Молитва преподобного Симеона Нового Богослова пред произнесением проповеди
Ты, Боже и Творче мой, благоволивый сделаться учителем нас грешных, Сам научи меня сказать как должно и для самого себя и для предстоящего народа, что потребно для спасения души. Ибо Ты Путеводитель и просвещение душ наших. Ты отверзаешь уста наши и даешь слово с силою многою нам, проповедующим Евангелие Твое, и Тебе славу воссылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
* * *
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Это слова молитвы, други наши, коими мы впервые в жизни засвидетельствовали веру нашу в купели Святаго Крещения; это слова, с которыми рождается в мир свыше, силою Божией благодати, новый человек – Божий человек.
И с тех пор, когда совершилось в нас великое Таинство Крещения водой и Духом, эти слова всю жизнь будут сопровождать нас на нашем жизненном пути, охраняя материнским благословением во младенчестве, укрепляя в юношестве и сопровождая на пути жизни самостоятельной. И трепетная материнская рука осенит крестным знамением повзрослевшее чадо, благословляя на выбор жизненного пути, и дрожащий от волнения материнский голос с чувством произнесет: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, освящая неведомые пути предлежащей ему жизни, семейной ли, монашеской ли. И Церковь, вслед за родительским благословением, рукой священника преподаст Божие благословение: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа” – как внешний знак преподания благодати Святаго Духа на избираемый путь жизни, на начинаемое благое дело.
Божия благодать – вот та святыня, сила и крепость, что сокрыта в словах этой молитвы и в крестном знамении, сопровождающем ее. Действие всех трех Лиц Пресвятой Троицы вступают в этой молитве в силу. Чему быть благоволил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить нам, верующим, снисходит в ней Дух Святый. И звучит сия молитва и как наше исповедание Бога, и как наша проповедь о вере.
И малая молитва невидимо делает большое дело, освящая всякое человеческое начинание, давая ему великую власть стать жертвой Богу, и освящая одновременно и того, кто эту жертву приносит.
Не человеческий ум привнес в мир эту молитву. Впервые в основание христианской веры и жизни ее положил Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос, когда, посылая Своих учеников на всемирную проповедь Евангелия, заповедал им: “Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа: Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам...” (Мф.28:19–20).
В кратких словах – “во имя Отца и Сына и Святаго Духа” – Господь заключил и всю сущность христианской веры, и все основание христианской жизни. Этой молитвой Христос засвидетельствовал веру в Единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Сам Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый – все едино присутствуют в ней и несут столь привычное для нас чудо, источник жизни и бессмертия, таинственную и мощную силу – жизнь, одухотворенную Богом.
Основание же христианской жизни в том, что “не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу...” (Пс.113:9). А это значит, что не во имя свое, не ради славы своей и своих земных выгод, но для Бога, ради Бога и во славу Божию будет созидаться последующее за молитвой дело. Божиим именем оно освящается, малое ли, великое ли, и Божией помощью и Божиим смотрением даст плод на пользу души во спасение.
Други наша, будем же всегда помнить, что
– эта молитва есть та спасительная печать, запечатлевающая принимающих ее во спасение;
– она есть ключ, отверзающий ум и все силы души к принятию Слова Божия;
– она есть страж, охраняющий чистоту души, ума и сердца.
Дорогие мои, примем же сознательно и вдумчиво Божий дар – святыню этой молитвы – и на заре начинающегося дня, когда поставляет она нас пред иконами на утреннее поклонение Богу, и в течение дня, испрашивая Божие благословение на всякую нашу духовную и житейскую потребу, и ею же начнем и свою вечернюю жертву Богу пред отходом ко сну.
“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, – звучит и с амвона всякий раз, призывая внимание наше к слышанию проповеди о Боге, о святыне, о святых.
Откроем же сердца наши навстречу Божией благодати, и да произрастет в сердцах наших силой этой великой молитвы и еще одна, все побеждающая, все освящающая, все возрождающая молитва: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, предавшей нам исповедание о Себе!” Аминь.