Часть IV. Слова на высокоторжественные дни
Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя Николая Павловича императора и самодержца Всероссийского (1854 г.)
«Господь воцарися, да радуется земля. Господь воцарися, да гневаются людие» (Пс. 96:1, 98:1)
Земля радуется, а люди гневаются; гневаются по тому же самому, почему земля радуется: «яко Господь воцарися!» О, люди, люди!
Так было во время святого Давида. Не то же ли самое и ныне? Господь видимо хочет воцариться над Востоком, омраченным прелестью Магометовою, и вся земля там, без сомнения, возрадовалась бы о том радостью велиею, – но люди прогневались, прогневались до того, что в безумии своем дерзнули стать против путей и намерений Божиих. Ибо что значит в существе дела нынешняя война, как не безумное покушение Запада против путей Промысла Божия? Господь исполнил намерение Свое наказать Восток за его неправды посредством железного жезла завоевателей мусульманских; этот жезл уже видимо преломляется от самого употребления своего, и, в свою чреду, по суду Промысла, должен быть преломлен и повергнут на землю; а омраченные гордостью и своекорыстием сыны Альбиона и Галлии возомнили, что они могут поднять этот жезл от земли и укрепить его снова на поражение несчастных собратий своих по вере. О, люди, люди!
Знаете ли, что ожидает подобных противников воли Божией? Это скажет нам тот же святой Давид. "Вскую, – говорит он, – шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным; Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его... Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я... упасеши я жезлом железным, яко сосуды скуделъничи сокрушиши я. И ныне, – заключает святой Давид, – царие, разумейте, накажитеся, вси судящии земли... да не когда... погибнете от пути Праведного, егда возгорится вскоре ярость Его» (Пс. 2:1–2, 4–5, 9–10, 12).
Если бы вняли этому предостережению царя-пророка те цари и царицы, которые собрались ныне с воями своими против Господа и Христа Его! Само милосердие Божие видимо удерживало их от злочестивого предприятия, послав на воинство их пред началом самой брани лютую язву; они не вняли грозному гласу Божию, и еще, можно сказать, бичуемые бичом небесным устремились против святого дела, нами защищаемого. После такого упорства и нераскаянности остается с благоговением ожидать, как исполнится над ними угроза Давидова, или паче Божия.
Приметьте, братие, особенность сей угрозы. Прежде, нежели противники воли Божией сокрушаются жезлом железным, «яко сосуды скудельничи... Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им». Не сказано: «накажет», «поразит» и тому подобное, а – посмеется... поругается. Это значит, что с неба на подобные покушения врагов наших смотрят так же, как мы смотрим на малых детей, которые идут против нас, поднимают на нас слабую трость или что-либо другое, что едва держат сами в слабых руках.
Мы смеемся над таким детским мужеством и храбростью, и еще иногда помогаем им одержать над нами некоторый успех, дабы более доставить себе удовольствия, ибо потом при одном грозном взгляде нашем, тем паче при наложении руки на голову, вся детская «война» обращается в ничто и оканчивается смехом, если не слезами самих противников. Так же, по выражению святого Давида, поступает Царь Небесный с земными возмутителями-противниками Своей воли. «Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им».
Мы видели уже, братие мои, начало этого посмеяния свыше над противниками нашими; и еще увидим не раз, как они будут поруганы свыше же, кроме меча нашего, доколе не будут сокрушены в конец, «яко сосуды скудельничи». О, все замыслы, все усилия человеческие прейдут, обратятся в ничто, яко же не сущая, а грозное слово Всевышнего, изреченное пророком Его, – не прейдет, не прейдет! Что привело нас к этим размышлениям? – День настоящий. Ныне благочестивейший государь наш восшел за двадесять девять лет пред этим на престол Всероссийский, и вместе с тем, яко первородный сын Святой Церкви, принял на себя обязанность быть хранителем и защитником святой веры и Православия. Видите, как верно исполняет он эту святую обязанность! Исполняет, вопреки всем враждебным усилиям Запада.
Мы на земле делаем и будем делать свое дело – стоять за Крест Христов. Господь ли не сделает там Своего (дела – Ред.)! «Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им!» Аминь.