Источник

Март 1869 г.

1 марта 1869.

1 марта 1869. Благодарю Господа, струями слез и причащением Святых Таин скверну души и тела моего очистившего, терние и бодцы страстей и расслабление душевное и телесное отъявшего и мира и здравия мя исполнившего и всего обновившего! Такова сила литургии, благоговейно, с истинным сокрушением сердца, с верою и любовию и с горящим духом совершенной. Слава чудесам Твоей благости и Твоего могущества, растление душ и телес наших паки в нетление восстановляющим и обновляющим нас. Слава Тебе, Творче и Спасителю наш, претворяющему нас из грешных в праведных, из скверных и нечистых в чистых и благоухающих святынею Твоею, из немощных в сильных, из малодушных в мужественных, из невежд в мудрых. Слава чудесам веры Твоей святой! Господи! Познан буди в вере Твоей всеми языками земли: аще бо аз, хуждший всякого человека, толиких даров веры Твоей сподобихся туне, по единому Твоему благоутробию – кольми паче сподоби даров ее языки, много паче лучшие, неже аз, по естеству своему, ибо аз по естеству, вне благодати Твоея горший есмь грешник паче всех их.

Акафист Иисусу Сладчайшему. Какое богатство для христианина Господь Иисус Христос: Он всё для него; кроме Иисуса Христа, он ничего не желает; Он – совершенная полнота для него. Акафист Божией Матери: и Божия Матерь для христианина составляет всё его духовное богатство, или сокровище и источник всех даров благодатных. Великолепная песнь христианина эти акафисты! Чудное богатство церковное!

С строгостию, небесностию, духовностию, святостию веры Христовой несообразны различные житейские удовольствия и развлечения: пиротехнические огни, театры, картежные игры, катанья на коньках, роскошные балы и прочее.

Если брат поступает против Евангелия, например собирает богатство и никому не уделяет, то его судить будет Бог, а ты злобы и рвения не имей на него, ибо чрез злобу ты согрешишь больше, нежели брат сребролюбивый. Да и ты смотри на себя: не сребролюбив ли и ты сам ? Ибо что значит эта раздражительность твоя при подаянии милостыни бедным и досада на богатых, не подающих милостыни, как не сребролюбие, как не пристрастие к земному, как не зависть богатому, тогда как тебе, тебе надлежало бы радоваться о расточении милостыни бедным – членам Христовым – при мысли о воздаянии на Страшном Суде Христовом, когда будет сказано: алкал Я, и вы дали Мне есть [Мф. 25, 35] и прочее, и скорбеть о богатом, но скупом брате, с любовию воздыхая о омрачении его души. При всем богатстве, богатому нужно не больше, как и тебе, то есть утолить голод и жажду пищею и питием, одеться, иметь жилище, некоторые необходимые принадлежности стола, кабинета, библиотеки, – а прочее богатство есть сор, бремя для его души, и любомудрствующий о горнем никогда не будет завидовать этому сору, засоревающему и подавляющему душу и приковывающему ее к земле... У тебя же всё необходимое есть – и благодари за это Бога и будь доволен тем. Помни, что воздаяние за милостыню велико; подавай же ее охотно и не ревнуй лукавнующим, то есть сребролюбцам, жестокосердым и неподающим, зане лукавнующии потребятся... и оставят чуждим богатство свое [Пс. 36, 8–9; 48, 11]. Ты же представляй так, что богаче тебя никого нет, ибо твое богатство в Боге и в бедных: они – твое сокровище.

8 марта 1869.

8 марта 1869. Благодарю Господа, помогшего мне со-вершить благоуспешно раннюю литургию в субботу на Первой неделе Великого поста и причастить до четырехсот причастников. Искушение тотчас по пресуществлении личностию отца диакона Петра Ал. Софронова.

Заинтересованы ли вы милостию Божиею, очищением грехов, святостию, миром Божиим, благим игом Божиим и легким Его бременем? Если заинтересованы, если желаете, цените, дорожите, и притом постоянно, то для вас будет величайшим интересом посещать храм Божий, присутствовать при богослужении, слушать слово Божие, исповедоваться, приобщаться и прочее.

Ты предстоишь престолу царя земного,– думаешь ли, что предстоящий престолу Царя Небесного – Царя царей – меньше тебя значит? Уважай слугу Христова, да и тебя уважат, слугу царева.

Искренно возненавидь всякий грех, искренно возлюби всякую добродетель – и это делай во всякую минуту времени неотменно. Искренно проси у Господа прощения грехов, искренно проси совершенного жития, совершенной добродетели.

6 марта 1869.

6 марта 1869. Чудное мое богатство – Христос! Чудное очищение, освящение. Сила моя, дерзновение мое, одеяние мое, благородство мое, величие мое. Благодарю Господа моего, что чрез единое воззрение на Него сердечными и телесными очами отъял нынешний день беззакония мои, исцелил язвы страстей, успокоил, распространил, возвеселил меня спасением Своим – в гимназии в классах шестом и третьем.

Красотою ли лиц человеческих пленяешься? – Но кто прекраснее Господа нашего, Бога сердец наших, Создателя всех прекрасных? Сладостями ли житейскими пленяешься? – Но что сладостнее Господа? Богатством ли пленяешься? – Но кто богаче Господа? Он – богатство неистощимое, всех обогащающее, духовное и вещественное. Честью ли прельщаешься? – Но какая честь выше, как быть и именоваться чадом Божиим, другом Христовым? Жизни ли долгой и счастливой желаешь? – Но что дольше и блаженнее жизни вечной? Итак, стоит ли, разумно ли прельщаться чем-либо земным, кратковременным, призрачным?

Отца Александра Песоцкого поминать на молитве и на проскомидии. [...] его приласкать. Во сне отец Александр намекнул мне на мое негостеприимство и не поцеловался со мною.

Больше того, чем сколько тебе дал Бог, дать невозможно, ибо Он отдал тебе Себя, или Свою плоть и кровь, соединенные с Своим Божеством; Он сделал тебя сыном Своим, когда ты был чадом гнева и проклятия; Он дал тебе всё необходимое и из внешних благ, даже избыточествующее, и не дал тебе больше из внешних благ, потому что они были бы вредны для тебя – для твоей души и тела. Если уже теперь ты получаешь сильный вред от этих внешних благ, прилепляясь к ним и терпя напасти, уязвления от пристрастия, отпадая от любви к Богу и ближнему и от стремления к горнему и ниспадая в дольнее, то что было бы, если бы у тебя было еще больше этих благ? Ты погряз бы в чувственности.

8 марта.

8 марта. Суббота. Всенощная. Прилепи к Себе, Господи, [...] – люди Твоя сия; Лоза животная, се рождие Твои – да плодоприносят от грозды, вино источающей добродетелей; се сосуды Твои – да будут они все в честь, наполни их Тобою; Пастырю добрый, се – овцы Твои: паси их и возвышай их во веки [Пс. 27, 9]; Отче, се – чада Твои; Творче, се – словесные твари Твои; Господи, се – раби Твои.

Как купцы стоят друг за друга, так священники должны стоять друг за друга, только в правде; те стоят больше в неправде.

То гордость, то злоба, то зависть, то блудная похоть, то любостяжание, то сластолюбие, то скупость, то леность, то уныние и отчаяние, то малодушный страх, то лицеприятие, то раздражительность и другие страсти попеременно преследуют меня, как фурии, как звери: всё неправда и неправда во мне – как не алкать и не жаждать правды, или исполнения всякой добродетели!

8 марта.

8 марта. Благодарю Тебя, Господи Боже мой, за пламенную слезную молитву, которую Ты даровал мне по молитве моей вследствие греховной тесноты, постигшей меня за огорчение на нищих и за неудовлетворение вполне просьб их.

Какая цель ежедневных богослужений и праздников – Воскресения, Рождества и прочих?

Усердная, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет и всё существо человека обновляет и, так сказать, перерождает, – говорится с опыта. О, какой дар неоцененный – молитва! Слава Тебе, Отче щедрот и Боже всякия утехи [2Кор. 1, 3]; слава Тебе, Сыне Божий Единородный, исходатайствовавый нам бесконечное прощение грехов наших; слава Тебе, Душе Всесвятый, ходатайствуяй в нас воздыхании неизглаголанными [Рим. 8, 26], дающий пламенную, с воздыханиями и слезами молитву, согревающую хладную душу, дающую умиление и скорбь о грехах, очищающую, освящающую, умиротворяющую, укрепляющую и обновляющую нас, – слава Тебе, Троице Святая, Безначальная, Живоначальная, вовеки благословляемая от всех созданий умных58. Марта 9-го, 1869. Воскресенье.

Благодарю Господа, несколько раз помогшего мне совершить непреткновенно всенародно, под открытым небом литию по усопшей Парасковье Яковлевне Куречаповой в присутствии священников, в ряду коих я первенствовал. 9 марта, 1869. Лития была 7-го марта, в пятницу, на Четвертой неделе Великого поста.

Благодарю Господа, удовлившего59 мя совершить непреткновенно литургию в субботу Первой недели Великого поста (а накануне – совершить исповедь) и царский дом выговорить весь по именам. Господи! Боюсь, да не останусь неблагодарным пред Тобою за милости Твои, являемые мне. Господи! Сила Твоя тьмократно в немощи моей совершалась и совершается [2Кор. 12, 9]. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги Твоя [Пс. 102, 1 – 3]. Благословен ecu, Господи!

Если в гости собираешься идти к кому по долгу общения и не чувствуешь сердечного расположения к тому лицу, к коему идешь, так что сердце твое бывает лукаво и холодно, то помолись ко Господу дома, чтобы Он дал тебе благодать любви к ближнему и нелицемерного, доброжелательного обращения и собеседования с ним. И будет так! Старайся всякого любить, как себя.

Благодарю Господа, укрепившего меня нынешний день на вечерне выговорить непреткновенно по именам весь царственный дом. 10 марта 1869.

Образование юношества безжизненное. Молитве живой и пению выучитесь. Это истинная жизнь.

Церковь – жизненный центр христианина; Церковь – родник живой воды, то есть благодати Божией; но, увы! воспитывающееся юношество у нас почти совсем удалено от этого живого родника. Оно обременено изучением светских, часто вовсе непроизводительных предметов и удаляет их от богослужения даже в воскресные и праздничные дни: ученики сидят дома и изучают уроки.

Вчера, 10-го марта, диавол навел на меня злое уныние по поводу тому, что я узнал о доставке в свое время прусским подданным Либницом, венчанным мной, обязательства крестить и воспитывать детей своих в православной вере причту, между тем как оно не представлено в Консисторию. Представление какой-то беды начало пугать и раздражать меня, подстрекая лютейшим образом, как бы огненными прутьями. Едва я отогнал от себя это уныние усиленною молитвою. Как я малодушен! Но слава силе Божией, совершающейся в немощи моей!

11 марта.

11 марта. Как можешь ты, о иерей, яриться на словесное создание Божие, по образу Божию сотворенное,– на этих нищих, требующих милостыни, и притом из-за праха, называемого деньгами? Как ты не дорожишь миром душевным и, ярясь на ближнего, лишаешь себя безумно этого сладкого Божественного мира? Доколе будешь растлевать храм Божий – сердце свое? Доколе будешь горд и презорлив к нищей братии? Доколе пресыщение? Доколе пристрастие к тленным вещам? Доколе забвение нетленного Царствия, к которому мы позваны и обновлены Крещением?

Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою и силу Свою, когда я служил утреню сего числа; благодарю Владычицу, даровавшую мне силу со дерзновением возгласить всю великую ектению и царский дом выговорить по именам.

Имей сердечное убеждение, что, служа бедным, ты служишь Самому Иисусу Христу, как Он Сам в том уверяет (Мне сотвористе [Мф. 25, 40]), и служи охотно, не тяготясь своими хлопотами в их пользу, смиренно, сердечно милосердствуя о них.

Слава вере Христовой: молитве, слову Божию и светоотеческому и Святым Тайнам, – ей я обязан кротостию, целомудрием, воздержанием, спокойствием, всякими благими успехами. Без ней я давно бы погиб. Непрестанные опыты.

Не колеблись, когда смущают тебя помыслы лукавые, хульные, скверные, боязнь и прочее, но стой сердцем неподвижно, взирая сердечными очами ко Господу.

Благодарю Господа, удивившего ныне на мне многократно милость Свою, презревшего грехи мои, оградившего душу мою миром, так что я спокойно совершал все службы и царскую фамилию и все возгласы и молитвы говорил с дерзновением – как во время утрени, так и во время литургии. Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего огненное, утесняющее уныние и великое смущение, постигшие меня вследствие слуха от отца диакона Александра об определении к Успенской церкви в Думе нового причта. Только молитвою поборол и прогнал я это малодушное смущение. Иже аще совет совещаете [рус.: замышляете замыслы], разорит Господь... яко с нами Бог [Ис. 8, 10].

Благодарю Господа, простившего мне грех озлобления и презорства к нищему, просившему у меня значительной милостыни в конце дня, после многих нищих. Жаль мне стало двадцати пяти копеек и досадно на то, что этот бедный каждый день просил у меня милостыни, хотя Господь и подавал и подает мне всегда туне. Так ли я Иисусу Христу работаю? Так ли я верую, что в лице нищего принимает Сам Христос? Как я не выдерживаю легких искушений и раздражаюсь? Да притом кто печалится, посевая семена? Не радуется ли всякий сеятель? О, малодушие! О, пристрастие к земному!

Что всего дороже в человеке? – Душа, по образу Божию сотворенная. Что тлит душу и унижает, порабощает ее праху? – Страсти. Потому надо искоренять страсти.

Пища и питие – настоящие узы для человека: поешь и попьешь с жадностию, хотя и приятно, а после будет тесно и горько.

Отчего я не отвергаюсь себя и не отдаю нищему того, что у меня есть в кошельке, хотя бы я и подал прежде того много и многим? Отчего я злюсь, раздражаюсь на нищих, подходящих ко мне на всяком месте, а не там, где я велю им? Где вера моя? Где кротость и незлобие? Где уважение к человеку? Где зрение сердечными очами в лице нищих Господа? Если подаяние милостыни есть сеяние, то отчего не со смирением, не с благостию сердца, не с охотою, не с радостию подаю милостыню? Если тем более Сам Господь приемлет в лице нищих, то почему я не с наибольшею радостию подаю милостыню и не радуюсь всякому случаю подать ее? О, как мало еще во мне веры, как много пристрастия к земному! Прости, Многомилостиве, прегрешения моя! Пред Тобою единым согреших! А сколько вреда для души от ярости и раздражения, от ругательства! Огонь и камни, бросаемые в других, обращаются на нас самих. Вооружаясь на других, вооружаемся на самих себя.

Какая прелесть во всякой страсти – в ярости, сребролюбии, блуде, зависти, лености, противлении, чревоугодии: так и увлекает какою-то кажущеюся приятностию до делания и во время делания греха, а когда совершится грех, тогда почувствуешь в себе вонзенные огненные стрелы.

Оскорбляя человека, оскорбляем Бога, ибо человек – по образу Божию и потому что Бог принял человеческий образ, вочеловечился, соединил с Собою человеческое естество. Итак, никого не оскорбляй, никого не поноси в ярости.

Всякий человек, делающий какое-либо зло, удовлетворяющий какой-либо страсти, достаточно наказывается совершаемым им злом, тою страстию, которой он работает, а главное тем, что он отступает от Бога и Бог от него отступает. Потому питать зло к этому человеку было бы крайне безумно и в высшей степени бесчеловечно: это значит топить человека уже утопающего, толкать в огонь уже пожираемого пламенем. К такому человеку, как погибающему, надо показывать сугубую любовь и с усердием молиться за него Богу, а не осуждать его, не презирать, не злословить его, не злорадствовать о его беде.

Когда видишь или слышишь о худых поступках ближнего, старайся в душе своей извинять его разными обстоятельствами, а когда сам сделаешь что-либо худое, нещадно обличай себя, ибо враг всегда старается нашим самолюбием прикрывать и уменьшать или извинять грехи наши, а грехи ближнего всегда представляет нам преувеличенными или обыкновенные, безразличные поступки его представляет злонамеренными, вообще старается непрестанно клеветать на ближнего, особенно на соседей, сослужителей, сродников, вообще на тех, с коими мы находимся в частом сношении, с коими живем, служим. Потому берегись, как бы тебе не работать врагу, порицая братию. Лучше порицай себя, а их извиняй и молись за них.

Работа чреву – тяжелое дело: на несколько минут сладко, а на несколько часов – тягота душе и телу. Сколько раз приходилось раскаиваться впоследствии в употреблении с жадностию известного рода пищи.

Благодарю Господа, дарующего мне дерзновение в служении во храме.

Народ легкомысленный, хладный к вере и Церкви, не понимающий ни той, ни другой ежедневно стремится к развлечению, к удовольствию, забыл среду и пяток, или что было совершено в эти дни для нашего вечного блага и блаженства, не постится в эти дни, считая их ничем не различными от прочих.

Как благотворна вера Христова и в настоящей жизни: она, подавляя страсти в самом зародыше, не дает им производить пагубные действия в душе и теле и делает человека покойным и здоровым, например подавляя в зародыше блуд, злобу, ненависть, зависть, гордость, леность, роскошь, чревоугодие, пьянство.

Прости мне, Господи, жестокие слова, которые я говорил на протоиерея Павла, отца моего, и протоиерея Матфея, брата моего. Как безрассуден человек горячий! Сколько он наговорит дерзостей, несправедливых и жестоких слов о братии, о начальнике своем и заочно, и даже в глаза. А кроткий человек ровен и покоен и не наговорит дерзостей – и за то сам он покоен.

16 марта.

16 марта. Благодарю Тебя, Господи, за милость Твою, дарованную мне вчера вечером после вечерней молитвы, когда я в тесноте и смущении от греха против братии моей – протоиереев Павла и Матфея – пролил пред Тобою слезы покаяния и умиления, прочитав стих Паче блудницы, Блаже, беззаконновав! 60 О, да не осуждаю братию мою, а да взираю на свои грехи. Долготерпение даруй мне, Господи!

Как благодетельны пост, молитва и труд! Какой порядок, мир и тишину вносят они во всё существо наше! Какой покойный сон! Как легко вставать поутру! (Светским людям, не хотящим поститься.)

Какой я злой и раздражительный! Озлился сегодня на протоиерея за то, что он прислал ко мне на епитимию два лица, имевшие любовную связь, а не к отцу Матфею! Хотя это и несправедливо со стороны отца протоиерея, потому что отец Матфеи не занят никакою службою постороннею, а я должен был принять это распоряжение спокойно, без досады и гнева; притом же надо же кому-либо грешников спасать; помнить надо и награду, обещанную за обращение грешника: если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов [Иак. 5, 19 – 20]. Поэтому надо благодарить за это протоиерея, хотя он делает несправедливо и по жалкой вражде.

За столько ли продали вы землю? [Деян. 5, 8] – спрашивал апостол Петр Ананию, и, когда тот солгал, утаив из цены поля, апостол обличил его – и тот пал мертв [Деян. 5, 1 – 5]. Так строго наказана ложь. Тебя спрашивает часто жена: столько ли следует мне по кружке, сколько ты дал мне, и ты отвечаешь – да, хотя кружка бывает больше, утаивая от жены часть денег, хотя, может быть, и для благотворительной цели. Это грех.

15 марта.

15 марта. Суббота Второй недели Великого поста. Благодарю Господа за ниспосланную от Него благодать во время всенощной, за дар искренней молитвы, за слезы умиления, за познание любви Господней, которую Господь имеет и явил к нам, грешным; за ложесна и сосцы материи, за любовь, которую Господь вложил в матерей; за создание вселенной, за горнее Царство и блаженство, за Церковь, за Таинства. Наипаче за Божественное Тело и Кровь, в которых наипаче Господь удивил к нам милость Свою, любовь Свою, преспеющую (превосходящую) разум. Благодарю Тебя, Господи, яко изволиши благоволительно слушати меня, беседовати со мною внутренно, очищати, освящати и умиротворяти меня. Благодарю, яко смущения и тесноты мои сердечные отъемлеши, малодушие и страхи мои прогоняеши и мужество и благодерзновение подаеши, немощи плоти и духа отъемлеши и силу Твою непрестанно даруеши. Неизреченно велики ко мне милости Твои, Царю всеблагий, теряется ум мой в величии любви Твоей, благодеяний Твоих, премудрости Твоей, силы Твоей.

Так как диавол чрез грех, чрез запрещенную снедь смесился с человеками, делами рук Божиих, по образу Божию сотворенными, то Сын Божий, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы, смесился с человечеством и чрез Тайны Тела и Крови Своей непрестанно смешивается с нами, обожая нас. Слава силе, премудрости и благости Твоей, Господи!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Эти великие слова напоминают нам о том, что есть вечно живущее Триипостасное Существо – Бог, Который все твари привел из небытия в бытие и всеми управляет.

Благодарю Господа Бога моего, укрепившего мя нынешний день совершити Божественную литургию в слезах многих с непреткновенным и покойным выговором на великом входе лиц царствующего дома. Но, по пресуществлении Святых Даров, когда пели: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь – и когда я поминал, по руководству литургии святого Василия Великого, умерших и живых в пространной молитве, едва не поглотил меня сатана, излив в сердце мое яд злобы на чтеца Николая, стоявшего в алтаре, на коего я не хотел взглянуть, чтобы не искуситься, и на которого я бросил мгновенный полу-взгляд. О, как я смутился после этого, как ужалила меня мгновенно злоба невольная. Но я вскоре же проклял змея-наветника и оправдал брата чтеца Николая, который стоял чинно, а не подглядывал за мной лукаво, как шептал мне сатана в сердце, поджигая меня. Берегись же злобы и помыслов злых, приходящих от диавола, и ни на кого не озлобляйся, но всех люби, за всех молись искренно.

Кто пишет нас черными, вонючими красками – гордостию, злобою, завистию, презорством, непокорством, грубостью, любостяжанием, скупостию, ложью, обманом, обжорством, пьянством, мерзостями любодеяния, унынием, неверием, кощунством? – Диавол. Кто чернит нам всегда ближних наших, расписывая их самым уроддивым образом? – Диавол. Не слушай же его, зная его ложь, и молись о согрешающих и подпавших тиранству страстей, как заповедал тебе Господь.

Диавол наиболее подстрекает нас к вражде на сослуживцев, на товарищей, представляя все поступки их низкими, неправильными, лукавыми, злонамеренными, корыстными, и этими представлениями, помыслами палит, теснит, мучит нас, раздувая в сердце пламя ненависти, вражды, омерзения к братии, между тем как от наших собственных грехов, от нашего душевного безобразия всячески отвращает взор наш и не дает заметить, что мы иногда делаем хуже других и мы сами не лучше прочих и на их месте поступили бы не лучше.

Да будут чресла ваши препоясаны, то есть благодатию Святого Духа, целомудрием, истиною, благостию, милосердием, воздержанием, и светильники, то есть души, горящи [Лк. 12, 35].

Я есмь дверь [Ин. 10, 9], говорит Господь,– вот почему Господь пишется на иконах по правую сторону Царских врат.

Кто бог велий, яко Бог наш; Ты ecu Бог творяи чудеса [Пс. 76, 14 – 15]. Эти чудеса Он творит в нашей Церкви, а не в лютеранской, или английской, или католической.

Благословение, которое преподаю, – не мое, Божие; оно исходатайствовано людям страданиями и смертию Сына Божия; на то мы поставлены, чтобы благословлять, как крестить, миропомазывать, исповедывать, причащать, служить службы церковные дневные. Бог не велел зреть на лица [Втор. 16, 19; Ин. 7, 24].

Какой вред от суетности и тщеславия? Например если кто слишком заботится о внешности, часто посматривает на себя в зеркало, любит изящество в одежде? – Он часто теряется и смущается, когда увидит на себе какую-либо неисправность, например если издерется подол; он презирает иногда людей, носящих худую и дырявую одежду; он раздражается и обижается, сердится на людей, которые не позволяют ему носить блестящих, дорогих одежд (если он священник, то сердится на настоятеля за то, что не дает хороших риз).

Стяжи благодать Божию, которая составляет для нас всё: и пищу, и питие, и одеяние, и воздух, или дыхание, и свет, и теплоту, и красоту, и славу, и силу, и всякое добро.

Когда я подъемлю запасные Дары Тела и Крови Господней для напутствия больных и умирающих или когда изъемлю их из ковчежца и кладу в чашицу и растворяю вином, я ужасаюсь, благоговею и говорю в себе: в этой святой крохе Хлеба животного61 невидимо и сокровенно находится вся велелепота62 Божества, очищающего, исцеляющего и оживотворяющего верных и вообще творящего великие чудеса милосердия над нами по вере и преподающего эти Святые Тайны. Удивляюсь крайнему человеколюбию и снисхождению Господа к роду человеческому.

Старушка Екатерина (мать капитана-немца) православная, слепая и больная, после причащения Святых Таин, преподанных ей мною в Неделю Православия, совершенно ожила и стала покойна и весела, как сказала мне сноха ее. Слава Святым, бессмертным, животворящим и страшным Тайнам Твоим, Господи!

Сотвори, Господи, со мною милость, да сердце мое никогда не возгорается завистию к брату моему, богатому сребрениками, да не будет оно пристрастно к земным вещам – ибо из-за пристрастия и зависть бывает, – но да любит по образу и подобию сотворенного человека и наипаче словесную и бессмертную душу его, да молится о заблуждающем и согрешающем брате, а не враждует на него. Где у нас любовь к душам, к ее великим Божественным свойствам – к ее разуму, свободной воле, к сердцу, вмещающему Бога, к ее бессмертию, к ее творчеству, к ее великим предначертаниям, изобретениям, делам? Всё это уничтожено, все пялим глаза только на богатство,

на роскошь, на богатый стол, на богатую одежду, на богатую обстановку комнат – и снедаемся завистию друг ко другу, вместо того чтобы любить друг друга. А всему виною – нерассудительность, невнимание к себе, к своим духовным потребностям, к словам Евангелия, пристрастие к видимым вещам, нерадение о невидимом, но вечно пребывающем.

Из-за этого ли сору – богатство разумею – ты ненавидишь брата и желаешь ему зла и мучишь себя, ибо зависть и зложелательство есть источник мучения, и делаешь себя человекоубийцею, ибо ненавидящий брата своего есть человекоубийца, по словам святого апостола Иоанна Богослова [1Ин. 3, 15]. О, как пристрастие к земным вещам всё превратило, поставило вверх дном: душу сделало ниже, хуже тела, земную жизнь – многоценнее небесной, или – что я говорю? – Небесное Царствие ни во что поставило и будущие неизреченные блага! И всё сластолюбие, сребролюбие, страсть к одеждам, к богато убранным комнатам, к разным развлечениям, играм, к дачной жизни, к праздной жизни, желание пускать людям пыль в глаза! И ежедневное и ежечасное и ежеминутное жало сатаны, ежеминутно изливаемый яд земных пристрастий, ежеминутное сумасшествие – многими, многими вовсе не примечаемое!

Как будто вселитеся едини на земли [Ис. 5, 8], говори себе, когда будешь в сердце ненавидеть и презирать брата, готовый стереть его с лица земли, и когда будешь с жадностию устремлять взор свой на скопленное им богатство: не сам ли хочешь иметь его богатство? О, злоба, о, пристрастие к временному! О, недостаток упования на Господа, отчуждение от любви Божией, о, пренебрежение жалкое к будущим нетленным благам!

Какой мирный и безмятежный сон бывает после трудов, во славу Божию и во спасение ближних подъятых, например после исповеди. Это – сон младенца, тихий, без мечтаний, без страхов. Благодарю Тебя, Владыко Господи, за сей дар Твоей благости, премудрости и всемогущества. Вот, я по милости Твоей встал бодрый и здоровый! Благодарю Тебя за покои мои, в прохладе и широте которых упокоеваешь меня.

Владыко Господи, прости мне мое согрешение, что я не благодушно и смиренно, а с оскорблением и огорчением, неудовольствием принял справедливое замечание директора, чтоб я поспешил в класс, когда я уже был на пути в оный. Враг подстрекнул меня, и враг вошел в меня чрез мое огорчение, и два класса не мог я преодолеть козней его: как огненными бодцами бодал и жег он меня.

Пресвятая Владычице Богородице, благодарю Тебя, что Ты услышала тотчас внутренний вопль мой о помиловании и заступлении, когда я, связанный грехом, идучи в класс, воззвал к Тебе пред Твоим честным образом иконы Твоея Казанския. Благодарю Тебя, Скоропослушнице! Не остави меня прочее время.

Даждь мне, Господи, всегда памятовать великое и тесное сродство с ближними моими, что мы одной природы, дело одних рук Божиих, одинаково по образу Божию сотворены, от одной плоти и крови произошли, одним Владыкою искуплены, в одной купели получили пакибытие63 и новое житие, единого Агнца вкушаем, одну Кровь, излиянную за мирский живот, пьем, одинаково все мы от плоти Его и от костей Его [Еф. 5, 30], все члены Его тела, все – розги единой живоносной Лозы, овцы единого стада и Пастыря, – и вовеки не попусти мне, Господи, и всякому человеку враждовать на ближних и иметь какое-либо сродство чрез какой-либо грех с чуждым, скверным и омерзенным и злейшим духом диаволом, подстрекающим меня и каждого из нас к злобе, зависти, гордости, осуждению, непокорности, блуду, чревоугодию и пьянству, унынию, лености, сварливости и прочим грехам. Дай мне искренно и с любовию молиться за согрешающих и извинять их, винить же во всем общего нашего врага и наветника – диавола, всякое зло, всякий грех в нас возбуждающего, раздувающего. Дай мне помнить при всяком грехе ближнего и грехе моем начальника греха и немедленно каяться тепле в содеянном грехе и молиться за согрешающего брата. Господи! Во веки да не будет в нас места греху. Аминь. Марта 22-го дня, 1869. Утро. Суббота Третьей недели Великого поста. Шесть с половиной часов.

Благодарю Господа, по благости Своей державно спасшего меня от тесноты и скорби духа моего, когда я внутренно настойчиво взывал к Нему о спасении, веруя всем сердцем в Его соприсутствие мне, в Его слышание вопля сердца моего и называя Его дыханием уст моих. Теснота и скорбь произошли от того, что я в книжном магазине Кораблева и Сирянова рассказывал о бесчеловечном поступке испанцев с иконою Божией Матери. Мне не надо было рассказывать: я осквернил мысль, сердце и уста мои этим рассказом гнусных дел человеческих. Что же будет с этими испанцами? Вероятно, их самих расстреляют, по закону правды Божией: все, взявшие меч, мечом погибнут [Мф. 26, 52].

Какой сладостный Божественный мир ощутил я в душе моей после бывшей скорби и тесноты! Вот что делает невидимая благодать Божия в нас вследствие нашей молитвы! Слава Тебе, источниче живых вод, Господи!

Вот твоя добродетель, о иерее: молись искренно, горячо пред престолом Божиим о всех тех и о всем том, о ком и о чем внушает тебе молиться Святая Церковь. От тебя Господь принимает слова молитвы как драгоценные бисеры64, по выражению Церкви.

Земность во время богослужения особенно враг усиливается возбуждать в нас: тогда он подстрекает нас желанием блестящих одежд, если служба бывает в праздник, и, если не дают, поджигает к вражде на недающего, да ведь как поджигает! – возмущает, омрачает, теснит из-за этого тлена; при виде сильных, богатых, ученых мира сего силится оборвать ложным стыдом и страхом, при виде красивых и нарядных – нечистыми и скверными помыслами и движениями плотскими, при виде низких, бедных, некрасивых – презорством.

23 марта.

23 марта. Воскресение Четвертой недели Великого поста. Благодарю Господа, удостоившего меня, многогрешного, благодати Своей совершить непреткновенно утреню и раннюю Божественную литургию с молебном, терние сластолюбия из души и тела державно исторгнувшего, козни сопротивника и наветника разрушившего, свободу, мир и прохладу Свою мне даровавшего и теплое, искреннее чувство и горячую молитву. Слава Господу о всем! При пении Символа Веры я молил горячо Господа в сей вере утвердить всех православных христиан, соединить в ней все христианские Церкви, отпадшие от единства Святой Восточной Кафолической Церкви и возглаголать о сем наипаче в сердце римского патриарха, или папы, и во всех подчиненных ему духовных чинах; наконец, к сей вере привлечь вся языки идолопоклонствующие, всех иудеев и магометан, да оставят свои заблуждения и познают Триипостасного Бога и Единого от Трех – Господа Иисуса Христа, Его искупительное воплощение, учение, чудотворение, Его искупительную жизнь, спасительные страдания, смерть, погребение и Воскресение, Вознесение и второе Его страшное пришествие. Много может искренняя молитва священника во время литургии. Просите, и дано будет вам... Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? [Мф. 7, 7; Рим. 8, 32].

26 марта.

26 марта. Среда. Благодарю Тя, Господи Иисусе, яко и днешний день двукратно спасл еси мя от грехов и тесноты греховной по призвании моем Тебя, дыхания моего, живота моего, спасения моего,– раз в классе, и другой – когда я шел с панихиды из Нижней Широкой улицы. Пострадал я от врага за озлобление во время молебна на сторожа Николая, положившего в кадило много ладану на молебне в доме Мурашки.

По гражданству земному у тебя такие-то обязанности, а по гражданству небесному – другие: по гражданству земному ты имеешь царем известное лицо, царицу- его супругу, а по небесному – Бога и Господа Иисуса Христа с Духом Святым и Царицею – Пресвятую Богородицу; там министры, а здесь – Херувимы, Серафимы, Престолы и прочие Небесные Силы; там князи, а здесь – пророк и Предтеча и Креститель Иоанн и прочие пророки, апостолы, иерархи. Представить также противоположность духа и плоти.

Игрокам. Кто во что играет? Иной в сласти, другой – в деньги, иной – в одеяние, четвертый – в мебель и убранство комнат, пятый в карты, шестой еще во что-либо и т. д. А все они играют душами своими.

Отчего бы, кажется, не есть сладко? Ведь так приятно для плоти. Но зато для души горько: из-за сластей постигают ее напасти и искушения, в коих она бывает раздражительна, зла. Сластолюбивый бывает очень самолюбив, плотолюбив, блудлив и пристрастен к земному. А это уже большое зло для человека, большая потеря для души. Сластолюбец есть вместе и сребролюбец и скупец. Посмотрите, как он ярится, когда много нищих просят у него милостыни,– с каким неудовольствием бросает он им свои медницы! А в душе его, если бы вы видели, какие колючие терны вонзились от сластей: они бодут его, и он в нетерпении сердится на всех. Эти бодцы – от диавола, или это жало – змиино. Кто благоразумен и стремится к цели горнего звания, кто воюет с грехом и миродержцем, тот не ест сладко, или очень редко; вообще ест мало.

Суббота Четвертой недели Великого поста. Благодарю Господа, укрепившего меня совершить Божественную литургию и причастить верных четыреста человек и поучение произнесть с горячим чувством. Слава Тебе!

Господь Бог работающего Ему питает великими скорбями, теснотами, оставлениями, слезами для наказания за его согрешения и очищения их. Не будь скорбей великих – и слуги Его могли бы впасть в великие грехи: страстная плоть и диавол склонили бы их к нарушению святых, вечных законов Его. Поэтому и скорби надо принимать с благодарностию.

Еще скажу себе: горе сластолюбивому человеку, особенно священнику, ибо за сласти приходится платиться ужасными горестями, скорбями, теснотами!

Отец Матфей рассудительнее и покойнее меня: невозмутим при беспорядках. А я предаюсь гневу и злобе, например на дьячка, неисправно поющего и читающего.

29 марта, в субботу на Четвертой неделе Великого поста за всенощною, когда я вступил в очередь, была у меня ужасная скорбь и теснота и бессилие – оттого, что я рано встал, много потрудился, пообедал довольно, и не вкусил теплого супу или чаю, и поел пережаренной на постном масле трески, а более – от перемены погоды. Это время стояла ясная, морозная погода, ветер дул с севера, а ночью подул юго-западный ветер; небо обложило густыми, сырыми облаками, и утром пошел снег. Да будет благодарение Господу за всё – за скорби и за радость.

Троице Святая, Ты – дыхание мое, сила моя, свет мой, утеха моя. Ты соблюди меня и от всякого греховного блужения избавь меня.

Страдает ли один член, страдают с ним все члены [1Кор. 12, 26]. Едина Церковь – торжествующая и воинствующая, и члены Церкви торжествующей пекутся о Церкви воинствующей, состраждут ей в страданиях, сорадуются в радости и процветании.

Тогда-то и будь кроток и незлобив, когда видишь со стороны ближних, например подчиненных, грубость, злобу, неповиновение, и своею раздражительностию и злобою не умножай зла. Когда видишь бурю и крушение судна, не топи его еще. Ах, всякая злоба, грубость, непокорность есть крушение и потопление мысленного судна, и злобный и грубый терпит прежде всего наказание от своей злобы и грубости. Надо или отступиться от него скорее, чтобы и самому не потонуть, или, отставши от него, молиться за него Богу.

Оттого еще Господь в субботу предал меня в лютую скорбь, что я не удовлетворил просьбе двух нищих: одному не дал на пашпорт тридцать копеек, хотя и мог, а другому – на кафтан (мальчику), и пожелал, чтобы отец протоиерей получил в наказание за беспорядки пакостника плоти, аггела сатанина. Прости, Господи, моей злобе и поспешности, ибо Ты Сам веси вся – ведаешь, кого как вразумить. А мне даруй благость сердечную и щедроты милосердия.

30 марта.

30 марта. Благодарю Господа, даровавшего умиленную и слезную [молитву] с искренним, живейшим чувством бесчисленного множества грехов моих и крайней немощи душевной и телесной без Его помощи и благодати. (Канон ко причащению – вечерний и утренний.)

Господи Человеколюбие, благодарю Тебя, яко и нынешний день силу Твою и благодать Твою великую удивил еси на мне грешном, отъяв по молитве моей смущение и злобу диавольскую на сослужащего мне дьячка за злобу его на тещу свою, и даровал еси мне непреткновенно, громогласно выговорить всю великую ектению и молитву: Спаси, Боже, люди Твоя. Благодарю Тебя, Пресвятая Богородице, Скоропослушнице, Заступнице моя, яко скоро услышала еси мя, воззвавшего к Тебе пред возглашением великой ектении, и мир и мужество и непоколебимость даровала еси мне.

Какой же урок должен я извлечь из бывшего смущения и злобы? Я должен помнить свои великие немощи, свои страсти, свою злобу, и гордость, и блуд свой, и растление – и злобу не лечить злобою, а благодатию, кротостию и смирением и благоуветливостию. Зачем прибавлять к злу новое зло? Помнить общую язву, общую немощь и крайне снисходить к согрешающим. На грубость, злобу и непокорность служащих с нами отнюдь не отвечать злобою и яростию, а, подобно мудрому врачу, – кротостию, ласкою, любовию и сердечным увещанием. Не давать пищи и простора злу злом, как огню, как самовозгорающимся веществом, а тушить его в начале водою кротости и незлобия.

Благодарю Тебя, Многомилостиве Господи, за мир и прохладу во внутренностях моих, дарованных мне Духом Твоим Святым за посильно усердную молитву в продолжение дня (31-го марта), за мирный и безмятежный сон, за здоровье души и тела. Утверди, Боже, сие, еже соделал еси во мне. (1 апреля. Вторник Пятой недели Великого поста. Утро.)

Мы, как петухи, в гордыни своей друг над другом носимся, зло за зло, досаждение за досаждение воздаем. Непочтительно кто с нами обращается – и мы платим ему тем же, и хотя иной, может быть, ничего не имеет против нас в сердце и только имеет неблаговидную манеру, будто бы непочтительную, как нам кажется,– а мы уж презираем и ненавидим его от души. О, злое семя! О, порождение ехиднино! Это ли агнцы, это ли овцы словесного стада Христова! Это ли чада Божии! Да где же христианство? Разве только в имени? Где новая тварь? Где обрезание сердца?

Нерадиво и неблагоговейно, не сердечно преподавал благословение, особенно нищим; не с должным благоговением, иногда небрежно читал молитвы при требах.

* * *

58

Умный (церк.-слав.) – духовный, одаренный разумом.

59

Удовливший (церк.-слав.) – удовольствовавший, давший силу, сделавший способным.

60

Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох; но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызан пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя. (Кондак Великой Среды, глас 4-й.)

61

Животный (церк.-слав.) – принадлежащий жизни, даю­щий жизнь.

62

Велеле́пота (церк.-слав.) – величие, великолепие.

63

Пакибытие (церк.-слав.) – здесь: крещение.

64

Бисеры (церк.-слав.) – жемчужины, перлы.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Комментарии для сайта Cackle