III. Слова и речи к отдельным лицам и по особым случаям
Наставление студентам Академии после окончания ими курса и по объявлении ученых степеней и должностей
Апостол Павел, преподавая некогда ефесским ученикам своим последнее наставление и желая как можно более расположить их к исполнению преподанного им учения, между прочими побуждениями, употребил и то, что им преподаны все истины спасения: «не обинухся бо, – говорил он, – сказати вам всю волю Божию» (Деян. 20:27). Находясь в подобных обстоятельствах и имея ту же самую цель, мы не можем, однако же, во всей целости обратить к вам слов Апостола; не можем сказать, что мы возвестили вам всю волю Божию.
Так мог говорить наставник богодухновенный. Для нас, которые по необходимости беседовали с вами большей частью в наученных человеческой мудрости словесех, для нас довольно и того, что мы желали возвестить вам всю волю Божию, что не желали возвещать вам ничего, кроме воли Божией. Если и вы не хотели слышать от нас ничего, кроме сей воли (и мы надеемся, что не хотели); если притом имеете твердое намерение (и мы верим, что имеете) исполнять на деле слышанное, то и для вас достаточно того, что возвещено вам. Кто сказал: «аще кто хощет волю Божию творити, разумеет о учении» (Ин. 7:17), – Тот Сам уже восполнит недостающее.
Сей Божественный всеобщий Наставник, Господь и Учитель наш остается с вами; Всеблагий Дух Его, могущий наставлять на всякую истину, с вами; слово Его, преподанное пророками и апостолами, с вами. Продолжайте сами поучаться, вразумляться, приходить от веры в веру, от любви к любви.
Я сказал – продолжайте. Круг обыкновенного учения кончен; но круг истинного боговедения, раз начавшись, никогда не оканчивается. Кто возомнил бы, что ему не остается ничего знать, тот тем самым показал бы, что он ничего не знал или все забыл. Училище человеческое оставится вами, но вместо него откроется новое, высшее, которого учредитель не человек какой-либо, а Сам Господь – училище жизни и опыта. Уроки продолжатся те же, только будут состоять не из слов, а из событий и действий. Кто будет внимателен, тот вскоре заметит в самых обыкновенных событиях жизни человеческой уроки мудрости Божественной, невидимый преподаватель которых есть Промысл, видимый истолкователь – воля начальства. Благо тому, кто с сыновней доверенностью к невидимому преподавателю будет благодушно следовать за видимым истолкователем; такой собственным опытом узнает, что истинно верующим в Бога все обращается во благое. Горе, напротив, высокоумным и продерзым, не умеющим или не желающим ум и волю свою покорять воле Промысла, обнаруживающейся в порядке событий и воле начальства. Для таковых самое обилие земных познаний обратится в бремя, которое чем более возрастает, тем более угнетает.
Продолжая сами быть прилежными учениками Промысла, не забывайте печься о вразумлении других. На нас, по самому рождению, лежит священный долг быть провозвестниками воли Божией. Можно ли желать жребия лучше этого? – Щедрота августейшего монарха подала нам средства к удобнейшему исполнению нашего предназначения. Не сугубо ли будем виновны, если, употребив эти средства для образования самих себя, не обратим потом нашего образования на пользу других? – «Жатва многа, а делателей мало» (Мф. 9:37). Не заставим своим небрежением жаловаться на нас Господину жатвы. Он прав, ибо послал нас. Мы будем виновны, если не возвестим слова спасения, нам вверенного. Зачем и восходить на Синай боговедения, если не сносить56 закон для тех, которые находятся у его подножия? Иначе и о нас могут сказать: «ввергох злато во огнь, и излияся телец» (Исх. 32:24). – И трудно ли возвещать то, что составляет предмет нашего служения? Кто познал истинно Христа – а более Его нам ничего возвещать не нужно, – тот не будет молчать, возвестит Его на стогнах и кровах. Кто истинно познал своего Спасителя, уразумел, как ведение Его необходимо для всех и каждого, тот, возвещая Его, не будет иметь в виду ничего, кроме Самого Христа. Для успеха в этом святом деле не нужно особенной какой-либо мудрости. И малые крупицы духовного хлеба, преломляемые во благословении, могут напитать тысячи алчущих душ.
К назиданию словом здравым присовокупляйте пример благой. Христианская жизнь есть самое лучшее поучение. Самого Бога мы познаем из дел Его. И Спаситель наш прежде начал творить, а потом уже учить. «Иже сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Отца Небесного» (Мф. 5:19).
Среди трудов на пользу Церкви непрестанно имейте в виду Иисуса Христа и Его апостолов. Наставление, данное Апостолам, при посылании их на проповедь, почитайте наставлением, данным для всех учителей веры (Мф. 10:8–10). В нем найдете, что нам всем должно делать, чего убегать, где искать подкрепления, как терпеть и чего надеяться.
Да не изнемогает вера ваша, если среди благого и непостыдного делания в вертограде Господнем сретят кого-либо искушения и напасти. Кто не терпел их из истинных делателей Христовых? Только бы не страдать за нарушение правды, а если за имя Христово, за возвещение истины, за обличение неправды постигнет кого-либо искушение, то такой должен не стыдиться, а прославлять Бога за свою участь. Наш Учитель и Вождь – на Голгофе. Нам ли искать покоя? Покой и награда всех истинных последователей Его, тем паче провозвестников имени Его, – там, на Сионе.
С этими благожеланиями «ныне предаю вас... Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех» (Деян. 20:32).
«Отче Святый, соблюди их во имя Твое... Святи их во истину Твою: слово Твое – только Твое – истина есть» (Ин. 17:11, 17)!
* * *
Не возвещать – Ред.