Источник

Сентябрь

2 сентября

Благодарю Господа моего, даровавшего мне слово к людям во время литургии и благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься животворно Божественных Таин. Весь день сегодня был в деле, в совершении треб. Ноги (пальцы у ног) разболелись сильно: резь крайняя. И это, думаю, от излишка в пище и питье и от удержания в себе семян, сильно приступавших неоднократно к выходу.

Умерщвляй плоть скверную, многострастную, скоро преходящую, оживляй душу, по образу Божию, разумную, свободную. Нет потребности тебе в удовлетворении плотских похотей. Твоя сладость – Христос, твое богатство – Христос, твоя жизнь – Христос, твоя красота – Христос. На тварей не засматривайся, да не отвлекут душевный взор от Творца и да не осквернится помыслами нечистыми душа твоя.

Жив ли ты? спросил меня Никитушка. Я отвечал: слава Богу, здоров, – а надо бы ответить: умер я духом, ибо действительно, я был таков, и, смотря на него, я рассмеялся: до того я лукав, да того простота в человеке для меня стала необыкновенна. Дай мне почитать книжки, сказал, да нет ли пострашнее, например о Страшном суде и о втором пришествии. А я, действительно, забыл второе пришествие и Страшный суд и живу так, как будто не будет его. И увидел я, что не просто спросил меня Никита, а провидя мою смерть духовную, видя мое нерадение, мое чревоугодие, пресыщение, лакомство, блуд внутренний, озлобление, гордость, скупость, жестокосердие.

3 сентября.

Благодарю Господа, сподобившего меня причаститься Святых Таин во время литургии ко оживлению, очищению, освящению, обновлению, исцелению тела. В 12 часов зашел к отцу Павлу Ламанову, выпил чаю, поел смородинного черного варенья, два яйца съел всмятку, потом пошел в класс. С тем же запасом питания и остаться до вечера, так нет – пришел домой и сел обедать: супу, пирога с яблоками, жаркого (котлет) нелепого, и оттого вышло пресыщение, тяжесть. О, если бы не есть вовсе мяса ради Бога и чистоты сердечной! После вечерни идучи домой и встретив нищих с заявлением разных просьб и на одного из них, уже получившего добрую милостыню, я рассердился и выдрал его за волосы. Согрешил. А многим отказал в их просьбе, дал только немного. Многие из них обижают меня и себя – обманывают, пропивают, в непотребных домах сидят. Бог с ними, – а я должен быть волей-неволей осторожен в подаянии милостыни.

От излишества в пище и питье все страсти усиливаются: и ярость зверская, и блудная страсть, и скупость, и жестокосердие, и приливы крови к голове или к оконечностям ног делаются чаще. Великое благо – умеренность и пост.

4 сентября.

Благодарю Господа, чудно меня оживившего и как из мертвых воскресившего после причастия животворящих Таин. Служил с крайней немощью, раздражением, которое, впрочем, удерживал; на сторожа Николая был в негодовании. Благодарю Господа, отъявшего горькое, адское чувство вражды на Анну К., увлекавшее меня с страшною силою. Имя единое Господа и Тайны Его спасли меня от сего.

5 сентября.

Благодарю Господа, удостоившего меня чрезвычайной Своей помощи во время утрени по молитвам Пречистой Богородицы при произнесении всех ектений и молитв, а особенно при произнесении ектении сугубой, на которой я по действию вражию почти всегда препинался в молении за государя, о еже поспешити и пособити ему во всех и покорити под нозе его всякого врага и супостата. Голос был благодатный, чистый, громкий (накануне вино херес и мед).

Благодарю Господа за совершение чистым голосом и литургии, и наипаче за причащение неосужденное божественных, пречистых, животворящих и страшных Таин. Паки воскрес я и получил новую бодрость и дерзновение.

6-го сентября

Четверг. Благодарю Господа, чудно меня оживившего причащением Святых Таин и великое дерзновение мне даровавшего.

Благодарю Господа, многократно принявшего мое покаяние о злобе моей, скорбь и тесноту отъявшего и мир с свободою мне даровавшего. На нищих неоднократно я озлоблялся сегодня.

Священник воздевает крестообразно руки во время Херувимской песни, изображая тем распятие Христа Спасителя за спасение мира, распятие, которое тотчас воспоминается в великом входе с остановкою пред народом, и вместе свое распятие миру и его похотям сообразно словам молитвы: всякое ныне житейское отложим попечение...

7 сентября

Пятница. Из-за вчерашнего дома ужина (рыба жаренная, сыр, отчасти мясо, стручковый жирный соус) к утру спина сильно болела. Пища была для меня сором, потому что была излишняя, не надо было совсем есть, и чаю надо было один стаканчик пить, не больше. Согрешил Господу!

Благодарю Господа, чудно меня оживившего и обновившего причащением животворящих Таин во время литургии на кладбище, то есть в Троицкой церкви; всю службу и отпевание совершил с Божиею помощию благополучно. Всенощную в Соборе также благополучно. Протоиерей выходил на литию и величание.

(Рыжему парню дано 40 копеек на пароход.)

8-го сентября

Рано встал из-за боли в пояснице, оттого что вчера вечером поел просфиры после двух рюмок хересу у Дмитрия Федоровича Никитина, внука Льва Дмитриева. Утром имел много движения: на стенку, потом обратно домой, затем через час в гимназию на молебен, потом на рынок с причастием к больной девушке, и тут-то Господь послал мне облегчение сердцу при сознании моего с вечера пресыщения. Литургию совершал свободно, громогласно; на великом входе несколько смутился, и это потрясло меня, но по усердной молитве покаяния Господь исцелил язву души и отъял смятение; прочее всё было благополучно, и проповедь с чувством и живостию говорил; после обедни крестил в церкви; по причине пыли в церкви молитвы тайно читал многие; потом молебен в доме Байкова.

Всенощную в Думе служил благополучно, голос чистый, громкий. Благодарю Господа за слезы умиления во время чтения светильничных молитв (шестопсалмия).

Иконы, образы, внешняя сторона богослужения и Таинств – воплощение веры: мы телесны, иначе нельзя. Лютеране и англикане несправедливы, отметая иконы и образы.

Книгу о святителе Тихоне Задонском119 взять у переплетчика.

Святые апостолы, иерархи, мученики, преподобные, бессребреники и все святые – свидетели истины Христова учения и Его искупления мира. Они будут свидетелями пред всем миром, что можно было и легко исполнить Евангелие Христово помощию благодати Божией, избавиться от страстей, стать победителями греха и сделаться наследниками Царствия Божия, и если мы утопали во грехах, то по своей лености, небрежности, нерадению, невниманию, неверию. Я первый грешен и против меня первого они будут свидетельствовать.

Чревоугодие есть смертный грех. Но священник должен быть постник или воздержник и должен иметь ангельское бесстрастие и зреть всегда горе’, где Христос сидит одесную Бога [Кол. 3,1].

Чревоугодие, или сластолюбие, винопитие ведет к блудным помыслам, нечистым движениям во плоти, и потому сластолюбец или чревоугодник виновен в двух смертных грехах: в чревоугодии и блуде; чрево – идол, чревоугодник – безбожник.

Фимиам в храме – образ того, что благодать Божия разгоняет, покрывает или уничтожает смрад наших грехов и страстей и облагоухает нас.

Вот что значит страсть сладко поесть: вчера вечером, вопреки своему убеждению, поел пирога с яблоками (четыре кусочка с тонкою, как лист, коркою), и едва не всю ночь спина болела; утром встал рано, в половине шестого часа. О, объядение! И это у священника! Нехорошо и то, что вечером много гулял во дворе – сырости набрался в организм, и она меня отяготила. О, какой смрад внутри у чревоугодника!

9-го сентября

После обедни. Сколь велико было сегодня блаженство мое после причащения Божественных Таин, столь велика была мука моя после ярости на нищих, между которыми я подозревал виновников вчерашней шалости, следствием коей было разбитое в квартире протоиерея стекло в раме оконной. Сколь велик был мир, столь велико сделалось смущение в душе моей; сколь велик был простор, столь велика стала теснота; сколь приятна была прохлада духовная во всем существе моем, столь мучительным сделался огнь адский от гнева моего. И долго я чувствовал в себе эту беду, доколе слезами покаяния долгого не избавился от ней. Благодарю Господа, даровавшего мне, недостойному, благодать совершить добре Божественную литургию, кроме выговаривания имен царской фамилии на великом входе, после преткновения, на котором я почувствовал смятение, стыд, скорбь, тесноту. Благодарный молебен служил по благодати Духа Святого бодро, умиленно, непреткновенно, спокойно, неспешно.

Велико ли дело, что у протоиерея, корыстолюбца и жестокосердого, как его сребро, разбили нищие ребята стекло в раме оконной? Важность ли, что протоиерей занес об этом в книгу и мне сделал выговор письменный? Да не буду самолюбив, нетерпелив и раздражителен. А между тем я сегодня тотчас после обедни сердился, кричал на нищих, называл их обидными именами. Один сделал проступок, а я на всех гневался и некоторых у церковного дома за уши отодрал, руку свою священную, которою держал Святого Агнца – Господа славы, кроткого, смиренного, незлобивого, терпеливого, поднял на рабов Его, на братию Его. Ох я, окаянный!

Исповедую чудеса Божии ко мне милосердия и долготерпения: тяжко согрешил я пред Господом утрюмостию и озлоблением на домашних, особенно на сестру Анну К., за баловство детей во время стола и самохвальства пред посторонними (Балыкина), и уязвилось сердце мое, и унес я эту язву на улицу (пошел венчать свадьбу), но в покаянии возвел очи ко Господу, и скоро помиловал меня Господь, и венчал я свадьбу с великим спокойствием, сдержанностию, ровно, твердо, непреткновенно, с великим чувством, с возвышенною мыслию, с несумненною верою. Слава о сем Господу. После брака, вышедши на улицу и обходя некоторые места, я шел по Посадской улице, и нагнали меня нищие, и я обиделся, что они преследуют меня, и стал их гнать от себя. Одного пожалел и дал ему рубль на одежду, а другого, которому дана милостыня утром (20 копеек), я прогнал, и когда он не хотел уходить, велел будочнику взять его – побежал нищий отрок, побежал и будочник и догнал его, и ударил его, и привел его ко мне; жаль его стало, и опять дал ему 20 копеек. Согрешил пред Богом, сердце мое было уязвлено грехом; пошел я, каясь в душе, к [Кикину] крестьянину-домовладельцу за пособием бедным – дал 12 рублей; выхожу – нищие опять тут; Алексей, давнишний мой друг, милостыноприниматель, назойливо требует, дай ему непременно на кафтан, другой – дай 60 копеек на билет; меня взяла досада за их попрошайство и надоедание при всем том, что ходят на работу; дал я по 20 копеек, и когда один из них не отходил, требуя еще, в гневе пнул я его ногою и пошел. Взял меня гнев и напала на меня скорбь, теснота, и стал адский огонь палить меня; я пошел уединенною дорогою (на стенку) молиться, каяться, плакать. Долго Господь не разрешал меня от уз греховных, давая мне почувствовать великую дерзость мою, злобу, скупость, алчность мою, пристрастие мое к земле, жестокосердие и немилосердие, но наконец Он умолен был бесконечным милосердием Своим и простил мне грех мой, разрешил узы мои, отъял смятение и даровал мир, отъял тесноту и даровал свободу и пространство, отъял смерть и даровал жизнь, обновил, умирил, утешил меня. Слава чудесам милосердия и долготерпения Его! А мне время измениться и быть простым, щедрым, кротким, незлобивым, терпеливым, не бийцей. Ужасно потрясают страсти всё существо мое, всё существо человека. Какой плод нераскаянных грешников! Увы! Ужасно! Вечная мука, вечный плач и скрежет зубов. Чего мне мало? Я не обижен в куске, в одежде, в покое от домашних моих; они живут сами по себе, я сам по себе. Да будет между нами любовь и мир. Да повинуются младшие старшим, а если не будут повиноваться, то Господь да судит их. Да спешат в храм, да припадают ко Господу, каясь, прося, благодаря, славя Его благоутробие.

Прочь все льстивые страсти!

У тебя несколько Евангелий, иные в золотых переплетах, а исполняешь ли написанное в Евангелии, например, о милостыне? Подаешь ли в простоте? Вспомни старца, продавшего единственное Евангелие, чтобы подать нищему120.

Сколь я стеснен! Вчера во время обедни в думской церкви на великом входе смутило меня пустейшее, по- видимому, обстоятельство: близко стояла благородная красивая девушка, – и увы! суетность смутила меня. Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак. 2, 1]. Человекоугодие! Лицезрение! Тщеславие! О, как грешны эти грехи, особенно во время богослужения! Как мы только не распинаем снова Сына Божия – и человекоугодием, и тщеславием, и сластолюбием, и сребролюбием, и жестокостию сердца и рук, и лукавством, и злобою, и завистию, и гордостию, и нетерпением, и своенравием, и объядением, и пиянством, и суетным времяпровождением: в играх, смехе, пустословии (забавное пустословие театр), в курении, или медленном самосжигании, -леностию, нерадением!

Воскресение мертвых есть совершившийся факт в лице Иисуса Христа и мертвецов, воскресших в день Его смерти, вышедших из гробов, вошедших в Иерусалим и явившихся многим. Слава воскресению Твоему, Христе, имже даровал еси нам воскресение. Господи! Даждь мне терпение и соверши меня в любви, да не раздражаюсь, не гневаюсь, не озлобляюсь, да милосердствую, снисхожу, терплю, прощаю.

Благодарю Господа за величайшее, чудное блаженство богообщения после причащения Святых Таин на совершаемой ныне мною литургии и после потребления Святых Даров по окончании литургии – мир мой и пространство сердца моего не имели пределов. И мира Его несть предела [Ис. 9, 7]. Это пророческое слово сбылось на мне. Слава милосердию Господа. 10 сентября, понедельник.

Благодарю Господа, отъявшего гнев и тесноту и огнь греховный, мучительный от сердца моего по молитве покаяния моего! Слава долготерпению и милосердию Господа, Его благопослушеству и скоропослушеству. Господи! Умири жизнь нашу имени ради Твоего. Буди! 10 сентября, девятый час вечера.

Театр – забавное пустословие, словесная игра, приманка и обольщение (прелесть) зрения, чесание слуха, потеха праздных и сытых, драгоценная находка для людей, не знающих, как убить время, благородное училище разврата; храм мира прелюбодейного и грешного, воспитывающий чад мира по образу и подобию его, капище языческое, где курятся жертвы искусству человеческому, разуму, слову, красоте плотской.

11 сентября.

Вторник. Благодарю Господа за оживление и обновление Божественными Тайнами Тела и Крови Его души моей, обетшавшей грехом, и тела моего, обремененного мясоядением и сластолюбием.

Человек, пристрастный к миру, есть жалкое существо: он не имеет в себе единства и тожества, всегда болезнено делится и сам на себя и между людьми, не согласен он и сам с собою, с своими высшими требованиями духа и борется между требованиями духа и между влечениями плоти; людей же настолько он уважает и любит, насколько они служат его земным выгодам, а коль скоро они не приносят никаких выгод или, напротив, лишают его оных так или иначе, тех он презирает и не любит, они как бы не люди. Как жалок и смешон человек миролюбец! Он непохож никогда и сам на себя!

Слава Богу, что я избавился наконец от адского огня сластей нечистых, паливших меня и ночью и утром, дома и во время утрени и обедни, до причащения Святых Таин: по причащении он угас и умер, и я совершенно успокоился. Слава животворящим, чудным, претворяющим Тайнам! Слава благости и силе и премудрости Господа Бога моего! (11 сентября 1873 г.) Огнь был от мясоядения.

13 сентября.

Благодарю Господа за полноту блаженства, дарованного мне, недостойному, нынешний день во время и после ранней литургии по причащении и окончательном потреблении Святых Даров – Пречистого Тела и Крови Господней. О, Божественный мир! О, Божественная святыня и правда! О, божественная свобода в душе моей и во всем существе моем! Благодарю Господа и за вчерашнее причащение и умиротворение моей многострастной души.

Сегодня был у меня в классе (четвертом) Закона Божия помощник попечителя Учебного округа господин Кирилл Петрович Яновский, действительный статский советник с звездой. Я объяснял первый член Символа Веры. На объяснении свойств Божиих спутался немного. И, думаю, оттого помрачился у меня разум, что я покушал до класса, пообедал сверх обыкновения: чрево подгадило дело, впрочем, немного. Но вперед до класса есть не надо и готовиться усердно, а я сегодня по Катехизису не готовился. Говорил я с полчаса и не более, ждал, что вот конец, но не тут-то было, и еще после звонка слушал господина помощника попечителя. Заметил, что преподавание должно быть беседою отца с детьми, и я должен спрашивать тотчас повторять сказанное, чтобы видеть, поняли или нет. Я сказал, что при г. начальнике я всё говорил сам, думая, что господин помощник попечителя хочет послушать лично меня, а не учеников. Он на это сказал: вы, значит, обо мне нехорошего мнения, что так думаете. Я ответил, что не могу и не имею основания так думать, что, бывая с учениками, я обыкновенно их спрашиваю после объяснения урока. Да, надо спрашивать, сказал он, иначе толкование учителя иногда может быть потерею времени, как например, сегодня. А ученикам было толковано самое трудное: о исповедании веры и предопределении и пр. Благодарю Бога, что не попустил мне искуситься сверх сил; хорошо, что он не пришел в шестой класс, где руководства еще нет. Впрочем, я там, может быть, лучше бы рассказал о начале христианской Церкви или о Воздвижении Креста.

