Источник

Июнь 1876 г.

1 июня. Экзамен в шестом классе. Некоторые ученики, как-то: Сахаров, Емельянов, Сизов – отвечали неудовлетворительно; [Алашеев] – очень хорошо.

Бесценен дар возрождения, святыни, дарованный нам Господом Иисусом Христом туне во Святом Крещении и Миропомазании, и мы должны все, именующиеся христианами, дорожить им, удерживать его в себе, если имеем благодать Божью; всеусильно приобретать, если утрачиваем его грехами, жить в непрестанном покаянии, как непрестанно согрешающие и много согрешившие прежде. «Познал Господь Своих»; и: «да отступит от.неправды всякий, исповедующий имя Господа» [2Тим.2:19].

«Да святится имя Твое» [Мф.6:9], говорим. Это прошение предполагает в истинно молящемся горячее желание жить свято по душе и по телу, сообразно высокому званию христианина и чада Божия, и всеми силами ненавидеть грех и удаляться его как преграды, разрушающей спасительный наш союз с Богом. Таким образом, человек христианин ненавидит и помыслы блудные, и мгновенное чувство зависти, лукавства, унижения ближнего или неприязни к нему и проч. О, если бы дал это Господь всем нам!

Громову письмо и отчет.

4-го июня, в пятницу к вечеру сделался сильнейший шквал ветра с юга, пыль по всем улицам понеслась страшная, выше домов и садовых деревьев; вскоре затем пошел дождь весьма сильный, пред которым послышался сильный шум; всё в минуту смочило и залило; потекли всюду потоки. С утра сегодня было чрезвычайно жарко, а вчерашний день и вечер и ночь не знать было куда деваться – такой жар. Благодарение Господу, прохлаждающему нас дождями и землю оживотворяющему чрез них!

Изображаем знамение креста на челе, на сердце и раменах для того, чтобы имя Пресвятой Троицы и имя Господа Иисуса Христа непрестанно было в уме и в сердце и любовь к Богу доказываема была всею нашею деятельностью, чтобы мы все силы души и тела приносили в жертву Богу и распинали плоть свою со страстями и похотями. 5 июня. Жар большой. Вчера и третьего и четвертого дня жар был до 31 градуса [по Рюмеру]; деваться было некуда.

6 июня. Благодарю Господа за бесценную, животворящую литургию (раннюю) в Думской церкви; я был мертв духом – она оживотворила меня чрез причастие пречистых и животворящих Таин Владычних. Обедню совершил добропорядочно, хотя на великом входе сердце парализовано было врагом.

На крестинах у дочери Родионцовой я оказался весьма неверен Господу своему в сердце моем по причине пристрастия к тленным вещам, именно к платку; я ждал, что будет восприемницей купеческая дочь Пиминова, которую и ждали, но которая не пришла, уехав в Рамбов; восприемницей была мать матери ребенка. Меня взяла внутренняя досада на то, что мое суетное желание не исполнилось; враг подстрекал и смущал, теснил, срамил меня, умерщвляя сердце и потемняя ум. И это при таком Таинстве, как Крещение, где я молюсь, чтобы крещаемый совлекся ветхого человека, тлеемого по похотем прелести, облекся же в нового, каковым я должен быть давно. Я предпочел тленную, ненужную притом мне вещь. Господа, Духа благодати оскорбил, опечалил, земным и суетным человеком оказался и за то лишился по справедливости мира, дерзновения, радости, свободы, света, легкости, подвергшись смятению, боязни, унынию, тоскливости, связанию, тяжести, омрачению, посрамлению, смерти.

Прости и исцели, Господи, неверность мою. Даруй мне мудрствовать всегда так, как мудрствует Святая Церковь, носительница и хранительница Духа Твоего, святыни Твоей, проповедница хотений Твоих. Даждь мне вменить в сор вся красная земли, яко тленная и растлевающая дух наш.

Вот мы долго живем с вами и вы с нами, возлюбленные чада наши в Господе, – что же? Любим ли мы друг друга искренно, по-христиански или не любим, или любим лицемерно; возрастает ли наша любовь друг к другу или умаляется, иссушается, уничтожается? Не должно быть так, братия мои. Зачем же мы и христианскую веру исповедуем? Зачем крещены? Зачем к Церкви совокуплены? Зачем Евангелие нам читается в храме? Зачем и читаем «Верую во Едину Святую, Соборую и Апостольскую Церковь27 Не любить друг друга – значит отрекаться веры во Христа, быть хуже язычника: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного [1Тим.5:8]. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Богалюбил и брата своего» [1Ин.4:20–21].

Какое различие между нами и святыми? Во-первых, то, что мы грешны, нечисты, а они святы и чисты и душой и телом; во-вторых, то, что они из любви к Богу и ближним отверглись всякого пристрастия земного, отверглись любви к себе и возлюбили Бога всем сердцем, всею силою, всем помышлением (непрестанно о Нем помышляли, об исполнении воли Его святой), тогда как мы полны житейских пристрастий, крайне самолюбивы, своенравны и оттого не можем любить Бога всем сердцем; в-третьих, то, что святые переродились, сделались новыми, праведными людьми, небесными на земле человеками, а мы все остаемся старыми грешниками со всеми старыми и закоренелыми грехами, страстями, привычками, наклонностями, не думаем о небе, или жить небесно на земле, но все отдались земным попечениям. Вот различие между нами и святыми! Не правда ли, что мы должны как можно более подражать им?

Истина Божия, которая в Церкви (в Писании, во всех службах и Таинствах) дороже и выше отца и матери, дороже и выше, славнее государя и государыни, всякого человека, дороже всякого сокровища, краше всякой красоты, и потому – твердо, спокойно, смело говорить ее должно пред лицом всякой знаменитости человеческой или величия человеческого преходящего, всякой красоты увядающей и не увлекаться сердцем вслед похотей житейских. А для этого надо сердце свое воздержанием, молитвою и милостынями непрестанно очищать и обучать его к бесстрастию.

К Силину о деревах и досках.

7 июня.

Доброе знамение явили мне дети из таможни, выбежав ко мне с радостью к благословению и целуя мне руки. А дома мои домашние как звери. Вот из-за клеенки на диване, которую я велел сделать новую, вышла большая ссора, из-за того, что я просил жену понаблюдать за детьми, чтобы не топтались много. Анна Константиновна Цветкова, свояченица, мать детей, начала ссориться, а я огорчился – согрешил, и пошло писать.

Вероятно, из-за горячности у меня сильно болели пальцы на ногах резью крайней. Не дай Бог горячиться. Вот сердце трясется, нервы крайне расстроены. Но помилуй всех нас, Боже! Каюсь во всем и прошу прощения.

Вечер. Одиннадцатый час. Благодарю Тя, Господи, и еще за чудеса Твоего милосердия к нам грешным – ко мне непотребному, к жене моей Елисавете и к сестре Анне, яко примирил еси нас, зле враждовавших, ибо приклонился Ты, Господи мой, Господи, к нуждной, крепкой молитве покаяния моего пред Тобою. Благодарю Тя, Господи, яко победил еси злобу нашу бесконечной благостию Твоею и злобу диавола в нас неизглаголанною благостию Твоею! Даруй, Господи, нам памятовать чудеса спасения Твоего всегда и твердо держаться любви и мира Твоего.

Страсти плотские – к деньгам, к одежде, пище, отличиям убивают духовную жизнь, или любовь к Богу и ближнему, делают земным, чувственным.

Да постится сердце от похотей блудных, от гнева, зависти, гордости и честолюбия, от похоти пестро и красиво наряжаться, от похоти сребролюбия, от страсти сердиться, ссориться или быть в праздности, а не от одной пищи. (Петров пост.) Верующий должен со всех сторон оградить себя, особенно должен занимать ум и сердце молитвою усердною.

Благодарю Господа за чудное богообщение, оживотворение меня по причащении Божественных Таин (за городом за обедней в кладбищенской Троицкой церкви по испытании мною бесчисленных духовных смертей).

При соборовании бедной старушки в доме Озеровой я крайне согрешил пред Богом, когда увидел в руке старухи, которую соборовал, увидел только десять копеек. Больно мне показалось это: вот, думаю, за все труды сколько она хочет нам дать! А разве не милостыня совершить даром исповедь, причащение, соборование больного? Величайшая милостыня. Помни десять дев: пять мудрых и пять юродивых, и подражай мудрым. О, сребролюбие! О, алчность! А вчера на крестинах у Пелля из-за платка ведь онемел при чтении молитв, взглянув на полушелковый платок!

Как ты проклинаешь тех, коим Сам Иисус Христос исходатайствовал благословение Отца Небесного, быв Сам по ним клятва, да и ты сам себе от них навлекаешь проклятие? Зачем не удерживаешь гнева своего, столь гибельного для тебя и для других? Для чего не научился от Господа Твоего, тебе уподобившегося по крайнему снисхождению, зачем не научился доселе у Него кротости и смирению? А из-за чего гнев? Всегда почти из-за пристрастия к вещам – жаль вещи разбитой, разорванной, замаранной, жаль денег и подобного; вот из-за чего набрасываемся на других, из-за пристрастий теряем свое спасение, которое всего дороже. Пристрастие же к вещам и к жизни телесной питается, поддерживается и укрепляется с чревоугодием. Много для души вреда от чревоугодия. Не напрасно ради нас постился Спаситель наш, не напрасно Церковь установила для нас частые посты. Пост – сила души, как невоздержание – ее немощь, бедствие, теснота, смерть.

Береги в себе со всем тщанием образ Божий и храни душу свою от всякого греха, украшай ее всякою добродетелью. Это твоя важнейшая обязанность.

Священнику необходимо стяжать непамятозлобие и пламенную любовь ко всем, без всякого лицеприятия, чтобы искренно молиться Господу о всех, на всякое время, особенно о немощных.

12 июня. Суббота, соборное служение. Сегодня Господь многократно удивил на мне милости избавления Своего от злобы моей и огорчения моего на сослужащего отца диакона Петра за неприветливость ко мне. Благопослушливе, скоропослушливе, благоуветливе, благопременительне Господи, слава Тебе! Поистине, у Тебя бездна милосердия. Благодарю Господа, оживившего меня Божественным причащением Святых Таин.

Согрешил пред Богом чревоугодием, нарушением поста у именинника Лукина Онуфрия и пиянством. Ночью сильное сладострастие в чреслах и соблазнительные виды во сне. О, безумство мое! О, сладострастие душетленное! Мало ли ещё уроков для воздержания и трезвения! Вот вчера хоронили частного пристава Прокофьева, умершего вдруг ударом из-за невоздержания! И много есть таких примеров, что смерть приходит внезапно.

И после причащения Святых Таин я предаюсь невоздержанию, окаянный, и пред причащением!

13-го июня. Воскресение. Благодарю всемилостивого Господа, удостоившего меня совершить добре, паче чаяния, святую, пренебесную, животворящую литургию раннюю в соборе и – о, блаженство! причаститься к оживотворению Божественных Таин пречистого Тела и Крови моего Господа. Голос был чистый, ясный, бойкий. После литургии вскоре согрешил – рассердился на некоторых нищих, стоявших отдельно от прочих, и одного ударил тростью по ноге, больного старика; от этого сильно уязвилось мое сердце, но по молитве покаяния многомилостивый Господь даровал мне прощение и мир душевный, и потом в продолжение дня многократно Господь миловал мое недостоинство. Слава Господу.

15. И еще благодарю дивного в милости Господа, сподобившего меня и еще совершить чудную, пренебесную, Божественную, всечистительнуто, всеосвятительную, всепримирительную жертву Тела и Крови Христа, Спасителя моего, и причаститься на жизнь и радость, на исцеление, обновление и побеждение врагов невидимых. (Обедня от отца Матфея по жене его.)

В пять часов вечера в алтаре была агония зависти, неприязни к отцу Николаю Азиатскому, пришедшему в собор с наперсным золотым крестом, недавно полученным. Окаянный, я уничижил его в сердце своем, возненавидел ни за что, по действу диавола, по нечистому моему сердцу и по злому навыку; стало тесно – пошел я в придел каяться пред Господом, осуждать себя, бранить себя, милости просить у Господа, оставления зол, утверждения в любви. И всё получил от Многомилостивого. Слава Господу скоропослушливому, благоуветливому, благопременительному, всещедрому, всесильному, Победителю ада, Потребителю зол!

Верно то, что я обижаюсь тем, чем не должно обижаться, и тогда, когда не должно, и тем напрасно мучу себя, а иногда и других. Сегодня свояченица Анна К. показалась мне лукавою оттого, между прочим, что с заднею мыслию сказала мне о выпадении у ней зуба вследствие ядения черствой корки хлеба. Потом она укорила меня, что я служил литию, а не панихиду на могиле тестя и тещи, то есть их отца и матери. Она выведала об этом; доказывала, что протоиерей [Фелицын] сказал ей, что не одно и то же служить литию и панихиду. Я говорил, что Царство Божие не в слове, а в силе. Даждь мне, Господи, не охладеть к ней, но с любовию, доброжелательно молиться о ней. Ты, Господи, исправи ю и воздаждь ей по лукавству ее, да оставит лукавство свое. Да памятую, что и сам я очень грешен, лукав, самолюбив, зол, горд, мерзок, недоброжелателен, ленив, нерадив, строптив, жестокосерд, непокорен, своенравен, сластолюбив, браннолюбив, мнителен, язвителен. Да презираю себя, да ненавижу себя, да укоряю себя, а не других. Да плачу о себе. Может быть, я сам подаю повод свояченице лукавить предо мною: видя меня часто угрюмым, она, вероятно, думает, что я сердит на нее за постоянное у меня пребывание и за ядение и питие ее у меня.

17 июня. Благодарю Господа, совершившего в саду моем милость Свою со мною во время тайной молитвы моей в покаянии о прощении грехов и о мире моем с свояченицею. Я осудил первее сам себя в том, что допустил закваску злобы в сердце моем, вызвавшую подобную же злобу и в свояченице моей Анне, роптавшей на недействие будто бы племянника моего Ивана Фиделина, хвалившейся своею деятельностью и тем, что мать научила их всякому делу. Пришедши домой, я нашел обеих сестер, жену мою и свояченицу, очень ласковыми и чудно изменившимися. Благодарю о сем Господа. Премени из злого во благое и мое сердце, Господи мой, Господи, и да никогда же воздает злом за зло, но да воздает всегда добром за зло, искренним доброжелательством молитвою, услужливостию, ласковостию, веселостию лица, кротостию и спокойствием. О, едва враг не довел меня до беды ссоры. А как он теснил меня, поджигал меня к вражде! Сколько времени я боролся, молился!

17 июня. Согрешил – пост нарушил в Рамбове: ел макароны со сметаной; гулял целый день, дела не сделал никакого.

Начать с Божиею помощию беседы к народу о литургии, о единении в ней верующих, освящении, очищении, обновлении, утверждении, усовершении, обожении. Сколько святых в небе и на земле из-за причащения! Сколько выздоровевших внезапно! Сколько провождающих на земле небесную, ангельскую жизнь! Вот что значит царский брак! Вот что значит пир для блудного сына!

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию раннюю и причаститься животворно святых, пречистых, пренебесныхТаин. Они были для меня, как обычно, очищением, освящением, щитом, силою, здравием душе и телу моему.

Печать святыни положена на каждом христианине; ее надо беречь и возращать, а если утрачена произвольными грехами, искать ее всеми силами души кающейся.

Мы вспоминаем за богослужением Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми – для чего? Да памятуем, что мы и сами должны быть святы и стараться всеми мерами быть такими, избегая греха во всех видах его и домогаясь святости.

Всячески нарушил я заповедь Божию о любви: не подошел ко мне брат поздороваться – смущаюсь, скорблю, неприязнь к нему имею. Любящих сильно люблю, а не любящих презираю, отвращаюсь.

Смотри сердечными очами в душу свою, как она безобразна и смердит, а лицо и тело – прах. Не засматривайся на красивые лица. По малом времени все прах и пепел.

Молитва просвещает, отрезвляет, умиротворяет, согревает, расширяет, обновляет душу. Слава Господу о сем.

Не для нас, а для Бога сотворены и живут и некрасивые, одноглазые, увечные носом и другими членами. Душа одна и та же.

20 июня. Воскресение. Вчера пред всенощной я напился чаю со сливками в том предположении, что я буду чрез то здоров и покоен во время всенощной и беспреткновенно отслужу ее. Но ошибся, безумный. Я нажил себе врагов бесплотных, которые горько наругались надо мною: я не мог прочитать Евангелия воскресного, так смутили они меня, маловерного, малодушного, невоздержного, и за невоздержание я оскорбил Духа благодати, окаянный.

Когда хочешь что-либо сделать, например нарушить пост по немощи, то взирай на последствия, что выйдет из того: нарушение поста влечет за собою, как ослушание, своенравие, самочиние, влечет, говорю, за собою лишение благодати, как в Адаме и Еве.

Благодарю Господа за сделанный отпуст, яко дал мне Господь силу противиться врагам. Молебен, во время бездождья певаемый, благодатию Божиею отслужил непреткновенно, с живым чувством. Славлю Господа.

Осуждаю себя за то, что с вечера поел рыбы с черным хлебом и тем сделал себе тягость и не мог прочитать Акафиста Божией Матери и канона Ангелу Хранителю, причинил блудное расположение. Вот какие последствия от рыбы, да и от сливок пред всенощной! Нужен пост и пост, хлеб да вода и более ничего. Зачем Церкви не повинуюсь? Зачем плоти угождаю, а не Богу? Оттого враг мне досаждает.

20 июня. Я думал, издохший пес, смердящий пес, что архиерей мой уничижил меня чрез холодные приемы, что было бы и справедливо, как воздаяние за мои грехи и за мое самолюбие и честолюбие. Но он меня не уничижил, принимая сидя, как старец и владыка; он почтил меня и очень много, удостоив меня двух наград важных: наперсного креста золотого и сана протоиерейского. Поэтому я безумен был, грешен и прегрешен, горько отзываясь о нем пред некоторыми как о человеке холодном, суровом, бессердечном, гордом. Каюсь в том пред Богом и пред тобою, владыко Преосвященнейший, ибо если бы ты и в самом деле был строптив, я и тогда должен был бы тебя любить и чтить сыновне и повиноваться тебе, как архипастырю.

Также и о государе я иногда думал недобро и осуждал его в сердце своем за некоторые дела, хотя это и не мое дело. Согрешил я пред Богом и пред священною и превознесенною особою царскою. Я о своем приходе не радею, много в нем, без числа много неисправностей, а у государя – необозримая Россия под его державою; изволь тут быть исправным.

Благодарю Господа за позднюю литургию и за проповедание мною слова Божия. Трудно было мне служить: немощь душевная и телесная, пакости врагов невидимых в сердце, уныние, тягота, боязнь, теснота на великом входе – немота; Святейший Синод и митрополита не выговорил вслух от бесовской боязни, только конец выговорил: «ихже даруй святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих». За вечерней великая теснота, боязнь и смущение – преодолел их молитвою; ектению великую выговорил всю, просительную не всю от диавольской боязни; сугубую почти всю – сбился на прошении о братии, подумав о протоиерее П.В. Трачевском недоброе и возымев к нему нерасположение и неприязнь за его недобрые дела. Согрешил я: побежден был от зла вместо того, чтобы побеждать благим злое. Ни к кому, даже ко врагу завзятому, я не должен иметь неприязни, это тяжкий грех, а протоиерей Трачевский мне не враг, он враг только милостыни. Но за то судить будет его Бог, как и за то, что ставил претыкания желающим миловать, и скоро будет судим, ибо расслаблял сердца христиан, внушая немилосердие, жестокосердие, осуждение. Да смягчит Господь Сам сердце его прежде смерти, да соделает его единомысленным с теми, которые хотят благотворить. Помяни, Господи, щедроты Твои к нему.

Христианская любовь не питает ненависти к злым и лукавым человекам, но объемлет и их любовию и желает вседушно, чтобы и они сделались добрыми и молит о сем Бога; она не платит им злыми чувствами и расположениями, она не мыслит о них и им зла, ибо зло есть само себе наказание и великая мука. (Таковым надо быть и мне в отношении тех, к кому я чувствую нерасположение и неприязнь.)

Всею ненавистию ненавижу супостата диавола и исчадие его – многовидный и многообразный грех. (После утрени 21 июня в понедельник.) Вчера я поел немного на ночь постного пирога и килек и чрез то подвергся сегодня великим напастям от врагов невидимых: ночью сильное блудное разжжение. Коль зло невоздержание и коль велико воздержание! Стихиры на стиховне утренние, глас 3.

21. Благодарю Господа, сотворившего во мне величайшие силы спасения моего от ужасного владычества грехов как во время литургии в храме, так и дома: там и здесь Господь многократно избавил меня от тиранства страстей, особенно от злого уныния, неприязни. Слава Господу, приемлющему от меня покаяние и державно милующему меня.

Употребляя пищу неумеренно, ты даешь чрез то диаволу материал, из которого он против тебя же строит крепость в твоем сердце и укрепляется против тебя на беду тебе. То же он делает и из всех пристрастий твоих к видимым предметам. Посмотрел ты на что-нибудь или на кого-нибудь с пристрастием, и чрез то ты продал, так сказать, душу врагу, как Ева продалась ему, посмотрев с пристрастием на запрещенный плод. Всякое земное наше пристрастие есть сила врага против нас, зорко следящего за всеми движениями нашего сердца, а наше бессилие и пленение. Пристрастие и страсть есть болезнь и смерть сердца или души нашей. Только Господь воскрешает ее от этой смерти и дарует ей пакибытие. Не надо давать в себе усиливаться страстям, чтобы они в противном случае не окаменили нашего сердца и не сделалось бы оно бесчувственным и неспособным к покаянию. Невозможно, говорит Апостол, однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и соделавшихся причастниками Святого Духа и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Евреям 5:4, 5 и 6 и далее. Суд над такими людьми произнесен Господом в притче о сеятеле и о семени [Мф.13].

Завеса церковная в алтаре означает завесу, покрывающую таинства, также завесу между настоящею и будущею жизнию, в которой многое для нас сокрыто, завесу между небом и землею.

«По плодам их узнаете их» [Мф.7:16], то есть людей. Так я познаю себя как дурного человека по обуревающим меня страстям, по гневу, злобе, неприязни, зависти к ближним, по внутреннему прелюбодейству, по унынию злому, ропоту, нетерпению, хуле, нерадению, лености, чревоугодию, человекоугодию, лицеприятию, честолюбию, тщеславию, малодушию. Правда, во мне есть нечто и доброе, но это от благодати Божией. Во мне страшная смесь низкого с высоким, прекрасного с безобразным, благочестия с нечестием. Глубоко растлел я от грехов многоразличных; очень я должен плакать день и ночь и, конечно, не заниматься чужими грехами или осуждать других, ненавидеть или презирать некоторых ближних за какие-либо в них пороки и слабости, ибо я сам порочнейший из всех на земле. Господи! Прими мое исповедание и помилуй мя.

Господи! Научи меня, как соответствовать мне высоте и святости звания, в которое ты призвал меня; как мне стяжать чистое сердце, как горняя мудрствовать всегда, как любить Тебя всем сердцем и пасти овцы Твоя словесныя, как презирать всё дольнее и тленное. Ибо велик сан, который я ношу; я земной ангел, долженствующий возвещать непрестанно людям волю Твою, руководить всех к горнему Царствию, к святой жизни; я предстою небесному престолу Твоему и совершаю пренебесные Твои Тайны в сослужении ангельских чинов.

Просите крепко у Бога дождя для засохшей земли и поблекших растений – но прбсите.ли также благодатной росы для душ ваших, иссохших и помертвевших от зноя страстей ваших; желаете, чтобы пролился обильный дождь на землю, но проливаете ли сами вы обильные слезы покаяния о грехах своих? Ведь небо не дождит на землю за наши неправды и беззакония. Итак, проливайте слезы о грехах, и Господь прольет дождь на землю и возвеселит лице земли, и лица ваши не постыдятся.

2 июня 1876.

Данное вами из милости вечно пребудет, став выше времени и тления, не потонет, не сгорит, не может быть украдено. (Громову о прощении долгу попечительству.)

Недостойно я стою на этом превыспреннем месте (у престола) вместе с Ангелами, ибо кто я? Кал греховный, брение28 и прах.

Идучи в церковь к вечерне, я пожелал земной награды за службу (ленивую) при гимназии, и крайне уязвило и смутило меня это пожелание, эта похоть, эта погоня за наградой; раскаялся, осудил я себя за то, и Бог простил мне, дав мир, говоря: Я твоя награда, как и твое наказание.

Частое: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» в стихирах и в каноне и в других случаях для того, что все дела Божии, преславные, благостные, премудрые, всемогущие, спасительные, совершены и совершаются Святою Троицею, что все славные подвиги святых совершены и совершаются также Триипостасным Богом, что святые все всегда в Боге и Им сильны и славны вовеки и могут благодатию и даром Его исполнить всякую нашу полезную просьбу. Отец, Сын и Святой Дух есть альфа и омега всех и всего и всех добрых деяний.

От меня требуется ежедневно самоотвержение в пользу детей покойного свояка отца Григория Цветкова и свояченицы Анны Цветковой. Без этого самопожертвования было, бывает и еще может быть много огорчений, охлаждения взаимного между мною и женою (которая безраздельно предалась им, оставив всякое попечение обо мне) и даже ссор, как и было. Но отныне все огорчения и неприятности – в сторону, прочь! Ибо жена моя оставила меня, Господь же восприят мя. Я не младенец – могу жить и без помощи жены.

Благодарение Господу, пославшему дожденосное облако и малый дождик за молитву нашу церковную о сем, хотя мы и недостойны были этой милости ради бесчисленных грехов наших и неисправленного сердца и жития. 22-го числа облака дождевые покрывали всё небо и тем навели прохладу и свежесть в воздухе, а вечером, часа в четыре, был маленький дождь и во время вечерни в четыре с половиной часа тоже. Слава Господу, не по беззакониям нашим сотворившему, ниже по грехам нашим воздавшему.

22. Благодарю Господа за неизреченную милость Его, явленную мне в служении литургии и в причащении Божественных Таин, в разрушении во мне смерти и в даровании пакибытия духовного.

23. Благодарю Господа, сломившего выю премерзкого диавола, насеявшего сегодня во мне во время великого входа мерзости в сердце моем, смутившего меня и немоту наведшего на меня при говорении молитвы разбойника благоразумного. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить литургию чистым и сильным голосом и причаститься к пакибытию и оживотворению Божественных, предивных, прелюбимых Таин. Молебен с водосвятием служил добре по благодати Божией, но и обедню и молебен служил при крайнем наветовании мерзких демонов.

Нет плодовитее, горячее, смертельнее, пакостнее, мерзостнее в мире семени, как семя греха. Быв посеяно однажды, оно принимается и возрастает с ужасною быстротою и силою, как возгорается и распространяется пламень от искры огня. Так посеяли грех Адам и Ева в сердцах своих, и доселе он живет в нас и губит нас. Начальники ересей, расколов и ложных религий насеяли ложь свою, плевелы свои в чистую пшеницу веры Божией, и доселе род человеческий разделился на множество враждебных лагерей, несогласных между собою в началах учения веры и в жизни. Нет ужаснее, смертельнее яда, как яд греха, и особенно греха блудного, греха злобы и неприязни, греха гордости, зависти, сребролюбия, тщеславия, лености, уныния, нерадения, самолюбия, своенравия.

«Всяка плоть сено, и всяка слава человеча (красота) яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде, глагол же Господень пребывает во веки» [Ис.40:6–8], сиречь29 глагол веры.

Мне надо есть только хлеб да воду – сердце крайне нечисто от сластей многоразличных. Вчера я поел клубничного варенья, рыбы с белым хлебом на ночь, напился чаю сладкого, и сегодня нечистый облил меня совершенно мерзостью своею во время обедни: силы не было противостать его силе премерзкой, ибо подготовка блудная, расположение блудное сердца сделаны были, так сказать, мною самим чрез лакомство и чревоугодие.

От скольких страстей бесчестных, от скольких смертей духовных спасла и спасает меня вера Христова – сочесть нельзя! Каждый день многократно пользуюсь я благодеяниями ее. За всё благодарю Господа прещедрого. Горька борьба, но сладко спасение Господне.

Какие столпы Церкви, и конечно наши, святые Божии: Матерь Божия, Предтеча, апостолы, пророки, мученики, иерархи, преподобные и все святые! Они молятся о нас на благо нам. Не напрасно мы их призываем. Мы ведь сами трости, ветром колеблемые. Молитвами их утверди нас, Боже! Церковь Твою всю, по всему миру утверди, Господи, по молитвам их. Буди, буди!

Сущность почти всех стихир на Господи воззвах, на стиховне, на литии и на хвалите – прославление и благодарение Господа или Пречистой Его Матери, прославление подвигов добродетели, совершенств святых угодников и особенно прошение их ходатайства о нас пред Господом о прощении наших грехов, о избавлении от искушений и бед.

Сегодня во время всенощной (на день Рождества Предтечи) пред Евангелием случилось со мною ужасное треволнение, когда я увидел протоиерея Трачевского; молился крепко Господу о избавлении от искушения – несколько успокоился, но при чтении Евангелия всё-таки смутился и не мог выговорить строчек пяти. Ужасная буря! Причина, конечно, во мне, а не в протоиерее. Господи! Присвой нас друг другу. Да возлюбим друг друга, да молимся друг о друге.

Священник, как слуга Бога Вседержителя, не должен чудиться лицу самого царя земного в храме Господа Своего и нимало не бояться его, ибо он такой же смертный и грешный, как и все, и немощный и ничтожный пред Богом. Прочитай, что пророк Иоанн евангелист и апостол пишет о царях земных: они наравне с прочими людьми грешными, да еще и больше всех будут наказаны Богом, от Которого дана им держава. Добродетельные цари будут помилованы, а нерадящие о благе народов своих будут строго осуждены. Здесь они роскошествуют всячески, наслаждаются, но там, в другом веке, рады будут и капле воды для прохлаждения, но и той не получат.

Вчера, 23 числа, поел я соку от мяса жареногр и выпил бульону стакан, да молока стакан вместо лекарства, потому что меня крепило и ко сну сильно клонило; сон, действительно, прошел. Но во время всенощной было со мною страшное искушение, может быть, именно за нарушение поста: увидев отца Павла в церкви, я крайне смутился и едва покаянием и молитвою мог успокоить себя несколько – страх вражий напал на меня. Огради я себя постом, этого не было бы. Евангелия не мог начать и читать порядком: «Во время оно зачат Елисавет жена Захариина, и таяшеся месяц пять, глаголющи: яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отъяти поношение мое в человецех» [Лк.1:24–25]. Представил тут свои отношения к жене и смутился. Реки и бури нашли на меня и потопили меня, сердце мое.

Как жадный Исав, я продаю, часто продаю первенство свое, первенство чада Божия и священства своего за пищу и питье диаволу, как это было вчера, и оттого диавол оказался во мне сильным, когда пришло искушение. Как бы не случилось и того со мною, что случилось с ним впоследствии, именно: как бы мне не потерять места покаяния, аще и со слезами поищу.

24 июня. Благодарю Господа за чудеса милосердия и силы Его, явленные во мне нынешний день во время служения литургии и особенно по причащении чудных Божественных животворящих Таин. Многократно уязвляли и умерщвляли сердце мои враги невидимые, люто боролись со мною, превозмогали меня, но Господь опять и опять повергал их под ноги мои, а меня избавлял. Утеха моя, избавление мое, Господи, слава Тебе! Се, по милости Его исполнен Божеством, божествен есмь, имея в себе Господа Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом!

25 июня. Благодарение Господу, удивившему на мне божественное Свое милосердие в служении литургии. Его помощию я непреткновенно совершил всю службу и причастился на оживотворение, радость и веселие и пространство сердца Божественных Таин Его и все службы совершил непреткновенно. Этому много помогло вчерашнее воздержание, да еще сегодняшняя борьба и победа над врагами невидимыми во время утрени. Много помогла Всесильная моя Помощница и Ходатаица Пресвятая Богородица, молитвы мучеников и мученицы Февронии, святой сегодня. Слава за всё Господу.

Вчера был в Рамбове на молебне, а потом гулял в лесу великой княгини; у Макарова был; с монахиней Варварой Ниловной Лишаровой говорил. Славная, духовная монахиня – и мне поучиться у ней. (Явление благости Божией при кончине мира, страдание всей твари в настоящее время; чаяние «бо твари откровения сынов Божиих чает»30 [Рим.8:19].) Она у Преосвященного Филофея, нынешнего Киевского митрополита, бывала неоднократно. Смирение Преосвященного Филофея величайшее, кротость его.

«Без страха утучняют себя» [Иуд.1:12], то есть тело свое, сердце свое. Это обличение Апостола относится ко мне. Я ем и пью всегда не в меру, утучняю сердце свое многоядением и многопитием и порождаю в сердце и в плоти своей всегдашний блуд, блудные помыслы и движения, прогоняющие Господа, Коего храмом содеваюсь по причащении и всегда должен быть храмом неразрушимым, святым, – о, окаянный я человек, паче же скот бессмысленный! На что же разум? На что свет слова Божия? На что опыты духовные и телесные? На что наказания от Бога? Искушения от злых духов? Всё забыто пред искушением даровых яств и пития, особенно многоценных и приятных! О, раб чрева! Идолопоклонник в христианском образе! Миролюбец в священном сане, в ангельском сане, требующем совершенного беспристрастия к миру и плоти!

Благодарю Господа, даровавшего мне вчера (25 июня) насладиться славословием Его и Пречистой Его Матери (Тихвинская чудотворная икона) в храме и на дому (у Николая Михайловича Семенова).

Согрешил пред Господом и пред святыми апостолами, не сохранив поста апостольского (Петрова) и лишась плодов поста: очищения и исправления сердца и жития. А сам по благодати Божией ношу апостольский сан, с коим должна быть, конечно, соединена апостольская жизнь. Господи! Помилуй мя и научи меня жить духовно, а не по плоти! Аще бо живу по плоти, имам умрети вечно, аще же духом деяния плотские буду умерщвлять, жить буду вовеки, по слову Апостола [Рим.8:5, 8], а деяния плотские: блуд, невоздержание, зависть, гнев, гордость и пр., что во мне есть. Еще я не возлюбил как должно правду и не возненавидел беззаконие, но еще есть тайная дружба с грехом, с плотию греховною. А надо непременно быть суровым ко греху во всяком виде, ибо он тысячами видов и способов увлекает нас в плен свой.

26. После обедни. Что воздам Господу за все милости ко мне, за все победы Его во мне над врагами невидимыми, поглощавшими меня нагло во время служения литургии и молебна водосвятного? Что воздам Господу за новое возрождение мое после вчерашнего чревоугодия у Семенова и тех теснот и немощей, которые постигли меня за чревоугодие? Господь оживил меня чудно, умерщвлённого грехами. Он дал мне и литургию совершить стройным голосом, чистым, звучным. Славлю и благодарю Господа за всё.

27. Воскресение. Служил раннюю обедню вместо поздней в Думской церкви из-за диакона Софронова, отправившегося в Рамбов после ранней. Нравственная немощь, борение с невидимыми врагами, которые всевали в душу смущение, холодность, смерть. Голос немощный после вчерашней постной пищи, пирожков с рисом и после курения сигары поздно вечером. Причащение Святых Таин с верою совершило во мне величайшее чудо: оживило меня, победило во мне невидимых врагов, дало мне полное торжество над ними; заамвонную молитву прочитал всю беспреткновенно; отпуст сказал довольно хорошо, хотя пропустил сказать святого Сампсона Странноприимца и Иосифа Песнописца и святого Александра Невского, а потом после молебна сказал всех святых по имени.

Об отношении Церкви к государству. Ектении просительная и сугубая достаточно выражают это. (Nota.)

28. Вечер. После всенощной в Думской церкви. Слава благодати Господа просвещающей, милующей, очищающей, спасающей. Враг навел на меня во время каждения (на хвалите, полиелее) сильное искушение, охладив мое сердце и возбудив неприязнь к Екатерине Григорьевне Степановой и к дочери Марии за их, якобы, гордость и железную выю. Смущение и теснота овладели мною. Я стал горячо, сильно каяться, умолять Господа о помиловании и осуждать себя, внявшего клевете вражией на неповинных духовных детей моих. Я понял, что враг еще более хочет разделить нас (ибо и ранее мы не сходились и были холодны) и поселить большую вражду, между тем как мы, и пастыри и пасомые, должны жить в любви и мире и в простоте сердца. Я видел, что чувство неприязни во мне есть нелепость, безумие, злоба и зависть моя, просил помилования у Господа – и получил. Я успокоился и Евангелие читал дерзновенно и всю службу провел так же. Благодарю Господа. О, как хитр и зол враг! То он искушает меня блудным движением сердца, то неприязненным. И как быстро! Как молния! А сердце мое немощно, нетвердо в любви нелицемерной или – что я говорю? – оно нечисто, блудно, самолюбиво, малодушно, лицемерно, злобно, завистливо, сластолюбиво, нерадиво, лениво и вообще подвержено бесчисленным грехам.

Рогулина вспомнить и послать письмо. Спросить у служащего в банке молодца [...].

По благости Своей Господь готовит многоразличные плоды земные в продолжение лета, но в то же время грешникам нераскаянным Он готовит стрелы палящие, болезни, беды, напасти, смерть, как праведный Судия.

Внутренний блуд мой умножился из-за чревоугодия, сладкого чаю, несоблюдения поста, невоздержания (что на ночь ем). Какое несмысленное животное при дарованном от Бога смысле, разуме! Какая греховная наклонность! Какое земное, бесовское расположение сердца! Какое отпадение от Бога! (Вчера, 28 числа, поел я вечером винегрету с рыбиной, черного хлеба – корка, попил сладкого чаю крепкого, и когда лег, то в животе сделались болезненные роги: я не мог спать, встал, стал делать самые усиленные движения, чтобы улеглась, уварилась пища, выпил сырой воды, и после того действительно заснул. Очевидно, что ужин был для меня совершенно лишний, а я всё-таки по привычке ел; яко ведом велся ко идолом безгласным. После ужина хотел было писать проповедь и не смог, потому что от пищи сердце стало глухо и глупо.) О, окаянный я человек! (Купаться мне не надо – живот застудил немного и сам весь простудился, чихал часто.)

Согрешил я пред Господом недуманно-негаданно: рассердился на слугу Анну, ругавшую племянника Ивана кривого, его самого дураком выругал за то, что неуместно говорит слова Священного Писания: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» [Мф.12:36] и пр., слово Божие непорочное презрел, сам наговорил много праздных, гневных, гнилых слов племяннику и Анне (вроде: выдеру за волосы до полусмерти). Каюсь, осуждаю себя в гневе, празднословии, угрожении во всем и милости у Многомилоствого паки и паки31 прошу.

Богослужение воспитывает духовно человека, поучает, назидает и освещает душу, очищает, освящает, обновляет, умиротворяет, умиляет, духовную свободу подает душам, чудно просвещает, исправляет, силу и крепость душам подает.

Вчера пред всенощной Господь преклонился ко мне, каявшемуся в пристрастии к земным вещам, на милость, избавив от смущения, стыдения и тесноты и даровав мир, дерзновение, свободу. Богослужение начал и продолжал с миром. Слава Господу! (Я подумал: туда и туда ещё надо зайти завтра со крестом.) О, как злой клеветник диавол клевещет каждому из нас на ближних наших день и ночь; вчера наклеветал на Екатерину Степанову, жену Филиппа Степанова, и на дочь их, да и на всех клевещет, внушая непристойные мысли плотские, нечистые; чистую духовную любовь изгнал из сердца, насадив только нечистую, плотскую, мирскую. Горе мне, окаянному! А обо мне думают, что я едва не святой человек!

Для спасения погибающего мира Господь славы уничижил Себя, истощил всего Себя, крест и смерть претерпел, о срамоте нерадив, а мы для спасения телесной, нравственной' или политической жизни своих ближних жалеем пожертвовать не только жизнью, но даже имуществом своим, деньгами, которые у нас в избытке и, по правде говоря, не составляют нашу собственность, а ближних наших. Ладно ли это?

* * *

28

Брение (церк.-слав.) – глина, грязь; пыль, прах.

29

Сиречь (церк.-слав.) – то есть.

«Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровение сынов Божиих» (Рим.8:18–19).

30

Паки (церк.-слав.) – опять, вновь.

31

Паки (церк.-слав.) – опять, вновь.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle