Часть 5, Глава 4Часть 5, Глава 6

Часть V. Слова и речи при избрании на общественные должности и при открытии общественных учреждений

Слово по случаю присяги дворянства Харьковского перед избранием из него лиц на различные должности в Харьковской губернии, сказанное 25 сентября 1846 г.

Радуемся духом, братие мои, видя вас после трехлетней разлуки снова собранными во храме сем; радуемся и благодарим Господа, находя вас целыми и невредимыми, с прежними силами и новым, без сомнения, усердием ко благу общему. Настоящее собрание ваше тем приятнее и для вас и нас, что в продолжение минувшего трехлетия целая страна наша не представляла собою никаких особенных причин к печали общей: грады и веси наши ограждены были миром и тишиною; поля и нивы наши благословлялись постоянно обилием плодов земных; труды рук и промышленности нашей находили справедливых ценителей даже между отдаленными иноземцами; самые перемены воздушные почти не разноречили с желаниями и потребностями нашими, – кратко сказать, земля и небо были к нам так милостивы и благосклонны, как нельзя было и ожидать, судя по нечистоте рук и сердец наших.

В дополнение ко всему этому, око власти предержащей видимо обратилось на край наш особенным образом. Нужды и потребности наши не только усмотрены во всей их обширности, но, принятые к сердцу, соделались особенным предметом попечений и дум державных. Уже предначата система действий, которая, в полном развитии ее, освободив нас от огромной тяжести, нас подавлявшей, должна облегчить собою для края нашего все прочие тяжести общественные. Вскоре и град здешний, яко средоточие целой страны, явит на себе следы новых попечений о нем власти предержащей.

После этого теперь чреда, явно, за нами самими. В соответствие обстоятельствам, для нас видимо благоприятствующих, не подобает ли и нам явить новое усердие и новую готовность ко всему благому и общеполезному? И мы уверены, что почтеннейшее дворянство харьковское, уразумев важность настоящего времени, не замедлит доказать, что где идет дело о благе общем, там оно умеет забывать все свои частные виды и выгоды.

Предстоящее вам избрание на должности достойных лиц из среды вас будет первым опытом сего и вместе свидетельством, возросли ли мы до той высоты душевной, с которой можно не только видеть лучшее, но избирать его, не только избирать, но и удерживать в силе. С этой стороны дело сие, само по себе нисколько не новое, получает новое и особенное значение, и вы, при всей свободе мнений ваших, будете подлежать за него сугубому отчету. Пред кем? – Во-первых, пред своей совестью, которая тем строже должна судить вас, чем менее вы зависимы в этом случае отвне, и чем более имеете побуждений быть внимательными к своему делу; во-вторых, пред Церковью, которая, напутствуя вас молитвами, ограждая клятвой, имеет все право надеяться103 от этих средств плода и действия; наконец, пред мнением общественным, которое, признавая вас первыми представителями страны нашей, по тому самому от вас первых ожидает того, что требуется для блага сей страны.

И что же более требуется для этого блага, как не избрание лиц достойных на должности общественные? Чего не будет в руках таких лиц? И оправдание невинных, и наказание виновных; и честь и достояние каждого гражданина; и мир и безопасность общественная и частная; и участь вдов и сирот, и самые последние заветы тех, которые от судов человеческих прешли на Суд Божий. Можно ли после того легкомысленно смотреть на выбор таковых людей? Можно ли не употребить всех усилий ума и воли на то, чтобы избранием достойных на несколько лет упрочить суд правый по всей стране родной?

Еще бы извинителен был в этом случае просмотр104 какой-либо, если бы дело сие сопряжено было с трудностями. Но какая трудность? Людей достойных между вами так немало, что стоит токмо не смежать очей, чтоб видеть их. Самый образ избрания так облегчен, что благо края, можно сказать, зависит от одного мановения руки вашей. И дела столь легкого и вместе столь важного по своим последствиям для вас же не сделать надлежащим образом? Это было бы верх неразумия и безчувствия. Посему-то мы не хотим даже убеждать вас к этому; ибо всякое убеждение в таком случае отзывалось бы сомнением о собственном вашем достоинстве, а мы далеки от сего.

Скажем одно: время, почтенные избиратели, показать не словом, а делом, что мы не только, подобно малым детям, готовы забрать в свои руки все права и отличия, но и способны, подобно мужам, употреблять во благо те, которые имеем; время явить, что мы возвышены над собратиями нашими не одной породой или случаем, а и высотой мыслей, чувств и действий; время престать играть необдуманно благосостоянием не только чуждым, но и собственным.

Сделав свое дело как должно, вы во всяком случае можете покойно оставаться каждый под смоковницей своей, в полной уверенности, что ваши представители не воздремлют, ниже уснут, храня покой общий. В противном случае, при каждом слухе о неправедном действии избранного вами в вашем сердце будет отдаваться горький упрек: «он избран – и мною!» Аминь.

* * *

103

Ждать – Ред.

104

Недосмотр – Ред.

Комментарии для сайта Cackle