Источник

Религиозные верования народов Малой Азии

Выдающийся к северо-западу от Финикии и Сирии полуостров Малой Азии был населен на небольшом пространстве многими народами, каковы: фригияне, лидяне, мизяне, карийцы, киликияне и исаврийцы. Происхождение их с точностью не определено. Некоторые из них, по-видимому, принадлежат арийскому племени, о других с несомненностью можно сказать, что они семитического происхождения или представляют собой смесь семитических племен с арийскими1592. Каково бы впрочем ни было их происхождение, несомненна связь их религии с семитическим, особенно сирофиникийским культом. Боги их – те же Бэл и Ваал и Бэлитта, или Ашера, только с иными названиями, – модификации тех же понятий, которые олицетворены в этих семитических божествах, с некоторыми только своеобразными оттенками.

Из всех этих малоазиатских культов всего более известен фригийский. Три главные божества фригиян – Цибела, Атис и Сабазий напоминают Ашеру, Адониса и Ваала. Цибела, отождествляемая у греков с Реей и называвшаяся «великой матерью», царицей или «идейской матерью»1593, была высшим божеством во фригии и представляла собой рождающую, плодотворною силу земли или вообще природы. Идолами её служили, как и символами богов Сиро-Финикии, камни, спавшие с неба1594. Подобно Милитте, она имела вид женщины, сидящей на престоле; по сторонам её два льва – символы силы; в руках её был бич, связанный из косточек, – эмблема того же могущества. Как и Милитте, ей посвящались голуби, волы и козлы, а также гранатовые яблоки и сосна. Как и Ашера, она требовала от женщин жертвы невинностью. Но так же, как и Астарта, имела множество исступленных галлов с архигаллом во главе1595. Оргиастический культ её соединял в себе стихии Ашеры и Астарты вместе, – те же сцены разврата и те же самоистязания галлов, которые уродовали себя, как и сирские и финикийские гиеродулы. С культом верховной богини «великой матери» неразрывно связан был культ бога Атиса ( τυς, ττης), который был то же, что Адонис в Финикии, и олицетворял собой весну или вообще животворную силу солнца. Миф Атиса, как и праздники в честь его, весьма сходны с Адонисовыми. По одним из мифических сказаний, он сын богини Цибелы (великая мать представлялась вмещающей в себе оба пола, была андрогеном); по другим – он только избран богиней, прельстившейся им, в супруги и сделан её жрецом, под условием сохранения ей верности и чистоты. Но Атис скоро с дочерью реки Сангар забыл свое обещание. В наказание за это Цибела, наведя на него исступление, оскопила его. Атис в отчаянии хотел лишить себя жизни, но богиня превратила его в сосну. Это момент смерти Атиса, которая, как и смерть Адониса, в начале праздников в честь этого бога, воспоминалась в особых печальных церемониях и оплакивалась галлами. Но Цибела сожалеет о своем любимце и возвращает ему прежний вид. Это момент восстания Атиса, который праздновался ликованием1596. В другой легенде об Атисе, имеющей впрочем тот же смысл, является новое лицо с именем Agdistis, которое, по всей вероятности, есть не что иное, как архаическая форма того же Атис, полузабытая и послужившая поводом к видоизменению и осложнению мифа1597. По этой легенде, Агдистис есть андроген, рождающий миндальное дерево, которое цвело в самые первые дни по наступлении весны, и сок плодов которого служил символом эссенции, или зародыша жизни1598. Дочь реки Сангар от сорванного ею плода этого дерева зачинает и рождает прекрасного Атиса, которым прельщается Агдистис, в этом мифе очевидно смешанная с Цибелой или заменившая ее1599. Атис не хочет отвечать на её любовь, сам оскопляет себя в гневе на богиню и умирает. В отчаянии, она просит Зевса возвратить ей предмет её привязанности, на что и соглашается отец богов. Этого бога Атис, или Агдистис, олицетворявшего производительную силу солнца, фригияне звали Papas, т. е. отец, как Цибелу матерью; он назывался также Bagaeos ( Βαγαῖος), именем, в котором находят сходство с названием бога у славян. Не менее, чем Атис, известен фригийский бог Сабазий (Sabazius)1600 довершавший собой фригийскую триаду главных богов а заменявший Бэла, или Ваала Финикии и Сирии. Впрочем значение его весьма сходно, если не тождественно с тем же Атисом. Греки считали его фригийским Юпитером, но по легенде, – он сын Цибелы, как и Атис, с которым и отождествляют его некоторые из ориенталистов. Всего вероятнее, что он во Фригии был то же, что у других малоазийских народов Deus Lunus, т. е., бог луны мужского рода и олицетворял производительную силу этого ночного светила, как Атис, другой сын Цибелы, – производительную силу солнца. Праздники в честь его потому же были совершенно сходны с обрядами в честь Атиса и носили тот же оргиастический характер1601.

Культ соседних с Фригией стран был во многом сходен с фригийским. Боги их напоминают тех же Атиса и Сабазия. В Лидии, сверх божеств фригийских, известен был бог Sardis, от семитического Sar – круг, – олицетворение годичного периода в жизни земли, напоминающий сирийского Sandan, от которого, по всей вероятности, он и произошел. В Карии националъный бог Мэн Μήν – Deus Lunus, называвшийся на надписях «fortunae rector» и носивший титло «царя», имел сходство с Ваалом в своих свойствах. Символом его служил вол, рога которого указывали на возраст луны. К культу этого бога присоединен был праздник, сходный с праздниками в честь фригийских Атиса и Сабазия. В Ликии и Памфилии – тот же бог луны с свойствами, напоминающими семитических богов, и сверх того, воинственное божество Zeus Stratios, как называли его греки, представлявшийся в образе юноши с мечом в руках. В Киликии, еще ближе примыкавшей к Сирии и Финикии, богиня с именем Омфала (Omphal) была то же, что Ашера, а киликийский геркулес Сандан совершенно сходен с ассирийским богом того же имени. К северо-западу от Фригии, в Пафлагонии и Каппадокии был известен тот же бог Мэн, изображавшийся, подобно Атису, юношей с плодом сосны в руках. Культ его, распространенный и в Карии и Лидии, проникал и на запад до Понта и Армении. Бог этих стран, с именем Фарнак, был также бог луны, сходный с ассирийским Sin. Те же галлы и гиеродулы были во всех этих странах. Но те же или подобные верования шли из передней Азии, по-видимому, и далее, на восток, – от Фригии на другую сторону Эвксинского Понта чрез Босфор (в древности фракийский). В древней Фракии, соприкасавшейся с Малой Азией, боги имели тот же тип1602. По Геродоту1603, у фракийцев были три главных бога, которых он называет греческими именами Арея, Артемиды и Диониса, без сомнения, по аналогии их свойств. Фракийский Дионис есть, по всей вероятности, бог солнца, сходный с Атисом, а Артемида – «Deus Lunus» Малой Азии. Из других источников известны древние фракийские богини с именами Bendis и Cotys, иди Cotytto, праздники которых напоминали праздники малоазийской Цибелы. Нет сомнения, что и эти Bendis и Cotys – формы этой же великой матери, – богини гор, и лесов. В честь этих богинь совершались те же оргии, как и во Фригии, большей частью ночью; им служили те же галлы и метрагирты, вместе со множеством таких же жриц1604. Те же весьма близкие с сиро-финикийскому культу верования встречались и на островах Средиземного моря, особенно же в Кипре и в Крите. Эти два острова были по преимуществу местом религиозного синкретизма, куда одинаково проникали и сиро-финикийские, и малоазийские верования.

* * *

1592

Фригияне были чисто азиатский народ, хотя впоследствии усвоили греческий язык и греческие нравы. Они представляются близкими к грекам в нравах и религии больше всего потому, что мы не знаем вполне их истории и все сведения о них получили единственно от греков, которые очень рано вошли в сношения с ними, еще во времена героические (троянцы, по-видимому, связаны с фригийцами по своему происхождению), и в своих известиях об этом народе смешивали его верования и нравы со своими. Кажется, впрочем, что фригийцы происхождения арийского. Относительно лидян и мизян мнения неодинаковы; одни, на основании языка, причисляют их к индо-европейскому племени, другие к семитам и производят имя Лида, родоначальники лидян, от библейского Луда, сына Симова (Быт. 10, 22). Карийцев также считают то семитами, то арийцами. Киликияне с достоверностью признаются семитами, так же как и писидияне и исаврийцы, а пафлагоняне и каппадокияне – арийцами. Maury. Histoire des religions de la Grece antique. t. III. p. 73 – 79.

1593

Имя Цибелы – κοβέλη, или κυβήβη с фригийского значило: «мать гор, или горных лесов». Греки переводили его словами: μήτηρ ὄρεια или ίδαία, т. е. богиня горная, богиня горы Иды. Maury. Ibid, pag. 80.

1594

Культ её совершался в пещерах и горных кавернах, которые в древности служили и храмами.

1595

Жрецы Цибелы назывались у греков Метрагирты – Μητραγύρται т. е. «нищенствующие (жрецы) матери» (богини), название данное потому, что они жили подаяниями. Они носили льняную тунику и шерстяную верхнюю одежду, вышитую цветами и украшенную золотом, а на головах, как и жрецы Сирии, тиару. Maury. Ibid. pag. 89.

1596

Уничтожение virilitatis у Атиса очевидно символ зимы, а обращение его в сосну указывает на скрытый в природе остаток производительных сил и зимой. Сосна сохраняет зелень в продолжение всего года.

1597

Предполагают так же, что Атис есть лидийская форма имени Agdistis. Maury. Ibid. pag. 97.

1598

Амигдал, олицетворение этого дерева, назывался отцом всех живых существ. Origen. Philosophumen. Maury. Ibidem, p. 98.

1599

Галлы Цибелы, по совершении своих отвратительных операций, обращались к Цибеле со словами: «прими это, Агдистис», – также отождествляя Цибелу и Агдистис. Scher. Geschichte d. Religion. В. II, pag. 81.

1600

Имя его изводят с санскритского корня Sabhâdj, что значит «почтенный». Некоторые предполагают впрочем, что оно произошло от восклицания Saboë – ( Σαβοΐ) в честь Атиса, которое было одной из характеристических особенностей его культа. Из этих восклицаний: Ἐυοι, Σαβόι – Фотий производит имя Сабазия, называя его фригийским Дионисом. Maury. Ibid. pag. 102.

1601

По мифу о Сабазии, как он передавался после у греков (у орфиков), он горел преступной страстью к своей матери, и, чтобы удовлетворить ей, принял форму вола. Но напрасно старался утешить раздражение оскорбленной этим Цибелы. Тогда он, как говорит Арновий (contra Gentiles V, 21), прибег к хитрости, и, приблизившись к матери, injecit in uterum ejus testicula agni. Цибела вследствие этого рождает прекрасную дочь, которую Сабазий, её отец, также оплодотворяет, приняв вид дракона. Дочь его рождает бога с головой вола.

1602

Религия древней Фракии имеет значение в истории наравне с малоазийскими культами по своим отношениям к некоторым сторонам греческого культа.

1603

Herodot. 5, 7.

1604

Кстати заметить, что все греческие легенды об амазонках ныне с достоверностью изводят из этого малоазийского культа, который характеризуется тем, что и боги, и их служители были андрогены. Женщины с характером мужским вполне отвечают типу жрецов Цибелы и подобных ей божеств. Maury, t. III, р. 162.


Источник: Религии древнего мира в их отношении к христианству : Ист. исслед. / [Соч.] Архим. Хрисанфа, ректора С.-Петерб. духов. семинарии. Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. духов. журн. "Странник", 1873-. / Т. 1. Религия Востока. 1873. - 639 с.; Т. 2. – Религия Египта, семитических народов, Греции и Рима. 1875. - 625 с.

Комментарии для сайта Cackle