Источник

Октябрь

2-го октября 1873 г

Согрешил, выдрал за волосы одного нищего и на другого в гневе сильном замахнулся, чтобы ударить, и ударил, только по руке! Гнев и вообще страсти производят и душевное расстройство, погубляя душу, и телесное, – беда, великая беда нам от страстей.

Я плакал пред Богом на общество за невнимание к бедным и за предоставление их моим скудным средствам. Если и теперь не состоится это благотворительное учреждение, мне остается жаловаться Господу у престола на жестокосердие людей, – и не мне будет стыд, что оно не состоится, а обществу, ибо я со своей стороны носил нищету Кронштадтскую на своих плечах семнадцать лет и всегда и везде, сколько мог чем-нибудь, удовлетворял действительную нищету. Конечно, иногда и ошибался. Кто же не ошибается? Ошибался иногда в лицах бедных; я ошибался и сам собою, то есть не с кротостию и смирением и не в простоте сердца подавал милостыню, но с досадою и огорчением. Но не осуждайте за это: я – человек. Одно скажу, что много, много было нищих, – спасибо Палате: она наградила нас, – зря. Ведь в самом деле, легко сказать: приписывайся к Кронштадту – будешь сыт.

3 октября

Опять согрешил, опять дерзнул рукою – ударил бедного мальчика, промотавшего данные ему деньги, за волосы порвал его, а на других нищих сильно гневался и кричал. Так ли внимаю себе? Так ли исправляюсь? О хозяйки, хозяйки! Как вы дерете с бедных, а все бедные дерут с меня.

4 октября

Четверг. О, всепримирительная жертва, Тело и Кровь Христова! О, всемогущая жертва! О, вседовлеющая жертва! О, жертва благости, любви, долготерпения! Славлю Господа недостойными устами, омраченным умом и сердцем, дивно проявляемыми и очищаемыми Божественными Тайнами. По причащении сегодня Божественных Таин Господь очистил меня, помиловал, умирил, оживил чудно и могущественно, быстро, державно – и возрадовалась душа моя о Господе, и воспела, и прославила чудеса Божией благости, премудрости, силы, долготерпения, неизменяемости Божиих дарований. Но – о, как быстр, и хитр, и губителен грех, как быстро и мучительно вторгается он в душу! Прихожу домой, звоню в колокольчик у дверей – раз, два, три – отворили; вижу: свояченица сидит, чистит рябчика близ дверей – и не трогается с места; слуга отворила; меня огорчила неподвижность сестры, смутилось, стеснилось сердце; далее вхожу, дети ее у меня в спальне в кабинете; тут и жена; говорю: уходите – не уходят; наконец вышли. В этом огорчении (есть чем огорчаться!) я стал усердно молиться Богу о помиловании и мире, и благодарю милостивого Спаса и Бога: смерть отъята от сердца моего.

Во время обедни и после обедни пред Святыми Тайнами с великою верою и упованием молил чудодеющего и всеблагого Господа устроить Дом трудящихся и ремесленное училище в нашем городе. Надежда не постыжает [Рим. 5, 5].

6-го октября

Суббота. Благодарю Господа, чудно и паче чаяния оживившего меня во время литургии сегодня в думской Успенской церкви (обедня заупокойная от Марины Абакумовны Васильевой) после причащения Святых Таин. О, что я почувствовал в душе и во всем существе! Какую жизнь из мертвых, какую милость, какую бодрость, свободу, какой мир, какое здравие, какую радость. А после употребления Святых Даров по литургии – и паче! Умиление, радостные слезы о помиловании! Слезы любви и удивления при мысли о бесконечном милосердии Господа, не преодолеваемом моими грехами!

Пришедши домой, нарушил было мир и любовь в разговоре с женою, и тяжко мне стало: теснота, скорбь, огонь палящий и разрушающий почувствовал внутри; долго потом каялся и молился, и, когда наконец из глубины души, убедительно покаялся и помолился, Господь опять простил меня, неблагодарного и злонравного. Слава Господу! О, если бы не согрешать и не прогневлять Господа!

В богослужении нашей Православной Церкви клир и народ, или священнослужители и народ, представляются как одно – одно сердце и одна душа (И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое...12 ). Священник и дьякон возбуждают к молитве, прославлению, благодарению Бога и святых Его – миряне молятся, прославляют, благодарят вместе со священнослужителями. Вот это единодушие нужно иметь постоянно в виду при богослужении, к нему всех понуждать и поощрять. Еще из богослужения, из устройства его видно, что священнослужители – суть посредники между Богом и людьми по благодати, дару и власти Иисуса Христа, ходатайствующие о людях, приносящие пред Бога прошения, благодарения и славословие людей, их покаяние.

«Христианское чтение» на будущий 1874 год выписать. Литургии древние будут печататься на русском языке13.

Мудрование плотское: если кто сделал нам вред, причинил неприятность, бесчестие или не хотел сделать нам добра по просьбе нашей, хотя и мог бы, – на того гневаться, желать ему зла, беды, напасти. Это богопротивно, бесовски. Надо желать всякого добра и недоброжелателям нашим, как желаем себе, и молиться за них Богу с любовию, как за себя (по случаю размышления о брате Петре Константиновиче Несвицком).

Не уничижай других и не возвышай себя тайно.

В ночи на 7 октября сильнейшее блудное искушение от молока, выпитого вечером; пробужался до этого и ходил целый час. Правило к причащению и молитвы утренние прочитал – не мог спать. Зуд сделался от излишества и полносочия. На ночь не пей молока.

Причастия Святого растворяй меньше; после ранней обедни не ешь и не пей до обеда; за обедом ешь мало. Жизненных сил в тебе много – прибавлять их через пищу нет нужды.

7 октября

Благодарю и славлю препрославленного Господа за помощь при совершении мною утрени, литургии и молебна водосвятного с пяти с половиной до девяти часов утра и за оживотворение меня причастием пречистых и животворящих Таин. Благодарю Владычицу за помощь Ее по молитве моей против нечистых и скверных помыслов и движений сердца, явно мне оказанную на молебне, когда я [нисшел] в среду мира, в среду женщин, обступивших меня (по нечистому сердцу моему я помыслил нечто нечистое, хотя они только имели усердие к молитве и к Владычице).

7 октября

У господина Константина Романовича Бойля выпил вина и портеру не в меру, и от того возобладал мною враг, делая мне пакости, препятствия при крещении в доме Касаткина в таможне, и особенно при венчании в церкви: смущение и боязнь, недоговаривание многих слов и речений, да и на молебне в квартире г. Хоменко. Согрешил пред Богом, пред людьми и пред собою!

А сегодня, 8 октября, после ранней обедни, пришедши домой, выпил два стаканчика с половиной молока с черным хлебом и с маслом, и оттого вскоре захотел спать и два часа спал с половиной, с половины десятого до одиннадцати с половиной. Неумеренность расслабляет силы души и тела, обременяет душу и тело.

8-го и 9 октября

Благодарю Господа, удостоившего меня недостойного совершить в эти дни литургии ранние и оживившего и исцелившего меня причащением божественных и животворящих Своих Таин.

Раздражила меня сегодня вечером своим невежеством, непокорностью, грубостью, дерзостью свояченица моя (почивающая на моей шее со своими детьми и прислугою) непрестанным визгом и шумом, который возбуждала и поддерживала в детях сама мать, – я был выведен из терпения и вышел унять детей и мать: мать лежит на полу, как пень и колода, и ухом не ведет, как не до ней и дело. Крикнул я на них и велел идти в свою комнату. Пошла и заворчала, как медведица рыча, а жена – за сестру и против меня.

Крайне пристрастна моя жена к своей сестре: принять это к сведению и предостережению: она балует ужасно всем и ее, и детей. [...].

13 октября 1873

Звах их, и не послушаша Мене [Ис. 66, 4]. – Мои прихожане, чтобы посоветоваться о Попечительстве, – пришли только пять человек. А я готовился: приготовил чай, закуску, вино. Бог с ними. Но я очистил себя – я не в ответе, если не состоится Попечительство.

Вчера я ел рыбу: леща и суп с плотвой, и неловко было у меня на сердце долго. Вечером пил чай сладкий, пил вино с посетителями и водку малороссийскую, но без молитвы, – о, окаянство мое! не посмел помолиться. На ночь покурил сигары, и ночью сделалось истечение семени, и вероятно, при сладострастном видении, коего не помню. Согрешил пред Господом. Где воздержание мое! О, сколь нужно мне воздержание и труд! Невоздержание, сверх прочего, делает тупость ума и сердца, неразвязность в слове, несмелость.

13 октября

Благодарю и превозношу Господа за безмерную, чудную, явную милость, явленную мне во время литургии в служении и наипаче в причащении Божественных, святых, пречистых и животворящих Таин Пречистого Тела и Крови Его, в умирении, воскрешении, оживлении, освящении, утверждении души моей и тела моего. О, как я возрадовался о милующей и животворящей силе Господа моего! Хвалите Имя Господне, яко благ, яко в век милость Его14, – истинно всегда, вечно.

В церкви на иконах пишут лики святых, кои упоминаются на литургии на проскомидии и литургии верных, кои были провозвестниками и пророками веры нашей, кои запечатлели истину и спасительность веры кровью своею, тысячами мук и смертей и со дерзновением молятся о нас Богу – всегдашние свидетели истины, веры и животворности ее в самых мучениях и смерти, вечные столпы церковные, всегда ограждающие ее своими молитвами, слава и украшение Церкви.

К чему мы готовимся или куда шествуем? К воскресению мертвых, к Страшному всеродному Суду, к встрече Христа, Сына Божия, во славе неизобразимой, к вечной жизни на небесах со Христом и со святыми. Как должно готовиться! Как непрестанно помышлять об этом! Как исправляться, очищаться, украшать себя добродетелями, чистотою, милосердием, любовию, простотою, незлобием, воздержанием, послушанием, терпением!

Жестоко я пострадал вчера из-за своей жадности – из-за мясоядия и рыбы: голос был нечист, дребезжал, в горле начиналась боль; пища была для меня обременительным, вредным, мертвящим душу сором: душа была бессильна; паки15 крайне действовал Велиар16. Едва потоками слез искупил я свою погрешность. Не нужно мне мясо – нужна одна похлебка, даже рыба не нужна. Всё растительное мне нужно. А какой смрад и зловоние издает чрево, наполненное мясом! От рыбы то же бывает, но гораздо меньше и сноснее; от растительной же пищи почти нет смраду.

На богослужении воспоминаются дела Божии бесконечной важности: а) дела творения и промысла и б) сверхъестественные, чудные, поражающие своим величием, благостью, мудростью, всемогуществом дела искупления, совершенные нашим многомилостивым Господом и Спасителем Иисусом Христом. Посему к богослужению надо относиться всякому из нас с любовью, со вниманием, с благоговением, с постоянством, как к делу, касающемуся и лично каждого из нас.

16 октября

Едва я не умер от чашки молока и кусочка пирога, а может быть, и лишних двух стаканов кофе и стакану чаю. Весь день я был в требах; у Баранова после крестин пил чай (три стакана), закусил копченого сига, икры паюсной довольно, портвейну рюмки три выпил, всё было хорошо; затем венчал свадьбу – бодро. После свадьбы пошел в один дом, там выпил два стакана холодного непроцеженного кофе да стакан чаю, а пришедши домой, выпил чайную чашку молока и кусочек пирога съел; затем вздумал заниматься, расстегнувшись, ибо от множества выпитой жидкости одолевал жар. Ночь спал порядочно, встал рано. Сделался понос; думал, тем и кончится. Утреню служил очень хорошо. Читал на клиросе, но этим я себя обременил и обессилил живот и нервы расстроил. После утрени сильнейший понос раза три. Обедню служил с крайней слабостью; после обедни совсем обессилел; стало томить, начала кружиться голова, выступил холодный пот; по сердцу ходила смерть, места не мог себе найти; сел на стул, склонясь, и тут еще с трудом говорил возгласы и читал Евангелие Богородице. По окончании службы уехал домой. Вот что значит излишество в питье. У Толузаковой Анны Николаевны ел пирогу два кусочка и пил кофе. А о статуэтках нескромных ей не заметил. Да и они кто? Не оскорбил ли я Господа? Обрати ее, Господи, и спаси ее, якоже блудницу, помазавшую нозе Твои пречистые [Лк. 7, 36 – 50]! Погода в тот день, 15 октября, была весьма нехорошая: туман, тишина, парение, потом к вечеру дождь.

Цари и иереи – это боги земные, им дана великая власть от Бога. Зачем ты уничижаешь и осуждаешь их? За себя они ответ дадут Богу. Не высокомудрствуй, но бойся. А впрочем, правду говори смело, если долг призывает к тому.

Опять Господь от врат смертных отнес и от смерти избавил, хотя и достоин я был посечения смертного. Опять в Божественных Тайнах я обрел жизнь, исцеление, очищение. Благодарю Господа от всего сердца моего за неизреченную милость Его в даровании мне паки живота и здравия. 17 октября, семь часов утра. Ясно, утренник17. Воссияло солнце прекраснейшее! Слава Тебе, Творче, Вседержителю, Спасителю!

Где начинается угождение плоти и миру, там тотчас прекращается служение духу и Богу, начинается противление духу и Самому Богу, пренебрежение души, ее потребностей, образа Божия в ней; там забывают, что душа по образу Божию, что человек искуплен бесценною кровию Сына Божия и должен жить не себе, а Богу, что христианин – член Христов и храм Духа Святого [1Кор. 6, 15, 19], наследник Божий и сонаследник Христов [Рим. 8, 17], что царство христианина не от мира сего, что он должен горняя мудрствовать, а не земная [Кол. 3, 2].

Раб Божий иеромонах Иосиф многому научил меня. Речь его об иеромонахе Арсении (карточка у меня), как он задал Преосвященному Варлааму вопрос: что значат слова Апостола: не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия [Еф. 5, 17]; как Преосвященный не попадал на мысль отца Арсения, начал гневаться, а отец Арсений сказал: где смирение, там воля Божия, где нет его, там нет воли Божией – а вы вот, Преосвященный, гневаетесь, где же у вас смирение? Где воля Божия в вас? – А я? Часто гневаюсь.

19 октября

День моего Ангела. Научи меня, Господи, подражать его чистому, покаянному житию. Даждь мне благодать не есть мяса для чистоты и тонкости души и тела, ибо грубеет сердце и самое тело тяжелеет от мясной пищи и предается зловонию.

Господи! Даждь мне благодать и силу победить природу мою, злое сердце мое и всем врагам и всем противникам желать добра, ибо вот, злоба смущает и мучит и теснит меня, когда я в гневе на свояченицу Анну. Гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1, 20], – любовь даруй мне ко всемг незлобие, терпение.

19 октября

Пять часов вечера. После обедни была головная боль от засорения желудка; в гимназии голова болела; по приходе домой обедал: ел яблоки, виноград, кусочек пирога, курицу, сливки, пирог, чай пил; пошел к вечерне; голова сильно разболелась в церкви; по окончании вечерни пришел домой, и меня сорвало, стало гораздо легче.

Натура не терпит мяса, а вчера я ел мясо и домашний суп после всенощной.

О, сколь велики мои душевные недуги: самолюбие, своенравие, упрямство, гордость, зависть и прочие страсти! В нынешний день я весьма огорчился на жену мою и имел с ней продолжительную распрю из-за ее запретов не вкушать яблоки, которые мне очень полезны. И случилось со мною великое душевное горе и беда: язва великая поразила мою душу, теснота, скорбь. Оскорбил я Духа Божия, Духа мира и любви. Но благодарю бесконечное милосердие Господа, даровавшего мне слезы покаяния глубокого, искреннего, и исцелившего язвы мои, и мир мне подавшего. Еще оскорбил я Господа и ближних – нищих – своим гневом и укоризнами им, что они лентяи, хотя я сам лентяй и тунеядец, и не дал им всего потребного, а только малую долю, хотя мог дать больше. Господи, исцели мои недуги душевные и телесные.

Некогда неприятели еврейского народа, собравшиеся на них войной, поссорились из-за дележа будущей добычи и убили друг друга. И я с женою поссорился из-за яблок, подаренных мне в день Ангела Матреною Прокофьевной Назаровой. Согрешил я ко Господу! Всё из-за чрева. О, лютый тиран! О, власть змия на чреве!

Наипаче священнослужителям Церкви нужно иметь взаимный мир и любовь, чтобы успешно делать дело Божие, на которое они поставлены, то есть спасать людей, вверенных их попечению, проповедовать слово Божие, совершать службы и Таинства.

Огонь пришел Я низвести на землю [Лк. 12, 49]. И сошел огнь сей на апостолов в день Пятидесятницы. Свечи и лампады горят в церкви и дома пред иконами. А есть ли огнь любви к Богу и ближним в сердцах? Не холод ли? Не пренебрегали ли мы друг другом? Не о себе ли только хлопочем?

Если чувствуешь к кому из ближних холодность, неприязнь, презрение, знай, что эти чувства от диавола и немедленно отринь и изрыгни их от сердца прочь. Так мы чувствуем иногда холодность и неприязнь к своим, или к соседям, или к нищим, коим подаем милостыню, особенно к безобразным по наружности. Грех в тысячах видах старается ворваться в нашу душу. Внимание и внимание к себе нужно! Иногда он напрашивается в виде сластолюбия, блудного удовольствия или сребролюбия, корыстолюбия или выгодного обмана, в виде честолюбия, гордости, зависти, в виде щегольства, мотовства и лицеприятия, лицемерия, человекоугодия, или уныния, малодушия, страха и боязни, ложного стыда, или нерадения, лености, непослушания, своенравия, непокорности, грубости, дерзости, кощунства, неверия и отрицания всего святого, или суеверия, предрассудка, или сварливости, спорливости, самомнительности, подозрительности, лукавства, измены и вероломства, льсти, коварства, отчаянья, хулы и прочих грехов! От всех сих и подобных грехов да избавит Господь всех нас, именующихся именем Его и словесным, избранным Его стадом. Благодарю Господа, даровавшего мне познать, что такое грех, сколь он гибелен для нас во всех его видах! Благодарю Господа за веру святую, спасающую нас ежедневно от бесчисленных зол, грехом в нас производимых.

О вера святая, слава тебе, слава многомилостивому Господу, даровавшему нам тебя! Вот и сегодня спасся верою, покаянием, молитвою от величайших зол, от пагубных сетей врага! Благодарю Господа!

Да утвердится привязанность моя к вере и ко Господу.

Вера и страх Божий для воспитанника в высшей степени благодетельны. Они дают дивную тишину всем его душевным силам и доброе направление всем его способностям; они проливают в нем яркий свет на все его познания и побуждают его охотно заниматься науками, которые приводят его к источнику всех знаний – к Богу; они привлекают на него благословение или благоволение Божие и располагают к нему сердца всех людей, к коим он имеет близкие отношения. Пример Иосифа знаком всем. Средоточие знаний – Господь.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию 19-го и 20-го сего августа и причаститься во здравие, в мир, очищение, освящение, в пространство и мир души пречистых, бессмертных и животворящих Таин. Чудное дело! Лишь только понудишься согреть душу умилением и слезами покаяния, как тотчас дух и тело оживляются, голос делается тверже, и яснее, и громче; а когда хладеешь духом, и голоса нет твердого. Так было сегодня за обедней и часто бывает за службами. Благодарю Господа, даровавшего мне умиление и слезную молитву за всенощной в Думе на 21-е октября и петь в сладость стихиры на Господи воззвах, на стиховне и на хвалите и читать канон. Под конец всенощной я жестоко искусился чрез кошелек, положенный в шкаф в алтаре. Стоя у престола, я увидел, что сторож пошел в шкаф, и это крайне смутило и уязвило меня: змий сребролюбия врезался в мое сердце и долго мучил меня: я недосказал от смущения молитвы Христе, Свете... исправи стопы наша до конца и отпуст скрал.

Сказать отцу протоиерею об алтарном стороже Николае как о воре, ворующем наши доходы от поминаний, и свечи, и книги, и зонтики, и священные одежды, поясы, набедренники и прочее, из коих жена его шьет башмаки и пояса себе.

Вера дает уму детскому свет, чувству нежность, впечатлительность, нравам тихость, кротость, сдержанность.

