Беседа 32. Того же блаженного мар Исаака. Об изменении, <происходящем> от святых движений, и о просветленном пути в час молитвы, который дается нам милосердием Господа нашего.
1. Когда временами случается, что пламенной молитвы удостаивается человек из-за пробуждения1113 благодати, тогда бывают у него напряженные и бесчисленные движения в молитве – молитвы усердные, мощные и горячие, словно огненные угли. И в движениях этих сильный вопль1114 восходит из глубины сердца его вместе со смирением, которое <происходит> от сильной радости.1115 И откуда исходят они, оттуда же сокровенным образом получает он некое вспоможение в движениях своих в такие минуты, <то есть> от самой молитвы; и пламенеющий огонь возникает в душе благодаря радости его – до тех пор, пока человек тот до самой бездны не смирится в помыслах своих. Итак, эти движения пробуждаются в нем благодаря молитве – молитвы чистые и сильные, напряженные и неудержимые в стремлении своем. Они появляются в сокровенности сердца1116 вместе с неуклонным взиранием на Бога. И кажется человеку тому, что в теле своем приближается он к Господу нашему в ту минуту по причине искренности1117 помыслов молитвы его, восходящей к Нему.
2. Если же удостоен он сознательной молитвы,1118 то в тот миг, когда встречает он малейшее слово молитвы, тотчас иссыхает молитва на устах его и бывает он полностью успокоен от всяких движений, и достигает он неподвижной тишины в душе своей и в теле своем.
3. Кто прошел по этому пути, тот поймет сказанное об этих двух формах молитвы.1119
4. Или, может быть, есть такой человек, который воображает, что чин и движение духовной молитвы есть что-либо одно из этого. Пусть же поймет думающий так, что все эти вещи и бесчисленные другие подобные им суть чин чистой молитвы и чистых душевных помыслов, возникающих в человеке во время молитвы.1120 А в жизни духа <уже> нет молитвы. Всякая существующая молитва <состоит из> прекрасных помыслов и душевных движений. На духовном же уровне и в жизни <духа> нет ни помыслов, ни движения, нет даже какого-либо ощущения малейшего движения души относительно чего-либо, ибо естество полностью удаляется от этого и от всего, что свойственно ему. И пребывает <человек> в некоей несказанной и неизъяснимой тишине, ибо действие Духа Святого пробуждается в нем, и поднимается он выше области1121 душевного знания.
5. Что же скажем? Где нет помыслов, там как можно говорить о молитве или о чем-либо еще?
6. Относительно этого чина если кто желает услышать в точности, пусть прочитает выше длинное Слово, написанное нами о духовной молитве;1122 оттуда научится он ясно всей сути этого учения о жизни в молитве1123 и о видах чистоты и нечистоты ее.1124 <Научится он также тому>, что есть духовное движение и почему называется молитвой этот <духовный> подъем, который превыше движений душевности, несмотря на то, что на духовном <уровне>1125 нет молитвы. Все это мы ясно написали там.
* * *
Или «возбуждения».
Букв. «от силы радости».
Букв. «они весьма сокровенны в сердце».
Или «точности».
Букв. «молитвы знания».
Букв. «тот поймет указания на эти две упомянутые формы молитвы».
Букв. «с целью молитвы».
Букв. «царства».
Рукопись Bodleian syr.e.7 в этом месте содержит схолию на полях: «Это Слово написано в Первой части». Имеется в виду Слово 22 из 1-й части (в рус. пер. Слово 16).
Букв. «об образе жизни молитвы».
Т.е. молитвы. Букв. «о видах, соединенных с чистотой и нечистотой ее».
Букв. «в духовности».