Источник

Мысли при чтении Евангелия от Матфея (Продолжение)

Мф. 20:26[-28] ст. Служением человечеству приобретается седение одесную Сына Божия в Царствии Небесном. Так важна эта добродетель. Кто усердно, чистосердечно и бескорыстно служит существенным нуждам людей, тот подражает Сыну Божию, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Пастыри стада Христова! Пользуйтесь своим званием к вашему спасению и получению высоких достоинств в Царстве Сына Божия. Служите пасомым усердно, чистосердечно и по возможности бескорыстно: ваше служение на небе ценится очень высоко.

34 ст. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их (слепцов Иерихонских); и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним. Лобызаю пречистые, всемощные руки Твои, Сладчайший Иисусе, животворно прикасающиеся к нашему немощному естеству. Я вижу здесь ясно Творца мира и людей: как искусному механику ничего не стоит поправить самую искусную и нежную машину, потому что он мастер ее и имеет у себя всякие инструменты и материалы для исправления ее, так Творцу мира тем более ничего не стоит исправить повредившуюся в каком-нибудь месте машину тела человеческого, так как Он Мастер ее и в Его творческом уме и слове заключаются все средства не только к исправлению повредившейся машины, Им созданной, но и к созданию вновь одним словом какой угодно машины, какого угодно размера. Человек! Отвечай мне: почему огромная машина мира не портится от времени и от такого долгого обращения, а твоя маленькая, незаметная в сравнении с миром, микроскопическая машина так скоро портится и повреждается? Оттого, что вселенную, или мир видимый, наполняет Собою Дух Божий – Дух Животворящий (Дух Господа наполняет вселенную [Прем. 1:7]), оттого, что мир, как бессмысленная тварь, носится сильным глаголом Божиим, – а твое тело наполняет собою и проникает душа твоя беззаконная, грешная. А может ли не быть повреждений, может ли быть правильный ход, правильная жизнь там, где не следуют закону жизни, указанному Богом? Твои болезни телесные большею частию – плод беззаконий твоей души. А так как ты суете своей подчинил и неразумную тварь, то из-за тебя и она скоро повреждается и разрушается, и она вместе с тобою воздыхает и болезнует, желая освободиться от работы тлению.

Гл.21, [ст.3]. Отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Так сильно и действенно слово Господа как Владыки всей твари – словесной и бессловесной. Словесной твари принадлежит бессловесное животное – осел. Господу понадобился осел: Господь видит его, хотя он далеко от Него и никому нельзя увидеть, и посылает учеников отвязать его от столба, к которому он привязан, и привести к Нему. Ученики исполняют волю Господа: идут, находят осла, отвязывают его. Хозяин спрашивает: зачем вы отвязываете его? Те отвечают, что Господь требует его, – и хозяин, не говоря ни слова, отдает своего осла, не зная кому и на что. Так убедительны были для него простые слова учеников: Господь его требует. Тварь разумная – человек, тайно, но внятно слышал и ощущал в словах учеников слова Владыки всей твари и не мог ничего отвечать против них; тварь бессловесная взята для удовлетворения надобности Того, Кто ни в чем не нуждается.

[Ст.] 14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Везде вижу благодеяния и чудеса Сладчайшего Иисуса.

16 ст. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Бог может совершить Себе хвалу чрез камни: если они умолкнут, то камни возопиют. [Лк. 19:40]. Может ли слава Творца всяческих не проторнуться наружу во гласе тварей? Может ли свет Божества, в тысячу раз светлейший солнечного, сокрыться под завесою вещественной или даже разумной твари? Никогда, никогда. Тогда тварь была бы больше и сильнее Творца. Тварь ничего не значит для Него, когда Он хочет творить Своя хотения. Бездны небесные с миром и бездны моря исчезают тогда пред Ним.

Ст.19. Увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок.

Ст.33 и далее. О винограде.

Гл.22. Царство Небесное уподобляется человеку царю, который сделал брак своему сыну и послал рабов своих призвать на брак званных, а они не хотели прийти. Потом послал других рабов, говоря: скажите званным, что обед мой совсем готов: придите на брак. Званные, пренебрегши приглашением, ушли – кто на поле свое, кто на куплю. А другие, схватив рабов его, досадили им и убили их. Эту горькую истину мы видим и читаем в жизни людей не только нашего положительного века, но и всех времен. Господь чрез святое слово Свое, чрез голос совести и голос природы, также чрез обстоятельства жизни приглашает всех в небесный чертог. И как многие не хотят идти; как многие, пренебрегая приглашением, как будто чуждым, посторонним для них, отходят кто на поле свое, кто на куплю, кто [инуды26] куда! Другие даже досаждают проповедникам Евангелия. Что же сделает праведный и долготерпеливый Царь? Страшно представить, что Он сделает со Своими дерзкими подданными: Он град их сожжет небесным огнем, то есть землю, на которой живут люди, спалит, как сухой хворост, для того, чтобы она никому не напоминала о черной неблагодарности подданных Небесного Царя. Где же будут неблагодарные? Они спасутся от стихийного огня – для того, чтобы быть вверженными во огнь вечный, не стихийный. 32 ст. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых. Как несомненно то, что мертвецы наши живы у Господа Бога! Отходя от тела, они только входят ко Господу, от Которого разлучала их здесь темница тела.

37[-40] ст. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Имей всегда эти заповеди великого Законоположника – Бога, и старайся исполнять их. Как они важны: весь закон Моисеев и пророки, как они ни обширны, главным образом говорят то же, что две эти заповеди.

Гл.23, 9 ст. Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах. Отец всякой твари, а следовательно и наш, Один – на небе. Земные родители – посредники нашего рождения. Господь ввел нас в мир сей чрез них, как чрез какой канал: от них мы получили телесную оболочку со всем чудным механизмом тела, устроенным изначала премудрым Художником мира и потом продолжающим образовываться по данному однажды навсегда образцу и закону.

24 ст. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Много есть и ныне таких вождей. Они обращают внимание на мелочи и стоят за них, а предметы, стоящие внимания, пропускают мимо глаз и ушей.

Гл.25, [ст.14–15]. Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (землю, жизнь, здоровье, способности): и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Человек отходящий есть Господь, вознесшийся на небо и имеющий прийти взять отчет с рабов Своих – всех людей – о том, как они употребили Его имение. Замечательно, что количество талантов соображено Раздаятелем с силами приемлющих таланты. Не ропщи же никто, что тебе дано мало: тебе дано по твоим силам. Если бы дали тебе больше, ты не перенес бы и испортился.

Ст.31 и 32. Егда же приидет Сын Человеческий... соберутся пред Ним вси язы́цы... Пред Судиею всего мира соберутся вси язы́цы, то есть все народы, какие были от начала мира до второго пришествия, и все – в измененном виде, нетленные, тонкие. На Суде этом оправдывают и доставляют блаженное бессмертие дела милосердия. Помни же это всегда и не ленись подавать милостыню.

Гл.26. Жена возливает драгоценное миро на главу возлежащего Иисуса. Чем же, между прочим, награждает ее Владыка мира и Творец веков? Он дарит ей на память Свое всемогущее слово, по которому везде, во всем мире до скончания века будут вспоминать о поступке ее.

Замечательно, что с Господом все делалось по пророчествам: Сам Он нередко замечает, что надлежит... исполнить всякую правду [Мф. 3:15]; как же сбудутся Писания, что так должно быть? [ст.54] и пр. И евангелисты еще чаще замечают: да сбудутся Писания, и пр. Из одного этого узнаю я в Сладчайшем Иисусе Сына Божия, Искупителя мира.

27 гл. Лишь только пригвоздили Господа ко кресту – сделалась тьма по всей земле; лишь только испустил дух, мрак прошел, но его место заступили землетрясение, каменераспадение, раздрание завесы, воскресение мертвецов. Кто не видит здесь, что на кресте висит Творец мира, Сын Божий? Тогда как кора земли стонала, так сказать, от ужаса богоубийства, совершенного на поверхности ее, внутрь ее проникла оживляющая жизнь Божества и воскресила мертвых святых. Слава долготерпению Твоему, Господи!

28 гл. Воскресение ознаменовывается землетрясением: молниевидный Ангел сходит с неба, отваливает камень от гроба и сидит на нем. Его одежда бела как снег – от внутреннего света. От страха его потряслось все существо воинов, и они омертвели. Тогда как Ангел одних поразил таким ужасом, мироносиц успокаивает следующими словами: вы-то не бойтесь. Я знаю, что ищете Иисуса распятого, Которому я служу. Здесь нет Его: Он воскрес, как Сам предсказал. Вот посмотрите место, где лежал Господь. Слава воскресению Твоему, Господи!

Апреля 26 дня 1856 года.

* * *

26

Инуды (церк.-слав.) – в иное место.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle