Источник

Евхерий

Евхерий, еп. Лионский, высокого происхождения, был родом из Галлии, получил блестящее образование, имел жену Галлу, двух сыновей Салония и Верания. Политическая безурядица в Галлии и нашествие Алариха в 409–410 г. произвели на Евхерия, как и вообще на всех мыслящих современников, самое гнетущее впечатление. Рушилось все, что, казалось, было обосновано так прочно. Вероятно, эти наблюдения и привели Е. к мысли об отречении от мира. Сначала он мечтал поселиться в египетской пустыне, но потом поступил в Леринский монастырь, где посвятил себя научным занятиям. Через несколько лет он ушел из монастыря и стал вести жизнь анахорета в соседнем Лерине, поддерживая оживленную переписку со многими видными представителями галльской иерархии. Жена его и сыновья так же вели отшельническую жизнь. В 434 г. Е. был избран в епископа Лионского и должен был взять на себя тяжелое бремя забот о своей пастве, угнетенной политическими бедствиями. Немало трудов доставляло Е. и религиозное состояние паствы: победа христианства была еще далеко не полная. Особенное внимание обратил Е. на епископскую школу, в заботах о которой участвовали и его сыновья. Е. написал в пособие для преподавания им две книги: «Наставления» (Instructiones) для Салония и «Книгу формул духовного разумения» (Liber formularum spiritualis intelligentiae) для Верания. Современники восхваляли Е. как церковного оратора и отличительною чертою проповедей его признавали трогательность. До нас дошли только два незначительные поучения в честь св. Бландины и свв. Епиподия и Александра. Принадлежность ему 10 бесед к монахам сомнительна. 56 проповедей так называемого Евсевия Эмизского или Галликанского приписывают Е. ошибочно. Как митрополит Лионский, Е. собирал под своим председательством провинциальные соборы. До нас дошли правила только четырех соборов, бывших за это время в Галлии: Рьезского 439 г., Оранжского первого 441, Вэзонского первого 442 и второго Арльского собора 452 г. Под актами Оранжского собора есть подпись Евхерия и его сына Салония. На этом соборе было постановлено 30 канонов; между прочим, здесь было подтверждено право церковного убежища и запрещено на будущее время ставить диаконисс. Е. много помогал монастырям и на четыредесятницу сам удалялся в монастырь Иль-де-Барб. Вместе с Делицием он основал монастырь и странноприимницу в Бербоне. Скончался он около 454 года. Дети Евхерия также были епископами. Салоний занимал кафедру в одном из городов Прованса (каком – неизвестно), был близок к Сальвиану, участвовал на первом Оранжском и третьем Арльском соборах, в 450 году вместе с Вераниием и Церетием писал послания к Льву Великому, с просьбой сверить их копию послания Льва к Флавиану. Вероний с 440 года был еп. Ванским (Vincium), пользовался доверием в Риме и исполнял некоторые поручения папы. Оба брата написали «Диалоги на Екклезиаст и книгу Притчей». Сам Евхерий принадлежит к числу лучших из поздних латинских писателей, хотя его язык и не отличается чистотою золотого века римской литературы. Лучшими его сочинениями считаются «Похвала пустыни», написанное по поводу возвращения Илария Арльского из Арля в Лерину, и «Увещание Валериану о презрении мира и светской философии», в котором он старается наблюдением над знамениями времени убедить своего родственника Валериана принять христианство. Ему же принадлежит «Страдание агаунских мучеников, св. Мавридия и бывших с ним». Вышеупомянутая «Книга формул духовного разумения» и две книги «Наставлений» представляют собою экзегетические руководства, написанные сжатым языком. Е. держится аллегорического метода в толковании. В «Книге формул» он перечисляет известные классы выражений, которые нужно понимать в несобственном смысле, и толкует их. В первой книге «Наставлений» дается объяснение трудных мест Священного Писания; вторая представляет род словаря, в котором поясняются и переводятся непонятные и не переведенные слова Св. Писания. Приписываемые Е. так называемые «Малые формулы», толкование на кн. Бытия и книги Царств, сокращенный Institutiones Кассиана, наставления монахам и девам, книга о затмении солнца и луны и, вероятно, послание к пресвитеру Фаустину, не принадлежат Е. Современники высоко ставили Евхерия: он был для них «далеко превосходящим современных ему великих святителей».

Литература. А. Гуйлью, Св. Евхерий, Леринские острова и лионская церковь в V веке, Лион 1881. Изложение содержания этой книги и отзыв о ней см. в статье В. В. Болотова «Иностранная богословская литература», «Христианское Чтение» 1883 г. Май-июнь, стр. 784–802; см. также в Патрологии Барденгевера, стр. 488.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle