III. Слова и речи к отдельным лицам и по особым случаям
Наставление новопостриженным монахам из студентов Академии, сказанное после литургии, по произнесении слов: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием!»
Паче же да будет вседетельное и всеосвящающее благословение сие на вас, юные воины Христовы, которым предлежит упорнейшая брань не с плотью токмо и кровью, но и с духами злобы поднебесной! – Благо вам, что вы не уподобились упоминаемому в ныне чтенном Евангелии юноше и, желая наследовать живот вечный, не усомнились, подобно ему, оставить все, дабы идти за одним Христом, – благо вам! Господь «не обидлив... забыти настоящего дела вашего и труда любве» вашей (Евр. 6:10) к Нему; Он найдет средства провести вас безбедно среди всех напастей и искушений; возвеселить сердце ваше среди всех горестей, вознаградить сторицей все ваши настоящие жертвы и лишения.
Но для чего я называю лишением то, что должно называть приобретением? – Мир, которого отреклись вы? Разве не его самые усердные любимцы его называют полем брани, где «враги человеку и домашние его» (Мф. 10:36)? Потеря ли променять поле брани на мирный кров дома Божия? – Мир? Разве не его сравнивают с морем, непрестанно возметаемым ветрами и бурями? Лишение ли – избыть навсегда [его] волн и уединиться в тихом пристанище?
Блага мира, подобно плоду едемскому, кажутся красны и привлекательны, но спросите тех, которые всегда наслаждаются ими, и они скажут вам, что нет горечи, которая бы не сопровождала их вкушения. Жизнь иноческая, напротив, кажется слишком суровой только тем, которые никогда не проводили оной, как должно, и потому не вкушали ее сладостей. Истинные иноки всегда были люди самые блаженные. Так и должно быть!
Мир и твари не могут наполнить сердце человека: один Бог есть истинное благо его. У отцов земных достает нежности для тех из детей, которые, оставив все, живут для них одних; у Отца ли Небесного недостанет благословений и любви? – «Коль многое множество благости Твоея, Господи, – восклицает один из вкусивших, яко благ Господь, – юже скрыл еси боящымся Тебе» (Пс. 30:20)! – Если богатство это сокрыто от очей мира, то потому, что мир недостоин, не может видеть его!
А если бы исполнение высоких обетов ваших и сопряжено было с какой-либо трудностью, когда бы по временам потребовались от вас и подвиги, то отяготимся ли перенести что-либо ради возлюбленного нами и стократ более возлюбившего нас Господа? – А сыны мира? Разве они не терпят от мира? не приносят ему жертв самых тяжких? – А дети неги и роскоши? Разве не стенают под тягостью одних приличий? не проклинают нередко сами себя и все, их окружающее? – В этом мире нельзя, никак нельзя не страдать. А если надобно страдать, то лучше страдать для Господа, нежели для диавола; лучше терпеть, чтобы стяжать душу и наследовать живот вечный, нежели терпеть, чтобы погубить навсегда душу и быть отлученным от Бога.
Вам угрожают искушения? Но юные воины Христовы, вы будете сражаться не одни, – Всемогущий Спаситель наш выну будет с вами и за вас! Бойтесь единого – быть неверными Ему и своим обетам.
А доколе вы верны, Он весь ваш – со всем Своим могуществом и премудростью, дотоле вы имеете право о всем просить, всего надеяться. Одна неверность теряет все – и на земле, и на небе.
Но я не хочу заранее наполнять воображение ваше мыслью об опасностях и врагах. Нынешний день должен быть для вас и для нас днем радости и славословия. Возблагодарите убо и во всю жизнь не преставайте благодарить Господа, «изведшаго вас из тьмы в чудный свет Свой, и преставившаго в Царство Сына любве Своея!» – А мы усугубим свои молитвы о вас, да благословение Господа и благодать Его пребудут над вами ныне, и присно, и во веки веков! Аминь.