Язычники-японцы заимствовали у христиан все полезные учреждения, выработанные христианской наукой. Проникнитесь, дети, христианскими идеями богослужения, истории Ветхого и Нового Завета и церковной истории – они проливают чудный свет на состояние наше и назначение наше на земле и в вечности, на всё отношение наше к другим людям, к обществу и друг к другу.

Дети! Упражняющиеся ежедневно в слове, познайте умом и сердцем безначальное, вечное, личное Слово – Сына Божия, создавшего всё словом, как и нас с вами, и держащего всё сотворенное, в том числе и вас, словом Своим; научитесь благоговению перед Ним, любить Его, угождать Ему, – равно и как вы, братия и сотоварищи в преподавании словесных наук. Ибо все мы служим одному Слову, хотя в разных видах, разных науках, – да будем все мы соединены в одной мысли, в одном слове, в одном духе – в этой троице единодушной и нераздельной. На нас лежит великая обязанность образовать юные словесные существа, чтобы из них образовались совершенные творения Божии, столь возлюбленные Богу, Который не пощадил для блага их временного, и паче вечного, Сына Своего Единородного.

Если свояченица моя лукава, хитра, зла и горда, чего, однако же, теперь не видно и что, может быть, во мне преобладает стократно, – то (если она такова) зло для ней, не для меня: если она обижает меня, за это слава Богу, ибо я стою обид и огорчений, а если неправедно меня обижают, за то мне награда от Бога. За что же я-то злюсь всегда? Видно, что во мне действует страсть. А страсти надо умерщвлять. Согрешил я опять ко Господу!

Господи! Даруй мне мирно, любовно всегда взирать на свояченицу Анну, к которой я столь давно имею неприязнь. Она женщина как женщина, и даже добрая, почтительная.

Благодарю Господа за дар литургии и за премирное, животворящее, спасительное для души и тела причащение пречистых Таин. На великом входе сробел и спотыкался в смущении. [Козлянинову] имел в виду, но смутился. А она гордячка, по крайней мере так мне показалось. О, глупое сердце! К одним чувствует безотчетную неприязнь, к другим – глупую плотскую приязнь.

21 октября

Всенощная на Казанскую святую икону. Вспомнил я исцеление Пречистою Богородицей моей глухоты и умилился душой и прославил Царицу Богородицу. А в церкви – сколько помогает на ектениях! А в мире! А всякий день дома и вне! Счету нет!

Благодарю Господа за чудную его благодать, дарованную мне в служении многих молебнов пред литургией и после литургии, за чистый и звучный голос, за доброе служение литургии (если могу сказать), за причащение Божественных Таин, ожививших меня, естественный греховный хлад мой отъявших и огнем Духа Святого терние греховное попаливших, наипаче чревоугодия и что [в нем]. Благодарю за дерзновенное, внятное, редкое, с чувством служение молебствия на клипере «Всадник» и на прочих молебнах; за дерзновенное впоследствии венчание брака, толковое, раздельное, громкое, – пред браком [враг] очень смущал меня, насиловал, и в начале брака тоже. Враг ругается во мне непрестанно надо мною и над другими людьми, с коими встречаюсь; внушает мне нелепости, зажигает или старается зажечь сердце мое нелепыми похотями, хочет вконец извратить меня и людей и посмеяться нам и Господу, создавшему нас по образу и подобию Своему. О, не дремлет враг к погублению нашему, действует непрестанно ко вреду нашему, всех нас. Бодрствуйте и молитесь [Мф. 26, 41].

24 октября

Среда. Так как гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1, 20], то я не должен ни из-за чего гневаться: обирают ли меня живущие со мною, или неисправны подчиненные мои или живущие со мною, или горды, злы, заносчивы, своенравны ядущие хлебы мои. Я исполнен сам бесчисленных грехов, весь растлен в сердце и в теле моем – на кого же я могу гневаться, на кого разевать рот? Богу предоставлю отмщение обидчиков моих, или, что я! – Бога буду молить, чтобы Он простил их, не поставил во грех обид их мне, а если будут бесчинствовать в доме моем, остановлю их словом кротким или удалюсь от бесчинных.

