1893 г.
Усердие труда10
Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия (Лк. 9:62).
Эти слова сказаны Господом Иисусом Христом человеку, изъявившему желание быть последователем Его, но в то же время жалевшему о своих житейских делах и привязанностях, с которыми теперь надлежало расстаться. Эти слова Господа приложимы и ко всякому делу. Особенно применимы они к вам, юноши и дети, в вашем настоящем положении, и к тому делу, на начало которого мы собрались испросить благословение Божие в этом святом храме. Вот и вас привели сюда, и не к кому иному, как к Господу, ибо мудрость, которую вы здесь ищете, истина Христова, исходит от Него, Источника и Подателя мудрости, и возвращается к Нему же. Всякое доброе наставление, нравственное поучение и всякое даяние благо и всяк дар совершен сходит свыше и от Него же, Отца Светов, в Коем тьмы несть ни единыя (Иак. 1:17): из Того и Тем и к Тому всяческая! Привели вас сюда и поставили пред лицем Бога живого, чтобы вы, просветив богодарованный ум познаниями, согрев сердце любовью к Богу и ближнему и обучив волю следовать Закону Божию, благому и совершенному, вышли из этого святилища науки, и светом своей жизни светили тем многим, которые, обладая такими же, как ваши, а может быть и большими дарованиями и достоинствами, не имеют счастливого вашего удела, не могут получать того образования, которое дается вам, как дар, без всякой заслуги с вашей стороны, по воле и милости Бога, по любви и заботливости о вас родителей. Вы имеете быть солью земли, светом миру. Поймите же, как велико ваше призвание, как важно приготовляющее к сему призванию дело, к которому мы теперь приступаем. И не уподобляйтесь тому лживому рабу, который закопал врученный ему талант в землю, не сделав из него никакого употребления, – не сгубите данных вам от Бога способностей, не потеряйте великого дара – возможности учиться – праздностью, леностью, шалостями. Учитесь, трудитесь: в этом долг наш, в этом вместе и высокое наслаждение. Взявшись за плуг, не озирайтесь назад: время дорого, время пахоты и сева, весной упущенное, потом ничем не возвратите, ничем не купите. А ваш возраст, время, вами переживаемое, можно действительно сравнить в этом отношении с весной для пахаря: пройдет ваше отрочество и юность, пройдет быстро и незаметно, и при всем желании тогда не вспашешь, не посеешь. С грустью будете после вспоминать об этом времени, будете жалеть о том, что оно праздно растрачено, но и только: потерянного не найдете, упущенного не возвратите. А это оттого, что работа, предстоящая вам, совсем не такая, как всякая другая работа. Худо построен дом, – его можно перестроить; дурно выполнен заказ, – его можно переделать, а то, что вырабатывается из человека в период его воспитания и обучения, переделывать очень трудно, часто невозможно. Здесь приобретаются познания с удобствами и легкостью, а после их нужно добывать с большими трудами и усилиями; здесь вкореняются привычки, борьба с которыми потом не всякому под силу, здесь складываются такие черты характера, которые потом изменить чрезвычайно трудно: и добродетели, и пороки, здесь приобретенные, остаются часто на всю жизнь. Кто здесь возлюбил леность и праздность, кто не умел уживаться с товарищами, не приобрел навыка повиноваться старшим, а привык к грубости, дерзости, неповиновению, высокомерному пересуживанию своих учителей и воспитателей, тот чаще всего таким остается и в жизни, а жизнь, дети, не то, что школа, всегда покрывающая ваши недостатки любовию, исправляющая их духом кротости и милости: жизнь часто карает жестоко, взыскивает сурово и беспощадно.
