Источник

Речь по божественной литургии в церкви Михайловской станицы 14-го сентября 1843 года

Христолюбивые Воины Донские!

Сегодня, в день Воздвижения Креста, св. Церковь поет ко Господу в главной песни праздника о том в особенности, что особенно должно быть близко к сердцу вашему, Христолюбивые Воины! Спаси, Господи, люди Твоя, вопиет она, и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему Николаю Павловичу на сопротивныя даруя. А где слово о Господе, где слово о Царе, где слово о победах, где слово об отечестве; там кипит сердце благочестивого воина! Слово в том, что понятия сии соединяются в особенности с торжеством Креста. Так, Крест Господень, Крест – достояние Царя, Крест – победоносное оружие на сопротивных, Крест – спасение людям крещеным!

Торжество Креста в мире началось, Братия, точно от Царя и побед. Равноапостольный Царь Константин, еще до обращения своего к Вере, видел на небеси знамение или образ Креста Христова и при том слышал глас: Сим побеждай! Родилась в Царе св. Вера во Христа; Крест победил врагов и – вот начало торжества Веры Христовой во всей вселенной! Гонения от неверных на Христиан быть перестали, вместо мучений за Веру Христианскую стали быть обращения к ней!

Первый Христианский Царь Константин, следуя слышанному им небесному гласу, что надобно побеждать врагов Крестом, Крест тотчас изобразил и на оружиях воинов своих, и на знаменах полков. Им столько приобрел он побед, что не Запад только, пределы древнего Рима, но и Восток стал царством Константиновым.

Св. Царь сей видел знамение Креста на небеси; но самое древо Креста лежало еще тогда на мест казней, в недрах земли, в безвестности. Туда, во Иерусалим, дошла первая Христианская Царица, мать Константинова, Св. Елена. Ее попечением, пред ее очами, открыт и честный подлинник Креста, неоцененное сокровище мира. Священный подлинник Креста Господня сделался достоянием царским: чрез Царей приобрели мы животворящее древо Креста Господня. Нет сомнения, что, когда Иерусалимский Патриарх, встав на возвышенное место, воздвигал или возносил открытый тогда Крест Господень, с тем, чтобы видели оный все собравшиеся Христиане, Христиане, поклоняясь Кресту и молясь Распятому на нем Господу, благодарственно воспоминали при сем и имя Равноапостольных Царей Константина и Елены, виновников тогдашней радости, желали Царю побед и проч. Собрание Христиан, т. е., делало тогда то же , что делаем мы ныне, когда поем в день Воздвижения: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему Николаю Павловичу на сопротивныя даруя!

Животворящее древо Креста после сего, после первого Воздвижения его, многократно предносимо было Христианами около св. града Иерусалима, когда ни случались нападения врагов на св. град.

И так торжество Креста, повторяем, особенным образом принадлежит Царям. С Воздвижением Креста особенно молимся мы Богу о Царе своем и о даровании Ему побед на врагов! А Благоверные Цари наши, Христиане, разделяют сие торжество со всеми нами, верующими, особенно же с вами, Христолюбивые Воины! Сколько вижу я в одном сем месте у вас знамен с изображением Креста! Сколько вижу крестов, украшающих груди ваши, Победители! Сколько славы на вас от милостей к вам Царских, от блистания на вас знаков отличий, кои все без различия справедливо называются крестами. Сам Благочестивейший Государь наш за высшее украшение в Высочайшем Сане своем имеет Крест Господень: он у Него и на персях, и на короне, и на скипетре, и на державе. Сам Господь Иисус Христос, Христиане, по слову Апостольскому, Крестом вошел в славу Свою. Крестом победил Он ад, диавола и смерть.

Какая же слава и честь вам, Воины, друг пред другом, когда и ваши заслуги Вере, Царю и отечеству крестом украшаются; когда Благочестивейшие Цари наши некоторым образом уделяют от собственных украшений тем из вас, кто по званию своему служит верою и правдою, кто имя Христолюбивого воина носит не напрасно! А вы, Воины юные, не имевшие еще и случаев к тому, чтоб заслужить кресты, смотря на отцов своих и дедов, старайтесь подражать их св. Вере, преданности Государю, послушливости Начальству , терпеливости в трудах, храбрости в воинских подвигах. Кто так будет располагать себя; тот уже носит на сердце своем крест и, без сомнения, открыто будет носить в свое время на груди. Теперь же, в праздник Креста, всех вас Крестом Господним от лица св. Церкви приветствую, всех о имени Господни Крестом Господним благословляю!


Источник: Речи христолюбивому воинству Донскому, говоренные Игнатием, архиепископом Донским и Новочеркасским. - Санкт-Петербург : В тип. Деп. внеш. торговли, 1845. - 120, IV с.

Комментарии для сайта Cackle