Сердясь или злясь на своих, я делаю вред только себе самому; не имею мира, подвергаюсь скорби и тесноте. Я думаю заставить бояться меня тех, на кого гневаюсь, но этого не бывает – они смотрят равнодушно на мой гнев и смеются над ним. То ли дело незлобие агнчее! Оно всегда мирно, покойно, радостно. И доселе я не научился этой христианской азбуке! О, окаянный! К чему моя ученость? К чему довольство во всем? К чему здоровье? К чему добрая слава? О, пагубное дыхание диавольское! Как оно заразило меня! Как трудно мне от него освободиться. Господи, научи меня кротости и смирению!

Вот еще вчерашний грех волосяной дирки нищего и гнева на него – во мне и мертвит меня. Каюсь, Господи, помилуй меня!

Нет ничего нелепее, вреднее и грешнее злобы на ближнего – а я озлоблюсь, и еще сержусь, и выхожу из себя за то, что замечают мне, что я злюсь (Анна Константиновна). Какое злонравие и нетерпение! А сколько во мне подозрительности, самолюбия, блуда, зависти, чревонеистовства и жадности! Как надо презирать себя, ненавидеть, отвергаться себя, а я – увы! крепко люблю себя, свою страстную плоть, стою за нее, за страсть свою, когда кто вооружается против них! Я тайный фарисей, мнящийся быти праведник: иначе отчего же я озлоблюсь, когда меня называют злым? Или оттого, что не хочется быть злым? – не буду же таковым.

О, как меня гонят страсти! Как теснят! Зачем я утром, не разобравши дела, рассердился на сестру Анну как обидчицу, когда она не обидела? Спокойно и благорассудно относиться нужно к делу, беспристрастно к той и другой стороне. А всяким слезам впредь не верь.

Какая адская теснота и тягота была во мне до примирения!

Господи Человеколюбие, благодарю Тебя, совершившего дивные чудеса примирения моего с свояченицею Анной Константиновной и ее со мною. Пролил я душу мою в горькой и пламенной молитве, чтобы Сам Господь примирил со мною осердчавшую на меня свояченицу, да и меня с нею, – и Господь смирил и умилил ее: она подошла ко мне с миром, приняла благословение, и я сказал ей: простите меня, слава Господу! Господи! хочу никогда более не прогневлять Тебя враждою. Даждь мне незлобие и мир всегдашний. 24 октября 1873.

Из родных родной мне – Христос Господь, ибо в Него я крестился, от Него родился, Им оправдался, просветился, освятился, омылся, Его Плотию и Кровию питаюсь. Из родных родная мне Мати Божия, как единая Матерь по благодати всех христиан, преизобильно источающая милости Свои на всех христиан и на меня. Из родных роднее мне святые апостолы, через которых я уверовал в Господа и сподобился бесчисленных благ жизни духовной; из родных родные мне святители, мученики, преподобные, все святые.

С 24-го на 25 октября. Во сне было самое убедительное внушение не нюхать табаку и в шутку. Благодарю святого Ангела Хранителя; вразумление было как бы от священника, моего свояка, отца Иоанна Ветвеницкого; но с начала встречи был он, а потом – тот же, да не тот. А чревоугодие-то и пироголюбие как изобличено! Пришли к Аверкию Васильевичу Шабурину на пирог, а он болеет; жена вышла неглиже; все стоят с подобострастием: тут же отец Павел, отец диакон Петр Александрович и много светских – и я тут же.

О, как надо беречь от всякого греха свою обоженную, освященную, обновленную природу! А мы что делаем? Пьем, едим без меры для наслаждения, а не для подкрепления; в голове и в сердце даем место нечистым мыслям и вожделениям; завидуем, недоброжелательствуем, гордимся, сердимся друг на друга, не радеем о молитве, о научении в слове Божием; ленимся, дни и ночи проводим в пустых делах, долго спим, предаемся веселью, о покаянии и слезах не радеем.

26 октября

Приношу вседушное благодарение Господу Богу моему, сподобившему меня, непотребного, величайшей милости – служения литургии и причащения пречистых, бессмертных, небесных, животворящих Его Таин; опять ожила, очистилась, освятилась, обновилась, укрепилась мгновенно умершая грехами душа моя, а с нею и тело удостоилось того же дара – это я почувствовал тотчас после причащения Святых Таин. Обедня была ранняя в Думе, от Сидорова. Был и Филипп Степанов, его жена и дочь, теща Сидорова, жена его. Странное поведение Николая Григорьевича в церкви при виде меня: прячет всё лицо свое. Мне было очень тяжело служить.

27 октября

Благодарю Господа, спасшего меня спасением скорым и дивным по молитве покаяния моего вечером в девять часов, после того как я разъярился на жену за отверстие всех дверей до моего кабинета. Теснота, смятение, скорбь, жжение, бесчестие, какое-то воспаление и подстречение ко злу подавляли меня; я стал на колени и молил милосердие небесное исцелить, простить, умирить меня – и помиловал меня Бог. Слава Его долготерпению и милосердию!

Отчего мы не изменяем сердца своего, нравов своих, воли своей, жизни своей? Оттого, что самолюбивы, сластолюбивы, лживы, не хотим оставить угодия чреву, которое влечет за собою неизбежно разные страсти. Виноваты мы, а Бог, со Своей стороны, даровал нам все силы к животу и благочестию.

28 октября

Благодарю препетого и превозносимого Бога за милосердие ко мне грешному, продолженное даже доселе в служении Божественной литургии и в причащении пречистых, небесных, животворящих и страшных Таин! Ибо и вчера оживил меня, умерщвленного грехом, Господь мой, прияв слезы покаяния моего. Много молебнов вчера пришлось мне служить.

Мясная пища хоть укрепляет тело, но производит лень во всем существе, лень к умственным занятиям и к молитве.

20-го, 30-го и 31 октября

Благодарю Господа, облаженствовавшего меня причащением Божественных Своих Таин, оживотворившего меня, умерщвленного грехом, умирившего, освободившего меня от лютых грехов, вследствие покаяния моего. Славлю Его благость бесконечную. Благодарю Господа, даровавшего мне молитву общую в квартире рабы Божией Марии Арсеньевны.

С скоромными сухарями или с булками чаю не пить, да и молока – теснит в боках и в груди, в горле, крепит живот. Черный хлеб полезнее.

31 октября

Благодарю Тебя, Господи, за двукратное избавление от двукратного гнева и озлобления моего на жену мою за ее напраслину и неразумный гнев ее на меня (оправдываемый, впрочем, мною самим впоследствии ревностию ее о детях), за избавление от тесноты, скорби, огня, поношения. Преклонил я смиренно колени пред Господом в покаянии, и помиловал меня Господь. За сие славлю Господа и утверждаюсь в вере и надежде – о, если бы и в любви к Нему!

Нет дороже на свете благ любви и мира – дорожи же ими более всего, более всех вещей, более своей чести, удобств жизни, внешнего спокойствия. Весь мир не стоит благ любви и мира. Потому и сказано: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? [Мф. 16, 26].

Сегодня удостоился дать нищему сапоги свои. Да примет Господь.

Велико имя Святыя Троицы!18 Когда ночью сегодня (на 1-е ноября) сделалась у меня боль в правом боку от прилива крови, тогда я перекрестил это место с верою во Святую Троицу животворящую, сказав: Велико имя Святыя Троицы, – и боль тотчас прошла; кровь, как некогда волны в море, улеглась в своем месте и не беспокоила более.

Благодарю Господа за многократное дарование мне прощения грехов и мира, как и жене моей. Слава чудодействующему Господу во внутреннем мире!

* * *

12

Возглас священника на Божественной литургии перед пением молитвы Отче наш.

13

«Собрание древних литургий восточных и западных, в переводе на русский язык. Выпуски 1–5» было издано в Типографии Департамента Уделов в 1874 году, 764 стр.

14

Песнопение на утрени при полиелее.

15

Паки (церк.-слав.) – опять, вновь.

16

Велиар (евр.) – букв.: ничтожный, негодный. В Библии это слово прилагается ко всем развратным, нечестивым и злым людям, но в особенности к сатане, как главному виновнику всякого нечестия и зла.

17

Утренник – утренний мороз до восхода солнца, бывающий весной и осенью.

18

Возглас священника во время чина о Панагии.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874 / [над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1

Комментарии для сайта Cackle