Еще раз гласом любви взываем к вам: учитесь, трудитесь; сознавайте важность лежащих на вас обязанностей, высоту вашего призвания. Серьезно отнеситесь к своему делу. Воспитание юношества привлекает к себе внимание всех; им с болью сердца заняты ваши родители, о нем заботятся государство и общество, и на ваших глазах в учебных заведениях предпринимается ряд мер, направленных к вашему облегчению. Чтобы дело обучения вашего и воспитания шло успешнее, поставлено было целесообразнее, начальство учебное и высшее, и ваше непосредственное – ваши учителя и воспитатели, – все несут тяжелый труд для вашего преуспевания умственного и нравственного. Вы ли одни среди этих забот и хлопот будете равнодушны к этому святому делу, которое ближе всего касается вас самих?! Да не будете! Призовем же Божие благословение на наши труды и примемся за них с любовью, со всем усердием и вниманием, примемся бодро и решительно, не боясь, а радуясь труду; тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе; возложив руку на рало, не будем озираться назад, и тогда Господь, не отринувший некогда детей, приносимых к Нему, и благословивший их, не отвергнет и наши молитвы, благословит наши труды и дарует всем нам увидеть счастливый конец и добрые плоды того дела, начало которому сейчас мы полагаем в Его святом храме, в надежде на Его помощь, в честь и славу Отца и Сына и Духа Святаго. Аминь.
Хороший ученик11
Целует вы Лука, врач возлюбленный (Кол. 4:14).
В настоящей день, посвященный Церковью памяти святого апостола и евангелиста Луки, мы воспоминаем годовщину основания нашей гимназии, 56 лет назад в этот самый день открытой в личном присутствии в Бозе почившего Государя Императора Николая I-го. Так перст Божий указал нам на св. Луку, как на небесного покровителя нашего учебного заведения. К нему, к его жизни и деятельности, и обратимся за назиданием в сегодняшний торжественный праздник. За сведениями о жизни и деятельности апостола естественнее всего обратиться к его священным творениям – к Евангелию и к книге Деяний Апостольских. Но напрасно искали бы мы здесь какого-либо указания св. Луки на себя и на свою жизнь. Апостол был скромен и смирен сердцем; даже в таких случаях, когда, по-видимому, по ходу повествования невозможно обойти молчанием своего присутствия и участия в событии, и тогда св. Лука умеет скрыть свое имя. Но и то, что мы знаем о св. Луке из мимолетных и кратких замечаний о нем его учителя – св. апостола Павла, и из немногих преданий о нем, оставшихся в творениях древних отцов и учителей Церкви, делает жизнь его и деятельность глубоко назидательными. Да, не без причины 56 лет тому назад отдали нас с вами небесному покровительству св. Луки. Он в особенности близок к вам, учащиеся юноши и дети; и его жизнь и нравственные качества имеют полное приложение к вашему теперешнему состоянию. Он, подобно вам, был человеком науки12: апостол Павел называет его врачом13, предание церковное указывает на него, как на человека, получившего основательное образование в ученом центре своего времени – городе Антиохии14, как на знатока Иудейского закона, греческой философии, как на языковеда и, наконец, художника15. Все это можно заметить и из его писаний, которые изобличают в нем высокое знание языка и умение писать с соблюдением принятых между образованными людьми того времени литературных приемов.
Но не из одной науки почерпается истинная мудрость, и не одна наука может сделать человека человеком: без религиозного образования она светит, но не греет, без нравственного развития она делает человека односторонним и приносит вместо пользы вред. Так, когда растение открыто действию солнца, а почва, на которой оно растет, лишена необходимой влаги, то и солнце, обыкновенно благотворное и необходимое для растения, на этот раз иссушает и убивает его. Подобным образом и душа наша, развив силы ума, но пренебрегши развитием сердца, делается сухою, черствою, себялюбивою. Не из одной науки языческой почерпнул истинную мудрость и св. Лука. Он слушал Господа Иисуса Христа, и семя учения Его пало на добрую почву. Он не был избран в число 12 апостолов, но посылаем был Господом в числе 7016 других учеников Его. Напрасно мы искали бы в Евангелии смиренного Луки свидетельства о себе, указания на его чувства к Господу Иисусу Христу, но его любвеобильное сердце, его глубокая привязанность к Господу видна из тех слов, которые принадлежат ему в повествовании о явлении Воскресшего Господа двум апостолам на пути в Эммаус в первый день по воскресении Христовом. Древность единогласно признает одним из этих путников самого евангелиста Луку17, хотя сам он, наименовав другого путника – Клеопу, о себе умалчивает с обычной скромностью. Путникам является Христос, но не узнается ими; Он спрашивает их о предмете их беседы и о причине того горя, что написано у них на лицах. Видно, велика была скорбь апостола, когда он заплаканными глазами, растерзанным сердцем не узнал своего, только что умершего Учителя18. И какое глубокое горе слышится в его ответе вопрошающему: «Неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?... Что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всеми людьми... Как предали Его первосвященники и начальники наши на осуждение смерти и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля19»... На любовь ученика и Господь отвечает любовью, и утешает его чудесным даром ведения писаний и радостью неизглаголанною, когда Он познался ему в преломлении хлеба20.
Но скоро св. Лука, вследствии гонений на христиан в Иерусалиме, отправляется в родной свой город – в Антиохию, и несет ему в благодарность за воспитание самое великое в мире сокровище – веру Христову. Исполненный Духа Святаго, мог и он вместе с другими апостолами выступить на самостоятельный путь благовестия Христова. Но нужное, любвеобильное сердце его указало ему путь жизни другой, менее славный, смиренный и безвестный, но бесконечно высокий и ценный в очах Божиих: он делается учеником и спутником св. апостола Павла21, – и какой это был ученик! Он разделял с апостолом языков его тяжелые путешествия, его опасности, его страшное кораблекрушение; он посещал его в тюремных заключениях, сначала в Кесарии, потом в Риме. В то время, когда свирепый Нерон воздвиг гонение на христиан, когда на этих безвинных страдальцев возведено было обвинение в поджоге Рима, когда христиан зашивали в шкуры зверей и отдавали на растерзание, а других обертывали горючими веществами и, зажигая, устраивали из них живые факелы в увеселительных садах Рима, – в то время, когда началась эта страшная жизнь, которая должна была окрестить кровью новорожденную Церковь Христову, когда язычество упивалось этою кровью сынов Божиих, – в это время великий Павел томился в римской тюрьме22. Христиан искали, чтобы на них обратить месть народа за поджог Рима; во главе обвинителей стоял сам император, которого молва народная обвиняла в поджоге города; один сочувственный взгляд на Павла, разговор с ним, посещение его темницы способны были выдать христианские убеждения и подвергнуть страшной участи быть замученным. В это время все оставили престарелого и больного узника – апостола, сердце которого жаждало утешения и общения с близкими, но не оставил его Лука23, его преданный Лука, врач возлюбленный24, которому выпало теперь на долю врачевать и душевные тревоги великого апостола. Вот что пишет св. Павел Тимофею, другому своему ближайшему и возлюбленному ученику: «Я уже приношусь в жертву, и время моего отшествия близко... Приди ко мне скоро. Все оставили меня... Один Лука со мною»25. Так во всех злоключениях и горьких невзгодах великого Павла неизменной отрадой, постоянным утешением, постоянною земною радостью было для него благородное сотоварищество, верная преданность, неизменная любовь ученика – св. Луки. Он же, Лука, сделался жизнеописателем Павла, ни одним словом не обмолвившись о себе; он, наконец, по свидетельству древнего предания, и смертью своею запечатлел в Риме преданность и любовь к своему учителю26. Он усвоил себе его учение в совершенстве, он мыслил его мыслями, говорил его словами, так что его Евангелие долгое время безразлично называли то именем его, то именем Павла27.
Скажите теперь, не образец ли это ученика, которым могут радоваться все учителя всех времен и подражать которому могут наилучшие ученики всяких школ? Примите же себе, дорогие питомцы, св. Луку за образец своих отношений к вашим наставникам и воспитателям и вообще к тому учебному заведению, в котором вы обучаетесь. И прежде всего научитесь, с одной стороны, смирению и скромности в суждении о себе, о своих познаниях, успехах и способностях, с другой – почтению и уважению к воспитывающей вас школе. Знайте, что как сытый не думает о пище, так гордый не думает о своем усовершенствовании, а в деле умственного и нравственного развития тот, кто не идет вперед, неизбежно идет назад. Вы поступили сюда учиться, а не учить: доверьтесь же вашим руководителям, отдайте им свое сердце, подчиняйтесь требованиям школы, а не обсуждайте их высокомерно. Нет ничего легче, как осуждать и порицать, но как часто в этом сказывается самое глубокое невежество и непонимание! Помните, что учебно-воспитательный строй школы не вчера явился, он опытом оправдан и всецело задуман и рассчитан в целях вашей пользы; помните, что блажени нищии духом, т.е. смиренные, что только алчущие и жаждущие истины насытятся ею28. При таком отношении к школе все мы будем составлять как бы одну большую семью, дружную, сплоченную, крепкую и оттого успешную в делах. Тогда, само собой, вы будете беречь честь школы, не станете ронять ее в глазах других ни словами, ни действиями. Любовь к школе останется у вас на всю жизнь и, поверьте, принесет вам и теперь и в будущем много пользы и утешения. Те, которые в годы учебы не относились к воспитывающему их учебному заведению с любовью и почтением, сами не знают, какого драгоценного дара они лишаются. Всякая школа, как учреждение живое, имеет свой облик, свои предания, свое особое, как бы таинственное, благотворное воздействие на учащихся: но тайна эта открывается любви и преданности и сокрыта от равнодушия и холодности, и вот причина того, что часто люди «от нас изыдоша, но не беша от нас», у нас учились, но духа заведения себе не усвоили.
Любовь к учебному заведению поможет вам в настоящем усвоить с успехом то, что оно предлагает вам, а в будущем – остаться верными тем заветами, которые оно внушало вам в годы детства и учения. Не мне бы, младшему по возрасту и менее опытному из семьи ваших учителей и воспитателей, определять дух и заветы нашей школы, но они достаточно известны и не составляют тайны: тайна – в усвоении их и приобретении, и тайна эта, повторяю, открыта любви и преданности. Религиозность и трудолюбие – вот что завещает наша школа своим питомцам, вот что считает она необходимым условием успешности дел ваших в настоящем и залогом счастья и спокойствия и успехов в будущем. Сохраните эти заветы, умрите с ними. Как тяжело, до слез тяжело иногда видеть, что юноша уходит от нас полным сил и подает самые лучшие надежды, а чрез несколько времени встречается нам уже знакомым с пороком, равнодушным к святой нашей вере, почти неспособным к труду! Это верный признак, что юноша не имел любви и преданности к школе нашей в годы учений. Иначе он не растерял бы так скоро лучших даров своих, не был бы так слаб при встрече с соблазнами и испытаниями. В любви великая созидающая и спасающая сила!
Да будет же у вас пред очами живой образ святого апостола и евангелиста Луки. Он своею кротостью, послушанием, любовью и преданностью стяжал себе любовь своего первого Учителя – Самого Господа Спасителя, и чрез это постиг Его святое учение, которое и оставил нам в своем евангелии; он был возлюбленным учеником и другого своего учителя – святого Павла, и чрез любовь к нему вошел в дух великого апостола. Подобно ему, пусть и у вас все бывает любовию. Тогда и вы, чрез любовь и преданность школе и ее деятелям, усвоите успешно все, что они могут дать вам наилучшего! Аминь.
* * *
Речь на молебен перед началом учения 20 августа 1983 года.
Слово в день празднования годовщины открытия Ставропольской мужской гимназии, 18 октября 1893г.
Боголепов в своем рукод. к объяс. Четвероевангелия ссылается на стр. 37 на Евсевия и Иеронима.
Свидетельство Никифора Каллиста.
Херозерский: Исагогика, стр. 47.
Иванов: Руковод. к объясн. Евангелия, стр. 473. Подробнее у Боголепова, стр.386.
См. слово Никанора, архиеп. Одесского: Эммауэсские путники.
64–65 гг. (Горский, Фаррар).
Иванов – выше питов. сочин., стр. 43.
Герике: Введение в новозав. кн., стр. 140. Ссылки на Иринея, Тертуллиана, Мураториев канон и Оригена, Евсевия, Иеронима.
Мф, V, 3, 6.