Часть IV. Слова на высокоторжественные дни
Слово в день Святителя Николая и тезоименитства благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского
Что собрало нас ныне в таком множестве в храм сей? – Мы собрались по причине двух светлых торжеств. Одно – в честь и память Святителя Христова Николая Чудотворца Мирликийского; другое – в честь августейшего монарха нашего, который носит имя этого Святителя. Сочетание торжеств прекрасное! Посему-то именно надлежало ожидать, что это сочетание уже будет не первое в истории нашей, и между тем оно первое и единственное! поскольку имя Святителя Николая с самого начала земли Русской было и есть в особенном всеобщем уважении всего народа русского, то надлежало ожидать, что оно будет нарекаемо над многими лицами из державного дома, что не один из носящих его взойдет на престол российский... И между тем – свидетелем вся история – доселе не было на этом престоле Николая! Казалось, что это имя, так всем любезное, как будто хранится под какою-либо печатью, которую никто не смеет вскрыть, никто из самых венценосцев не смеет дать сыну или внуку! Что значит это? «Дело случая», – ответят некоторые, а может быть и многие. За ними – кто бы они ни были – слепой случай, а мы обратимся к чему-нибудь «не слепому».
Восхожу мыслью ко временам первобытным, когда пути Промысла были очевиднее, самый голос природы слышнее, – и что нахожу? Нахожу, что в церкви патриархальной имена нарекаемые всегда означали будущие свойства и судьбу нарекаемых, ибо давались по прозрению свыше, которым обладали нарекающие. В последующие времена возможность нарекать имена таким образом начала оскудевать и, оскудевая, постепенно дошла до того, что уступила смыслу чистому, как говорят, а в самой вещи – весьма нечистому произволу. Дают имена, как случится, не заботясь притом ни о чем, как разве о благозвучии, не руководясь ничем, как разве родственными отношениями. Но первобытный закон имен не потерял сам по себе и никогда не потеряет силы выражать свойство и судьбу именуемых. Когда люди уклонились от него, ибо по нечистоте не могли держаться на высоте его, то он остался, можно сказать, в руках одного Промысла Божия.
Промысл Божий так обыкновенно управляет судьбой человеческой, что предоставляет полную свободу действовать людям; но где нужно, дает видеть перст свой, подобно художнику, который предоставляет составлять картину ученикам и по временам только прибавляет черты некоторые, чтобы не испортить картины.
Потому и при наречении имен действие Промысла может сказываться только в некоторых немногих случаях. Таковые случаи могут быть и бывают и в малых семействах, но тем паче в великих, – мы разумеем царства и народы. После того уже заранее можно сказать, что они будут разительнее, нежели где-либо, в державе Российской. Почему заранее можно сказать это? Потому что вся история ее ознаменована разительными действиями и знамениями непосредственного Промысла Божия.
Хотите ли доказательств? Вспомните имена: Владимир – кто более его овладел древним миром русским? Петр – кто более его был подобен адаманту несокрушимому для всех войн?
От этих и других размышлений, которых верность отдаем на суд всех и каждого, обратимся к предмету настоящего торжества и подведем его, так сказать, под общий закон. Что значит имя Николай? – Оно значит «победитель народов».
Теперь смотрите. – На кого? Во-первых, на Святителя Христова Николая. Смиренный пастырь Мирликийской Церкви прославляется пред всеми святителями, целыми народами. Какими? Не только чтущими имя Христово, но и неверными, даже теми, которые разрушали гроб и храм его и принудили святые мощи его совершить путешествие с Востока на Запад, как будто в знамение того, чтобы Запад, вспомнив древнее единство, паки обратится к Востоку.
Видите ли силу имени? Или, точнее сказать, силу Того, Кто нарицает, по выражению Апостола, «не сущая яко сущая» (Рим. 4:17)?
Воззрим затем и на августейшего соименника Святителю. И что видим? Не видим ли подобного, то есть что сила имени отражается в судьбе того, кто носит имя? Имя победителя принадлежит большей части наших венценосцев, хотя не всем в равной степени.
Но скажите, кому более принадлежит имя «победителя народов»?
Прежде побеждали владык; в наше время надобно сражаться с народами...
(Не окончено).