Чревоугодие и пресыщение производят на душу действие, подобное опьянению: душа покрывается как бы туманом и мглою.

На 14 сентября. После всенощной. Вообразите, что вы все стоите на Голгофе в то самое время, когда только что распятый Господь Иисус Христос висит на кресте в страшных мучениях, истекающий кровию, претерпевая насмешки от народа, от воинов, от первосвященников, книжников и старейшин иудейских; вообразите, сознайтесь, почувствуйте, что эти мучения ужасные, это поругание Сын Божий терпит за вас, за ваши грехи, чтобы разрушить проклятие Божие, на вас тяготевшее, и исходатайствовать благословение Отчее нам, грешным; чтобы попрать нашу смерть Своею смертию и даровать нам жизнь вечную, избавив от вечного геенского огня, – и скажите, останетесь вы тогда равнодушны к голгофскому Страдальцу? Представьте, что Сей Агнец Божий, безгрешный, святейший, Сын Божий заклался для того, чтобы дать Себя в снедь и питие верующим, и подивитесь Его любви, долготерпению, милости, крайнему снисхождению к нам, грешным; вообразите, что потоками крови, каплющей с креста, и плотию Его, распятою за нас, страдавшею и погребенною и воскресшею, мы доселе питаемся, ибо плоть и кровь, подаваемые нам в храме, одно с Тою Плотию и Кровию, и подивитесь еще крайней благости, снисхождению Божия к нам, грешным, Его всемогуществу и премудрости.

Всегда нехорошо сплю ночию, когда на ночь закусываю; сегодня ночью был зуд сильный в теле от пирога, которого поел после всенощной. Вот, правда, что минутна сладость, а целый день или ночь горечи и неприятности! А что если за время наслаждения придется расплачиваться вечными мучениями! А легко может быть при нераскаянности и неисправлении, ибо сколько мы опускаем священнейших обязанностей из-за сластей и чревоугодия, сколько производим чрез оные новых похотей, жестокосердия, нелюбления к Богу и ближнему, сколько опускаем случаев к молитве, славлению, благодарению! Всякая страсть влечет за собою целое полчище страстей. Помяни постившегося Господа, постившуюся Пречистую Деву Матерь, святых апостолов, мучеников, преподобных, иерархов и подражай им неотложно.

Утром встал рано – из-за пирога вечернего; пошел гулять и вместе молиться утреннюю молитву и правило ко причащению; в ногах слабость от засорения желудка; пришедши домой, позван был к больной, потом к молебну, затем дома, полежав немного, пошел к обедне; по дороге и в церкви слабость, холод в сердце и в теле, боль в голове; служил с принуждением, с трудом; после причастия вдруг воскрес, исцелился, ожил, ободрился, возвеселился, почувствовав в сердце мир, простор, отраду, радость, сладость. Слава Господу, тако творящему! А дома за обедом, опять до постного пирога добравшись, ел с жадностию только один пирог с супом грибным и кусочков пять съел: опять засорил желудок.

Благодарю Господа, благодарю Пречистую и Преблагую Матерь Его за помилование моего недостоинства по молитве покаяния и умиления моего и за дарование мне опять слуха, утраченного после крайней моей неосторожности, когда я круто вернул пальцем в левом ухе. Теперь милостию Божиею я слышу хорошо левым, глухим прежде ухом, а прежде не слышал обоими ушами. Прославляю бездну Божия благоутробия, Божией милости и силы.

Слава вере Христовой, чудной, спасительной, утешительной, целительной! Но о, окаянства моего, сластолюбия, чревоугодия, лености, нерадения, неисправления! Доколе во зло употреблять буду долготерпение Божие!

Сколь благо наблюдать пост, то есть употреблять умеренно постную пищу! Вчера был легкий пирог с капустой на постном хорошем масле; я съел за обедом довольно одного пирога, и не было тяжело; вечером опять поел немного и потом свободно занимался чтением; прогулявшись, опять занимался очень легко. Ночь спал прекрасно. Благодарю Господа!

15 сентября

Благодарю Господа за предивный и премирный дар Божественных Таин, благодарю за премилостивое спасение Господне от диавольской зависти, уязвившей и смутившей сердце и теснившей его при мысли о богатом сборе Леопардовым чрез лотерею [аллегро] в Летнем саду 14 сентября. (Когда я ехал на пароходе в Питер.) Благодарю Господа за премилосердое спасение от злобы моей и ярости на нищего, которого я пнул ногою (о, конь неистовый!) за частое будто бы прошение милостыни. Опять в лютой язве, скорби и тесноте было сердце мое: я стал молиться, каяться, и умирил Господь, и распространил, и простил. Слава долготерпению Твоему, Господи!

От преходящей к присносущной жизни восторгайся чаще; нынешнюю жизнь считай за дым, за пар скоропреходящий – и сей поспешно, недремлемо, неленостно, усердно, щедро, чтобы пожать или пожинать вечно о благословении.

Мясо чрезвычайно огрубляет сердце, стесняет, омрачает, оскверняет чрез расположение к блудным помыслам и пожеланиям. Не надо есть мяса. (Случай сегодня, 15 сентября, при причащении холерного мужичка.)

