Беседа 33. Его же. О добрых и дурных изменениях, которые получаем мы от различного понимания Писаний.1126
1. Также и это напоминаю я тебе, о человек, идущий <по пути> безмолвия,1127 и даю тебе признак, истинность которого узнаешь ту по опыту. Ибо соответственно выбору чтение облегчает брату уныние и помрачение, когда он находится в келлии, и радуется он и ликует в Боге; и облегчается для него бремя трудов его, и утешается он, и получает подтверждение надежды и знание в разуме своем. А при изменении1128 цели и способа чтения, над которым размышляет этот брат, он темнеет и грустнеет, и помрачаются помыслы его, и умаляется мир в глазах его.
2. Не говори мне, что, мол, бывает, когда он промыслительно оставлен в таких <состояниях>, даже вовсе без причины, словно бы ради упражнения в смирении.1129 Я тоже не намереваюсь оставлять в стороне то, что невозможно для человека и что относится к домостроительству:1130 такие <вещи> не уходят от меня. Я не говорю против промыслительной воли <Божией>. Однако причина появления этих <состояний> по большей части <кроется> в нас самих. Я имею в виду радость и грусть, тяжесть и утомление, сильную теплоту и радостное биение сердца, а также угасание этого. Хотя много раз, вообразив, что промыслительно оставлены мы в помрачении и беспокойстве, приближались мы к подобным мнениям,1131 однако же тотчас, как только приближаемся мы к ним, ликование и радость встречают нас благодаря Писанию. Тогда понимаем мы, что <причиной всему> – наше собственное беспокойство и невнимание к рассудительной беседе <с Писанием>.
3. Ибо я сам прошел через много опытов подобного рода,1132 и что я нашел, то и описал здесь в напоминание. <Написал же я об этом> из любви к братьям, и многие, думаю, получат пользу от этих опытов и преуспеют, когда поймут, что в половине <случаев появления> отяжеления в безмолвии <это чувство> разрушается <каким-либо> видом чтения, иногда же – мыслями,1133 которые они вкушают благодаря свету мудрости, <заключенному> в словах <Писания>.
* * *
Букв. «от изменений целей Писаний».
Или «путешествующий в безмолвии».
Букв. «А от сравнения».
Букв. «упражнения и смирения».
Или «Промыслу».
Букв. «словам».
Букв. «получил от этих <вещей> много опытов (большую опытность)».
Букв. «различениями (purane)».