Третий член Символа веры
22. Защитники и исповедники православного учение церкви о двух волях во Христе: Божеской и человеческой
I. Св. Мартину пришлось быть римским архипастырем (папою) в то время, когда в большой силе была, так называемая, монофелитская ересь. Ею заражены были даже сам император с двором и константинопольский патриарх. Эта ересь осуждена была на IV вселенском соборе. Монофелиты учили, что в Господе Иисусе Христе хотя два естества, Божеское и человеческое, но воля одна, только божественная. Император требовал, чтобы и Мартин принял еретическое учение; но так как он не соглашался, то и пришлось ему потерпеть за это и лишение сана, и ссылку с голодом и разными лишениями. «Знайте, что если вы раздробите меня на части, все-таки я не изменю православному учению», говорит он своим истязателям, и скончался в заточении в Херсонесе таврическом в 655 г., там был и погребен. При гробе его совершилось много чудес. Впоследствии мощи его перенесены были в Константинополь, а потом и в Рим, где и почивают до ныне в церкви св. Мартина («Чет.-Мин.», апр. 14 д.).
II. Другим защитником истинного учение церкви является Максим, игумен, весьма уважаемый в Константинополе. Его и двух учеников его заключили в темницы, где они претерпели всякого рода страдание и лишение, но остались непреклонны, Тогда обвиняли Максима в намерении предать сарацинам некоторые города империи и послали его во Фракию в заточение. Максим переносил гонение с кротостию и твердостию духа истинного христианина. «Благодарю Бога, – восклицал он, – что страдаю за вымышленные преступление; да омоются этим вольные прегрешение мои». Чрез некоторое время возвратили Максима; так как он пользовался всеобщим уважением, то приверженцам монофелизма было крайне желательно склонить его к общению с ними; это могло послужить к утверждению их учение. Употребляли всевозможные меры, чтобы выманить у него согласие: и увещание, и лесть, и угрозы, но все осталось тщетно. Максим был непоколебим. Убеждали его, по крайней мере, молчать о вере своей.
– Молчать об истине все тоже, что отвергать ее, отвечал он.
– Нам дела нет до твоих убеждений, говорили ему: в сердце веруй чему хочешь, только молчи.
– Господь велит ни одним сердцем, но и устами исповедать Его, возразил Максим; св. апостол говорит: «сердцем... веруется в правду: усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10).
Когда убедились, что увещание тщетны, прибегнули к пыткам. Максим с твердостию перенес ужаснейшие истязание: мучили, били его, наконец отрезали ему язык и правую руку, и вместе с учеником, Анастасием, делившим его страдание, отправили его в страну скифскую. Ученик его умер дорогой, а святой Максим томился три года в заточении, терпя всевозможные лишение. Он скончался в 662-м году. Церковь благоговейно чествует память преподобного Максима Исповедника 21-го января.