Ощущаешь в себе грех – ощущаешь в себе и Бога, милующего и спасающего. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей [2Кор. 4, 11].

16 сентября

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать со дерзновением, громогласно прославить имя Его святое и Пречистой Богородицы во время всенощной и литургии и причаститься животворящих Таин Христовых и победить единою благодатию Христовою злобу и подозрительность в отношении отца диакона, коварно, как казалось или в самом деле, поступившего в известном мне случае (на проскомидии перещупал все просфоры по несколько раз, на великом входе небрежно кадило подал). Крайне назойлива была злоба и увлекала меня, как вода, и смущала меня. Но Господь по молитве усердной победил ее, отгнал. А теперь (четыре часа вечера) Господь по молитве разрушил в сердце моем злобу на сестру женину Анну. Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой: но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя121.

13-го сентября

был у меня в классе (четвертом) помощник попечителя Яновский, я толковал при нем первый член по Катехизису. Ребята некоторые разговаривали: мне за это замечание, зачем не спрашиваю их повторить сказанное.

Любящему фотографические карточки своего лица. Хорош образ твой на портрете? А хорош ли образ души твоей всегда? Не принял ли ты на себя личину на то время, когда тебя фотографировали? Не охорошился ли ты на эти минуты, чтобы казаться и себе и другим всегда хорошим? Не лицемеришь ли ты? Смотрись чаще в Евангелие, в это вечное зерцало, верно нам изображающее нас, – вот та истинная светопись (фотография): кому даст светлый образ свое Евангелие, тот будет сыном света и будет вечно сиять, как солнце, в Царстве Отца Небесного. А эта светопись – фотография, то есть земная, – есть тень мимолетная, как и тела наши.

Боже, благослови и утверди. Сестра Анна Константиновна стала очень смиренна и добра, ласкова. Благословение берет у меня иерейское, как дочь, отходя ко сну или когда я прихожу из церкви.

Благодарю Господа за всё довольство, которым я пользовался со времени моего священства доселе и с самых первых дней бытия до окончания Академии, курс или два до женитьбы. Благодарю Господа, устроившего столь благо женитьбу мою. Благодарю за помещение меня, слабого и болезненного, на острове, где всегда свежий воздух. Благодарю за квартиру удобную и просторную, чистую, за пищу добрую, питие угодное, за одежду добрую; за помощь в служении, за милование непрестанное, за восстановление меня, часто падающего в грехи, за очищение, освящение, умирение, распространение и свободу сердца, за божественное, частое причащение Божественного Тела и Божественной Крови; за успехи в делах, за славу, всюду шествующую, хотя я и недостоин, – впрочем, эта слава Тебе, не мне: Ты творишь во мне доброе, если творю что хорошее, и я, многострастный и нечистый, только при Твоей благодати похож на человека, без ней я как скверный, смердящий зверь лютый, терзающий себя и других. Сколь спасительна, истинна, небесна вера Твоя, Господи Боже мой! Слава Тебе!

А что попечительство, Господи? – Рцы, и будет.

17 сентября

Из-за вчерашнего лакомства пирогом слоеным с яблоками опять сегодня спина болит, до половины шестого часа мог только спать. Дело говорит само за себя: на ночь не есть.

Благодарю Господа за оживотворение меня, недостойного, Божественными Тайнами. Была сильная слабость до обедни и во время оной и после оной; после выноса уснул, выпивши прежде два стакана чаю с легкой просфирой, и после сна чудно обновился в силах. Но натолкнуло меня на Алекс. Власьевича и его именинницу Надежду Ефимовну в гимназии и умолили меня съесть кусок пирожка с рыбой не вовремя: я еще был сыт, а потом чрез два часа дома пообедал и мяса поел, чего не следовало: желудок ненормален. В классе всё читал – грудь устала. Цвет лица стал почерневший от всего этого.

Если что животворит человека, то это благочестие; если что украшает его, то это благочестие; если что делает Богу и людям любезным, это благочестие. Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей [1Тим. 4, 8]. И что же? Этим благочестием многие, многие так пренебрегают и следуют по пути нечестия. Какой им конец? – Бесчестие и смерть временная и вечная.

Христианин! Ты воин Христов, борись со всяким грехом непрестанно, в каком бы виде тебе ни представлялся грех: в виде ли сладости или в виде горького раздражения; в виде злобы, зависти, неприязни или уныния, или развлечения; в виде ли скупости и сребролюбия и жестокосердия или в виде мотовства, роскоши; в виде ли лености к молитве и общественному богослужению и в усердии к театру и мирским увлечениям и гульбищам; в виде ли надмения земного, глупою мудростию и пренебрежения словом Евангелия и словом церковным и усердия к чтению светских книг, журналов и газет.

18-го сентября

была панихида в Соборе в сороковой день по случаю кончины Софьи Александровны Лесовской. На меня напала робость, смущение и страх пред панихидой, которые едва преодолел молитвой у престола. Были знатные и богатые дамы, некоторые генералы – Зеленый и Комаровский, все пасторы католические, немецкие и английские. Отец Матфей говорил речь хорошо. О, как я немощен духом и мертв сердцем. Только благодатию Божию оживаю! Велико имя Господне! Велика благодать Божия!

19 сентября.

Среда. Благодарю Господа за оживление меня, мертвого прегрешенми, животворящими Тайнами во время литургии. Мертв был и ожил мгновенно по принятии в уста Святых Таин. Вечером опять ужинал. Ел сига вареного и скверно сделал: надо было гулять на свежем воздухе по причине тягости в животе, хотя и немного съел. Ночью сильная эрекция. Еще говорю: не надо есть на ночь.

Опять оживил меня Владыка живота причащением святых Своих Таин, когда я был мертв прегрешенми, и особенно пресыщением; и опять, бесчувственный и неблагодарный, я после ранней обедни наелся и напился без нужды и сделал себе тягость, и опять пошел гулять гуляка, а дело стоит – проповедь и урок! Один раз в день ешь – обедать только.

20 сентября.

Хуже скота оказался я пред Богом вчера вечером: после крестин у Богданова пил чай с кренделями, выпил две рюмки ликеру, закусил кисло-сладким хлебом с икрою и селедкою. Ну и довольно бы, так нет: пришел домой – опять за чай, опять за кисло-сладкий хлеб и три ломтика съел с маслом, да два стакана выпил чаю, благо, что аппетит есть. О, бессловесие! О, лакомство! О, чревоугодие! О, обжорство! Когда же приму и исполню твердо желание – не есть и не пить по дважды в одно время и вечером вовсе не есть! Вот и тягота в спине и во всем теле от чревоугодия вопиет на меня!

Изображая крестное знамение тремя перстами – большими правой руки и двумя меньшими, мы тем напоминаем себе, что имя Святой Троицы должны непрестанно иметь в мыслях и в сердце и святить, прославлять его не устами только, но и делами, так же как имя Иисуса Христа, нашего Бога и Спасителя.

Увы мне! Вместо пламени любви к Богу я допустил в святилище сердца моего пламень неистовых страстей! И что буду? Где первая доброта моего после возрождения банею пакибытия? Где небесное освящение в животворящем помазании? Всё испроверг грех смертоносный, безобразный.

Лежебок отец Матфей, собрат мой, не хочет ходить на крестины, хотя, как чередный, должен бы ходить, и не хочет меня заменять, хотя я его заменяю, и всё ради лени и сребролюбия, потому что не в карман его широкий и преполный идут деньги. И я теперь не в приходе выслуженные деньги или не буду записывать в кружку, или в половину только буду писать, ибо изобилие и богатство повергло брата моего в леность, гордость, жестокосердие, скупость. Господи! Зри и суди. А ты, брат, ешь-пей, собирай сребреники, веселись и жди суда Божия! Никуда почти не ходят отцы на требы, получают только лежа на боку большие деньги и не хотят еще заменить меня вовремя! Нет, да будут сынове света премудрее сынов века сего [Лк. 16, 8], да дается нищим часть, которою не имеют права пользоваться мои сребролюбивые и ленивые братья.

21 сентября

Пятница. Долготерпеливе! Помилуй нас, вразумив и наказав. Благодарю Господа за безмерную милость, многократно на меня излиянную утром нынешнего дня, когда я стоял в храме во время утрени, готовясь к совершению литургии; многократно избавил меня Господь от лютых прегрешений и мир даровал мне, а во время литургии по причащении Святых Таин излил неизреченную милость, оживив меня, мертвого прегрешенми, тяготу и тесноту отъяв от всего существа моего, мир небесный, превосходяй ум, даровав мне, широту и радость сердечную. Слава о сем Господу! Господи! Се насладихся Тебе: даждь мне прошение сердца моего, еже повергаю пред Тобою во храме о богатых и о нищих. Да постыдятся и смятутся и восстенают жестокосердые и гордые, богатые – да сподобятся122 и возрадуются нищии и убоги; да постыдятся члены причта, гобзующие123 и удерживающие богатство, старые, старые сии, состарившиеся в сребролюбии. Буди! Буди! Аминь. Господи Иисусе! Испытай сердца и утробы наша! (Какая теснота была во время обедни и как я ожил по причащении!!!)

Сердце его ко всем и обо всех – и сердца всех к нему и об нем. Вот награда любви! Имеет ли это сребролюбец и самолюбец?

Благодарю Господа и славлю Господа и превозношу Господа за вчерашнюю милость, явленную мне по молитве покаяния моего и прошения моего, яко отъял грехи легкомыслия и лицезрения моего и даровал мне благодать в помощь при совершении Тайны крещения у Богданова в доме Н.М. Семенова.

Святые Божии апостолы, пророки, иерархи, мученики, преподобные – чудные плоды спасительной веры христианской, вечные свидетели истины веры христианской и силы Божией, совершающейся в немощах наших, молитвах наших – и вместе обличение нашей лености, нерадения, пристрастия к земному (проскомидия и остальная часть литургии).

Божией милостию спал очень покойно, без всякой боли в пояснице, это а) от постной легкой пищи – ухи и рыбы и б) от неспания днем. Слава Господу! 22 сентября.

Радосте моя, Господи! Благодарю Тебя, яко даровал еси мне вчера (22-го) благодать совершить мирно и радостно Таинство Святого Крещения в здании, где женская гимназия; не пошел мой собрат, отец Матфей, и добро мне сделал не хотя. Не поставь ему во грех лености и непослушания его.

23 сентября

Благодарю Господа, после крайней немощи укрепившего мя, после смятения умирившего, после печали возвеселившего, после тесноты распространившего, после бессилия укрепившего по причащении Святых Таин в воскресение, за поздней обедней. Но опять не сохранил Святого Дара чрез невоздержание. Помилуй, помилуй Господи! После крестин в квартире у Николая Ивановича Валуева выпил три рюмки хересу и хороший кусок пирога с капустой и рыбой съел, да копченого сига поел, а дома – щей и кусок пирога с капустой, чаю два стакана выпил.

25 сентября

Прославляю неизреченную силу и милость Бога моего, совершившего над душой моей чудо воскресения духовного после причастия Святых, Божественных, животворящих и страшных Таин Пречистого Тела и Крови во время литургии. Смерть души, сопровождающаяся крайнею теснотою во внутренностях, происходила от чревоугодия и пресыщения моего накануне (у Шляпникова пил чай с булочкой, а дома пил опять чай и закусил). На отца диакона Петра А. Софронова враг воспламенял огнь злобы, и только силою благодати Христовой по молитве моей погас, и прекратилось насилие и мучительство диавола. Молебен служил торжествующим, умиленным духом. Дома Господь многократно спасал меня в тот же день. Вечером опять не сохранил умеренности: щей довольно поел – третьеднишних, отчасти мяса, потом два печеных яблока съел, затем кофе две полных чашки и стакана полтора чаю выпил; чай и особенно кофе были лишни: я чувствовал себя от них обремененным. После вечерни служил молебен у одного крестьянина и выпил хересу рюмку и портвейну да пирога закусил – опять лишнее. Согрешил: дома вечером ел виноград, грушу, потом поздно вечером пил молоко, чай – опять лишнее. Сердцу за утреней 26 сентября было очень тяжело: враг вертел им, как бессильным. Усильно молился Богу о избавлении от козней вражиих. Насморк, раздражение нервов.

26 сентября.

Пою и превозношу неизреченную милость и щедроты и силу Бога моего, яко скоро услышал меня пред началом литургии и грех мой простил, тесноту и скорбь отъял, и мир Свой небесный мне даровал, и литургию совершить непреткновенно, свободным духом помог, и после причастия Святых Таин чудный Свой живот мне даровал, возвеселил, усладил, укрепил, ободрил, умилил. Но, рассердившись после прогулки на нищих, потерял было мир и в великое уныние и тревогу и тесноту душевную впал; после же молитвы искренней в покаянии опять восприял милость Его. Слава Господу! Благослови, душе моя, Господа велеть петь в церкви до половины псалма, как в Исаакиевском Соборе в Питере.

Какая гадость во рту от вчерашнего курения табаку – сигары! И голова болит, и сон был дурной именно от сигары! Господи! Даруй мне окончательно возненавидеть и бросить эту прихоть! Еще вчера я заметил, что курение производит неестественный жар в крови, во всем организме и, как ядом, заражает кровь! Прочь яд! Прочь противная Богу и святым Его прихоть! Сардинки с прованским маслом и херес тоже дурно – горячат и возбуждают похоть! Крепит постная пища! Надо скоромную! Или противодействие другое крепости!

27 сентября

Благодарю и славлю и превозношу Господа за спасение меня, многогрешного, от тесноты, скорби и смущения пред обедней после озлобления на нищих: я покаялся, припал к престолу милости и благодати и получил прощение с миром. Благодарю Господа за премирное состояние после причащения и за дарование прощения грехов после нового огорчения на нищих, гнавшихся за мною по дороге. Я полицией погрозил, будочника позвал. Но согрешил пред Богом опять, не дав нищему потребного, хотя и сильно просил, а дома за обедом рассердился на жену и бросил вилку в жаркое, и скатерть замарал. О, необузданный нрав! Господи, помилуй меня грешного.

Зачем я сегодня мясо поел, быв сыт? Не от мяса ли злость меня взяла? Ибо когда во внутренностях бывает теснота по причине пресыщения, тогда человек бывает зол. Кроме кофе со сливками и сухарями, ничего не надо было есть до вечера.

Благодарю многомилостивого, верного в Своих обетованиях Господа, изгнавшего духов злобы, пакостников, от раба Божиего Франца Осипова – католика, прибегшего к Православной Церкви и ко мне, грешному и непотребному рабу Божиему, иерею Иоанну. Слава благодати Божией, действующей непрестанно в нашей Церкви ко спасению верующих и прибегающих к ней! 28 сентября 1873. Пятница.

Сырые сливки, молоко на ночь или после обеда – великолепная вещь для меня, золотушного: грудь чиста, здорова, голос могучий, чистый, громкий.

Вот до чего довело меня чревоугодие и пресыщение, ядение и питие чрезмерное с вечера (два стакана чаю со сливками и два стакана молока с булкою и сухарями)! Сегодня разъярился после обедни, после мира Божия на нищих, драл за волосы, зонтиком слегка по лицу ударял, ругал, поносил за то, что настойчиво требовали милостыни – платы за сапоги и на опорки. Жаль своих денег было, а не даром ли я от Господа получил? Где самоотвержение ради Христа? Где исполнение слов Предтечи: у кого две одежды, тот дай неимущему [Лк. 3, И]? Господи, помилуй и исцели! Где же исполнение слов: не ктому себе живу, но Тебе нашему Владыце и благодетелю124. О, как искусил меня искуситель! О, как искусили меня страсти мои! О, плоть! О, чрево! О, бедная душа, из-за них страдающая! Не дороже ли всего спокойствие духа? Велико ли – купить нуждающимся то, чего требуют?

Каково тебе было бы, если бы люди, не говорю Бог, стали бы судить тебя самого тем судом, каким ты судишь нищих, и соседей, и товарищей? О! Тебе было бы крайне тяжело; жизнь не в жизнь была бы тебе тогда. Суди же снисходительно, памятуя немощь, слабость, греховность человеческую. А Леопардова как судить? Не придумаю. Бог един ведает: из дьячковых детей, действительный статский советник, богач, мздоимец страшный и в довершение всего скупой и жестокосердый, несострадательный! Но я не судия – Бог да простит его или да судит его по правде Своей. Я паче его грешнее.

Сравни свое положение с положением нищих: что ты имеешь и что они: у тебя хорошая квартира, одежда в избытке, пища и питье тоже, и даже – о, счастье и блаженство! каждый день Божественное брашно и Божественное питье – Тело и Кровь Самого Господа жизнодавца, а у них ничего этого! Ты каждый день пьешь вино, а они, когда имеют на что купить, чтобы утешить себя несколько в бедствии нищеты. Они смиренны, кротки, как овцы, не пререкут, не возопиют, когда их бранят и досаждают им, терпеливы они и всё переносят, а ты горд, величав, презрителен, бийца, дерзкий, жестокий, ругатель! Отселе престань быть таковым и вознаграждай их за оскорбленье, подавай в простоте, доброхотно, усердно.

29 сентября

Предаю памяти великое благодеяние Господа моего Иисуса Христа, явленное мне во время всенощной воскресной в думской церкви; теснота и хлад были в душе моей до всенощной, во время всенощной до Бог Господь и явися нам; потом, желая избавиться от этого мучительного состояния, я понудил себя к размышлению, где я стою? – Пред престолом, как на небеси, вместе со святыми Ангелами. Кому предстою? – Владыке твари видимой и невидимой, Господу славы. Как предстою, молясь о себе, о своих безмерных согрешениях и о людских? Кто я? – Сущее ничтожество, грех, слабость, немощь. Где я стою? – Как бы на Голгофе, пред страшным, поразительно великим и спасительным событием, пред распятым за грехи мира и мои грехи Господом, Пречистое Тело Которого доселе ломимо за нас во оставление грехов, Пречистая Кровь Которого доселе, доселе изливается во оставление грехов мира и моих. Кто я? – Неблагодарный, злонравный, лукавый, завистливый, скупой, алчный, своенравный, нетерпеливый, ленивый, нерадивый, унылый, самолюбивый, честолюбивый и гордый. – При таком размышлении родилось умиление, теплота, мир, свобода, пространство, радость душевная. Евангелие читал добре, громко, внятно, только враг вырвал три-четыре слова в конце, жалко было и досадно. При каждении церкви на Хвалите имя Господне сердце уязвилось пристрастием, лицезрением. Молитвою и слезами отгнал эту язву сердца. Благодарю Господа за воскрешение меня, умерщвленного грехами, за обновление меня, растленного, за заступление меня, немощного.

30 сентября

Благодарю Господа, явившего мне помощь в служении литургии единоличном (я один без диакона). На ектении предпоследней Яко да Человеколюбец Бог наш, прием я во святый и пренебесный и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духового, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа не выговорил от нашедшей робости и недоверия к себе; последнюю ектению тоже скрал про себя. Воздух от окраски полов в церкви был очень тяжелый. Благодарю Господа, оживившего меня Святыми Тайнами.

Благодарю Господа, отъявшего пиянство мое, коему я подвергся на обеде в думской зале; молитвою и слезами умиления отъял Господь [вино мое] и даровал мне трезвение и твердое глаголание.

* * *

119

Тихон Задонский (1723 – 1783 гг.), святитель, духовный писатель; с 1763 года – епископ Воронежский; в конце жизни жил на покое в Задонском монастыре. Прославленный чудесами, причтен к лику святых в 1861 г. Память его 13 (26) августа.

120

«Был один старец Виссарион, не имевший собственности и милостивый. Придя в одно селение, он увидел на рынке мертвого нищего без всякой одежды. На нем же самом была только одна срачйца, по заповеди евангельской, да еще на плечах небольшая епанча [широкий длинный плащ без рукавов – Ред.]. Кроме этого одеяния, он ничего не имел. Под мышкой всегда носил он Евангелие, для испытания ли себя в постоянном послушании слову Божию или для того, чтобы иметь при себе учение, которое он исполнял самим делом. Этот муж вел такую чудную и неукоризненную жизнь, что будто земной ангел свято шел небесным путем. Итак, когда увидел он мертвое тело, тотчас же снял с себя епанчу и прикрыл ею мертвеца. Отойдя немного, он встретился с нищим, совершенно голым, остановился и начал размышлять: «Зачем я, отрекшись от мира, одеваюсь в одежду, тогда как мой брат мерзнет от стужи? Если я попущу ему умереть, то, конечно, буду причиной смерти ближнего. Что ж? Разорвать ли мне свою одежду и разделить на части или всю ее отдать тому, который сотворен по образу Божию? Но что ж и мне и ему будет за польза, если я разорву ее по частям? » Рассудив таким образом, он сказал: «Неужели я потерплю какой вред, когда сделаю больше, чем повелено?» И вот этот добрый подвижник усердно и скоро позвал бедняка в сени одного дома, надел на него свою срачицу и отпустил его, а сам остался нагим, закрылся руками и присел, только под мышкой у него оставалось слово Божие, которое делает людей богатыми. В это время, по воле Промысла, проходил мимо один блюститель порядка. Он узнал старца и сказал своему товарищу: «Посмотри, этот старец не авва ли Виссарион?” Тот отвечал: «В самом деле он». Тогда тот сошел с коня и спросил святого: «Кто раздел тебя?» Авва протянул руку с Евангелием и сказал: «Вот оно меня раздело!» Блюститель порядка немедленно снял с себя одежду и сказал: «Вот тебе, совершенный воин!» Святой взял ее и тотчас тайно удалился из мира, неся с собой как бы малую монашескую одежду. Он постарался избежать похвалы от человека, узнавшего его добродетель, и втайне ожидал сокровенной славы. Исполнив в точности евангельское правило и не имея в душе уже ничего мирского, он показал еще опыт совершеннейшего соблюдения Божественной заповеди. На дороге увидел он бедного, тотчас побежал на рынок и продал Евангелие. Через несколько дней ученик аввы, по имени Дула, спросил старца: «Где же, авва, твоя малая книжка?» Старец спокойно и умно отвечал ему: «Не печалься, брат! Чтобы показать, что имею веру и покорность слову Божию, я продал это слово, которое всегда говорило мне: Продай имение твое и раздай нищим... (Мф. 19, 21)«». См.: Палладий, епископ Еленопольский. »Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов". Глава «О Виссарионе».

121

Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу. Кондак 1-й.

122

Сподобятся (церк.-слав.) – удостоятся, получат.

123

Гобзующие (церк.-слав.) – богатые, счастливые, успевающие в своих делах.

124

Благодарственная молитва 1-я по святом причащении.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle