СКОРБИ 3
(см. также: Грех, Искушение). Я не могу участвовать в светских веселостях моих родных, зато должен и желаю принимать живейшее участие в скорбях их. Идут в монастырь и избирают скорбную жизнь для того, чтобы жизнь веселая не развлекала и не привела в забвение Бога, а не для того, чтобы вместе с суетным оставлять и законное, святое. Я убежден и из Слова Божия, и из опытов жизни, что Бог кого полюбит, тому непременно пошлет скорби. Потому что без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для Бога и вечности. 371.
Потерпи и узришь милость Божию! За всю жизнь твою, с самого младенчества твоего, были попущены тебе скорби. Это признак, как утверждают святые Отцы, особенного Промысла Божия. Бог хочет сделать тебя участницей вечного блаженства и подает тебе чашу спасительную скорбей. Успокойся и молись. 380.
Бог да подкрепит тебя в скорбях твоих! Прими и мое грешное и недостаточное слово утешения, которое присылаю тебе в этих строках, чтобы утешить тебя Богом, как и пророк Давид сказал: «отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76:3–4).
Во-первых, каждый христианин должен веровать, что он находится под непрестанным Промыслом Божиим. Этому научает нас Евангелие. Сам Спаситель говорит: «И власы глав ваших изочтены суть» (см.: Мф.10:30). Поэтому христианин, когда будут ему попущены скорби, должен несомненно веровать, что эти скорби попущены ему Самим Всеблагим и Премудрым Богом, Который предвозвестил Своим возлюбленным: «В мире скорбни будете» (Ин.16:33). Итак, не должно считать странным, видя себя в скорбях, не должно предаваться унынию; напротив того, должно благодарить Бога за скорби как за знак избрания к блаженной вечности. От благодарения не только притупляется лютое жало скорби, но и вселяется в сердце благодарящего небесное, духовное утешение. Благодарить можно словами праведного Иова.
Во-вторых, все мы грешники перед Богом. Грешник не должен считать странным, когда ему посылается наказание. Нет! Он должен открыться перед Богом, признавать себя достойным посланной на него скорби и радоваться, что в земной жизни приемлет наказание за согрешения в ведении и неведении и тем избавляется от вечных мук. При таком размышлении полезно произносить со святым разбойником: «Достойное по делом моим восприемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (см.: Лк.23:41–42).
Христос совершил земное течение Свое в непрестанных страданиях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убиение Его. Учеников Своих Он приглашает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: «Иже не возьмет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (см.: Мф.10:38). Рассмотри жития всех апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровью и бесчисленными муками купили себе Небо. Рассмотри жития преподобных: не была ли вся жизнь их продолжительным, невидимым мученичеством? «В пустынех скитающеся,... в вертепах и пропастех земных,... лишени, скорбящи, озлоблени» (см.: Евр.11:37–38), по словам Апостола, «многими кровьми и смертьми», по выражению Требника, наследовали они блаженную вечность. «Никто же взыде на небо с ослабею, – говорит святой великий Исаак Сирский, – напротив того, о сем познается человек, находящийся под особенным Промыслом Божиим, когда ему пошлются непрестанные скорби». Итак, благодари, смиряйся, веруй, предавайся воле Божией, молись за тех, в коих сердце немирно. В сих только возможешь найти утешение и исцеление. 381.
Скорби всегда были достоянием спасающихся, особенно же они свойственны нынешнему времени, когда человеки ослабели к совершению добродетелей. Итак, не малодушествуй, но в терпении и смирении предавай себя воле Божией и благодари Его Святой Промысл за все, тебе посланное. 383.
Да укрепит тебя Всеблагий Господь наш Иисус Христос, искупивший нас Своей неоцененной Кровью, да дарует тебе терпение в твоих болезнях и прочих скорбях, да внушит тебе благодарение за них, как за величайшие благодеяния. Услышь Его святейший голос, вещающий: «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую» (Откр.3:19). Вспомни праведного Иова, лишенного чад своих и всего имения, покрытого смердящими струпами, сидящего на гноище и говорящего: «Господь даде, Господь и отъят,... буди имя Господне благословенно» отныне и до века (см.: Иов.1:21). Вспомним пророка Иону, от чрева китова исповедующего свое прегрешение и прославляющего правосудие Божие. Вспомни трех Отроков, вверженых в пещь огненную и из сердца пещи благословляющих Бога. Вспомни всех святых и путь, коим они достигли спасения. Не тесный ли и прискорбный путь искушений ввел их в обитель живота?
Вспомни все это и поревнуй жребию святых, скажи твоим малодушным помыслам: и волосы все головы моей изочтены у Бога, то как могу я унывать? «Не пошлю, – обещает Он мне устами Своего Апостола, – искушения выше меры твоей» (см.: 1Кор.10:13), но в самом искушении сокровенно дарую тебе избавление от искушения. Нарочно тебя болезнями поражаю, напастями, чтобы ты не пристрастился к чему-либо суетному, но в сокрушении сердца поискал прилепиться ко Мне, Создателю твоему, исполнением Моих заповедей и стяжал Меня в себе, а когда стяжешь Меня в себе, тогда взыграют все уды твои нескончаемым веселием, ибо Я есмь Сама Благость и Само Блаженство неоскудеваемое и непременяемое. Благодаря за все милосердного Бога, будем молить Его, чтобы сохранил нас в любви и согласии во славу святого имени Своего. 391.
...Каждый, желающий спастись, подвергается разнообразным искушениям, и блажен он, если за скорби свои благодарит Бога. Признак призвания Божия во спасение – скорби. Кого Бог возлюбит и захочет сделать Своим, тому посылает скорби, того умерщвляет к любви мира скорбями. Так смотри на твои скорби, на твою продолжительную болезненность. 412.
Господь кого любит, наказует с милованием, поэтому в скорбях надо благодушествовать, возлагая судьбу свою на волю Божию. 419.
Господь посылает тем, кого любит, различные испытания, но и избавляет их от всех скорбей. Скорбями мы научаемся уповать на Бога, а не на себя и стяжаем бесценное сокровище – веру в Бога, веру деятельную, живую. 423.
В течение земной жизни нельзя обойтись без скорбей, а те скорби, которые приходят, приходят не иначе как по попущению и мановению Божию для очищения человека. Следовательно, должно покоряться воле Божией и принимать попущение с благодарением Промысла Божия. 431.
Святые Отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые посылаются нам, и исповедовать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом принимаемая скорбь непременно послужит нам в очищение грехов наших и в залог вечного блаженства. По свойствам недугующего падением естества нашего мы заботимся наиболее об устроении нашего временного положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о котором мы забыли бы, если бы земное положение не было потрясаемо скорбями, если бы скорби, посылаемые по временам Промыслом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное преходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание говорит: «Господь, его же любит – наказует» (см.: Притч.3:12). Скорби вразумляющие посылаются от Бога тем, которых Он хочет помиловать, а отверженным посылаются скорби решительные и сокрушительные, как-то: скоропостижная смерть, лишение рассудка и тому подобное. 438.
Бог, управляющий всем, особенно бдит над людьми, желающими служить Ему, хотя бы они и побеждались своими немощами. Он ведет их путем скорбным, скорбями отрешая от мира и приводя к Себе. Потом избавляет их от всех скорбей, чтобы они зрели Его всеблагий Промысл и стяжали веру в Него. 461.
Скорбями обучается каждый человек, которого благоволил Бог приблизить к Себе. Скорби действуют... извергая из внутренности зло и обличая его перед подвижником, да исцелится покаянием. 528.
Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, как тебе известно, но ныне не будь скорбей – нечем спастись. Подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет – одни скорби заменяют собой все. Подвиг сопряжен с тщеславием, тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него; скорбь же чужда тщеславия и потому доставляет человеку богоугодный невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению... 569.
И сюда доходят известия о скорбях, постигших столицу. Жаль, очень жаль. Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти. Жаль и отца Ираклия, решившегося поднять голос против братии своей. Милосердный Господь да заградит источники искушений, если бы мы сделались немощны. 599.