ига дьявольского, от ига турок избави их, к славе имени Твоего, к радости всех верных Твоих.

Пред каждым богослужением написать содержание его в кратком обозрении; потом объяснить, передать содержание важнейших моментов и священных песен, стихир, канонов (ирмосов), тропарей; акафистов.

31 августа. Благодарю Господа, обновившего милость Свою во мне и нынешний день и державно избавившего меня по молитве покаяния от скорби и тесноты греха в квартире Анны Константиновны, на Васильевском острове в Петербурге, утром, когда я вознегодовал на отца Николая [Девицына] за поздний приход его к утрени (чрез полтора часа после звона), и на жену Елисавету Константиновну за неохотный ответ на мой вопрос или требование. «Близ Господь... всем призывающым Его во истине» [Пс.144:18].

К купцу Илье Феодуловичу Громову съездить с письмом и просфирой – вскоре. С Андреем Ал.Петровым скорее переговорить. А мне письмо написать.

В Боге всякая красота, всякая сладость, всякое блаженство, всякое богатство, всякая сила, всякое добро. Отвлеки от тварей мысленно всё доброе, прекрасное, мудрое, пречистое, пресладкое, сильное и отнеси ко Христу со Отцем Его и Духом Святым – и тогда хотя отчасти познай, сколь благ, прекрасен, премудр, пречист, пресладок, всесилен Господь Бог наш! О благость бесконечная! О благодать, красота, премудрость, сила бесконечная! Слава Тебе! Благодарение Тебе!

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить вчера, 2 сентября, Божественную литургию раннюю и явившего во мне великую силу в избавлении меня от тления и немощи греха, в очищении, освящении, оживотворении моего мертвенного существа. Благодарю и за дар здравия и дерзновения в служении.

Господь вселяется в нас Своею услаждающею благодатию не иначе, как изгнав чрез наше покаяние сласть плотскую из чрева и от сердца. Когда благодать Святого Духа вселится в сердце, сласть плотская угасает, исчезает: обе они жить вместе не могут; одна раздражает, другая умиротворяет.

* * *

33

Лепота (церк.-слав.) – красота, могущество.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle