Часть V. Слова и речи при избрании на общественные должности и при открытии общественных учреждений
Речь по случаю открытия в городе Харькове Детского приюта, сказанная 1 июля 1843 г.
Редкое душевное наслаждение дано иметь нам ныне: в один и тот же день два торжества – торжество просвещения и торжество человеколюбия! О, если бы свет наук всегда оставался в таком тесном и приискреннем соединении с теплотой любви христианской! Не то было бы с людьми, не то было бы и с науками! Нашему особенно граду давно приличествовало явить пример такого благотворного союза просвещения с человеколюбием. Между тем, оставив далеко назади себя всех сверстников своих на поприще умственного образования, он, как бы из опасения не взять верха над ними и в других отношениях, доселе медлил вступить на поприще общественной благотворительности. И вот, как бы в вознаграждение прошедшей медленности, мы начинаем теперь поприще человеколюбия таким делом, которое в других местах служило уже как бы венцом разных учреждений человеколюбивых. Явный знак, что и у нас не замедлят появиться подобные учреждения, совершенно уже, как известно, созревшие и в уме благопопечительного начальства, и в сердце благочестивых жителей града сего.
Между тем, в ожидании этого самый первый плод любви христианской посвящается детям: первенство во всех отношениях совершенно приличное! Ибо какой возраст, более детского, имеет нужду в благопризрении и руководстве отеческом? Равно от какого возраста благопризренного, благосохраненного и благонаправленного можно ожидать наиболее благих последствий в будущем, как не от детского? Что эти малые птенцы увидят и услышат здесь, что займут отсюда, то останется с ними на всю жизнь, с ними же пойдет по сотням домов и хижин, сообщится более или менее самым родителям их, старшим братьям и сестрам и над всеми окажет благотворное влияние. Сия-то, без сомнения, мысль одушевляла тех, которые с таким христианским усердием пеклись о приведении к бытию этого учреждения; сия же самая мысль подвигла на обильное приношение в пользу его руку воина-героя, который, веселив Отечество в незабвенную годину 1812 года, подвигами необыкновенного мужества являет теперь, что для христолюбивого сердца его столь же близки и сродны бескровные подвиги веры и любви христианской99. Сия же мысль да подкрепляет и вас, которые приняли на себя святую обязанность заменять собою для каждого из этих птенцов отца и мать. Зная вас, мы уверены, что обязанность эта будет выполнена вами и по-отечески, и по-матерински. Если бы, впрочем, когда-либо на сем новом поприще человеколюбия встретили вас и затруднения, то вспомните тогда любвеобильные слова Спасителя, вещающего: «не возбраняйте детям приходить ко Мне" (Мф. 19:14), «Ангелы их... выну видят лице Отца... Небесного» (Мф. 18:10). Вспомните и скажите самим себе: Ангелы Божии не оставляют детей, им вверенных; мы ли оставим? – скажите так самим себе, и утешитесь. Ибо что может быть в вашем положении отраднее той мысли, что ваше попечение о детях вместе с вами разделяют самые Ангелы Божии! И будьте уверены, что эти незримые сотрудники ваши не забудут вознаградить вас за все труды ваши в то время, когда вы явитесь туда, где без чистоты и незлобия детского невозможно войти в Царствие Божие.
Вам, юные дети, собственные родители ваши скажут и внушат, как должно вести себя здесь. А между тем, как ни юны вы, сердце ваше, думаю, уже говорит вам теперь, что с вами произошло что-то необыкновенное и весьма благое, что вы делаетесь предметом нежного попечения для тех людей, которые чужды вам по всем отношениям, – кроме веры и любви о Христе. Ибо кто дал вам этих вторых отцов и матерей? – Един Отец Небесный.
Ангелы ваши умолили Его о вас; Он подвиг сердца тех, в которых обрелась способность к тому, и вот, над вами простерся покров любви, под которым вы будете находить неоскудеваемую пищу не только телу, но и душе вашей. Возблагодарите же Господа за дарование вам таких вторых отцов и матерей, и прилежанием, кротостью и послушанием поспешите обрадовать и возвеселить тех, кто, кроме вашего совершенства и успехов, не ожидают и не ищут за свои труды и жертвы никакой другой награды на земле. А мы, радуясь от всей души о насаждении этого малого по виду, но великого по плодам вертограда любви христианской, и здесь не усомнимся молитвенно возгласить то же, что, по уставу Святой Церкви, привыкли возглашать во храмах наших: «Призри с Небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя!» Аминь.
* * *
Граф Орлов-Денисов своими значительными пожертвованиями преимущественно и содействовал к устроению в Харькове Детского приюта.