ИСКУШЕНИЕ
(см. также: Скорби). Праведный, многострадальный Иов подвергся многим искушениям и сказал о земной нашей жизни, что вся она вообще есть искушение для человека. И то надо знать, что людям, боящимся Бога и чтущим Его, хотя и попускаются на время искушения, но после того непременно следует и избавление от искушений. Итак, не должно предаваться печали и безнадежию, но из среды самого искушения с верой молитвенно вопиять к Богу и ожидать Его помощи. 426.
Преподобный Марк Подвижник сказал: «Пришедшу искушению, не ищи как и от кого оно пришло, а ищи того, чтобы перенести его с благодарением». Воспрещенное преподобным Марком разбирательство приводит только душу в смущение и способствует насеяться в ней семенам ненависти и памятозлобия к ближним, а благодарение Бога за посланное искушение вводит душу в пристанище веры, мирит с ближними и служит причиной духовной радости. При таком взгляде на действия враждебных людей я привлекаю в душу свою мир. 472.
Святой Иов сказал, что вся земная жизнь человека – сплошное искушение. Когда так определено Богом, то мы должны с покорностью переносить скорби от постигающих нас искушений, вразумляться ими для дальнейшей нашей деятельности. 519.
Первое слово этого письма о Н. Он продолжает беседовать со мной на послеобеденном чае. Сознание, в какой бы степени оно ни было, вывело его из фальшивого, напряженного состояния в более правильное, а потому и более спокойное. Совет мой, что нужно принести Богу покаяние в драматическом вступлении в монастырь и в драматическом пребывании в монастыре для отвращения гнева Божия и для привлечения благословения Божия на последующую жизнь, он принял и занят этим в настоящее время с очевидной пользой для себя. Слава Богу!
Что касается меня, то я гляжу на попущение искушения, как на свое, по выражению святых Отцов, т.е. как на такое, которое было необходимо для душевной пользы моей и потому именно было попущено Промыслом Божиим. По этой причине ни на кого никакой претензии не имею, тем паче на Н., а забота моя сосредоточена на том, чтобы плод искушения был обращен в пользу как его, так и всех тех, которых искушение касалось. Отец Иустин, единодушно со мной, находится в таком же настроении, как и я. Относительно Н. сущность дела состоит в том, чтобы жительство его в монастыре оставило на нем благое впечатление. Это должно иметь влияние на всю жизнь его, на его веру, на его спасение. Сообщая это тебе, желаю, чтобы и ты вступил в одно настроение со мной, т.е. осознал, что искушение было нужным для тебя, что оно очень полезно тебе как открывшее тебе глаза на людей и на современное религиозное направление. Затем, поведение твое относительно Н. должно быть благоразумным и богоугодным. Без первого не может быть второе. Необходимо оставить плотскую нежность как средство обольщения, а действовать по правилам любви, заповеданной Словом Божиим. Прошедшее надо оставить, не входя подробно в тонкие расспросы и вопросы, что вовлечет его в ложь и обманы и уничтожит благие плоды, явившиеся в душе от некоторого сознания, к какому он был способен. Способность сознаваться является не вдруг, но от понуждения себя к постоянному сознанию и от навыка. Все нужное должно предоставить Богу, умоляя Его о милости. В этих случаях молитва бывает сильнее собственных действий. 520.
Н. необходимы опыты жизни. Опыты всегда имеют свою горесть и свой труд. Но без них человек остается на всю жизнь свою куклой пустой. Опыты при жизни в В. будут наилегчайшие. Там нет таких бурь и пропастей, какие в шумном свете. Надо, чтобы мы поступили по воле Божией, а не по чувствам обманчивой и пагубной нежности; остальное Бог устроит судьбами Своими. Выход Н. из искушения устроился милостью Божией к пользе души его, приведши его к сознанию и к плодам сознания, что все доселе было незнакомо ему. После сознания, поступив по совету моему, он ощутил особенное облегчение. Это признак действия истины. Ты хорошо сделаешь, не позволив себе подробных расспросов, потому что святые Отцы воспрещают их делать прикоснувшемуся спасительного сознания. Очевидно: от стеснительных расспросов человек лишь сознавшийся, и сознавшийся с большой экономией, может перейти опять от сознания к запирательству и обманам, причем все благое действие, произведенное сознанием, изгладится из души. Непременно надо, чтобы оно осталось. Вероятно он и сам выскажет тебе что-нибудь, из чего можешь заключить и обо всем. 525.